СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины География для  1 курса ОУ СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "География"»















СОДЕРЖАНИЕ



Страница

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии для 1 курса составлена на основании
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании", разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Донецкой Народной Республики (приказ от 27.08.2021 г. № 717), Примерной рабочей программы по учебному предмету «География». 10-11 классы (базовый уровень) для среднего общего образования рекомендованную решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 5 от 19.08.2021 г.)

Программа по учебной дисциплине включает в себя пояснительную записку и четыре раздела: паспорт рабочей программы (с пояснительной запиской), структура и содержание учебной дисциплины; условия реализации программы учебной дисциплины; контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Курс «География» (10-11 класс) завершает цикл школьного географического образования. Он призван сформировать у обучающихся целостное представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. В этом курсе объединяется общая социально-экономическая география с географическим страноведением.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками географической информации. Отдельные вопросы курса можно предложить обучающимся для самостоятельного изучения. Необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность старшеклассников, приучать их использовать типовые планы характеристик объектов и стран, материалы из СМИ и научно-популярной литературы, развивать проектную деятельность.

Программой предусмотрено обязательное выполнение 4 практических работ.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

 переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

 переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

 вариативностью образования;

 приближением образования к современным потребностям страны,
востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира. На каждом занятии используются тематические географические карты.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 ГЕОГРАФИЯ

2.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, а также может быть использована для разработки плана, как индивидуального обучения студентов, так и дополнительного образования при подготовке и переподготовке специалистов среднего звена в различных отраслях.

Учебная дисциплина относится к общеобразовательной области «Естествознание».

1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Цель курса – формирование у обучающихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Задачи курса:

  • формирование у обучающихся целостного географического образа Земли через раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов;

  • раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем общества;

  • развитие у обучающихся пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;

  • обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;

  • формирование картографической грамотности и культуры;

  • выработка у обучающихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными источниками географической информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:

 умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

 обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

 владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В результате изучения курса «География» студент научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

студент на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.






3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:


лекции

42

лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия

4

контрольные работы, семинарские занятия

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУД.10 «География» (1 курс)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Литература д/з


1 семестр




Введение

1. Лекция 1. Предмет социально-экономической географии мира. Источники географических знаний. Выдающиеся эконом-географы мира.

2

2

[1], 5

Тема 1.

Человек и окружающая среда

2. Лекция 2. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды.

2

2,3

[1], 29-31


РАЗДЕЛ 1. Территориальная организация мирового сообщества




Тема 1.1. Мировое сообщество – общая картина мира

3. Лекция 3. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.

2

2,3

[1], 17-22

4. Лекция 4. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

2

2,3

[1], 22-29

Тема 1.2

Население мира


5. Лекция 5. Численность, и воспроизводство населения. Демографические и миграционные процессы. Состав и структура населения

2


2,3

[1], 61-71

6. Лекция 6. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Урбанизация

2

2,3

[1], 71-76

7. Практическая работа № 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

2

3


Тема 1.3

Взаимодействие человека и природы.

8. Лекция 7. Природные ресурсы и их виды. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.


2

2,3

[1], 45-58

Тема 1.4

Мировое хозяйство

9. Лекция 8. Географическое разделение труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Контрольная работа № 1.


1


1

2


3

[1], 111-119

Тема 1.5 Географические аспекты глобализации

10. Лекция 9. Понятие «глобализация». Роль стран мира в глобализации.

2

2

[2], 115-126


РАЗДЕЛ 2. Региональная география и страноведение




Тема 2.1. Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира

11. Лекция 10.Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.

2

2,3

[2], 87-93



Тема 2.2. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии

12. Лекция 11 Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

2

2,3

[2], 93-112

13. Лекция 12. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства:

Общая характеристика Европы, её состав. Население, города. Характеристика хозяйства и значение интеграционных процессов в его формировании.

Великобритания. Франция. Германия. Италия. Польша. Беларусь.

2

2,3

[2], 145-160

14 Практическая работа № 2. Сравнительная характеристика промышленности Германии и Франции, Великобритании и Италии (по выбору).

2

3

[2], 145-160

15. Лекция 13. Общий обзор стран Азии. Состав региона. Особенности хозяйства. Роль стран Азии в мире.


2

2,3

[2], 160-190

16. Семинарское занятие №1. Международный туризм в странах Азии: Япония. Китай. Индия. Турция

2

2,3

[2], 160-190

Тема 2.3. Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве

17. Лекция 14. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира

2

2,3

[2], 277-285

Тема 2.4. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной Америки

18. Лекция 15. Страны Северной Америки. Состав территории. Особенности ЭГП. Страницы освоения региона. Роль переселенцев в развитии экономики региона.

США. Канада.


2

2,3

[2], 219-224

Тема 2.5. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран. Страны Латинской Америки

19. Лекция 16. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран.

2

2,3

[2], 241-265

20. Лекция 17. Особенности населения. Размещение сельского хозяйства, промышленности, транспорта.

2

2,3

[2], 243-255

21. Лекция 18. Экологические проблемы. Участие региона в международном географическом разделении труда. Бразилия.


2

2,3

[2], 255-265

Тема 2.6. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Страны Африки, Австралии и Океании

22. Лекция 19. Страны Африки. ЮАР.

2

2,3

[2], 265-277

23. Семинарское занятие № 2 Особенности ЭГП Австралии. Океании.

2

3

[2], 265-277

Тема 2.7. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.


24. Лекция 20. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

2

2,3

[2], 285-291

Тема 2.8. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

25. Лекция 21. Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.

2

2,3

[2], 291-307


26. Лекция 22. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем

1

2,3

[2], 291-307


Всего

51





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин..

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий и раздаточного материала;

- УМК по дисциплине.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран и проектор;




ЛИТЕРАТУРА



  1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. : ил., карт.

  2. Баранчиков Е.В. География: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»; 2016. – 320с.

  3. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.

  4. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б.Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.

  5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф.Трешников. – М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.

  6. Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.

  7. География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак. – Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.

  8. Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие / М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП, 2003. - 184 с.

  9. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко, Е.Н.Черноиванова, В.М.Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 392 с.

Литература для обучающихся:

  1. Баранчиков Е. В. Справочные материалы по экономической географии России и мира. — М.: Федеральный центр тестирования, 2005.

  2. В. А. Копылов География населения: Учеб. пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2005.

  3. Все страны мира. Энциклопедический справочник. / Сост. И.Н. Новикова — М.: Вече, 2006.

  4. География: пособие для поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2006.

  5. География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.

  6. Гладкий Ю. Н., Николина В . В . География. 11 кл. — М.: Просвещение, 2014.

  7. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. 10 кл. — М.:Просвещение, 2014.

  8. Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. – М.: Просвещение, 2014.

  9. Атлас. География. 10-11 классы.4-е изд., стер. – М.: 2013. – 32 с.

  10. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 48 с.

  11. Контурные карты. География. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.


Интернет ресурсы:

  1. Портал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km.ru

  2. Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uroki.ru

  3. Издательский дом «1 сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1september.ru

  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (издательский дом «1 сентября»)

  5. Библиотека по географии. Географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.geoman. ru

  6. Геотур: география стран и континентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.tur.narod. ru

  7. Самая большая энциклопедия по любой стране мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.www.encarta.ru

  8. География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru

  9. Географический образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //mygeog.ru

  10. Страноведческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.www.geoport.ru

  11. GeoSite – все о географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo. www.geosite.com.ru

  12. Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.vokrugsveta.ru

  13. Журнал «ГЕО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.geoclub.ru

  14. Журнал «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //nauka.relis.ru

  15. География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru

  16. Методическая лаборатория географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.metodist.ru





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!