СОДЕРЖАНИЕ
| Страница |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии для 1 курса составлена на основании
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании", разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Донецкой Народной Республики (приказ от 27.08.2021 г. № 717), Примерной рабочей программы по учебному предмету «География». 10-11 классы (базовый уровень) для среднего общего образования рекомендованную решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 5 от 19.08.2021 г.)
Программа по учебной дисциплине включает в себя пояснительную записку и четыре раздела: паспорт рабочей программы (с пояснительной запиской), структура и содержание учебной дисциплины; условия реализации программы учебной дисциплины; контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Курс «География» (10-11 класс) завершает цикл школьного географического образования. Он призван сформировать у обучающихся целостное представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. В этом курсе объединяется общая социально-экономическая география с географическим страноведением.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками географической информации. Отдельные вопросы курса можно предложить обучающимся для самостоятельного изучения. Необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность старшеклассников, приучать их использовать типовые планы характеристик объектов и стран, материалы из СМИ и научно-популярной литературы, развивать проектную деятельность.
Программой предусмотрено обязательное выполнение 4 практических работ.
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
вариативностью образования;
приближением образования к современным потребностям страны,
востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира. На каждом занятии используются тематические географические карты.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ГЕОГРАФИЯ
2.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, а также может быть использована для разработки плана, как индивидуального обучения студентов, так и дополнительного образования при подготовке и переподготовке специалистов среднего звена в различных отраслях.
Учебная дисциплина относится к общеобразовательной области «Естествознание».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Цель курса – формирование у обучающихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Задачи курса:
формирование у обучающихся целостного географического образа Земли через раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов;
раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем общества;
развитие у обучающихся пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;
обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;
формирование картографической грамотности и культуры;
выработка у обучающихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными источниками географической информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения курса «География» студент научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
студент на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
лекции | 42 |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 4 |
контрольные работы, семинарские занятия | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОУД.10 «География» (1 курс)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | Литература д/з |
| 1 семестр | | | |
Введение | 1. Лекция 1. Предмет социально-экономической географии мира. Источники географических знаний. Выдающиеся эконом-географы мира. | 2 | 2 | [1], 5 |
Тема 1. Человек и окружающая среда | 2. Лекция 2. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. | 2 | 2,3 | [1], 29-31 |
| РАЗДЕЛ 1. Территориальная организация мирового сообщества | | | |
Тема 1.1. Мировое сообщество – общая картина мира | 3. Лекция 3. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. | 2 | 2,3 | [1], 17-22 |
4. Лекция 4. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. | 2 | 2,3 | [1], 22-29 |
Тема 1.2 Население мира | 5. Лекция 5. Численность, и воспроизводство населения. Демографические и миграционные процессы. Состав и структура населения | 2 | 2,3 | [1], 61-71 |
6. Лекция 6. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Урбанизация | 2 | 2,3 | [1], 71-76 |
7. Практическая работа № 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира | 2 | 3 | |
Тема 1.3 Взаимодействие человека и природы. | 8. Лекция 7. Природные ресурсы и их виды. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. | 2 | 2,3 | [1], 45-58 |
Тема 1.4 Мировое хозяйство | 9. Лекция 8. Географическое разделение труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Контрольная работа № 1. | 1 1 | 2 3 | [1], 111-119 |
Тема 1.5 Географические аспекты глобализации | 10. Лекция 9. Понятие «глобализация». Роль стран мира в глобализации. | 2 | 2 | [2], 115-126 |
| РАЗДЕЛ 2. Региональная география и страноведение | | | |
Тема 2.1. Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира | 11. Лекция 10.Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 2 | 2,3 | [2], 87-93 |
| |
Тема 2.2. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии | 12. Лекция 11 Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. | 2 | 2,3 | [2], 93-112 |
13. Лекция 12. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства: Общая характеристика Европы, её состав. Население, города. Характеристика хозяйства и значение интеграционных процессов в его формировании. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Польша. Беларусь. | 2 | 2,3 | [2], 145-160 |
14 Практическая работа № 2. Сравнительная характеристика промышленности Германии и Франции, Великобритании и Италии (по выбору). | 2 | 3 | [2], 145-160 |
15. Лекция 13. Общий обзор стран Азии. Состав региона. Особенности хозяйства. Роль стран Азии в мире. | 2 | 2,3 | [2], 160-190 |
16. Семинарское занятие №1. Международный туризм в странах Азии: Япония. Китай. Индия. Турция | 2 | 2,3 | [2], 160-190 |
Тема 2.3. Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве | 17. Лекция 14. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира | 2 | 2,3 | [2], 277-285 |
Тема 2.4. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной Америки | 18. Лекция 15. Страны Северной Америки. Состав территории. Особенности ЭГП. Страницы освоения региона. Роль переселенцев в развитии экономики региона. США. Канада. | 2 | 2,3 | [2], 219-224 |
Тема 2.5. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран. Страны Латинской Америки | 19. Лекция 16. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. | 2 | 2,3 | [2], 241-265 |
20. Лекция 17. Особенности населения. Размещение сельского хозяйства, промышленности, транспорта. | 2 | 2,3 | [2], 243-255 |
21. Лекция 18. Экологические проблемы. Участие региона в международном географическом разделении труда. Бразилия. | 2 | 2,3 | [2], 255-265 |
Тема 2.6. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Страны Африки, Австралии и Океании | 22. Лекция 19. Страны Африки. ЮАР. | 2 | 2,3 | [2], 265-277 |
23. Семинарское занятие № 2 Особенности ЭГП Австралии. Океании. | 2 | 3 | [2], 265-277 |
Тема 2.7. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. | 24. Лекция 20. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). | 2 | 2,3 | [2], 285-291 |
Тема 2.8. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | 25. Лекция 21. Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. | 2 | 2,3 | [2], 291-307 |
| 26. Лекция 22. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем | 1 | 2,3 | [2], 291-307 |
| Всего | 51 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин..
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и раздаточного материала;
- УМК по дисциплине.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран и проектор;
ЛИТЕРАТУРА
Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. : ил., карт.
Баранчиков Е.В. География: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»; 2016. – 320с.
Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б.Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф.Трешников. – М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.
Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак. – Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.
Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие / М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП, 2003. - 184 с.
Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко, Е.Н.Черноиванова, В.М.Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 392 с.
Литература для обучающихся:
Баранчиков Е. В. Справочные материалы по экономической географии России и мира. — М.: Федеральный центр тестирования, 2005.
В. А. Копылов География населения: Учеб. пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2005.
Все страны мира. Энциклопедический справочник. / Сост. И.Н. Новикова — М.: Вече, 2006.
География: пособие для поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2006.
География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.
Гладкий Ю. Н., Николина В . В . География. 11 кл. — М.: Просвещение, 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. 10 кл. — М.:Просвещение, 2014.
Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. – М.: Просвещение, 2014.
Атлас. География. 10-11 классы.4-е изд., стер. – М.: 2013. – 32 с.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 48 с.
Контурные карты. География. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Интернет ресурсы:
Портал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uroki.ru
Издательский дом «1 сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (издательский дом «1 сентября»)
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.geoman. ru
Геотур: география стран и континентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.tur.narod. ru
Самая большая энциклопедия по любой стране мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.www.encarta.ru
География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru
Географический образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //mygeog.ru
Страноведческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.www.geoport.ru
GeoSite – все о географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo. www.geosite.com.ru
Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.vokrugsveta.ru
Журнал «ГЕО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.geoclub.ru
Журнал «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //nauka.relis.ru
География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru
Методическая лаборатория географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.metodist.ru