муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
«РАСМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Директор школы
начальных классов
Протокол заседания № _____
Руководитель МО
_______________ ______________
Дробина Н.И. Гасай С.В.
« » август 2015 г. « » август 2015
Рабочая программа
учебного курса
«Правила дорожного движения»
для учащихся начальных классов
срок реализации 2015-2016 у/г
Разработчик: Яловенко О.П.
учитель начальных классов
Поломошное 2015 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской образовательной программы Т.В. Фроловой «В жизнь по безопасной дороге», для младших школьников (1-4 классов). Издательство «Учитель», 2014 год.
Программа рассчитана на проведение занятий в количестве 33 часов в первом классе, по 34 часа во 2 - 4 классах.
Данная программа - это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки, экскурсии, просмотры фильмов) и самостоятельная работа.
Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (дидактические, настольные, сюжетные игры, просмотр фильмов и презентаций)
Агитационно-пропагандистская, проектная и творческая деятельность.
Программа охватывает всю структуру воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми 6-10 лет, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работниками ГИБДД и других общественных и государственных организаций.
Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Задачи программы:
Формирование умений и навыков пропагандисткой и агитационной работы и развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
Обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, в ходе тренировок на местности;
Организация конкурсов и мероприятий, выставок по БДД;
Укрепление взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД;
Использование материально-технического потенциала школы для обучения и воспитания школьников.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах - в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности. К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Место занятий в учебном плане
Программа рассчитана на проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Средства обучения: необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Занятия необходимо проводить в специально оснащенном кабинете, укомплектованными методическими, дидактическими и техническими средствами.
Методические:
- методический комплект « Правила Дорожного Движения»
- подборка памяток для детей и родителей;
- дорожные знаки с указаниями:
- комплект плакатов « Дорожные ситуации», « Элементы улицы»;
- тесты по ПДД;
- разработки конкурсов, праздников, встреч, экскурсий
Дидактические:
- плакаты «Перекресток», «Жесты регулировщика», «Сигналы светофора»;
- макеты улиц и перекрестков;
- игровой материал «Дорожные знаки» (собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке);
- видеоматериал;
- книжки-раскраски;
- детская художественная литература и газеты по ПДД
Технические:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- макеты перекрестка, светофора, жезлов;
- стенды «Дорожные знаки» распределенные по сериям, «Дорожная разметка» ;
- велосипед;
- игры по ПДД
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций. В процессе изучения программы будут сформированы:
• личностные УУД:
• регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
устанавливать причинно-следственные связи
• познавательные УУД:
осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
• коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
• предметные УУД:
учащиеся должны знать
• название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
• дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
• опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
• значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
• виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
• положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
• наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
• определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
• пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
транспортных средств;
• выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
По итогам освоения курса обучающиеся должны уметь:
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях
дорожного движения.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:
Повысить процент детей, участвующих во внеурочных мероприятиях, праздниках, соревнованиях по знанию ПДД;
Сформировать теоретические знания ПДД, следствием чего станут устойчивые формы поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций и т. д.
Повысить качественные характеристики показатели эффективности профилактической работы
Повысить у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ
Повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование компьютеров и инновационных технологий
Сократить случаи детского дорожно-транспортного травматизма, произошедшие по вине детей.
Календарно - тематическое планирование 2 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Теория | Практика | Содержание занятий, оборудование | Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения | Дата проведения |
план | факт |
1. | Вводное. Повторение изученного в 1 классе. | 1 ч | 1 | | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки» | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. | 3.09 | |
2. | Безопасный путь из школы домой. | 1 ч | | 1 | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки» | 10.09 | |
3. | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | 1 ч | 1 | | Презентация «Дорожная разметка» | 17.10 | |
4. | Правила перехода улицы. | 1 ч | | 1 | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки» | 24.09 | |
5. | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | 1 ч | | 1 | Презентация «Перекрёстки | 1.10 | |
6. | Дорожные знаки, их виды. | 1 ч | 1 | | Презентация «Дорожные знаки | 8.10 | |
7. | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 ч | | 1 | | 15.10 | |
8. | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 1 ч | 1 | | | 22.10 | |
9. | История возникновения светофора. | 1 ч | 1 | | Презентация «Наш друг – светофор»; альбомы для рисования | 29.10 | |
10. | Виды и сигналы светофора. | 1 ч | 1 | | Презентация «Будь внимателен!»; альбомы для рисования | 12.11 | |
11. | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | 1 ч | | 1 | | 19.11 | |
12. | Виды транспорта. | 1 ч | 1 | | Презентация «Транспорт» | 26.11 | |
13. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 ч | | 1 | Презентация «Будь внимателен» | 3.12 | |
14. | Правила ожидания транспорта на остановке. | 1 ч | | 1 | Презентация «Мы - пассажиры»; альбомы для рисования, цветные карандаши | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. | 10.12 | |
15. | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. | 1 ч | 1 | | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп | 17.12 | |
16. | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 ч | | 1 | | 24.12 | |
17. | Викторина на знание ПДД. | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность с использованием презентации | 14.01 | |
18. | Причины ДТП. | 1 ч | 1 | | Карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | 21.01 | |
19. | Где можно и где нельзя играть. | 1 ч | | 1 | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | 28.01 | |
20. | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. | 1 ч | | 1 | Презентация «Будь внимателен!»; альбомы для рисования цветные карандаши | 4.02 | |
21. | Движение по улице группами. | 1 ч | | 1 | Презентация «Будь внимателен!» | 11.02 | |
22. | Разбор дорожных ситуаций. | 1 ч | 1 | | Работа с карточками | 18.02 | |
23. | Экскурсия по зимнему городу. | 1 ч | | 1 | Экскурсия | 25.02 | |
24. | Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» | 1 ч | 1 | | альбомы для рисования, цветные карандаши | 3.03 | |
25. | Игра по ПДД «Подскажи словечко» | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность | 10.03 | |
26. | Обобщающее занятие. Письмо -обращение к водителям и пешеходам. | 1 ч | | 1 | Письмо - обращение к водителям и пешеходам. | 17.03 | |
27. | Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. | 1 ч | | 1 | Стихи и песни по ПДД. | 24.03 | |
28. | Экскурсия на улицы города. | 1 ч | | 1 | Экскурсия | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. | 7.04 | |
29 30 31 | Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». | 3 ч | 1 | | Альбомы, цветные карандаши | 14.04 21.04 28.04 | |
32 | Праздник «Зелёный огонёк» | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность | 5.05 | |
33. | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность | 12.05 | |
34. | Итоговое занятие. Безопасная дорога летом. | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность | 19.05 | |
35 | Резервное время | 1 ч | | | | | 26.05 | |
Календарно - тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Теория | Практика | Содержание занятий, оборудование | Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения | Дата проведения |
план | факт |
1. | Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» | 1 ч | 1 | | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. наглядный материал. | 3.09 | |
2. | История возникновения Правил дорожного движения | 1 ч | 1 | | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; Альбомы, цветные карандаши | 10.09 | |
3. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды | 1 ч | 1 | | Презентация «Дорожная разметка», Альбомы, цветные карандаши | 17.10 | |
4. | Сигналы, регулирующие дорожное движение Как правильно перейти улицу без светофора | 1 ч | 1 | | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; Альбомы, цветные карандаши | 24.09 | |
5. | Дорожные знаки и их группы | 1 ч | 1 | | Презентация «Перекрёстки»; Альбомы, цветные карандаши | 1.10 | |
6. | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 ч | 1 | | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | 8.10 | |
7. | Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | 1 ч | 1 | | Презентация «Перекрёстки»; альбомы цветные карандаши | 15.10 | |
8. | Обязанности пассажиров | 1 ч | 1 | | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | 22.10 | |
9. | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | 1 ч | 1 | | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | 29.10 | |
10. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | 1 ч | 1 | | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. наглядный материал. | 12.11 | |
11. | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 1 ч | | 1 | Маршрутные листы с заданиями для групп | 19.11 | |
12. | Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение | 1 ч | 1 | | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | 26.11 | |
13. | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | 1 ч | 1 | | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | 3.12 | |
14. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | 1 ч | 1 | | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | 10.12 | |
15. | Что делать при ЧС на дорогах | 1 ч | 1 | | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп | 17.12 | |
16. | Велосипед и дорожное движение. | 1 ч | 1 | | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | 24.12 | |
17. | Игра: «Регулировщик движения» | 1 ч | | 1 | | 14.01 | |
18. | Транспорт – каким ты был раньше? | 1 ч | 1 | | Презентация «История транспорта» | 21.01 | |
19. | Каким был первый транспорт? | 1 ч | 1 | | Презентация | 28.01 | |
20. | Что такое «огненная тележка»? | 1 ч | 1 | | Презентация | 4.02 | |
21. | Конкурс поделок «Транспорт прошлого». | 1 ч | | 1 | Творческая деятельность | 11.02 | |
22. | Итоговое занятие. «Азбука дорог». | 1 ч | | 1 | Игровая деятельность | 18.02 | |
23. | Тормозной путь транспортных средств. | 1 ч | 1 | | Презентация | 25.02 | |
24. | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 ч | | 1 | Практическое занятие | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, презентация, наглядный материал. наглядный материал. | 3.03 | |
25. | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 ч | | 1 | Работа над проектом | 10.03 | |
26. | Тесты на знание ПДД. | 1 ч | 1 | | Рабочие тетради, цветные карандаши. | 17.03 | |
27. | Причины ДТП. | 1 ч | | 1 | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | 24.03 | |
28. | Когда ты становишься водителем. | 1 ч | 1 | | Презентация «Внимание - дорога!» | 7.04 | |
29. | Железнодорожный переезд. | 1 ч | 1 | | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | 14.04 | |
30. | Государственная автомобильная инспекция. | 1 ч | | 1 | Встреча с инспектором дорожного движения. | 21.04 | |
31. | Экскурсия на предприятие. | 1 ч | | 1 | Экскурсия | 28.04 | |
32. | Повторение изученного в 3 классе. | 1 ч | 1 | | Рабочие тетради, цветные карандаши | 5.05 | |
33. | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 ч | | 1 | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | 12.05 | |
34. | Работа над ошибками. Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 ч | 1 | | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися | 19.05 | |
| | | | | | | 26.05 | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя) - М.: Просвещение, 1978г.
Волкова И. «Первый опыт «текст».
Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
Ланцбург М. Принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге.
Морозов О., Фаляхова В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. - Казань, 1992.
Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
Правила дорожного движения для детей для дошкольного и школьного возраста. Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева Л.Б. Полякова.
Фролова Т. В. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
Список литературы
Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Гордиенко Н.И, Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения. Ростов –на –Дону. Феникс 2014г.
Касимова Т.А. Информационно-методический сборник материалов дворца творчества детей и молодежи «Истоки» Сергиев Посад 2010. – 96 с.
Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-
методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
Ковалева Н.В. конкурсы, викторины. Праздники по правилам дорожного движения. Феникс 2004г
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Козловская Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Москва Третий Рим 2002
Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах .- Волгоград: Учитель, 2008.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов- методическое пособие.
Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
Фролова Т.В. Программа «В жизнь по безопасной дороге». Занятия, акции. Волгоград: Учитель.2014
Шорыгина Т.А беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – Ь.: ТЦ Сфера,2008
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.