СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по всеобщей истории 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень, профильный уровень), 2004 год.

Она рассчитана на 70 учебных часов. В примерной программе рекомендовано на изучение истории России (базовый уровень) выделить не менее 46 часов, на изучение Всеобщей истории 24 часа.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по всеобщей истории 10 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

397904, Воронежская область, г. Лиски, ул.Трудовые резервы д.62-в

Тел. (47391) 4 – 69 – 91, e-mail: [email protected]

ОГРН 1023601515343, ИНН/КПП 3652004853/365201001


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

от «_25__» августа 2016 г.

Руководитель МО

_______Макарова С. В.


«Согласовано»

Зам. директора

МБОУ СОШ № 12 по УВР

___ Танюкевич Р. Р.

«_26__» августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №12 г. Лиски

_________ Крупицына Г.Г..

протокол №­­­_56__от 26.08.2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету история (всеобщая история)

для 10 класса 24 часа (2 ч. в неделю)

(социально-экономический профиль,

химико-биологический профиль, физико-математический профиль)

учитель: Зотова Виктория Владимировна


2016 – 2017 учебный год


2016 г.

Рабочая программа по истории

10 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка


Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень, профильный уровень), 2004 год.

Она рассчитана на 70 учебных часов. В примерной программе рекомендовано на изучение истории России (базовый уровень) выделить не менее 46 часов, на изучение Всеобщей истории 24 часа.

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:


  • История России. Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А. А. Данилова.-М.: Просвещение, 2012

  • Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс» В. И. Уколова, А. В. Ревякин, М.: Просвещение, 2011.


             Рабочая программа по Всеобщей истории для обучающихся 10 класса на базовом уровне соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области истории (базовый, профильный уровень).


  • Рабочая программа по Всеобщей истории для обучающихся 10 класса на базовом уровне составлена на основе авторской программы «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс» (В. И. Уколова, А. В. Ревякин, Л. М. Несмелова).

  • Рабочая программа рассчитана на 24 часов в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по истории базовый уровень).

  • В Примерной программе по истории изучение Всеобщей истории в 10 классе рекомендовано завершать серединой XIX в.

Этот же учебник рекомендован для изучения курса Всеобщей истории на базовом уровне. Количество часов, отведенных на изучение данного курса на базовом уровне, не менее 24 часов. Поэтому изучение некоторых тем на базовом уровне можно сократить до 1 часа, где предполагается 2 часа дать на самостоятельное изучение или обзорной лекцией (на усмотрение учителя).


Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


Требования к уровню подготовки выпускника


В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

  • принципы и способы периодизации всемирной истории;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь


  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.


Приложение 1.

Система оценивания достижений обучающихся строится на оценке степени овладения ими следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:


  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

  1. Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

  1. Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

  1. Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос (собеседование);

  • Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой;

  • анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

  • тесты (однотипные, комплексные);

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курса предусмотрена контрольная работа в виде комплексного разноуровневого теста.





Дополнительная литература для учителя:


  1. Практикум по истории России / под ред. А. П. Деревянко / сост. Е. П. Володарская, А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: Право и закон, 2001.

  2. История России: IX-XX вв.: Схемы. - М.: ВЛАДОС, 2001.



  1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.



    1. Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

  4. Ресурсы Интернет

    1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

    2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».





Учебно-тематический план


п/п.



Наименование разделов и тем



Всего часов



В том числе на:

Контрольные работы



Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи



1.

Раздел 1.

Первобытность.

1 ч





2.

Раздел 2.

Древний Мир.

3 ч




1 ч.

3.

Раздел 3.

Средневековье.

5 ч



1 ч.


4.

Раздел 4.

Возрождение.

1 ч





5.

Раздел 5.

Новое время.

13 ч



1 ч.

1 ч.

6.

Раздел 6.

Повторение.

1 ч.



1 ч.



Итого:

24 ч.



3 ч.

2 ч.






Содержание рабочей программы по Всеобщей истории (24 ч.)



Раздел 1. Первобытность - 1 ч.

Понятие «предыстория человечества» и «первобытное общество». Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа.

Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социальног объединения присваивающее и производящее хозяйство. Неолитическая революция.



Раздел 2. Древний мир- 3 ч.


      Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций.
      Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.
      Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй.
      Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

      Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения.

Древняя Греция.

      Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории.
      Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Агональное начало в культуре. Олимпийские игры.
      Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов.
      Древнегреческое язычество.
      Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры.
      Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира.
      Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.

Древний Рим.

      Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации.
      Ранний Рим. Патриции и плебеи.
      Римская гражданская община и ранняя республика.
      Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу.
      Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления.
      Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви.
      Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат.
      Разделение империи на Восточную и Западную.
      Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
      Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.


Раздел 3. Средневековье- 5 ч.


      Понятие «Средневековье» в современной исторической науке.
      Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

Западноевропейское Средневековье.

      Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура.
      Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть.
      Международные отношения в Средние века.
      «Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности.
      Средневековый город. Городская средневековая культура.
      Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV—XV вв.
      Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

Византийское Средневековье.

      Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации.
      Восточное христианство. Власть и церковь в Византии.
      Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись.
      Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

Исламский мир в Средние века.

      Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность.
      Исламская мораль и право.
      Арабский халифат.
      Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы.
      Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Индия в Средние века.

      Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов.
      Касты и община.
      Религия в средневековой Индии.

Китай и Япония в Средние века.

      Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество.
      Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система.
      Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и Асикага.


Раздел 4. Возрождение.

      Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.



Раздел 5. Новое время: эпоха модернизации - 13 ч.


. Возникновение мирового рынка.

      Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Общество и экономика «старого порядка».

      «Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Промышленная революция. Индустриальное общество.

      Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

      Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

. Религия и церковь в начале Нового времени.

      Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Наука и общественно-политическая мысль.

      Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Художественная культура.

      Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

Государство на Западе и Востоке.

      Образование единых централизованных государств в Европе. Западно-европейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Политические революции XVII—XVIII вв.

      Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов.
      «Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».
      Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.

Становление либеральной демократии.

      Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

Встреча миров.

      Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Европейское равновесие XVII—XVIII вв..

      Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Конфликты и противоречия XIX в..

      Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и её противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ К КОНЦУ XIX В.

      Карта мира к концу XIX в.
      Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира.
      Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.
      Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.






Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» (10 класс)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

Д/з

Дата проведения план/факт

Раздел 1. Первобытность. (1 ч.)

1.

Предыстория.

1 ч.

Лабораторно-практическое занятие

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества.

Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи.

П.1






Раздел 2. Древний мир. (3 ч.)




2.

Особенности государств Древнего Востока.

1 ч.

Практическое занятие.

Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Дискуссии о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.

Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Знать и сравнивать различные точки зрения на происхождение государства и права. Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций.

П.2-3


3.

Древняя Греция.

1 ч.

Школьная лекция.

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры.

Определять специфику географических условий, роль колонизации и торговых коммуникаций. Характеризовать полисную политико-правовую организацию.

П.5-6


4.

Древний Рим.

1 ч.

Урок с элементами практической работы.

Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь.

Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права. Выявлять причины и особенности христианства.

П.6-7






Раздел 3. Средневековье.

(5 ч.)




5.

Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы.

1 ч.

Урок с элементами практической работы.

«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями древнего мира. Выявлять признаки и принципы феодальной системы.

П.8


6.

Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.

1 ч.

Школьная лекция.

Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Столетняя война, крестьянские и городские восстания.

Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право.

П.9


7.

Византийское средневековье.

1 ч.

Групповая работа с использованием текста учебника.

Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние Византии, мировоззренческие особенности католицизма и православия.

П.10


8.

Исламский мир в Средние века.

1 ч.

Комбинир.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья.

Анализировать особенности исламской цивилизации.

П.11


9.

Индия, Китай и Япония в Средние века.

1 ч.

Урок с элементами ролевой игры.

Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья.

Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий.

П.12-13






Раздел 4. Возрождение. (1 ч)




10.

Возрождение как культурно-историческая эпоха.

1 ч.

Семинарское занятие.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения.

Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения.

П.14






Раздел 5. Новое время. (13 ч.)




11.

Возникновение мирового рынка.

1 ч.

Урок с элементами практической работы.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. Сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира.

П.15


12.

Общество и экономика «старого порядка».

1 ч.

Комбинир.

Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма.

П.16


13.

Промышленная революция. Индустриальное общество.

1 ч.

Урок с элементами практической работы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Урбанизация.

Определять значение технического прогресса., причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики. Называть причины и результаты эволюции социальных групп в индустриальном обществе.

П.17-18


14.

Религия и церковь в начале Нового времени.

1 ч.

Урок с элементами ролевой игры.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентациях и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

Выявлять причины и последствия реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентациях и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем.

П.19


15.

Наука и общественно- политическая мысль.

1 ч.

Комбинир.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

П.20


16.

Художественная культура.

1 ч.

Урок-презентация.

Культурное и философское наследие Нового времени.

Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени.

П.21


17.

Государство на Западе и Востоке.

1 ч.

Групповая работа с использованием текста учебника.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму -эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма.

Определять взаимосвязь социально – экономических изменений, их причины и последствия Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета.

П.22


18.

Английские революции XVII в.

1 ч.

Школьная лекция.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания.

Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XVIII вв. Анализировать идеологии социальных и политических движений.

П.23-24


19.

Французская революция конца XVIII в

1 ч.

Школьная лекция

Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания.

Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XVIII вв. Анализировать идеологии социальных и политических движений.

П.23-24


20.

Становление либеральной демократии.

1 ч.

Лабораторное занятие.

Становление гражданского общества. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно – политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение.

Знать признаки гражданского общества. Характеризовать и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм.

П.25


21.

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время.

1 ч.

Комбинир.

Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока.

Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма.

П.26



22.

«Европейское равновесие». XVII-XVIII вв. Конфликты и противоречия

XIX в.

1 ч.

Урок с элементами практической работы.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Знать особенности системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Определять последствия решений Венского конгресса.

П.27-28


23.

Урок повторения по теме «Новое время».

1 ч.

Урок проверки знаний


Знать основные факты. Явления, понятия, характеризующие Новое время. Систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.







Раздел 6. Повторение. (1 ч.)




24.

Основные итоги всеобщей истории.

1 ч.

Семинарское занятие.

Обобщить и систематизировать знания по курсу всеобщей истории.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!