СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Природа родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Природа родного края" (Брянская область)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Природа родного края"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Природа родного края» для 2 класса является составной частью курса «Брянский край» и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

  • Примерные программы. В 2 ч. Ч. 2, — 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения)

  • Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31 декабря 2015 г) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 (ред. от 24 ноября 2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/ 2018 учебный год; Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017/ 2018 учебный год»;

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • Учебный план МБОУ «Бакланская СОШ» на 2017/2018 учебный год;

  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Бакланская СОШ».

  • Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Бакланская СОШ», реализующих образовательные программы общего образования».

  • Годовой календарный учебный график на 2017/2018 учебный год.

  • Устав МБОУ «Бакланская СОШ».

  • Правила внутреннего распорядка МБОУ «Бакланская СОШ».

  • Школьное положение о программе внеурочной деятельности. Приказ №81 от 02.09.13 г.

Общая характеристика курса

Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Следовательно. сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, . о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «Природа родного края».

Данный курс введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс « Природа родного края » является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ

Серия была начата в 2004 году с издания учебного пособия для 1 класса «С азбукой по родному краю»

Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края» составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.

Цель краеведческого курса «Природа родного края» - расширение и углубление знаний учащихся о природе, культуре, литературе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом не исключается возможность ведения отдельного курса

Описание места курса во внеурочном плане

В региональном базисном плане на изучение окружающего мира отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Разделы курса «Природа родного края» 2 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

Во 2 классе проводятся экскурсии в разделе «В гостях у осени» по теме «Приметы осени», в разделе «В гостях к зиме» по теме « Приметы зимы», в разделе «В гости к весне» по теме «Приметы весны»

Для реализации рабочей программы на уроках курса используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты живой природы;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Содержание курса

урока п/п

Тема занятия

Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы Экскурсия. «Краски осени»


В гостях у осени (9 часов)

Начало осени у нас – замечательная пора.

Осенние прогулки по брянскому лесу

Загадки об осени

В царстве растений.

Чем богаты брянские леса?

В царстве животных.

Кто и как готовится к зиме.

Перелётные и зимующие птицы.

В царстве рыб.

Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.


В гости к зиме (8 часов)

Народный зимний календарь. Экскурсия. «Зима – время отдыха природы»

Зимние праздники.

Декабрь – зиму начинает.

Январь – году начало, зиме – середина.

Февраль - перелом зимы.

Жизнь животных зимой.

Растения зимой.

Зимние мотивы -стихи, песни, забавы.


В гости в весне (9 часов)

Приметы весны. Экскурсия

Март – утро года.

Апрель – пора большой воды.

Черемуховый, ландышевый май.

Первоцветы Брянского края. Экскурсия

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья.

Верные друзья

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

Первые насекомые.



В гостях у лета (7 часов)

В гостях у лета. К истокам слова

Признаки хорошей погоды. Ненастья.

От чего бывает радуга?

В лес по ягоды пойдем Экскурсия. «Какая бывает роса на траве»

Охраняемые природные территории и объекты.

Охраняемые природные территории и объекты.

Что узнали? Чему научились?


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Вводный урок

1

В гостях у осени

9

В гости к зиме

8

В гости к весне

9

В гостях у лета

7








Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Природа родного края» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Природа родного края» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Природа родного края» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Природа родного края».

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Природа родного края» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Природа родного края» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

Учебно-методический комплект представлен пособиями:

  • Природа родного края. Учебное пособие для 2-х кл. общеобразовательных школ Авт.-сост. Н.Е.Пряникова, Н.В. Шик (Серия «,Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012. – 124 с.

Тематическое планирование

урока п/п

Дата проведения

Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся

Способы проверки знаний обучающихся

04/09

Знакомство с учебником.

Конкурс знатоков природы

Экскурсия. «Краски осени»

Выполнение основных правил поведения в окружающей среде.

Воспринимать учебную задачу урока и стараться её выполнять.

Текущий

Устный опрос

Викторина



В гостях у осени (9 часов)



11/09

Начало осени у нас – замечательная пора.


Просмотр иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации.

Текущий

Работа в парах


18/09

Осенние прогулки по брянскому лесу

Просмотр иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации.

Текущий

Устная дискуссия

25/09

Загадки об осени

Соотношение отгадки с загадкой. Составление рассказа из своих наблюдений о грибах.

Распознание по фотографиям растения.

Текущий

Задания для команд

02/10

В царстве растений.

Наблюдение объектов неживой и живой природы, различение растений. Составление рассказов об особенностях любимого растения.

Текущий

Работа с гербарием

09/10

Чем богаты брянские леса?

Использование представленной информации для получения новых знаний о растениях Брянской области.

Текущий

Работа с картой

16/10

В царстве животных.

Кто и как готовится к зиме.

Понятие учебной задачи урока и её выполнение.

Распознание животных на рисунке.

Объяснение причин отлёта птиц в теплые края

Текущий

Викторина

Кроссворд

23/10

Перелётные и зимующие птицы.

Распознание птиц на рисунке, описание их по плану

Текущий

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы»

30.10

В царстве рыб.

Распознание рыб на рисунке, описание их по плану.

Текущий

Соображалки

13.11

Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.

Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации.

Тематический

Доклады учащихся



В гости к зиме (8 часов)



20.11

Народный зимний календарь. Экскурсия. «Зима – время отдыха природы»

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни растений и животных .

Выполнение основных правил поведения в окружающей среде.

Понятие учебной задачи урока и её выполнение.

Текущий

Выразительное чтение стихотворения

27.11

Зимние праздники.

Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации.

Рассказ о зимних явлениях в живой природе родного края.

Текущий

Фронтальный опрос

Устный монолог по заданной теме

4.12

Декабрь – зиму начинает.

Выполнение основных правил поведения в окружающей среде.

Понятие учебной задачи урока и её выполнение.

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения

11.12

Январь – году начало, зиме – середина.

Выполнение основных правил поведения в окружающей среде.

Понятие учебной задачи урока и её выполнение.

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения

18.12

Февраль - перелом зимы.

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах. Ведение наблюдений за погодой, фиксация результатов.

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения

25.12

Жизнь животных зимой.

Знание жизни животных зимой в родном крае, выступление с сообщениями.

Текущий

Дидактическая игра «Где, чей домик?»

«Следы на снегу»


Растения зимой.

Знание жизни растений зимой в родном крае, выступление с сообщениями.

Текущий

Доклады учащихся


Зимние мотивы -стихи, песни, забавы.

Установление взаимосвязей в природе

Текущий

Выразительное чтение



В гости в весне (9 часов)




Приметы весны.

Экскурсия

Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации.

Рассказ о весенних явлениях в живой природе родного края.

Текущий

Устный опрос

Составление письменного рассказа по итогам экскурсии


Март – утро года.

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения


Апрель – пора большой воды.

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения


Черемуховый, ландышевый май.

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах

Текущий

Подбор синонимов, антонимов

Обоснование своего мнения


Первоцветы Брянского края. Экскурсия

Выполнение основных правил поведения в окружающей среде.

Понятие учебной задачи урока и её выполнение.

Текущий

Устный опрос

Игра «Опиши растения»

Индивидуальные карточки


Жизнь животных.

Здравствуйте, пернатые друзья.


Распознание птиц на рисунке, описание птицы по плану.

Установление взаимосвязей в природе.

Текущий

Дидактическая игра «Прилет, пролет, отлет?»


Верные друзья

Знание жизни растений весной в родном крае, выступление с сообщениями .Узнать, какие растения родного края внесены в Красную книгу.

Текущий

Доклады учащихся


Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.


Знание жизни животных в родном крае, выступление с сообщениями. Узнать, какие животные родного края внесены в Красную книгу.

Текущий

Составление схемы последовательности развития лягушки


Первые насекомые.


Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о животных.

Текущий

Дидактическая игра «Четыре стадии превращения насекомых»



В гостях у лета (7 часов)




В гостях у лета. К истокам слова

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о животных.

Наблюдение за погодой летом , фиксирование результаты.

Текущий

Объяснения значения народных примет

Выразительное чтение


Признаки хорошей погоды. Ненастья.


Объяснение причин возникновения дождя, грозы, радуги

Извлечение информации из разных источников.

Текущий

Составление схемы «Круговорот воды в природе»


От чего бывает радуга?

Извлечение информации из разных источников.

Объяснение причин возникновения радуги

Текущий

Практический опыт «Создание радуги»


В лес по ягоды пойдем Экскурсия. «Какая бывает роса на траве»

Выполнение основного правила поведения в окружающей среде. Распознание ягод на картинках.

Текущий

Фронтальный опрос

Письменный отчет по итогам экскурсии


Охраняемые природные территории и объекты.

Нахождение и использование информации об охраняемых объектах и территориях родного края.

Текущий

Доклады учащихся


Охраняемые природные территории и объекты.

Нахождение и использование информации об охраняемых объектах и территориях родного края.

Текущий

Доклады учащихся


Что узнали? Чему научились?

Обобщение знаний по пройденным темам.

Текущий

Викторина

Индивидуальные карточки


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!