СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области




Рассмотрено на МО «Утверждаю»

и рекомендовано к утверждению Директор МАОУ Ивотской СОШ

Руководитель ШМО___________/О.В.Вдовина/ _____________________/Л.В.Ефремова/

Протокол №___ от «____»_____________2016 г. Приказ №____ от «___»_________2016 г.










ПРОГРАММА

по курсу «Природа родного края»

для 2-б класса

учителя начальных классов










Составитель:

Борбосова

Ирина Владимировна











п. Ивот

2016 г.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающего будут сформированы:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД 

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно–образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно–логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД 

Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятиями разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД 

Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения. 
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнёром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся должен знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе Брянской области;

- основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек - существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природ-

ной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы Брянской области;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Обучающийся должен уметь:

- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес».

Тема 2. В царстве растений. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия-практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах.

Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику».

Тема 7. В царстве рыб. Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку».

Тема 8. Народные приметы осени. Неживая и живая природа. Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».

Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12 месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.

Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес».

Тема 11. Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.

Тема 12. Для самых любознательных. Новый год. Работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре.

Тема 14. Жизнь животных зимой. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», конкурс «Кто? Где? Когда?»

Тема 15. Для самых любознательных. Белая книга. Белая книга – умение читать по следам животных. Разгадывание загадок.

Тема 16. Растения зимой. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время. Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы».

Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.

Тема 20. Растения весной. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

Тема 21. Первоцветы Брянского края. Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям поселка (составление и распространении листовок – призывов).

Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево».

Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Рассказ – беседа «О чём поют птицы». Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных и о перелет­ных птицах Брянской области.

Тема 24. Верные друзья. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 25. Звери весной.

Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

Тема 27. Первые насекомые.

Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова.

Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?» Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Тема 30. Как образуется дождь?

Тема 31. Почему бывают грозы?

Тема 32. Отчего бывает радуга?

Тема 33. В лес по ягоды пойдем. Работа над народными приметами.

Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты. Конкурс «Знатоки сказок».




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела (темы),

тема урока

Количество

часов

Дата

план

факт

1

В гостях у осени. Краски осени.

1

07.09.


2

В царстве растений.

1

14.09.


3

Осенние прогулки по брянскому лесу.

1

21.09.


4

Загадки. Пословицы, поговорки об осени.

1

28.09.


5

Для самых любознательных. Соображалки.

1

05.10.


6

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

1

12.10.


7

В царстве рыб.

1

19.10.


8

Народные приметы осени.

1

26.10.


9

Происхождение названий месяцев.

1

09.11.


10

В гости к зиме. Зимние месяцы.

1

16.11.


11

Народный зимний календарь.

1

23.11.


12

Для самых любознательных. Новый год.

1

30.11.


13

Зимние слова. Февраль в народном календаре.

1

07.12.


14

Жизнь животных зимой.

1

14.12.


15

Для самых любознательных. Белая книга.

1

21.12.


16

Растения зимой.

1

28.12.


17

Зимние мотивы-стихи, песни, забавы.

1

11.01.


18

Как относятся к деревьям разных народов.

1

18.01.


19

В гости к Весне. К истокам слова.

1

25.01.


20

Растения весной.

1

01.02.


21

Первоцветы Брянского края.

1

08.02.


22

Береза-символ России.

1

15.02.


23

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

1

22.02.


24

Верные друзья.

1

01.03.


25

Звери весной.

1

15.03.


26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

1

22.03.


27

Первые насекомые.

1

05.04.


28

В гостях у Лета. К истокам слова.

1

12.04.


29

Признаки хорошей погоды. Ненастья.

1

19.04.


30

Как образуется дождь?

1

26.04.


31

Почему бывают грозы?

1

03.05.


32

Отчего бывает радуга?

1

10.05.


33

В лес по ягоды пойдем.

1

17.05.


34

Охраняемые природные территории и объекты.

1

24.05.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!