Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению Директор МАОУ Ивотской СОШ
Руководитель ШМО___________/О.В.Вдовина/ _____________________/Л.В.Ефремова/
Протокол №___ от «____»_____________2016 г. Приказ №____ от «___»_________2016 г.
ПРОГРАММА
по курсу «Природа родного края»
для 2-б класса
учителя начальных классов
Составитель:
Борбосова
Ирина Владимировна
п. Ивот
2016 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающего будут сформированы:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно–образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно–логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятиями разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнёром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся должен знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе Брянской области;
- основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природ-
ной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы Брянской области;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающийся должен уметь:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес».
Тема 2. В царстве растений. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия-практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах.
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику».
Тема 7. В царстве рыб. Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку».
Тема 8. Народные приметы осени. Неживая и живая природа. Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12 месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес».
Тема 11. Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год. Работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре.
Тема 14. Жизнь животных зимой. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», конкурс «Кто? Где? Когда?»
Тема 15. Для самых любознательных. Белая книга. Белая книга – умение читать по следам животных. Разгадывание загадок.
Тема 16. Растения зимой. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время. Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы».
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края. Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям поселка (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево».
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Рассказ – беседа «О чём поют птицы». Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной.
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.
Тема 27. Первые насекомые.
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова.
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?» Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».
Тема 30. Как образуется дождь?
Тема 31. Почему бывают грозы?
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Тема 33. В лес по ягоды пойдем. Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты. Конкурс «Знатоки сказок».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | В гостях у осени. Краски осени. | 1 | 07.09. | |
2 | В царстве растений. | 1 | 14.09. | |
3 | Осенние прогулки по брянскому лесу. | 1 | 21.09. | |
4 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени. | 1 | 28.09. | |
5 | Для самых любознательных. Соображалки. | 1 | 05.10. | |
6 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | 1 | 12.10. | |
7 | В царстве рыб. | 1 | 19.10. | |
8 | Народные приметы осени. | 1 | 26.10. | |
9 | Происхождение названий месяцев. | 1 | 09.11. | |
10 | В гости к зиме. Зимние месяцы. | 1 | 16.11. | |
11 | Народный зимний календарь. | 1 | 23.11. | |
12 | Для самых любознательных. Новый год. | 1 | 30.11. | |
13 | Зимние слова. Февраль в народном календаре. | 1 | 07.12. | |
14 | Жизнь животных зимой. | 1 | 14.12. | |
15 | Для самых любознательных. Белая книга. | 1 | 21.12. | |
16 | Растения зимой. | 1 | 28.12. | |
17 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. | 1 | 11.01. | |
18 | Как относятся к деревьям разных народов. | 1 | 18.01. | |
19 | В гости к Весне. К истокам слова. | 1 | 25.01. | |
20 | Растения весной. | 1 | 01.02. | |
21 | Первоцветы Брянского края. | 1 | 08.02. | |
22 | Береза-символ России. | 1 | 15.02. | |
23 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! | 1 | 22.02. | |
24 | Верные друзья. | 1 | 01.03. | |
25 | Звери весной. | 1 | 15.03. | |
26 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. | 1 | 22.03. | |
27 | Первые насекомые. | 1 | 05.04. | |
28 | В гостях у Лета. К истокам слова. | 1 | 12.04. | |
29 | Признаки хорошей погоды. Ненастья. | 1 | 19.04. | |
30 | Как образуется дождь? | 1 | 26.04. | |
31 | Почему бывают грозы? | 1 | 03.05. | |
32 | Отчего бывает радуга? | 1 | 10.05. | |
33 | В лес по ягоды пойдем. | 1 | 17.05. | |
34 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | 24.05. | |