СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Кретова Александра Фёдоровича

Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УМР

Директор МБОУ СОШ Нижнетамбовское с.п.

Протокол №

__________________________

___________Т.С.Носова

от «___»______201__ г.

«____» _______________ 201__ г.

Приказ от_____________. № ________

Рабочая программа

Наименование занятий по внеурочной деятельности: «Экономика: первые шаги»

Класс: 3

Уровень общего образования: начальное образование

Учитель: Манушина Ж. Ю.

Срок реализации программы, учебный год: 2 года, 2016-2018 учебные года

Количество часов по учебному плану

всего 68 часов, 1 час в неделю

Планирование составлено на основе сборника «Программно-методические материалы по экономике и праву» М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.,

Учебное пособие для учителя начальной школы «Экономика для младших школьников» И. А. Сасова И. Н. Нагуманова, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)


Рабочую программу составил (а) Манушина Ж. Ю.


Модифицированная образовательная программа 
внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги»

для учащихся начальных классов

 


Пояснительная записка

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,

на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.

Общая характеристика курса

Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  3. Развивать основы потребительской культуры;

  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

При изучении данного курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

 

 Содержание программы

1 год обучения

Я и моя семья

 

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

 

 

Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

 

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

 

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

 

К концу обучения ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 

К концу обучения ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

 

 

































2 год обучения

Что нам нужно для жизни

 

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

— различать потребности по видам;

— определять потребности домашних питомцев;

— формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Универсальные учебные действия:

— определять потребности своих близких;

— оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

 

 

Как товары и услуги исполняют желания

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.      Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Универсальные учебные действия:

— соотносить виды товаров и место их приобретения;

— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Практическая и игровая деятельность:

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».


К концу обучения ученик узнает:

— какие бывают потребности;

— почему все потребности нельзя удовлетворить;

— какие бывают товары и услуги;

— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.


К концу обучения ученик сможет научиться:

— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

— различать товары и услуги.

 

 




































Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»

1 год обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Дата проведения

1

Что мы будем изучать?


2

Зачем изучать экономику?


3

Разнообразие потребностей


4

Ресурсы


 

Я и моя семья


5

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.


6

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.


7

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.


8

Игра:  «Генеральная уборка»


9

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

 

10

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

 

11

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

 

12

Игра:  «Я — хозяин большого дома

 

13

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

 


Моё и чужое

 

14

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

 

15

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

 

16

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

 

17

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 

18

Игра:  «Страна Обмения».

 

19

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ

 


Почему люди трудятся

 

20

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

 

21

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

 

22

Ценность труда людей разных профессий.

 

23

Экскурсия в школьную столовую.

 

24

Экскурсия в библиотеку.

 

25

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

 

26

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

 

27

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 


Все работы хороши

 

28

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

 

29

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

 

30

Как люди выбирают профессию.

 

31

Профессии членов семьи.

 

32

Как люди получают профессию.

 

33

Встреча с человеком интересной профессии.

 

34

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

 

 

Итого

 34

 

 

 

 











2 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Дата проведения

 

Что нам нужно для жизни

 

1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

 

2

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

 

3

Игра: «Собери портфель»

 

4

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

 

5

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

 

6

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

 

7

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».

 

 

Хочу, могу и надо

 

8

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

 

9

Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

 

10

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

 

11

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

 

12

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

 

13

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

 

14

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»

 

 

Как товары и услуги исполняют желания

 

15

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

 

16

Экскурсия в магазин

 

17

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.

 

18

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

 

19

Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

 

20

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

 

21

Покупатель — человек, покупающий товары.

 

22

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

 

23

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения).

 

24

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

 

25

Экскурсия на почту

 

26

Экскурсия в амбулаторию

 

27


 

28

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

 

29

 Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

 

30

Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!