СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 4 класс . Начальная школа 21 века.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей
начальных классов______
Протокол№ __от________

__________/Войнова Л.В
    

«Принято»
педагогическим советом
Протокол №__от _________
    

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ
__Сушков А.И./________

Приказ №______
от   «__»___________2017г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»

социальное направление

_______4 класс________
предмет, класс и т.п
_________ Войнова Л.В.___________
Ф.И.О.учителя

на 2017 - 2018 учебный год







Составлено на основе

авторской программы "Экономика: первые

шаги» О.С.Корнеевой

УМК «Начальная школа XXI века» 2014г.

Название, автор, год издания





п. Новокулундинка

2017 год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ, авторской программы "Экономика: первые шаги» О.С.Корнеева Сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа ХХI века» -М: Вентана – Граф, 2014.

Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

На изучение курса «Экономика: первые шаги» в 4 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП НОО, преемственность с рабочими программами основного общего образования.

Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором с учетом возрастных особенностей.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам.

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Цель:

формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Задачи:               

1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

3. Развивать основы потребительской культуры;

4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

5. Мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;

6. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

7. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

8. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относится к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботится не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Планируемые результаты освоения программы в 4 классе


К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

  • Основные виды ресурсов;

  • Как производят товары;

  • Какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

  • Почему налоги важны для существования государства..

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

  • Определять ресурсы, необходимые для производства товара;

  • Объяснять важность меценатства и милосердия.



Содержание программы

4 класс (34 ч)

Богатство и бедность

Как создается богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты – люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги – часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома

Универсальные учебные действия:

  • Определять источники формирования богатства;

  • Сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

  • Различать материальные и нематериальные ценности;

  • Обосновывать важность меценатства и милосердия;

  • Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая и игровая деятельность:

  • Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

  • Тема проекта «Как распорядится богатством»;

  • Тема доклада «Русские меценаты».



Труд – основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

  • Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

  • Проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей;

  • Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

  • Игра «Служба быта»;

  • Встреча с человеком интересной профессии;

  • Экскурсия в школьную столовую.

  • Экскурсия в библиотеку;

  • Экскурсия в художественный музей;

  • Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые сделали бы товар.

Все, что необходимо для производства товаров – ресурсы. Природные ресурсы – материалы, которые дает природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы – это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства. Трудовые ресурсы – это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители – люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод – места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

  • Различать виды ресурсов;

  • Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

  • Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая и игровая деятельность:

  • Прогулка в парк за природным материалом;

  • Изготовление изделий из природного материала для подарка;

  • Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

  • Экскурсия в магазин;

  • Экскурсия на почту;

  • Проекты «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришел», «Родословная книжечки» и т.д.

  • Рисование на темы проектов.

Наименование раздела или темы

Количество часов


Из них

Контрольных работ*

Практических работ*


Лабораторных работ*


Развитие речи*

Проектов*

Экскурсий*

Богатство и бедность

11







Труд – основа жизни


12







Как товары производят


11








Формы, методы и технологии обучения

Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные за­дания.

Технологии обучения

  • информационно-коммуникативная

  • игровая

  • технология проблемного обучения

Методы обучения

  • продуктивные

  • объяснительно-иллюстративный

  • использование художественной литературы и научно-познавательной книги

  • проблемно-поисковый

Формы обучения

  • работа в группе, в паре

  • самостоятельная работа

  • игра

Методы и формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

Для эффективности обучения детей, испытывающие трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход, который

позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся.

Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет:

дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;

2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;

3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и

во внеурочное время;

4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);

5)условие положительной мотивации учения это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);

6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение (обучение умению учиться).

7) Организация учебного взаимодействия с одноклассниками.

Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для учителя:

Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана - Граф, 2014


Интернет-ресурсы

  • Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Открытый класс - http://www.openclass.ru/

  • Педсовет - http://pedsovet.org/

  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

  • Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival.1september.ru

  • Учительский портал - http://www.uchportal.ru/

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru

  • Завуч-инфо www.zavuch.info/

  • http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79

  • Сайты для учителя начальной школы - file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm

  • Про школу - http://www.proshkolu.ru/club/ventana/

  • Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/

  • http://stranamasterov.ru/technics











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урока п/п

Тема

занятия

Кол-во часов


Календарно-учебный график

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь).Критерии оценивания

Оборудование, оснащение


Богатство и бедность



1

Как создается богатство?

1

1-я неделя сентября

Исследования «Природные богатства нашей местности»,


«Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;


Тема проекта «Как распорядится богатством»;


Тема доклада «Русские меценаты».















Определять источники формирования богатства

Уметь определять источники формирования богатства


2

Источники богатства государства


1

2-я неделя сентября

Различать материальные и нематериальные ценности

Уметь различать материальные и нематериальные ценности

Презентация

3

Местное хозяйство твоего края

1

3-я неделя сентября

Работа с информацией: подготовка сообщения о хозяйстве Алтайского края

Уметь работать с информацией

Презентация

4

Экономические ресурсы твоей местности

1

4-я неделя сентября

Экскурсия в краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности»

Уметь работать с информацией

Презентация

5

Источники богатства человека

1

1-я неделя октября

Выяснить источники богатства человека

Уметь различать материальные и нематериальные ценности

Презентация

6

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

1

2-я неделя октября

Выяснить роль открытий и изобретений, новых технологий в создании богатства государства

Уметь работать с информацией

Презентация

7

Ценности материальные и нематериальные.


3-я неделя октября

Различать материальные и нематериальные ценности. Разработка проекта «Как распорядиться богатством»

Уметь различать материальные и нематериальные ценности.


8

Родословная книжечки

1

4-я неделя октября

Мини-исследование «Родословная книжечки»

Уметь работать с информацией


9

Богатство и культура

1

2-я неделя ноября

Работа с информацией: подобрать пословицы и поговорки о богатстве и бедно сти, о важности образования

Уметь работать с информацией


10

Богатство и милосердие. Меценаты

1

3-я неделя ноября

Сравнивать возможные пути распоряжения богатством. Подготовка доклада «Русские меценаты»

Уметь собирать нужную информацию.

Презентация

11

Налоги

1

4-я неделя ноября

Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Знать что такое налоги

Электронное учебное пособие «Математика и конструирование».

Труд — основа жизни

12

Ценность и значимость труда

1

5-я неделя ноября

Игра «Служба быта»;


Встреча с человеком интересной профессии;


Экскурсия в школьную столовую.


Экскурсия в библиотеку;


Экскурсия в художественный музей;


Темы проектов: «Как создается произведение искусства»,


«Что и как производят на заводе»,


«Трудовые награды в моей семье».




Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей

Уметь собирать нужную информацию


13

Оценка труда. Почему разный труд оплачива- ется по-разному?

1

1-я неделя декабря

Выяснить причины различий в оплате труда (уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы)

Уметь собирать нужную информацию

Презентация

14

Важность учебного труда школьников

1

2-я неделя декабря

Выяснить степень важности учебного труда школьников. Установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учѐбе

Уметь собирать нужную информацию.

Дидактичес-кие игры

15

Все работы хороши

1

3-я неделя декабря

Экскурсия в библиотеку: получение информации о различных профессиях


Уметь собирать нужную информацию.

Презентация

16

Как рубашка в поле выросла?

1

4-я неделя декабря



Создание проекта « Как рубашка в поле выросла»

Уметь работать с информацией


17

Как хлеб к нам на стол пришѐл?

1

3-я неделя января

Создание проекта «Как хлеб к нам на стол пришѐл»

Уметь работать с информацией

Презентация

18

Мастер «золотые руки»

1

4-я неделя января

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Экскурсия в школьную столовую

Уметь

осуществлять действия самообслуживания

Презентация

19

Результат труда людей

1

5-я неделя января

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей

Уметь осуществлять действия самообслуживания

Презентация

20

Местная сфера услуг

1

1-я неделя февраля

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Служба быта»

Уметь договариваться в процессе игры

Презентация

21

Твой родной край, его достопримечательно- сти, обычаи и традиции

1

2-я неделя февраля

Экскурсия в художественный музей: «Как создаѐтся произведение искусства»

Уметь работать с информацией

Презентация

22

Трудовые награды

1

3-я неделя февраля

Подготовка сообщения «Трудовые награды в моей семье»

Уметь работать с информацией

Презентация

23

Безработица

1

4-я неделя февраля

Выяснить причины возникновения безработицы. Анализ ситуации: «Кого можно отнести к безработным»

Уметь выбирать нужную информацию


Как производят товары?

24

Природные ресурсы



1

1-я неделя марта

Прогулка в парк за природным материалом;


Изготовление изделий из природного материала для подарка;


Игры «Парикмахерская»,

«Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;


Экскурсия в магазин;


Экскурсия на почту;


Проекты «Как рубашка в поле выросла»,

«Как хлеб к нам на стол пришел»,

«Родословная книжечки» и т.д.


Рисование на темы проектов.
















Различать виды ресурсов


Уметь

различать виды ресурсов


Презентация

25

Природные ресурсы твоей местности

1

2-я неделя марта

Экскурсия в краеведческий музей. Сбор в парке природного материала для изделия

Уметь выбирать нужную информацию

Презентация

26

Материальные ресурсы

1

3-я неделя марта

Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства товаров (оборудование, инструменты и материалы, сделанные ру- ками человека)

Уметь разгадывать головоломки, анализировать правила игры

Презентация

27

Требования, предъявляемые к изделиям

1

1-я неделя апреля

Определять требования, предъявляемые к изделиям. Изготовление подарка из природного материала

Уметь определять требования, предъявляемые к изделиям

Презентация

28

Местная промышленность твоего края, еѐ ос- новная продукция

1

2-я неделя апреля

Подготовка сообщения о промышленности твоего края и ее основной продукции

Уметь анализировать и систематизировать информацию


29

Трудовые ресурсы

1

3-я неделя апреля

Определять критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы

Уметь анализировать и систематизировать информацию

Презентация

30

Важность труда людей разных профессий

1

4-я неделя апреля

Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Подготовить сообщение на тему «Кем я хочу стать»

Уметь работать с информацией


31

Транспорт, связь

1

1-я неделя мая

Различать виды транспорта и их использование. Экскурсия на почту

Уметь различать виды транспорта и их использование


32

Что такое управление?


3-я неделя мая

Выяснить сущность и функции процесса управления. Ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятия- ми и организациями

Уметь определять органы государственного управления


33

Общественный порядок


4-я неделя мая

Выяснить, люди каких профессий поддерживают общественный порядок

Знать люди каких профессий поддерживают общественный порядок


34

Люди каких профессий нужны твоему городу?


5-я неделя мая

Подготовить сообщение о профессиях своих родителей. Составление таблицы профессий, нужных твоему городу

Знать чем занимаются представители разных профессий


Итого: 34учебных недели × 1час = 34 часа

















Лист дополнений и изменений.

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица внёсшего запись



































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!