Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов______ Протокол№ __от________ __________/Войнова Л.В | «Принято» педагогическим советом Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ __Сушков А.И./________ Приказ №______ от «__»___________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
социальное направление
_______4 класс________
предмет, класс и т.п
_________ Войнова Л.В.___________
Ф.И.О.учителя
на 2017 - 2018 учебный год
Составлено на основе
авторской программы "Экономика: первые
шаги» О.С.Корнеевой
УМК «Начальная школа XXI века» 2014г.
Название, автор, год издания
п. Новокулундинка
2017 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ, авторской программы "Экономика: первые шаги» О.С.Корнеева Сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа ХХI века» -М: Вентана – Граф, 2014.
Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
На изучение курса «Экономика: первые шаги» в 4 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП НОО, преемственность с рабочими программами основного общего образования.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором с учетом возрастных особенностей.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам.
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
Цель:
формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
3. Развивать основы потребительской культуры;
4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
5. Мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
6. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
7. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
8. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относится к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботится не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Планируемые результаты освоения программы в 4 классе
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
Определять ресурсы, необходимые для производства товара;
Объяснять важность меценатства и милосердия.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Богатство и бедность
Как создается богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий.
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты – люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги – часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома
Универсальные учебные действия:
Определять источники формирования богатства;
Сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
Различать материальные и нематериальные ценности;
Обосновывать важность меценатства и милосердия;
Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая и игровая деятельность:
Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
Тема проекта «Как распорядится богатством»;
Тема доклада «Русские меценаты».
Труд – основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
Проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей;
Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
Игра «Служба быта»;
Встреча с человеком интересной профессии;
Экскурсия в школьную столовую.
Экскурсия в библиотеку;
Экскурсия в художественный музей;
Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые сделали бы товар.
Все, что необходимо для производства товаров – ресурсы. Природные ресурсы – материалы, которые дает природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы – это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства. Трудовые ресурсы – это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители – люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод – места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
Различать виды ресурсов;
Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая и игровая деятельность:
Прогулка в парк за природным материалом;
Изготовление изделий из природного материала для подарка;
Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
Экскурсия в магазин;
Экскурсия на почту;
Проекты «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришел», «Родословная книжечки» и т.д.
Рисование на темы проектов.
Наименование раздела или темы | Количество часов | Из них |
Контрольных работ* | Практических работ* | Лабораторных работ* | Развитие речи* | Проектов* | Экскурсий* |
Богатство и бедность | 11 | | | | | | |
Труд – основа жизни | 12 | | | | | | |
Как товары производят | 11 | | | | | | |
Формы, методы и технологии обучения
Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Технологии обучения
Методы обучения
Формы обучения
работа в группе, в паре
самостоятельная работа
игра
Методы и формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
Для эффективности обучения детей, испытывающие трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход, который
позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся.
Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет:
дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;
2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;
3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и
во внеурочное время;
4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);
5)условие положительной мотивации учения это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);
6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение (обучение умению учиться).
7) Организация учебного взаимодействия с одноклассниками.
Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана - Граф, 2014
Интернет-ресурсы
Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Открытый класс - http://www.openclass.ru/
Педсовет - http://pedsovet.org/
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival.1september.ru
Учительский портал - http://www.uchportal.ru/
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru
Завуч-инфо www.zavuch.info/
http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79
Сайты для учителя начальной школы - file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm
Про школу - http://www.proshkolu.ru/club/ventana/
Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/
http://stranamasterov.ru/technics
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Календарно-учебный график | Содержание занятия | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь).Критерии оценивания | Оборудование, оснащение |
|
Богатство и бедность | | |
1 | Как создается богатство? | 1 | 1-я неделя сентября | Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; Тема проекта «Как распорядится богатством»; Тема доклада «Русские меценаты». | Определять источники формирования богатства | Уметь определять источники формирования богатства | |
2 | Источники богатства государства | 1 | 2-я неделя сентября | Различать материальные и нематериальные ценности | Уметь различать материальные и нематериальные ценности | Презентация |
3 | Местное хозяйство твоего края | 1 | 3-я неделя сентября | Работа с информацией: подготовка сообщения о хозяйстве Алтайского края | Уметь работать с информацией | Презентация |
4 | Экономические ресурсы твоей местности | 1 | 4-я неделя сентября | Экскурсия в краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности» | Уметь работать с информацией | Презентация |
5 | Источники богатства человека | 1 | 1-я неделя октября | Выяснить источники богатства человека | Уметь различать материальные и нематериальные ценности | Презентация |
6 | Открытия и изобретения. Создание новых технологий. | 1 | 2-я неделя октября | Выяснить роль открытий и изобретений, новых технологий в создании богатства государства | Уметь работать с информацией | Презентация |
7 | Ценности материальные и нематериальные. | | 3-я неделя октября | Различать материальные и нематериальные ценности. Разработка проекта «Как распорядиться богатством» | Уметь различать материальные и нематериальные ценности. | |
8 | Родословная книжечки | 1 | 4-я неделя октября | Мини-исследование «Родословная книжечки» | Уметь работать с информацией | |
9 | Богатство и культура | 1 | 2-я неделя ноября | Работа с информацией: подобрать пословицы и поговорки о богатстве и бедно сти, о важности образования | Уметь работать с информацией | |
10 | Богатство и милосердие. Меценаты | 1 | 3-я неделя ноября | Сравнивать возможные пути распоряжения богатством. Подготовка доклада «Русские меценаты» | Уметь собирать нужную информацию. | Презентация |
11 | Налоги | 1 | 4-я неделя ноября | Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. | Знать что такое налоги | Электронное учебное пособие «Математика и конструирование». |
Труд — основа жизни |
12 | Ценность и значимость труда | 1 | 5-я неделя ноября | Игра «Служба быта»; Встреча с человеком интересной профессии; Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку; Экскурсия в художественный музей; Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей | Уметь собирать нужную информацию | |
13 | Оценка труда. Почему разный труд оплачива- ется по-разному? | 1 | 1-я неделя декабря | Выяснить причины различий в оплате труда (уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы) | Уметь собирать нужную информацию | Презентация |
14 | Важность учебного труда школьников | 1 | 2-я неделя декабря | Выяснить степень важности учебного труда школьников. Установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учѐбе | Уметь собирать нужную информацию. | Дидактичес-кие игры |
15 | Все работы хороши | 1 | 3-я неделя декабря | Экскурсия в библиотеку: получение информации о различных профессиях | Уметь собирать нужную информацию. | Презентация |
16 | Как рубашка в поле выросла? | 1 | 4-я неделя декабря | Создание проекта « Как рубашка в поле выросла» | Уметь работать с информацией | |
17 | Как хлеб к нам на стол пришѐл? | 1 | 3-я неделя января | Создание проекта «Как хлеб к нам на стол пришѐл» | Уметь работать с информацией | Презентация |
18 | Мастер «золотые руки» | 1 | 4-я неделя января | Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Экскурсия в школьную столовую | Уметь осуществлять действия самообслуживания | Презентация |
19 | Результат труда людей | 1 | 5-я неделя января | Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей | Уметь осуществлять действия самообслуживания | Презентация |
20 | Местная сфера услуг | 1 | 1-я неделя февраля | Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Служба быта» | Уметь договариваться в процессе игры | Презентация |
21 | Твой родной край, его достопримечательно- сти, обычаи и традиции | 1 | 2-я неделя февраля | Экскурсия в художественный музей: «Как создаѐтся произведение искусства» | Уметь работать с информацией | Презентация |
22 | Трудовые награды | 1 | 3-я неделя февраля | Подготовка сообщения «Трудовые награды в моей семье» | Уметь работать с информацией | Презентация |
23 | Безработица | 1 | 4-я неделя февраля | Выяснить причины возникновения безработицы. Анализ ситуации: «Кого можно отнести к безработным» | Уметь выбирать нужную информацию | |
Как производят товары? |
24 | Природные ресурсы | 1 | 1-я неделя марта | Прогулка в парк за природным материалом; Изготовление изделий из природного материала для подарка; Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; Экскурсия в магазин; Экскурсия на почту; Проекты «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришел», «Родословная книжечки» и т.д. Рисование на темы проектов. | Различать виды ресурсов | Уметь различать виды ресурсов | Презентация |
25 | Природные ресурсы твоей местности | 1 | 2-я неделя марта | Экскурсия в краеведческий музей. Сбор в парке природного материала для изделия | Уметь выбирать нужную информацию | Презентация |
26 | Материальные ресурсы | 1 | 3-я неделя марта | Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства товаров (оборудование, инструменты и материалы, сделанные ру- ками человека) | Уметь разгадывать головоломки, анализировать правила игры | Презентация |
27 | Требования, предъявляемые к изделиям | 1 | 1-я неделя апреля | Определять требования, предъявляемые к изделиям. Изготовление подарка из природного материала | Уметь определять требования, предъявляемые к изделиям | Презентация |
28 | Местная промышленность твоего края, еѐ ос- новная продукция | 1 | 2-я неделя апреля | Подготовка сообщения о промышленности твоего края и ее основной продукции | Уметь анализировать и систематизировать информацию | |
29 | Трудовые ресурсы | 1 | 3-я неделя апреля | Определять критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы | Уметь анализировать и систематизировать информацию | Презентация |
30 | Важность труда людей разных профессий | 1 | 4-я неделя апреля | Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Подготовить сообщение на тему «Кем я хочу стать» | Уметь работать с информацией | |
31 | Транспорт, связь | 1 | 1-я неделя мая | Различать виды транспорта и их использование. Экскурсия на почту | Уметь различать виды транспорта и их использование | |
32 | Что такое управление? | | 3-я неделя мая | Выяснить сущность и функции процесса управления. Ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятия- ми и организациями | Уметь определять органы государственного управления | |
33 | Общественный порядок | | 4-я неделя мая | Выяснить, люди каких профессий поддерживают общественный порядок | Знать люди каких профессий поддерживают общественный порядок | |
34 | Люди каких профессий нужны твоему городу? | | 5-я неделя мая | Подготовить сообщение о профессиях своих родителей. Составление таблицы профессий, нужных твоему городу | Знать чем занимаются представители разных профессий | |
Итого: 34учебных недели × 1час = 34 часа |
Лист дополнений и изменений.
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица внёсшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |