СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 2 клас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Экономика: первые шаги разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 2 клас»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Керчи Республики Крым «Школа №10»


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа № 10»

учителей начальных классов «___»__________2016 г.

МБОУ «Школа №10» ____________К.В.Павловский

от «___»_____2016 г. ______И.В. Курилова приказ № от «___»____2016 г.

Руководитель МО

__________Н.Н. Остапенко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экономика: первые шаги»

(социальное направление развития личности школьника)


2 класс

начальное общее образование

2016-2017 учебный год



Количество часов в год:

34

Количество часов в неделю:

1 час


Учитель: Остапенко Н.Н.



Программа разработана на основе авторской программы «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011).



Керчь

2016 г.


Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая


Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

  • Авторская программа «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

  • Программа воспитания и социализации обучающихся;

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);

  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;

  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.


Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отноше­нии к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознан­ный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена то­вара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно рас­порядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они стал­киваются в реальной жизни.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирова­ние начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается курс внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для учащихся 1-4 классов.

Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема яв­ляется основой для изучения последующих. Реализация данной программы позволяет решать следующие задачи:

– формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его по­требностей;

– обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

– развивать основы потребительской культуры;

– расширять активный словарь учащихся, включая в него экономи­ческие термины;

– способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

– формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

– показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания иннова­ционной экономики.


Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения на основе авторской программы «Экономика. Первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011).

При изучении курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при реше­нии экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, ува­жении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает во­просы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьни­ков.

В содержание программы по экономике вошли те явления, с кото­рыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2.Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни.

В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3.Преемственность и перспективность.

В процессе изучения про­граммы по экономике у младших школьников закладываются предпо­сылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются усло­вия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономиче­ские понятия.

На занятиях внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные за­дания.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический харак­тер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

В про­цессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, ре­зультатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зави­симость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значе­ние природных богатств для человека, проникаются бережным отноше­нием к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.


Место курса в учебном плане школы

Данный курс относится к социальному направлению развития личности школьника.

Учебным планом школы преду­смотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельно­сти в 1-4 классах по 1 часу в неделю; за год – 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

У ученика продолжает формироваться:

- знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов, о таких качествах личности, как экономность, бережливость;

- знания о бережном отношении к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, и таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду;

- отношение к богатству и милосердию, учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

– различать потребности по видам;

– определять потребности домашних питомцев;

– формулировать свои потребности.

– определять потребности своих близких;

– оценивать свои желания и возможности их реализации.

– соотносить виды товаров и место их приобретения;

– различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

–кратко характеризовать функции различных учреждений, оказы­вающих населению услуги.

– производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

– осуществлять простейшие экономические расчёты;

– планировать результаты экономии и бережливости.

– взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе ученик узнает:

– какие бывают потребности;

– почему все потребности нельзя удовлетворить;

– какие бывают товары и услуги;

– где можно приобрести товары и услуги;

– почему потребность в образовании — одна из важнейших потреб­ностей человека.

К концу обучения во 2 классе ученик сможет научиться:

– соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

– различать товары и услуги.

Формы проверки уровня сформированности УУД:

Ролевые игры, дидактические и имитационные игры; обмен мнениями, дискуссии, проекты, творческие работы, беседы, практическая деятельность во время экскурсий и заочных экскурсий, практика в простейших экономических расчетах.



Содержание программы


1 класс

Я и моя семья

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяй­ство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, при­сущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение пра­вильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

– сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/пло­хим хозяином;

– объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность:

– игра «Генеральная уборка»;

– игра «Я — хозяин большого дома».

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

– обосновывать необходимость бережного отношения к любой собст­венности.

Игровая и исследовательская деятельность:

– тема исследования «Как становятся собственниками»;

– игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, ле­ность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

– обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

– объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

– проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

– осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-быто­вого труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

– экскурсия в школьную столовую;

– экскурсия в библиотеку;

– экскурсия в художественный музей;

– сюжетно-ролевые игры;

–темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».



2 класс

Что нам нужно для жизни

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

– различать потребности по видам;

– определять потребности домашних питомцев;

– формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

– игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

– рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост­ров».

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода­рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Универсальные учебные действия:

– определять потребности своих близких;

– оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:

– рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

Как товары и услуги исполняют желания

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовле­творить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты пита­ния, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель — человек, покупающий товары.

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услу­гами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемеще­ние и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Универсальные учебные действия:

– соотносить виды товаров и место их приобретения;

– различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

– кратко характеризовать функции различных учреждений, оказы­вающих населению услуги.

Практическая и игровая деятельность:

– изготовление изделий из природного материала для подарка;

– игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

– экскурсия в магазин;

– экскурсия на почту;

– мастер-классы «Я умею и могу научить всех».



3 класс

Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ре­мёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Ва­люта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Универсальные учебные действия:

– раскрывать причины возникновения денег;

– различать российские и иностранные деньги.

Практическая и игровая деятельность:

– рисование страны Натурального хозяйства;

– рисование денег страны Экономики;

– игра «Путешествие в страну Обмению»;

– рассматривание коллекций разных монет.

У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показы­вает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке от­ражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия:

– объяснять, как оплачивают товары и услуги;

– определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Практическая и игровая деятельность:

–экскурсия в магазин;

– игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему пред­приятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества то­вара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависи­мости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

– устанавливать зависимость между ценой и определяющими её фак­торами;

– выделять существенные характеристики товара.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

– игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

– тема проекта «Реклама продукта»;

– исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вы­мысел»;

– изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребно­сти) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользо­вание кредитом.

Универсальные учебные действия:

– производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

– осуществлять простейшие экономические расчёты;

– планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

– составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

– нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

– экскурсия в банк;

– игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

– рисование банковской карты.

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребно­сти семьи.

Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возмож­ность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электриче­ства, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие эконо­мить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия:

– планировать результаты экономии и бережливости;

– взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Практическая и игровая деятельность:

– путешествие в страну Минуток.



4 класс

Богатство и бедность

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природ­ные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники бо­гатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечис­ляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

– определять источники формирования богатства;

– сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

– различать материальные и нематериальные ценности;

– обосновывать важность меценатства и милосердия;

объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

– исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

– тема проекта «Как распорядиться богатством»;

– тема доклада «Русские меценаты».

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, про­изводят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искус­ства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отноше­ния.

Универсальные учебные действия:

– обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

– проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

– осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-быто­вого труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

– игра «Служба быта»;

– встреча с человеком интересной профессии;

– экскурсия в школьную столовую;

– экскурсия в библиотеку;

– экскурсия в художественный музей;

– темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природ­ные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производ­ства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Про­дукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. Универсальные учебные действия:

– различать виды ресурсов;

– обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества произво­дителей;

– уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

– прогулка в парк за природным материалом;

– изготовление изделий из природного материала для подарка;

– игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Яр­марка»;

– экскурсия в магазин;

– экскурсия на почту;

– проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

– рисование на темы проектов.


Тематическое планирование

2 класс (34 ч)

Тема 1. Что нам нужно для жизни (8 ч.)

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Тема 2. Хочу, могу и надо (10 ч.)

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лиячеловека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода­рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.)

Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем ку­пить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель — человек, покупающий товары.

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.




Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата проведения

Наименование раздела, темы

часы


Практичес-кая часть

Формы деятель-ности

Оборудо-вание

По плану

По факту

Что нам нужно для жизни (8 ч.)

1



Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

1

Тематическое рисование

Беседа,

рисование

Фотографии картинки,

карандаши, бумага


2



Игра «Собираемся в поход»

1

Просмотр видеосюжета, его обсуждение, игра

Игровая деятельность, дискуссия

Ноутбук, мелкие бытовые предметы, рюкзак

3



Игра «Собери портфель»

1

Беседа, игра, обмен мнениями

Беседа, игра

Портфели, школьные принадлеж-ности

4



Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

1

Чтение отрывка из книги «Необитае-мый остров», обмен мнениями, рисование

Работа с книгой, рисование

Художест-венная книга, альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры

5



Естественные по­требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас­ности (на примере домашних питомцев).

1

Видеосюжет о домашних животных, обмен мнениями

Беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета

Ноутбук, картинки, фотографии

6-7



Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

2

Работа с иллюстраци-ями, литературой

Рассказ, беседа, работа с иллюстраци-ями, литературой

Иллюстра-ции, литература из школьной библиотеки

8



Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

1

Дискуссия, обсуждение видеосюже-тов

Рассказ, беседа.

Иллюстра-ции, фотографии, видеосю-жеты

Хочу, могу и надо (10 ч.)

9



Желания как первый шаг появления культурных потребностей, уси­лия человека, направленные на их достижение.

1

Дискуссия «Что я могу сделать, чтобы осуществить свое заветное желание»

Дискуссия

Детские рисунки

10



Рисование на тему: «Мои желания»

1

Тематическое рисование

Рисование

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

11-12



Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Игра «Пять желаний»

2

Игра «Пять желаний»

Рассказ, беседа.

Дидактичес-кая игра.

Карандаши, альбомная бумага, ручка

13-14



Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетво­ряются в первую очередь. Составление коллективного коллажа

2

Составление коллективного коллажа

Рассказ, беседа, коллаж

Карандаши, альбомная бумага, ножницы, клей

15



Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»

1

Работа в группах «Наше изобретение во благо человека»

Рассказ, беседа. Работа в группах

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

16



Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

1

Рисование на тему «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

Тематическое рисование

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага

17



Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний.

1

Дискуссия «Какой подарок самый ценный?»

Рассказ. Беседа. Дискуссия

Фотографии

18



Изготовление изделий из природного материала для подарка

1

Изготовление изделий из природного материала

Творческая деятельность

Природный материал, ножницы, клей, цветная бумага.

Как товары и услуги исполняют желания (16 ч.)

19



Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем ку­пить. Заочная экскурсия на ярмарку.

1

Заочная экскурсия на ярмарку

Рассказ, беседа.

Заочная экскурсия

Ноутбук

20-21



Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Игра «Рассортируй товары»

2

Игра «Рассортируй товары»

Рассказ.

Дидактичес-кая игра

Сюжетные картинки, игрушки

22



Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»

1

Игра «Что лучше покупать в магазине, а что на рынке?»

Рассказ. Беседа. Дидактичес-кая игра

Сюжетные картинки.

23



Игры: «В супермаркете», «На ярмарке»

1

Имитацион-ные игры «В супермаркете» «На ярмарке»

Имитацион-ные игры

Продовольственные и промышленные товары

24



Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупа­тель — человек, покупающий товары. Заочная экскурсия в магазин

1

Заочная экскурсия в магазин

Рассказ. Беседа. Заочная экскурсия

Ноутбук, фотографии

25



Экскурсия в магазин

1

Экскурсия в магазин

Инструктаж.

Экскурсия


26-27



Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Заочная экскурсия в аптеку.

2

Заочная экскурсия в аптеку.

Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.

Заочная экскурсия

Ноутбук

28



Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Заочная экскурсия в парикмахерскую.

1

Заочная экскурсия в парикмахер-скую.

Рассказ. Беседа. Просмотр видеосюжета.

Заочная экскурсия

Ноутбук, фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос

29



Игры «Парикмахерская», «Больница»

1

Ролевые игры «Парикма-херская», «Больница»

Ролевые игры

фен, парикмахерские ножницы, шампуни и бальзамы для волос; белый халат, йод, бинт, вата, медицинс-кий жгут.

30



Экскурсия на почту

1

Экскурсия на почту

Инструктаж.

Экскурсия


31



Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет обра­зовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»

1

Подготовка к защите проекта «О какой школе я мечтаю»

Беседа. Обмен мнениями.

Проектная деятельность

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.

32



Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»

1

Защита и обсуждение проектов «О какой школе я мечтаю»

Рассказ. Беседа.

Защита проектных работ. Обсуждение проектных работ.

Проектные работы учащихся.

33



Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Дискуссия «Зачем нам нужно учиться?»

1

Дискуссия

«Зачем нам нужно учиться?»

Рассказ. Беседа. Дискуссия.

Видеосюжет



Ноутбук

34



Мастер-класс «Я умею и могу научить всех».

1

Мастер-класс

Практическая творческая деятельность

Карандаши, фломастеры, альбомная бумага, ножницы, клей.



Материально-техническое обеспечение

Ноутбук, диски с мультфильмами, фотоальбомы, сюжетные картинки, плакаты, игрушки, весы, счёты, калькулятор, картон, бумага, клей, ножницы, образцы товаров, этикетки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Винтано-Граф, 2011.

2.Авторская программа «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой.

3 Экономика в начальной школе. [Электронный ресурс - Режим доступа: http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?99]

4. Экономика для детей. [Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.ostrovskazok.ru/ekonomika-dlya-detey/]

5. Экономическое образование младших школьников. [Электронный ресурс - Режим доступа: http://copy.yandex.net].



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!