СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Узнаём сами» для 3 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Узнаём сами» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, на основе программы курса «Я исследователь»  Савенкова Л. И. и сборника «Программы внеурочной деятельности» - М.: Академкнига, 2011. –Ч.2. Авторы программ: Р. Г. Чуракова, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные, психологические особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся за 2 класс, работа школы по триместрам.

Просмотр содержимого документа
«Планирование»

п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1.

Тренинг исследовательских способностей. 17 ч

1

Что такое эксперимент? Самый главный способ получения информации.



2

Что знаем об экспериментировании? Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?»



3

Как узнать новое с помощью экспериментов? Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам).



4

Планирование и проведение эксперимента. Проект «Куда осенью исчезают листья?»



5

Структура исследования. Что такое тема исследования?



6

Правила выбора темы исследования. Анкета “Что мне интересно?”



7

Что такое цель исследования? На какой вопрос отвечает цель?



8

Задачи исследования. Составление модели “Почему репейник колючий”.



9

Учимся выдвигать гипотезы. Что такое гипотеза?



10

Как создаются гипотезы. Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”,



11

Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?



12

“Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”



13

Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если …



14

Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?»



15

Учимся выдвигать гипотезы. «Вопросы домашних животных».



16

Планируем собственное наблюдение. Проект “Почему надуваются мыльные пузыри?”



17

Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”



РАЗДЕЛ 2.

Самостоятельная исследовательская практика. 15 ч.

18

Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск?



19

Способы фиксации получаемых сведений. Практическое занятие «Как живёт фиалка?»



20

Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.



21

Что такое обобщение?



22

Приемы обобщения. Выбор главного. «Исторические песни и предания народов моего края».



23

Приемы обобщения. Выбор главного. Упражнения “Учимся анализировать”.



24

Приемы обобщения. Выбор главного. Проект « Отчего снег белый?»



25

Приемы обобщения. Выбор главного. тория в названиях рек, морей, океанов

«Мои земляки в истории России».



26

Что такое понятие? Выделение главных признаков предмета.



27

Выделение главных признаков предмета. Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”.



28

Что значит определить понятие? Загадки как определения понятий.



29

Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.),



30

Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). “Опиши объект”.



31

Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). “Дай характеристику животного”.



32

Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.) отгадывание загадок, составление кроссвордов.



РАЗДЕЛ 3.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. 2 ч.

33

Экспресс-исследование “Как зимуют травы”.



34

Экспресс-исследование “ Грибы своей местности ”.





Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Узнаём сами» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, на основе программы курса «Я исследователь» Савенкова Л. И. и сборника «Программы внеурочной деятельности» - М.: Академкнига, 2011. –Ч.2. Авторы программ: Р. Г. Чуракова, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные, психологические особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся за 2 класс, работа школы по триместрам.

Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы в учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии, как осознанного понимания чувств, других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В сфере регулятивных универсальных учебных

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Предполагает приобретение учащимися новых социальных знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в первичном понимании детьми социальной реальности повседневной жизни, сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Содержание программы

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 ч)

  1. Что такое эксперимент (4 часа)

Теория (1ч)

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практика (3ч)

Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)

  1. Структура исследования (4 часа)

Теория (1ч)

Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.

Практика (3ч)

Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник колючий”.

  1. Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)

Теория (2ч)

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если

Практика (4ч)

Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»

  1. План исследования (3 ч)

Практика (4ч)

Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (15 ч)

5. Сбор материала для исследования (3 ч)

Практика (4ч)

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.

  1. Что такое обобщение (5 ч)

Теория (1ч)

Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практика (4ч)

Упражнения “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

  1. Что такое понятие (7 ч)

Теория (2ч)

Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.).

Практика (5ч)

Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)

7. Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (2 ч)

Практика (2ч)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!