СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Умники и умницы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления"Умники и умницы". Программа разработана на основе курса развития познавательных способностей Холодовой О.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Умники и умницы" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени В.В. Дагаева

городской округ Лосино-Петровский Московской области



Утверждаю



Директор школы


Набережнева О.Л.


Приказ №________

От ________2016г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Умники и умницы»

по общеинтеллектуальному направлению

( 4-А класс)



Составители:

Подолинская Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

высшей категории




2016-2017г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы) с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2015 г.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В 4 классе 68 часов (2 часа в неделю).

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для раз­вития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но да­ются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамич­ной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым пере­ключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Модель занятия в 3 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Корректирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

Логическо-поисковые задания (10 минут)

Веселая переменка (2-3 минуты)

Решение нестандартных задач (10 – 15 минут).


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 4 КЛАССЕ ( 36 ЧАСОВ)




месяц

занятия

Тема

занятия


Развиваемые способности





С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


1

2

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления


3

4

Развитие концентрации внимания


Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

5

6

Тренировка внимания


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

7

8

Тренировка слуховой памяти


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


9

10

Тренировка зрительной памяти


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

11

12


Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

13

14

Совершенствование воображения


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

15

16

Развитие быстроты реакции, мышления


Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



Н

О

Я

Б

Р

Ь


17

18

Развитие концентрации внимания


Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

19

20

Тренировка внимания


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

21

22

Тренировка слуховой памяти


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

23

24

Тренировка зрительной памяти


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи



Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


25

26


Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

27

28

Совершенствование воображения


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

29

30

Развитие быстроты реакции, мышления


Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

31

32

Развитие концентрации внимания


Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи






Я

Н

В

А

Р

Ь


33

34

Тренировка внимания


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

35

36

Тренировка слуховой памяти


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

37

38

Тренировка зрительной памяти


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

39

40


Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи



Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


41

42

Совершенствование воображения


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

43

44

Развитие быстроты реакции, мышления


Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

45

46

Развитие концентрации внимания


Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

47

48

Тренировка внимания


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи




М

А

Р

Т



49

50

Тренировка слуховой памяти


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

51

52

Тренировка зрительной памяти



Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

53

54

Развитие быстроты реакции, мышления


Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

А

П

Р

Е

Л

Ь


55

56

Развитие концентрации внимания


Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

57

58

Тренировка внимания


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

59

60

Тренировка слуховой памяти


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи


М

А

Й


61

62

Тренировка зрительной памяти


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

63

64

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года


65

66

Совершенствование воображения


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

67

68

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года







Календарно-тематическое планирование курса «Умники и умницы» в 4 классе

п/п


Тема

Планируемые результаты обучения

Учебные действия

Сроки проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1 четверть-18ч

-Четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

- правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.


- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

- правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Регулятивные:- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;

– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– проявлять познавательную инициативу;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия

и коллективную деятельность.


Познавательные:- осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;

– фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);

– осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;

– сравнивать, проводить классификацию и систематизацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

– строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и другие отношения

между изучаемыми понятиями и явлениями;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные: -четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

– адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

– понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;

– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; проявлять

творческую инициативу, самостоятельность,

воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.




Формирование внутренней позиции положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной

деятельности;

– установки в поведении на принятые моральные нормы;

– чувства гордости за достижения отечественной математической науки;


Осуществляют поиск необходимой информации

для выполнения учебных и поисково-логических задач в разнообразных источниках, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

– кодируют и перекодируют информацию в знаково-символической или графической

форме;

– на основе кодирования самостоятельно строят модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее

эффективных моделей для данной учебной ситуации;

– строят математические сообщения в устной и письменной форме;

– проводят сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строят выводы на основе сравнения;

– осуществляю разносторонний анализ объекта;

– самостоятельно проводят систематизацию объектов;

– обобщают (самостоятельно выделяют ряд или класс объектов);

– устанавливают аналогии;

– представляют информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентации), принимают участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строят монологические

высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), учатся владеть диалогической формой коммуникации;

– свободно владеют правилами вежливости в различных ситуациях;

– адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;

– учатся задавать вопросы для организации собственной

деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;

– самостоятельно выполняют эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;

– проводят аналогию и на ее основе строят и проверяют выводы по аналогии;

– строят индуктивные и дедуктивные рассуждения;

– осуществляют действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

1 четверть

1

Выявление уровня развития познавательных процессов



2



3

Развитие концентрации внимания.



4



5

Тренировка внимания.



6



7

Тренировка слуховой памяти.



8



9

Тренировка зрительной памяти.



10



11

Развитие логического мышления.



12



13

Совершенствование воображения.



14



15

Развитие быстроты реакции.



16



17

Развитие концентрации внимания.



18



2 четверть-14ч

2 четверть

19

Тренировка внимания.



20



21

Тренировка слуховой памяти.



22



23

Тренировка зрительной памяти.




24



25

Развитие логического мышления.



26



27

Совершенствование воображения.



28

29

Развитие быстроты реакции.



30



31

Развитие концентрации внимания.



32



3 четверть-20ч

3 четверть

33

Тренировка внимания.



34



35

Тренировка слуховой памяти.



36



37

Тренировка зрительной памяти.



38



39

Развитие логического мышления.



40



41

Совершенствование воображения.



42



43

Развитие быстроты реакции.



44



45

Развитие концентрации внимания.



46



47

Тренировка внимания.



48



49

Тренировка слуховой памяти.



50



51

Тренировка зрительной памяти.



52



4 четверть-16ч

4 четверть

53

Развитие логического мышления.



54



55

Совершенствование воображения.



56



57

Развитие быстроты реакции.



58



59

Развитие концентрации внимания.



60



61

Тренировка внимания.



62



63

Тренировка слуховой памяти.



64



65

Совершенствование воображения.







66



67

Выявление уровня развития познавательных процессов



68









В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.



Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).





Предметных результататов:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • -судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Холодова О.А. Программа курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".- Москва: РОСТ книга, 2010 г.

2. Холодова О.А.Методическое пособие. 4 класс. - Москва: РОСТ книга, 2015 г.

3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: В 2 частях – Москва: издательство РОСТ.


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по ВР

Ершова Н.Б.__________________

«___» 2016г.

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Юдина С.П.____________

Протокол №

от « » 2016г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!