ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Учусь создавать проект»
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности, на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций воспитанников через проектную деятельность.
Задачи:
ознакомить младших школьников с проектной деятельностью через разработку коллективных и индивидуальных проектов;
формировать умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;
овладеть практическими умениями исследовательской работы;
формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительными особенностями рабочей программы являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения с программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю.
Результаты изучения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности во внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие, устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
- выступление для определённого круга лиц;
- выставки достижений;
- концерт;
- спектакль;
- буклет и т.д.
Содержание программы
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание программы |
1 | Кто я? Моя семья. (Анкетирование учащихся) | Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах. |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. |
4 | Как собирать материал? | Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. |
5 | Повторение. Давай вспомним. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
6,7 | Проблема. Решение проблемы. | Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. |
8 | Гипотеза. Предположение. | Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое. |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. |
10 | Цель проекта. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
11 | Задача проекта. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
12 | Выбор нужной информации. | Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. |
13 | Интересные люди – твои помощники. | Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. |
14 | Продукт проекта. | Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. |
15 | Виды продукта. Макет. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. |
16,17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки. |
18,19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Использование изученных проектных понятий в процессе самостоятельной работы. |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | Презентация своих достижений (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.Открытие в знакомом предмете нового. |
22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия.Выставка детских работ. |
23, 24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Публичное выступление, представление результатов работы. |
25 | Повторение. Давай вспомним. | Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.Обучение рефлексии. |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.Открытие в знакомом предмете нового. |
27 | Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. |
29 | Тест «Чему я научился?» | Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия). |
30 | Памятка для учащегося проектанта. | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток. |
32 | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам. |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов всего | Теория (час) | Прак тика (час) |
1 | Кто я? Моя семья. (Анкетирование учащихся) | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Как собирать материал. | 1 | 0,3 | 0,7 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | 0,3 | 0,7 |
6,7 | Проблема. Решение проблемы. | 2 | 0,4 | 1,6 |
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 | 0,3 | 0,7 |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | Цель проекта. | 1 | 0,3 | 0,7 |
11 | Задача проекта. | 1 | 0,3 | 0,7 |
12 | Выбор нужной информации. | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | Интересные люди – твои помощники. | 1 | 0,2 | 0,8 |
14 | Продукт проекта. | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | Виды продукта. Макет. | 1 | 0,2 | 0,8 |
16-17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | 2 | 1 | 1 |
18- 19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 | - | 2 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | 0,2 | 0,8 |
25 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | 0,2 | 0,8 |
27 | Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Это интересно. | 1 | 0,2 | 0,8 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | 1 | 0,2 | 0,8 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 | - | 1 |
30 | Памятка для учащегося проектанта. | 1 | 0,3 | 0,7 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | - | 1 |
32 | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | 1 | - | 1 |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | - | 1 |
| Итого | 33 | - | - |
Учебно-методическое обеспечение
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012. – 64 с. (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект).
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012 (Учусь создавать проект).
Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).