Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лестранхозовская средняя общеобразовательная школа» |
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/ Туртугешева Т.К. Протокол № _____ от «___» _________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _________/Берликова М.И. от «___» __________ 20___г. | «Утверждено» Директор школы _________/Щекочихина А.А. Приказ № ____ от «___» _________ 20___г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Программу составила:
учитель математики Артемьева Татьяна Юрьевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования;
- Устава школы;
- Закона «Об образовании»;
- Положения о рабочей программе:
- базисного учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 уч/год.
- Авторской программы Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия», 5-6 классы.
Общая характеристика учебного предмета
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. На это направлен курс внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса.
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Это определило цели курса внеурочной деятельности:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятия.
Количество часов по плану:
всего – 34 часа;
в неделю – 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
По окончании обучения учащиеся должны научиться:
• решать различные математические задачи нестандартными методами;
• логическим приемам, применяемые при решении задач;
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач;
изображать знакомые фигуры по их описанию;
выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
пользоваться геометрической символикой;
устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Содержание учебного предмета, курса
1. Как люди научились считать. (5ч.) |
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Системы счисления. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. |
2. Забавная арифметика. (10ч.) |
Задачи-шутки. Забавные исчезновения и остроумный дележ. Затруднительные положения. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел. Игры со спичками. Игры и забавы. |
3. Начальные понятия и факты курса геометрии, измерение геометрических величин. (19ч.) |
Простейшие геометрические фигуры. Конструирование из Т. Куб и его свойства. Задачи на разрезание и складывание фигур. Треугольник. Геометрические головоломки. Измерение длины, площади и объёма. Задачи на вычисление длины, площади и объёма. Окружность. Геометрический тренинг. Топологические опыты. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. .Замечательные кривые. |
Тематическое планирование занятий.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности учащихся. | Примечание. |
Планируемая | Фактическая |
I | Как люди научились считать | | |
1. | | | История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; Формулировать свойства арифметических действий, преобразовывать на их основе числовые выражения. | |
2. | | | Системы счисления. | |
3. | | | Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. | |
4. | | | Проект «В мире чисел» | |
5. | | | Защита проекта «В мире чисел» | |
II | Забавная арифметика | | |
6. | | | Задачи-шутки | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию. Составлять уравнения по условиям задач. | |
7. | | | Забавные исчезновения и остроумный дележ | |
8. | | | Затруднительные положения | |
9. | | | Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений | |
10. | | | Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел | |
11. | | | Игры со спичками | |
12. | | | Игры и забавы | |
13. | | | Проект «Старинные русские меры» | |
14. | | | Работа над проектом «Старинные русские меры» | |
15. | | | Защита проекта «Старинные русские меры» | |
III | Начальные понятия и факты курса геометрии, измерение геометрических величин | | |
16. | | | Простейшие геометрические фигуры | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурацию от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади и квадрата и площади прямоугольника. Выражать одни единицы измерения через другие. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба параллелепипеда. | |
17. | | | Конструирование из Т | |
18. | | | Куб и его свойства | |
19. | | | Задачи на разрезание и складывание фигур | |
20. | | | Проект «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур» | |
21. | | | Защита проекта «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур» | |
22. | | | Треугольник | |
23. | | | Геометрические головоломки | |
24. | | | Измерение длины, площади и объёма | |
25. | | | Задачи на вычисление длины, площади и объёма | |
26. | | | Окружность | |
27. | | | Геометрический тренинг | |
28. | | | Топологические опыты | |
29. | | | Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. | |
30. | | | Задачи, головоломки, игры | |
31. | | | Замечательные кривые. | |
32. | | | Проект «Удивительная геометрия» | |
33. | | | Работа над проектом «Удивительная геометрия» | |
34. | | | Защита проекта «Удивительная геометрия» | |
Учебно-методическое обеспечение.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, М.: Просвещение, 2008.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
А.Я.Котов. Вечера занимательной арифметики. Москва, Просвещение, 1967.
В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай.Москва, Просвещение, 1970.
А.Шатилова, Л.Шмидтова. Занимательная математика. КВНы, викторины. Москва, Айрис Пресс, 2006.
Л.В.Гончарова Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, Учитель, 2001.
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка. Москва, Просвещение, 1984.
Я.И.Перельман Живая математика. Москва, Русанова, 1994.
Е.И.Игнатьев. В царстве смекалки. Москва, Наука, 1984.