СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лестранхозовская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель МО


_________/ Туртугешева Т.К.

Протокол № _____

от «___» _________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УВР

_________/Берликова М.И.



от «___» __________ 20___г.

«Утверждено»

Директор школы


_________/Щекочихина А.А.


Приказ № ____

от «___» _________ 20___г.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»


ДЛЯ 5 КЛАССА














Программу составила:

учитель математики Артемьева Татьяна Юрьевна








2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования;

- Устава школы;

- Закона «Об образовании»;

- Положения о рабочей программе:

- базисного учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 уч/год.

- Авторской программы Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия», 5-6 классы.

Общая характеристика учебного предмета

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. На это направлен курс внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика курса.

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятия.

Количество часов по плану:

всего – 34 часа;

в неделю – 1 час.






Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.


По окончании обучения учащиеся должны научиться:


• решать различные математические задачи нестандартными методами;

• логическим приемам, применяемые при решении задач;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач;

  • изображать знакомые фигуры по их описанию;

  • выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

  • иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

  • измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

  • выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

  • проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

  • пользоваться геометрической символикой;

  • устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам


Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
























Содержание учебного предмета, курса


1. Как люди научились считать. (5ч.)

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Системы счисления. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

2. Забавная арифметика. (10ч.)

Задачи-шутки. Забавные исчезновения и остроумный дележ. Затруднительные положения. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел. Игры со спичками. Игры и забавы.

3. Начальные понятия и факты курса геометрии, измерение геометрических величин. (19ч.)

Простейшие геометрические фигуры. Конструирование из Т. Куб и его свойства. Задачи на разрезание и складывание фигур. Треугольник. Геометрические головоломки. Измерение длины, площади и объёма. Задачи на вычисление длины, площади и объёма. Окружность. Геометрический тренинг. Топологические опыты. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры. .Замечательные кривые.

























Тематическое планирование занятий.

урока

Дата
проведения

Тема урока

Виды деятельности учащихся.

Примечание.

Планируемая

Фактическая

I

Как люди научились считать



1.



История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

Описывать свойства натурального ряда.

Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Выполнять вычисления с натуральными числами;

Формулировать свойства арифметических действий, преобразовывать на их основе числовые выражения.


2.



Системы счисления.


3.



Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.


4.



Проект «В мире чисел»


5.



Защита проекта «В мире чисел»


II

Забавная арифметика



6.



Задачи-шутки

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию.

Составлять уравнения по условиям задач.


7.



Забавные исчезновения и остроумный дележ


8.



Затруднительные положения


9.



Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений


10.



Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел


11.



Игры со спичками


12.



Игры и забавы


13.



Проект «Старинные русские меры»


14.



Работа над проектом «Старинные русские меры»


15.



Защита проекта «Старинные русские меры»


III

Начальные понятия и факты курса геометрии, измерение геометрических величин



16.



Простейшие геометрические фигуры

Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.

Изображать геометрические фигуры и их конфигурацию от руки и с использованием чертежных инструментов.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков.

Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин через другие.

Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади и квадрата и площади прямоугольника. Выражать одни единицы измерения через другие. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба параллелепипеда.



17.



Конструирование из Т


18.



Куб и его свойства


19.



Задачи на разрезание и складывание фигур


20.



Проект «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур»


21.



Защита проекта «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур»


22.



Треугольник


23.



Геометрические головоломки


24.



Измерение длины, площади и объёма


25.



Задачи на вычисление длины, площади и объёма


26.



Окружность


27.



Геометрический тренинг


28.



Топологические опыты


29.



Задачи со спичками. Зашифрованная переписка.


30.



Задачи, головоломки, игры


31.



Замечательные кривые.


32.



Проект «Удивительная геометрия»


33.



Работа над проектом «Удивительная геометрия»


34.



Защита проекта «Удивительная геометрия»


Учебно-методическое обеспечение.



  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.

  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, М.: Просвещение, 2008.

  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  5. А.Я.Котов. Вечера занимательной арифметики. Москва, Просвещение, 1967.

  6. В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай.Москва, Просвещение, 1970.

  7. А.Шатилова, Л.Шмидтова. Занимательная математика. КВНы, викторины. Москва, Айрис Пресс, 2006.

  8. Л.В.Гончарова Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, Учитель, 2001.

  9. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка. Москва, Просвещение, 1984.

  10. Я.И.Перельман Живая математика. Москва, Русанова, 1994.

  11. Е.И.Игнатьев. В царстве смекалки. Москва, Наука, 1984.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!