СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоая программа по технологии 5 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вводимые понятия

Планируемые результаты

Дата проведения

предметные

метапредметные

план

факт




1

Сельско-хозяйственный труд

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе на учебно-опытном участке




1




Предмет «Технология», цели и задачи. План работы на учебный год. Знакомство с учебником. Условные обозначения в учебнике. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Инструктаж по ТБ при работе на учебно-опытном участке




Узнают содержание предметной области «технология». Познакомятся с учебником. Знать условные обозначения. Соблюдают технику безопасности на уроке




Рег.: Умеют проявлять познавательную инициативу, принимают учебную задачу.

Ком.: умеют рассуждать, слушать, понимать.

Поз.: извлекают информацию из полученного материала, умеют ее анализировать.

Лич.: проявляют положительное отношение к занятиям.





2

Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. П/р

1

Виды сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни

Познакомятся с видами сельскохозяйственных растений, продолжительностью их жизни. Соблюдают технику безопасности при работе на учебно-опытном участке.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; запоминать инструкцию.

Ком.: умеют рассуждать, слышать и понимать собеседника; согласованно осуществлять совместную деятельность.

Поз.: на основе полученной информации принимать несложные практические решения, наблюдать.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, уважительное отношение к труду.



3-4

Овощные

культуры

(лук, морковь, свёкла). Правила посадки овощных культур. П/р

2

Состояние посевов, выполненных весной. Правила посадки и уборки овощных культур. Хранение их зимой

Познакомятся с овощными культурами, такими как лук, морковь, свекла, правилами их посадки. Научатся сажать овощные культуры. Соблюдают технику безопасности при работе на учебно-опытном участке.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать и удерживать инструкцию во времени; выполнять действия с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: подготавливают рабочее место, знают о гигиене учебного труда, анализируют информацию, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Лич.: проявляют интерес к занятиям.



5-6

Сорта, семена.

Способ посадки, уборка урожая. П/р

2

Понятия сорта, семена. Способы посадки разных семян. Сроки уборки урожая

Познакомятся с понятиями «сорта», «семена», их получением. Узнают о способах посадки разных семян, а также сроках сбора урожая разных культур. Научатся закреплять полученные знания на практике.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя , содержащую оценочный характер.

Ком.: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания.

Поз.: умеют анализировать информацию; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места, технике безопасности на учебно-опытном участке.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.



7-8

Виды обработки почвы. Обработка почвы под овощные растения. П/р

2

Обработка почвы осенью. Подготовка к зимнему периоду

Познакомятся с видами обработки почвы. Узнают о том, как подготовить почву к зимнему периоду.

Рег.: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Ком.: умеют рассуждать, слушать и понимать, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Поз.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; делают умозаключения и выводы в словесной форме; осуществляют поиск информации из различных источников.

Лич.: проявляют уважительное отношение к труду.







9-10

Творческая проектная деятельность


Инструктаж по ТБ. Понятие о творческих проектах. Этапы выполнения проекта. П/р





2





Проектирование. Творческий проект. Творческая проектная деятельность. Задачи проектной деятельности. Этапы выполнения проекта: поисковый, технологический, аналитический.





Научатся ориентироваться в учебнике. Познакомятся с правилами поведения в кабинете технологии





Рег.: Принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места, применение необходимых на уроке принадлежностей и материалов.

Поз.:Осуществлять поиск информации из разных источников.

Ком.:Уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно работать, отвечать на вопросы






11-12

Оформление интерьера


Интерьер и планировка кухни. Бытовые электроприборы. П/р




2




Интерьер. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Планировка кухни. Деление на зоны. Варианты планировки кухни. Типы размещения оборудования: линейное, параллельное, угловое, П-образное. Цветовое решение. Использование современных материалов в отделке кухни. Бытовые приборы на кухне




Усвоят понятия «интерьер». Узнают требования, предъявляемыми к интерьеру. Научатся выделять зоны. Узнают варианты планировки кухни, типами размещения оборудования, электроприборы, используемые на кухне.




Рег.: Принимают учебную задачу. Планируют действия по организации своего рабочего места. Применяют необходимые инструменты и материалы.

Поз.: осуществляют поиск информации по выполнению проекта «Планировка кухни».

Ком.: умеют сотрудничать с учителем и одноклассниками в поиске необходимой информации.

Лич.: проявляют интерес к предметно-практической деятельности.








13-14

Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс


Оборудование рабочего места. Планирование работ по созданию изделий из древесины. П/р








2






Верстак, ручные инструменты и приспособления. Регулировка верстака по высоте. Правила безопасного труда. Последовательность изготовления изделий из древесины. Маршрутная карта изготовления кухонной доски.






Познакомятся с устройством инструментов, верстака. Получат представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научатся организовывать рабочее место, выполнять работы ручными инструментами, соблюдать правила безопасности.






Рег.: умеют планировать алгоритм действий по организации рабочего места.

Ком.: умеют слушать учителя и одноклассников, умеют формулировать ответы на вопросы.

Поз.: умеют извлекать информацию, представленную в разных формах, самостоятельно делать выводы.

Лич.: Проявляют интерес к занятиям.



15-16

Графическое изображение деталей и изделий. Разметка на заготовке. П/р

2

Графическое изображение изделия. Технический рисунок. Эскиз. Чертеж. Масштаб.

Линии, используемые в чертежах. Брак. Разметка. Контрольно-измерительные инструменты.

Познакомятся с линиями, используемыми в чертежах, с термином «масштаб». Научатся различать эскизы, технические рисунки и чертежи, читать и оформлять графическую документацию. Познакомятся с видами контрольно-измерительными инструментами. Научатся выполнять приемы экономичной разметки.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планируют, контролируют и выполняют действия по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, понимать одноклассника, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность.

Поз.: умеют извлекать информацию, представленную в разных формах. Самостоятельно делают выводы. На основе полученной информации принимают решения.

Лич.: проявляют познавательную активность в области предметной технологической деятельности.



17-18

Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Операции и приемы пиления древесины при изготовлении изделий. П/р

2

Древесина. Пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины. Виды столярных пил. Правила безопасной работы пилами.

Познакомятся с видами древесины и пиломатериалов. Научатся распознавать древесные материалы и пиломатериалы по внешнему виду.

Рег.: умеют принимать и сохранять учебную задачу, находить решение данной задачи.

Ком.: умеют участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое мнение, формулировать ответы на вопросы.

Поз.: умеют извлекать полезную информацию из предоставленного материала.

Лич.: Проявляют интерес к обучению.



19-20

Строгание. Техника строгания. Правила безопасности при строгании. П/р

2

Строгание древесины. Инструменты для строгания, их устройство. Техника строгания. Правила безопасной работы.

Познакомятся с инструментами, предназначенными для выравнивания поверхностей древесины, их устройством, правилами безопасной работы с ними. Научатся строгать заготовки.

Рег.: умеют ставить новые задачи, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, планировать деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: Подготавливают рабочее место к работе. Анализируют информацию.

Лич.: Проявляют интерес к занятиям.



21-22

Операции и приемы сверления отверстий в древесине. Правила безопасной работы при сверлении. П/р

2

Сквозные и несквозные отверстия. Сверла и их устройства. Коловорот и дрель: назначение и устройство. Струбцина. Последовательность сверления глухих и сквозных отверстий. Правила безопасности при сверлении.

Познакомятся с инструментами для сверления отверстий. Правилами безопасной работы с ними. Получат представление о видах отверстий и типах сверл, их устройстве. Научатся закреплять сверло в патроне коловорота или дрели, различать глухие и сквозные отверстия, выполнение сверления сквозных и глухих отверстий в заготовках из древесины с помощью коловорота или дрели.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивают свою работу на уроке.

Ком.: Участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания.

Поз.: Умеют анализировать информацию, готовить рабочее место к работе, осуществляют поиска информации в разных источниках.

Лич.: Проявляют интерес в практической деятельности.



23-24

Соединение деталей из древесины гвоздями. Шурупами и саморезами. П/р

2

Неподвижные соединения. Сборка изделия. Соединение деталей с помощью гвоздей, шурупов и саморезов. Типы гвоздей, виды шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей с помощью гвоздей. Виды соединений на гвоздях. Технология соединения деталей изделия с помощью гвоздей, шурупов и саморезов. Правила безопасного труда.

Получат представление о сборке изделий, о способах соединения деталей из древесины. Познакомятся с типами гвоздей, видами шурупов и саморезов, инструментами для выполнения соединения на гвоздях, видами соединений. Научатся выпрямлять гвозди, вытаскивать их из детали, забивать доски, выбирать подходящие для конкретного соединения шурупы или саморезы, выполнять соединение деталей с помощью шурупов. Познакомятся с правилами безопасной работы.

Рег.: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполнять действие по заданному плану с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, понимать друг друга, строить понятные речевые высказывания, правильно выражать свои мысли.

Поз.: извлекают информацию из прослушанного объяснения; делают выводы в словесной форме; осуществляют поиск информации из разных источников.

Лич.: проявляют интерес к занятиям, уважительное отношение к труду; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников.



25-26

Соединение деталей из древесины клеем. Отделка изделий. П/р

2

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Технология склеивания деталей. Зачистка как технологическая операция. Инструменты для выполнения зачистки поверхности. Виды напильников. Технология зачистки детали. Шлифовальная шкурка: назначение и виды. Технология зачистки шлифовальной шкуркой. Отделка изделия: назначение. Виды отделки: тонирование и лакирование. Правила безопасного труда.

Познакомятся с технологией склеивания деталей из древесины, новыми технологиями обработки деталей и изделий, зачисткой и отделкой, правилами безопасной работы, видами клея. Узнают о назначении напильников, шлифовальной шкурки, их видах. Научатся выполнять склеивание деталей из древесины, операции зачистки и отделки деталей и изделий с соблюдением правил безопасности.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, запоминать инструкцию; оценивают свою работу на уроке.

Ком.: умеют рассуждать , слышать, слушать и понимать, правильно выражать свои мысли; участвуют в коллективных обсуждениях.

Поз.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; осуществляют поиск информации из различных источников; умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты.

Лич.: проявляют интерес и положительное отношение к занятиям.



27-28

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Оборудование рабочего места и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс. П/р

2

Черные и цветные металлы. Тонколистовой металл: получение , виды, использование. Проволока: получение и использование. Искусственные материалы. Тиски: устройство. Сверлильный станок и его устройство. Правила безопасности.

Узнают о видах черных и цветных металлов, получении тонколистового металла и проволоки, искусственных материалах. Познакомятся со сферой применения металлов и пластмасс, их свойствами, устройством слесарных тисков и сверлильного станка, правилами безопасной работы при выполнении слесарных работ. Научатся различать различные виды материалов, находить информацию.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия, планировать свою деятельность.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность.

Поз.: извлекают информацию из прослушанного материала, умеют ее анализировать, осуществляют поиск информации с помощью разных источников; умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Лич.: проявляют интерес к учебной деятельности.



29-30

Правка металлического листа и проволоки. Разметка и резание тонкого металлического листа и проволоки. П/р

2

Правка. Инструменты для правки. Правила безопасной работы. Разметка и резание как технологические операции. Инструменты для резания. Резание пластмасс.

Познакомятся с технологией изготовления изделия из тонколистового металла и проволоки, способами правки тонколистового металла и проволоки; с новыми технологическими операциями — разметка и резание тонколистового металла и проволоки.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать , контролировать и выполнять действие с соблюдением норм безопасности, запоминают инструкцию.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, формулировать ответы на вопросы, правильно выражать свои мысли.

Поз.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, умеют анализировать информацию.

Лич.: проявляют положительное отношение к занятиям.



31-32

Гибка заготовок из тонко-листового металла и проволоки. Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклепками. П/р

2

Технологическая операция — гибка заготовок. Приспособления для гибки заготовок из тонколистного металла и проволоки. Технология гибки заготовок. Правила безопасной работы. Способы соединения металлических листов: фальцевым швом, заклепками. Последовательность выполнения заклепочного соединения.

Познакомятся с технологией выполнения гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, приспособлениями для гибки, способами соединения металлических листов, последовательностью выполнения заклепочного соединения, правилами безопасной работы. Научатся выполнять соединение металлических листов и выполнять гибку заготовок.

Рег.: умеют планировать, проговаривать вслух последовательность осваиваемых действий по заданному образцу.

Ком.: умеют слушать собеседника и вести диалог; правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют представлять подготовленную информацию в словесной форме; анализировать информацию, производить логические мыслительные операции; анализируют план работы, выделяя основные этапы; выполняют поиск информации из разных источников.

Лич.: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету.







33-34

Создание изделий из текстильных материалов.


Технология изготовления ткани. Определение долевой нити, лицевой и изнаночной сторон. П/р





2





Виды тканей. Прядение. Современное прядильное и ткацкое производство. Процесс изготовления ткани на ткацком станке. Ткацкие переплетения. Отделочное производство. Способы определения долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани.





Познакомятся с прядильным и ткацким производством, процессом изготовления ткани на ткацком станке. Узнают о видах ткацких переплетение и их отличием друг от друга. Научатся определять направление долевой нити на ткани и лицевую и изнаночную стороны.





Рег.: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Ком.: умеют слушать учителя, участвуют в сборе и поиске информации.

Поз.: умеют анализировать информацию.

Лич.: ответственно относятся к учебе.



35

Текстильные материалы и их свойства

1

Классификация текстильных волокон. Физические эргономические, эстетические и технологические свойства материала. Свойства и виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Виды хлопчатобумажных тканей. Виды льняных тканей. Нитки и тесьма.

Научатся исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучат характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент.

Рег.: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Ком.: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы и делать выводы.

Поз.: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; строить осознанное и произвольное речевое высказывание; анализировать информацию.

Лич.: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.



36

Определение размеров швейного изделия. П/р

1

Чертеж и выкройка. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Снятие мерок. Расположение онструктивных линий. Правила снятия мерок.

Познакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для изготовления выкроек. Узнают как определить размер швейного изделия. Научатся снимать мерки с фигуры человека.

Рег.: умеют принимать учебную задачу; участвовать в коллективных обсуждениях; планировать свою деятельность.

Ком.: умеют рассуждать и участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы.

Поз.: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, строить осознанное речевое высказывание.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению.



37-38

Изготовление выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия. П/р

2

Особенности построения выкройки фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Копирование готовой выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка выкроек с учетом припусков на швы и подгибку. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы.

Научатся строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам; копировать готовую выкройку; определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою; выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы; выкраивать детали швейного изделия. Познакомятся с профессиями закройщика и портного.

Рег. Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность , оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Ком.: умеют рассуждать; слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач; осознанно рассматривать рисунки с целью освоения и использования информации.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению, владеют элементами организации умственного и физического труда.



39-40

Ручные швейные работы. Изготовление образцов ручных работ. П/р

2

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Технология выполнения прямого, косого и петельного стежков. Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обметывание; временное соединение деталей — сметывание; временное закрепление подогнутого края — заметывание (с открытым и закрытым срезами).

Узнают значение терминов « стежок», «строчка», «шов». Познакомятся с инструментами и приспособлениями для ручных работ, основными ручными операциями при пошиве изделий. Научатся выполнять прямой, косой и петельный стежки, изготавливать образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя (с помощью булавок, мела и прямыми стежками); обметывание косыми стежками; заметывание (в подгибку с открытым и закрытым срезами); сметывание.

Рег.: умеют принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в материальной и умственной форме.

Ком.: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Поз.: умеют строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, извлекать информацию из прослушанного объяснения.

Лич.: проявляют мотивацию к учебной деятельности, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; владеют элементами организации умственного и физического труда; осуществляют самооценку способностей при трудовой деятельности в различных сферах.



41-42

Швейная машина. Приемы работы на швейной машине. П/р

2

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

Познакомятся с устройством современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Научатся подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку; заправлять верхнюю и нижнюю нитки; выводить нижнюю нитку наверх; выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка; выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад; находить и предоставлять информацию об истории швейной машины. Овладеют безопасными приемами труда.

Рег: умеют запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Поз.: умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; презентовать в вербальном виде подготовленную информацию.

Лич.: умеют общаться при коллективном выполнении работ с учетом общности интересов и возможностей одноклассников, участвуют в творческой деятельности эстетического характера, проявляют ответственное отношение к учению.



43-44

Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы. П/р

2

Операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; соединение деталей — стачивание; закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов: соединительные (стачной вразутюжку/взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым, открытым обметанным, закрытым срезом)

Узнают основные операции при машинной обработке изделий. Познакомятся с классификацией машинных швов. Научатся различать виды машинных швов, изготавливать образцы машинных швов.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать , контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют извлекать информацию из разных источников, делать умозаключение и выводы в словесной форме.

Лич.: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью для удовлетворение перспективных потребностей, демонстрируют уважительное отношение к труду.



45

Влажно-тепловая обработка ткани. П/р

1

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Познакомятся с оборудованием для утюжительных работ, термином «влажно-тепловая обработка». Научатся проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание

Рег.: умеют выполнять контроль в форме сличения способы действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы.

Ком.: умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Поз.: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное речевое высказывание.

Лич.: проявляют ответственное отношение к учению, желание учиться для удовлетворения перспективных потребностей.



46

Последовательность изготовления швейных изделий

1

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки и шорт.

Научатся составлять последовательность изготовления швейных изделий (фартука, юбки и шорт)

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свою деятельность.

Ком: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Лич.: проявляют интерес занятиям.



47-48

Отделка швейных изделий вышивкой. Выполнение образцов вышивки. П/р

2

Понятие вышивки. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка к вышивке. Вышивание швом крест. Использование компьютера в вышивка крестом.

Познакомятся с понятием «вышивка». Узнают о применение инструментов и материалов в вышивке. Научатся подготавливать изделие для обработки вышивкой, вышивать крестиком. Узнают об использовании компьютера в вышивке крестом.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ком.: умеют рассуждать, слушать, слышать учителя и одноклассников, формулировать правильно свои речевые высказывания.

Поз.: умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; умеют осуществлять поиск необходимой информации.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.





49

Кулинария


Санитария и гигиена на кухне



1



Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу; приготовлению пищи;; хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с электрическими и газовыми плитами, электронагревательными приборами, ножом, кипящими жидкостями и по по окончании работы.



Познакомятся с санитарно-гигиеническими требованиями к лицам, приготавливающим пищу, приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правилами мытья посуды; моющими и чистящими средствами для ухода за посудой, поверхностью стен и пола; правилами безопасной работы на кухне и приемами оказания первой помощи. Научатся находить на этикетке информацию о способе применения моющего или чистящего средства.



Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, слушать, слышать и понимать, правильно выражать свои мысли.

Поз.: извлекают необходимую информацию из прослушанного материала, умеют делать выводы и умозаключения в словесной форме; осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды, кухонных приспособлениях.

Лич.: проявляют интерес к учебной деятельности.



50

Здоровое питание. П/р

1

Понятие здорового питания. Пищевая пирамида. Пищевые (питательные) вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике

Познакомятся с понятием «здоровое питание», «пищевая пирамида». Узнают о питательных веществах и их роли для организма человека; правилах хранения продуктов в холодильнике. Научатся находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктов витаминов, минеральных веществ и микроэлементов; определять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному алгоритму с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность.

Поз.: умеют самостоятельно формулировать проблему; делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, поиск информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о питании.

Лич.: проявляют интерес к предмету, осознают важность его изучения.



51-52

Бутерброды. Горячие напитки. П/р

2

Значение хлеба в питании человека. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао.

Научатся готовить и оформлять бутерброды; определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах; подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере; готовить горячие напитки (чай, кофе, какао); проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе; находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки; дегустировать бутерброды и горячие напитки.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют результативно мыслить и работать с информацией; находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, дополнительной литературе; самостоятельно формулировать проблему.

Лич.: проявляют интерес к учебной деятельности.



53-54

Блюда из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. П/р

2

Пищевая ценность овощей и фруктов.

Содержание в них витаминов, минеральных веществ, глюкозы, клетчатки. Способы хранения овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жаренье, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки. Технология приготовления салатов из вареных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Научатся определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов; выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов; читать технологическую документацию; соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте; готовить салаты из сырых овощей и фруктов; готовить гарниры и блюда из вареных овощей; осуществлять органолептическую оценку готовых блюд; находить информацию о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов; выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Освоят безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей, тепловой обработки овощей.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы и умозаключения в словесной форме; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, осуществленной информации.

Лич.: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к предмету; владеют элементами организации физического труда.



55-56

Блюда из яиц. Способы приготовления яиц. П/р

2

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жаренье яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Научатся определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды; готовить блюда из яиц; находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к праздникам.

Рег.: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке, планировать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия.

Ком.: умеют рассуждать, слышать , слушать и понимать партнера, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника; результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; ориентироваться в своей системе знаний.

Лич.: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.




57-58

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. П/р

2

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Научатся подбирать столовое белье для сервировки стола к завтраку, столовые приборы и посуду для завтрака; составлять меню завтрака; рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола; сервировать стол к завтраку (овладение навыками эстетического оформления стола); складывать салфетки.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать, контролировать и выполнять действия с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, перерабатывать полученную информацию — делать выводы в результате совместной работы всего класса); осуществляют поиск информации из разных источников.

Лич.: участвуют в творческой деятельности эстетического характера.



59-60

Выполнение итогового творческого проекта. Защита проекта.

2

Этапы работы над проектом. Варианты изделий. Формулирование задачи. Технология изготовления изделия. Работа над проектом. Презентация проекта.

Познакомятся с примерами творческих проектов. Научатся самостоятельно планировать свою деятельность, определять цель и задачи проектной деятельности, обрабатывать изделие по индивидуальному плану, осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки, изготавливать изделие, оформлять документацию по проекту, проводить презентацию своей работы.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Ком.: умеют рассуждать, правильно выражать свои мысли.

Поз.: умеют самостоятельно формулировать проблему; делать умозаключения и выводы в словесной и письменной форме: осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, существенной информации.

Лич.: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету.







61-62

Основы аграрной технологии (весенние работы).


Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение. П/р





2





Способы выращивания овощных культур. Сущность рассадного способа. Возраст рассады. Способы сохранения корневой системы при пересадке рассады. Тепловой режим при выращивании рассады. Органические и минеральные удобрения и их применение.





Узнают о способах выращивания овощных культур, сущности рассадного способа, тепловом режиме при выращивании рассады. Научатся сохранять корневую систему при пересадке рассады. Познакомятся с органическими и минеральными удобрениями.





Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивают свою работу на работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.

Ком.: участвуют в коллективной работе; умеют составлять алгоритм действий при работе, соблюдая правила безопасного труда; делают выводы.

Поз.: умеют анализировать информацию, готовить рабочее место к работе; знают правила безопасного труда; осознанно осуществляют поиск информации из разных источников с целью самообразования.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятльностью.



63-64

Обработка почвы. Сроки и способы посева зеленых культур. П/р

2

Обработка почвы. Цель обработки почвы. Задачи обработки. Технологические операции при обработке почвы. Приемы обработки почвы. Способы посева и посадки культур. Уплотняющие посевы овощных культур.

Узнают о способах обработки почвы, целях и задачах обработки, технологических операциях, приемах обработки почвы. Познакомятся со способами посева и посадки овощных культур.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать и удерживать инструкцию; планировать , контролировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют рассуждать, слышать и понимать собеседника; согласованно осуществлять совместную деятельность.

Поз.: на основе полученной информации принимать несложные практические решения, наблюдать.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, уважительное отношение к труду.




65-66

Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Посадка белокочанной капусты. П/р

2

Способы защиты сельскохозяйственных растений от вредителей. Сорта капусты. Выращивание рассады капусты. Высадка в открытый грунт. Значение минеральных и органических удобрений при выращивании белокочанной капусты.

Познакомятся со способами защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, сортами капусты. Узнают о значении органических и минеральных удобрений при выращивании белокочанной капусты.

Рег.: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать и удерживать инструкцию во времени; выполнять действия с соблюдением норм безопасности.

Ком.: умеют планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Поз.: подготавливают рабочее место, знают о гигиене учебного труда, анализируют информацию, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Лич.: проявляют интерес к занятиям.



67-68

Мелиорация с/х угодий. Севообороты и их роль в повышении урожайности. П/р

2

Понятие и развитие мелиорации. Севообороты и их роль в интенсификации земледелия. Характеристика климата. Характеристика почв.

Узнают о развитии мелиорации, севооборотах и их роли. Познакомятся с характеристиками климата и почв.

Рег.: умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя , содержащую оценочный характер.

Ком.: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания.

Поз.: умеют анализировать информацию; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места, технике безопасности на учебно-опытном участке.

Лич.: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Фундаментальное ядро содержания общего образования:

Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013

Положения о рабочей программе школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ Н. В. Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др.- М.: Вентана - Граф, 2014.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».

Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлений и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.

Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества про­дукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;

      • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;

      • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

      • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;

      • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;

      • культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

      • экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

      • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяй­ства, выполняя социальные функции семьянина;

      • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потре­бителя;

      • проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.

В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:

— находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

— выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;

— создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;

— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;

— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.


ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Главная цель учебного предмета «Технология»:

  • формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;

  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;

  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и приусадебного участка;

в) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

г) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

д) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

е) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;

  • компьютерную поддержку каждого модуля;

  • графику и черчение;

  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;

  • основы материаловедения и машиноведения;

  • прикладную экономику и предпринимательство;

  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;

  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;

  • профинформацию и профориентацию;

  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;

  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;

  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.


МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Базисный учебный план МБОУ «Бесединская СОШ» на этапе основного общего образования включает 238 учебных часов для изучения курса «Технология». В том числе: в 5, 6 - по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, и в 7-8 классе - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ


Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:

♦ сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;

♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;

♦ мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

♦ готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;

♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления;

♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;

♦ толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;

♦ проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;

♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины.


Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

♦ умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;

♦ умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

♦ формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности;

♦ владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате;

♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость;

♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.


Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

В познавательной сфере:

♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности;

♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов;

♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;

♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ;

♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ;

♦ применение межпредметных и внутрипредметных связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ.

В ценностно-мотивационной сфере:

♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;

♦ уважение ценностей иных культур и мировоззрения;

♦ осознание своей роли в решении глобальных проблем современности;

♦ оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности;

♦ осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.

В трудовой сфере:

♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;

♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности;

♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;

♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта;

♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;

♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

♦ умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности;

♦ умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.

В физиолого-психологической сфере:

♦ сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности;

♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками.

В эстетической сфере:

♦ умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда;

♦ умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;

♦ разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда.

В коммуникативной сфере:

♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;

♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;

♦ умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.






Учебно-тематическок планирование


Тема раздела

Количество часов

Количество теоретических

и практических занятий

Сельскохозяйственный труд

8

4/4

Творческая проектная деятельность

2

1/1

Оформление интерьера

2

1/1

Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс

20

10/10

Создание изделий из текстильных материалов

16

8/8

Кулинария

12

4/8

Основы аграрной технологии (весенние работы)

8

4/4

итого

68

32/36




Содержание тем учебного курса

Тема 1 «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе на учебно опытном участке».

Предмет «Технология», цели и задачи. План работы на учебный год. Знакомство с учебником. Условные обозначения в учебнике. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Инструктаж по ТБ при работе на учебно-опытном участке.

Тема 2 «Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни».

Виды сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни.

Тема 3-4 «Овощные культуры (лук, морковь, свёкла). Правила посадки овощных культур».

Состояние посевов, выполненных весной. Правила посадки и уборки овощных культур. Хранение их зимой.

Тема 5-6 «Сорта, семена. Способ посадки, уборка урожая».

Понятия сорта, семена. Способы посадки разных семян. Сроки уборки урожая.

Тема 7-8 «Виды обработки почвы. Обработка почвы под овощные растения».

Обработка почвы осенью. Подготовка к зимнему периоду.

Тема 9-10 «Инструктаж по ТБ. Понятие о творческих проектах. Этапы выполнения проекта».

Проектирование. Творческий проект. Творческая проектная деятельность. Задачи проектной деятельности. Этапы выполнения проекта: поисковый, технологический, аналитический.

Тема 11-12 «Интерьер и планировка кухни. Бытовые электроприборы».

Интерьер. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Планировка кухни. Деление на зоны. Варианты планировки кухни. Типы размещения оборудования: линейное, параллельное, угловое, П-образное. Цветовое решение. Использование современных материалов в отделке кухни. Бытовые приборы на кухне.

Тема 13-14 «Оборудование рабочего места. Планирование работ по созданию изделий из древесины».

Верстак, ручные инструменты и приспособления. Регулировка верстака по высоте. Правила безопасного труда. Последовательность изготовления изделий из древесины. Маршрутная карта изготовления кухонной доски.

Тема 15-16 «Графическое изображение деталей и изделий. Разметка на заготовке».

Графическое изображение изделия. Технический рисунок. Эскиз. Чертеж. Масштаб. Линии, используемые в чертежах. Брак. Разметка. Контрольно-измерительные инструменты.

Тема 17-18 «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Операции и приемы пиления древесины при изготовлении изделий». Древесина. Пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины. Виды столярных пил. Правила безопасной работы пилами.

Тема 19-20 «Строгание. Техника строгания. Правила безопасности при строгании».

Строгание древесины. Инструменты для строгания, их устройство. Техника строгания. Правила безопасной работы.

Тема 21-22 «Операции и приемы сверления отверстий в древесине. Правила безопасной работы при сверлении».

Сквозные и несквозные отверстия. Сверла и их устройства. Коловорот и дрель: назначение и устройство. Струбцина. Последовательность сверления глухих и сквозных отверстий. Правила безопасности при сверлении.

Тема 23-24 «Соединение деталей из древесины гвоздями. Шурупами и саморезами».

Неподвижные соединения. Сборка изделия. Соединение деталей с помощью гвоздей, шурупов и саморезов. Типы гвоздей, виды шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей с помощью гвоздей. Виды соединений на гвоздях. Технология соединения деталей изделия с помощью гвоздей, шурупов и саморезов. Правила безопасного труда.

Тема 25-26 «Соединение деталей из древесины клеем. Отделка изделий».

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Технология склеивания деталей. Зачистка как технологическая операция. Инструменты для выполнения зачистки поверхности. Виды напильников. Технология зачистки детали. Шлифовальная шкурка: назначение и виды. Технология зачистки шлифовальной шкуркой. Отделка изделия: назначение. Виды отделки: тонирование и лакирование. Правила безопасного труда.

Тема 27-28 «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Оборудование рабочего места и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс».

Черные и цветные металлы. Тонколистовой металл: получение , виды, использование. Проволока: получение и использование. Искусственные материалы. Тиски: устройство. Сверлильный станок и его устройство. Правила безопасности.

Тема 29-30 «Правка металлического листа и проволоки. Разметка и резание тонкого металлического листа и проволоки».

Правка. Инструменты для правки. Правила безопасной работы. Разметка и резание как технологические операции. Инструменты для резания. Резание пластмасс.

Тема 31-32 «Гибка заготовок из тонко-листового металла и проволоки. Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклепками».

Технологическая операция — гибка заготовок. Приспособления для гибки заготовок из тонколистного металла и проволоки. Технология гибки заготовок. Правила безопасной работы. Способы соединения металлических листов: фальцевым швом, заклепками. Последовательность выполнения заклепочного соединения.

Тема 33-34 «Технология изготовления ткани. Определение долевой нити, лицевой и изнаночной сторон».

Виды тканей. Прядение. Современное прядильное и ткацкое производство. Процесс изготовления ткани на ткацком станке. Ткацкие переплетения. Отделочное производство. Способы определения долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани.

Тема 35 «Текстильные материалы и их свойства».

Классификация текстильных волокон. Физические эргономические, эстетические и технологические свойства материала. Свойства и виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Виды хлопчатобумажных тканей. Виды льняных тканей. Нитки и тесьма.

Тема 36 «Определение размеров швейного изделия».

Чертеж и выкройка. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Снятие мерок. Расположение онструктивных линий. Правила снятия мерок..

Тема 37-38 «Изготовление выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия».

Особенности построения выкройки фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Копирование готовой выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка выкроек с учетом припусков на швы и подгибку. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы.

Тема 39-40 «Ручные швейные работы. Изготовление образцов ручных работ».

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Технология выполнения прямого, косого и петельного стежков. Перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обметывание; временное соединение деталей — сметывание; временное закрепление подогнутого края — заметывание (с открытым и закрытым срезами).

Тема 41-42 «Швейная машина. Приемы работы на швейной машине».

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы.Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

Тема 43-44 «Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы».

Операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; соединение деталей — стачивание; закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.Классификация машинных швов: соединительные (стачной вразутюжку/взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым, открытым обметанным, закрытым срезом).

Тема 45 «Влажно-тепловая обработка ткани».

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Тема 46 «Последовательность изготовления швейных изделий».

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки и шорт.

Тема 47-48 «Отделка швейных изделий вышивкой. Выполнение образцов вышивки».

Понятие вышивки. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка к вышивке. Вышивание швом крест. Использование компьютера в вышивка крестом.

Тема 49 «Санитария и гигиена на кухне».

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу; приготовлению пищи;; хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с электрическими и газовыми плитами, электронагревательными приборами, ножом, кипящими жидкостями и по по окончании работы.

Тема 50 «Здоровое питание».

Понятие здорового питания. Пищевая пирамида. Пищевые (питательные) вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике.

Тема 51-52 «Бутерброды. Горячие напитки».

Значение хлеба в питании человека. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения.Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао.

Тема 53-54 «Блюда из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей».

Пищевая ценность овощей и фруктов.

Содержание в них витаминов, минеральных веществ, глюкозы, клетчатки. Способы хранения овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах. Способы удаления лишних нитратов из овощей.Правила измельчения овощей, наиболее распространенные виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жаренье, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки.Технология приготовления салатов из вареных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Тема 55-56 «Блюда из яиц. Способы приготовления яиц».

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жаренье яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Тема 57-58 «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку».

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Тема 59-60 «Выполнение итогового творческого проекта. Защита проекта».

Этапы работы над проектом. Варианты изделий. Формулирование задачи. Технология изготовления изделия. Работа над проектом. Презентация проекта.

Тема 61-62 «Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение».

Способы выращивания овощных культур. Сущность рассадного способа. Возраст рассады. Способы сохранения корневой системы при пересадке рассады. Тепловой режим при выращивании рассады. Органические и минеральные удобрения и их применение.

Тема 63-64 «Обработка почвы. Сроки и способы посева зеленых культур».

Обработка почвы. Цель обработки почвы. Задачи обработки. Технологические операции при обработке почвы. Приемы обработки почвы. Способы посева и посадки культур. Уплотняющие посевы овощных культур.

Тема 65-66 «Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Посадка белокочанной капусты».

Способы защиты сельскохозяйственных растений от вредителей. Сорта капусты. Выращивание рассады капусты. Высадка в открытый грунт. Значение минеральных и органических удобрений при выращивании белокочанной капусты.

Тема 67-68 «Мелиорация с/х угодий. Севообороты и их роль в повышении урожайности».

Понятие и развитие мелиорации. Севообороты и их роль в интенсификации земледелия. Характеристика климата. Характеристика почв.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!