МБОУ Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
Т.А. Грудинина
Приказ №
от« ____ » ___________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология
3 Б класс
Разработчик: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Чаптыкова Елена Валерьевна
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
начальных классов
Протокол № от . .20 г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № 1 от . . 20 г.
с. Бея 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии начального общего образования, авторской программы Е. А. Лутцевой (М.: Вентана-Граф, 2013), входящей в УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Планируемые предметные результаты:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
• отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
• делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реали-зовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, схемах, чертежах (инструкционных картах), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет);
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
• характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
• профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткань);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевую и центровую);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
• о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
Уметь при помощи учителя:
• пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
• работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Содержание учебного предмета (34 ч)
Основные содержательные линии. С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущая сила прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта).
Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткань, мех
и др.), их получение, применение.
Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
3. Конструирование и моделирование.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Информация и ее преобразование (5 ч) |
1 | | | Какая бывает информация? | |
2 | | | Учимся работать на компьютере | |
3 | | | Книга – источник информации | |
4 | | | Изобретение бумаги. | |
5 | | | Конструкция современных книг | |
Человек – строитель, созидатель, творец. (18 ч) |
6 | | | Человек -строитель, созидатель, творец. Отражение эпох в культуре одежды. | |
7 | | | Древние русские постройки | |
8 | | | Коллективный проект «Макет крепости» | |
9 | | | Коллективный проект «Макет крепости» | |
10 | | | Плоские и объемные фигуры. Открытка | |
11 | | | Призма -объемная фигура. Макет мебели | |
12 | | | Игрушки а основе призмы | |
13 | | | Изготовление объемных фигур. Развертка | |
14 | | | Коллективный проект «В гостях у сказки» | |
15 | | | Доброе мастерство. Лепка и роспись изделий народного промысла | |
16 | | | Разные времена – разная одежда | |
17 | | | Русский костюм | |
18 | | | Новогодний проект | |
19 | | | Какие бывают ткани | |
20 | | | Застежки и отделка одежды. Пришивание пуговицы | |
21 | | | Вышивка как вид отделки. Вышивка крестом | |
22 | | | От замысла к результату. Семь технологических задач. | |
23 | | | Проверочная работа по теме «От замысла к результату». | |
Преобразование сил энергии природы.(10 ч) |
24 | | | Человек и стихии природы | |
25 | | | Огонь работает на человека | |
26 | | | Русская печь. Индивидуальный проект «Изразец для печи» | |
27 | | | Главный металл | |
28 | | | Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизм | |
29 | | | Проект «Ветряная мельница» | |
30 | | | Вода работает на человека. Водяные двигатели | |
31 | | | Паровые двигатели | |
32 | | | Получение и использование электричества | |
33 | | | Электрическая цепь | |
Из истории изобретений (1 ч) |
34 | | | Урок-конференция по теме «Из истории изобретений» | |
Материально-техническое, учебно-методическое и
информационное обеспечение образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Технические и электронные средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Список основной рекомендуемой учебно-методической литературы:
Лутцева, Е. А. Технология : 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /Е. А. Лут-цева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века.)
Лутцева, Е. А. Технология : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. А. Лутцева. - М. :Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века.)
Лутцева, Е. А. Технология : 3 класс : органайзер для учителя : сценарии уроков / Е. А. Лутцева. - М. :Вентана-Граф, 2012.
Лутцева, Е. А. Технология. Программа. 1-4 классы / Е. А. Лутцева. - М. :Вентана-Граф, 2013.
Список дополнительной литературы для учителя и обучающихся:
Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010. 336с.
Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010. 256с.
Орлова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; 1998. 512с.
Павлова О.В. Технология. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Е.А. Лутцевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 283с.
Старикова В.В. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 123с.
Тюшкина Е.Н. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск-2. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 176с
Мультимедийное сопровождение курса:
Медиапрезентации уроков
Интернет-ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://mon.gov.ru/pro/fgos/
Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/
Портал "Начальная школа"http://nachalka.edu.ru/
Портал "Введение ФГОС НОО"http://nachalka.seminfo.ru/
Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.
УМК "Начальная школа ХХI века"
http://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия. Свободная энциклопедия
Приложения к программе
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема творческого проекта | Кол-во часов |
1 | Творческий проект «Русский костюм» . Цель: знакомство с особенностями русского костюма, создание коллективного проекта журнала «Русская красавица» | 1 |
2 | Творческий проект «Постройки Древней Руси. Макет крепости» Цель: расширят представление о древней архитектуре Руси, правилах создания рукотворного мира в предметно-практической деятельности; научатся самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; совершенствуют навыки работы с картоном и бумагой, измерительными инструментами | 2 |
3 | Творческий проект «Новогодний проект». Цель: поиск материала в книгах, справочниках и журналах о праздновании нового года; научатся применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной деятельности, конструировать и моделировать изделия из бумаги. | 1 |