Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
предмет: ТЕХНОЛОГИЯ
Составитель: Дючкова Е.В.
Класс: 10
Количество часов: 34
Учебный комплекс для учащихся:
швейная мастерская
кабинет по обработке пищевых продуктов
Учебники и учебные пособия:
«Технология» 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко
Москва. Издательский центр « Вентана – Графт» 2009 год
«Технология» 10 класс под редакцией В.Д.Симоненко
Москва. Издательский центр « Вентана – Графт» 2004 год
«Школа рукоделия» М.Максимова, М.Кузьмина М. ЭКСМО-ПРЕСС 1999 год
Энциклопедия женских рукоделий (1,2 том)
«Технология обработки ткани» 7-9 класс В.Н.Чернякова,
М.Просвещение 2000 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В содержание программы включены разделы государственной программы Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл. 2010 года под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., рекомендованной Министерством образования России.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ стандарта выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы с выделением курсивом.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Рабочая программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с не технологическими профилями подготовки. На не технологических профилях подготовки изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Основы предпринимательства», «Информационные технологии», «Основы художественного конструирования», «Творческий проект».
В целях рационального использования времени образовательного процесса, а также в связи с тем, что темы раздела «Информационные технологии» изучаются на уроках информатики, считаю целесообразным использовать часы(5) для изучения раздела «Творческий проект» (4ч.) и на Вводное занятие.(1ч)
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда-1 ч.
Основы предпринимательства –9 часов
Информационные технологии – 2 часов
Основы художественного конструирования – 10 часов
Творческий проект- 12часов
Итого:34 часа
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских или в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология” являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели:
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 34 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п по программе | № п/п в четверти | № п/п в теме | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата Класс | Домашн. задание | Оборудование |
|
1 | 1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда | | | | |
Основы предпринимательства 9 ч. |
2 | 2 | 1 | Менеджмент в деятельности предпринимателя | | | П.1 | |
3 | 3 | 2 | Деловая игра «Предприниматель-руководитель фирмы» | | | П.2 | Раздаточный материал |
4 | 4 | 3 | Трудовой коллектив. Деловая игра «Контракт» | | | П.3 | Раздаточный материал |
5 | 5 | 4 | Производительность и оплата труда. Решение задач. | | | П.4 подг. сооб. | |
6 | 6 | 5 | Себестоимость производства товаров и услуг. Цены товаров и услуг. | | | П.5,6 | |
7 | 7 | 6 | Финансовая деятельность предпринимателя. Условия получения кредита. | | | П.7,8 | Раздаточный материал |
8 | 8 | 7 | Прибыль и налоговая служба. | | | П.9,10 | |
9 | 9 | 8 | Маркетинг в деятельности предпринимателя. | | | П.11,12 | |
10 | 1 | 9 | Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя | | | П.13,14 | |
Информационные технологии -2 ч. |
11 | 2 | 1 | Техника для телефонной связи | | | П.22,23 | презентация |
12 | 3 | 2 | Мобильные средства связи | | | П.24,25 | презентация |
Основы художественного конструирования-10 ч. |
13 | 4 | 1 | Развитие материальной культуры и прикладного искусства | | | П.35 | |
14 | 5 | 2 | Сбор сведений о народных ремеслах Нижегородчины. Составление альбома. | | | П.36 | Журналы,книги |
15 | 6 | 3 | Зарождение и становление дизайна. Профессия дизайнер. | | | П.37 | презентация |
16 | 7 | 4 | Дизайн в России. | | | П.38 | доклады |
17 | 1 | 5 | Выполнение дизайна школьной формы. | | | П.39 | Наглядные пособия |
18 | 2 | 6 | Формообразование. | | | П.40 | Наглядные пособия |
19 | 3 | 7 | Выполнение эскизов шкатулки для рукоделия. | | | П.41 | |
20 | 4 | 8 | Композиция. Виды композиции. Геометрическая форма и фактура. | | | П.42 | Наглядные пособия |
21 | 5 | 9 | Пропорции. Ритм. Цвет. Выполнение эскиза сотового телефона . | | | П.43 | Наглядные пособия |
22 | 6 | 10 | Цветовое оформление эскиза шкатулки для рукоделия. | | | П.44 | |
Творческий проект 12ч. |
23 | 7 | 1 | Кратная формулировка задачи. Выполнение упражнений. | | | | П.15 | Журналы, книги |
24 | 8 | 2 | Проведение исследований. Работа с журналами, книгами, создание эскизов. | | | П.45 | таблица |
25 | 9 | 3 | Разработка идей. Выбор лучшей идеи. Обоснование выбора, выполнение макета | | | П.46 | схемы |
26 | 10 | 4 | Проработка лучшей идеи. Дизайн- спецификация. Построение схем, таблиц и чертежей. | | | 47 | Наглядные пособия |
27 | 1 | 5 | Технология изготовления проекта. Изготовление изделия. | | | П.48 | Наглядные пособия |
28 | 2 | 6 | Выполнение проекта. | | | | |
29 | 3 | 7 | Выполнение проекта. | | | | |
30 | 4 | 8 | Выполнение проекта. | | | | |
31 | 5 | 9 | Внесение изменений и уточнений в проект. Изготовление изделия. | | | П.49 | схемы |
32 | 6 | 10 | Экономические исследования. Самооценка проекта. | | | П.47-49 | таблица |
33 | 7 | 11 | Подготовка к защите проекта. (презентация) | | | | |
34 | 8 | 12 | Защита проекта. | | | | |