СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной програм­мы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку к учебнику для 8 класса (авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко) авторов  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)  (М.: Просвещение, 2005).

Просмотр содержимого документа
«Русский 8»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной програм­мы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку к учебнику для 8 класса (авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко) авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2005).

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.


Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП-2004) предусматривает на изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 часа.


Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в на­чале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик­тантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выбо­рочных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, практических работ (практикумов), взаимоконтроля, самоконтроля, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой.


Содержание программы.

Количество часов: Всего – 102, в неделю -3 часа. Плановых контрольных уроков - 9. Уроков развития речи – 17


Распределение часов по разделам


п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По

развитию речи

Всего

по разделу

1

Функции русского языка в современном мире

1



1

2

Закрепление изученного в 5-7 классах

5

1

2

8

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

3

Словосочетание





4

Простое предложение

3


1

4

Простые двусоставные предложения

5

Главные члены предложения

7

1


8

6

Второстепенные члены предложения

7


2

9

7

Простые односоставные предложения

7

1

2

10

8

Неполные предложения





9

Однородные члены предложения

11

1

1

13

10

Обособленные члены предложения

12

1

2

15

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

11

Обращения, вводные слова и междометия

9

1

2

12

12

Прямая и косвенная речь

6

1

1

8

13

Закрепление, обобщение и систематизация изученного в 8 кл.

8


2

10



Содержание тем учебного курса

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки пре­пинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суф­фиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» с грамматическим заданием.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные единицы синтаксиса. Текст как едини­ца синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды слово­сочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Зачет по теме «Словосочетание»

Простое предложение

Грамматическая (предикативная) основа пред­ложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Мини-изложение. Сопоставление публици­стического описания двух картин с изображением па­мятника. Сочинение-описание двух картин с изобра­жением одного и того же памятника.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное ска­зуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и ска­зуемым.

Сочинение по картине. Сочинение-миниатю­ра на заданную тему.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Второстепенные члены предложения

Роль второстепенных членов предложения. Допол­нение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор дву­составного предложения. Характеристика человека. Повторение.

Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием.

Односоставные предложения

Главный член односоставного предложения. На­зывные предложения. Определенно-личные предложе­ния. Неопределенно-личные предложения. Инструк­ция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.

Сочинение на лингвистическую тему. Аргу­ментация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах. Однородные чле­ны, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочини­тельными союзами, и пунктуация при них. Обобщаю­щие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с одно­родными членами. Пунктуационный разбор предложе­ния с однородными членами. Повторение.

Изложение (сравнительная характеристика с элементами сочинения)

Диктант с грамматическим заданием

Обособленные члены предложения

Понятие об обособленности. Обособленные опре­деления. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.

Рассуждение на дискуссионную тему. Рассужде­ние, повествование, описание на лингвистическую тему.

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения»

Слова, грамматически не связанные с членами пред­ложения

Обращение

Назначение обращения. Распространенные обра­щения. Выделительные знаки препинания при обра­щении. Употребление обращений.

Диктант (с грамматическим заданием) по теме теме « Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

Чужая речь

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуа­ция. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфо­графия.

Обобщение и систематизация изученного по синтаксису.

Годовой контрольный диктант.




Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного Образования;

2) осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодейст­вие с окружающими людьми в процессе речевого об­щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение националь­но-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гума­нитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-дело­вой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.





Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

5. Русский язык. 8 класс./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2008.


Для учителя:

1.Тростенцова Л. А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: М.: Просвещение. 2009

2.Русский язык .8 класс. ./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2008.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2005.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

7. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. /Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. М: «ВАКО»

Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

К/ч

Выполнение практической части программы

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата

план

факт

1 четверть – 27 часов


1

Функции русского языка в современном мире.

1


Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка

Составление устных кратких и развёрнутых ответов.

Знать роль русского языка как нацио­нального языка русского народа, отра­жение в языке культуры и истории на­рода; функции русского языка в совре­менном мире. Уметь объяснять термины, называ­ющие функции языка; составлять опор­ные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»



Повторение пройденного в в 5 – 7 классах – 6 ч + 2 р/р


2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1


Правила орфографии и пунктуации.

Повторение материала, работа с учебником, доской

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические и ор­фографические); назначение знаков препинания. Уметь составлять вопросный план тек­ста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употреб­ление которых определяет необходи­мость знаков препинания



3

Знаки препинания в сложном предложении

1


Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Составление плана текста упр., словарная работа, составление схем.

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного пред­ложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений



4

Знаки препинания в сложном предложении

1


Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Запись и анализ сложных предл. и возможных запятых в них. Работа парами.

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного пред­ложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений



5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1


Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий


Сообщения уч-ся о правописании –НН-Н- в суффиксах прил., прич., наречий. Практическая работа.

Знать правописание н ~нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схе­ме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущен­ные знаки препинания



6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1


НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями.

Повторение правила по таблице, практическая работа по карточкам

Знать и уметь объяснять условия вы­бора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоя­тельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препи­нания



7.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием.


1

1

К/Р

Диктант с грамматическим заданием

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии



8.

РР Изложение с грамматическим заданием (упр. 27)

1

1

РР

Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц.

Чтение и осмысление текста упр., составление плана. Написание изложения.

Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями.



9.

РР Изложение с грамматическим заданием (упр. 27)

1

1

РР

Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц.

Чтение и осмысление текста упр., составление плана. Написание изложения.

Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями.



Синтаксис. Пунктуация, Культура речи. (4 + 2)


10.

РР Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса.

1

РР

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль.

Отработка навыков разборов слов и предложений. Работа у доски.

Словарный диктант.

Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль



11

Предложение как единица синтаксиса.

1


Структура просто­го предложения.

Работа с текстом упражнения. Анализ материала учебника. Работа с тестовым материалом.

Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окру­жающей действительности), коммуни­кативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов со­ставлять словосочетания, а из словосо­четаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение



12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1


Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, стро­ение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосо­четания по главному слову, самостоя­тельно строить словосочетания, обозна­чая в них средства связи; грамотно употреблять в речи



13

Синтаксические связи слов в словосочетании.

1


Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчини­тельной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опо­знавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа



14

Синтаксический разбор словосочетания.

1


Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Работа с учебником, выполнение самост. раб.

Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям



15

РР Сжатое изложение. (Упр. 52)


1

РР


Работа с текстом

Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями.



Простое предложение – 3 ч+1 р/р


16

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1


Структура просто­го предложения. Главные члены двусоставного предложения, Ос­новные типы грам­матических основ.

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как ос­новную единицу языка, средство выра­жения мысли, чувств; употреблять в ре­чи предложения, разные по цели выска­зывания; находить двусоставные и од­носоставные предложения в тексте; ра­ботать с художественными текстами изучаемых литературных произведений



17

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

1


Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные сред­ства, основные элементы интона­ции (изменение тона, громкость, темп произноше­ния, паузы, логиче­ское ударение).

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь с помощью логического ударе­ния и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать по­этические тексты, работать со стихо­творениями



18

Р/Р Описание памятника культуры.

1

1

РР

Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением па­мятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневни­ковая запись, пись­мо, рассказ). План сочинения.

Анализ собранного материала ( из личных наблюдений), составление плана, написание сочинения.

Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями.



19

Повторение по теме «Простое предложение»

1


Простое предложение, словосочетание

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические, ор­фографические, пунктуационные)



Двусоставные предложения.


Главные члены предложения – 8 ч


20

Главные члены предложения. Подлежащее.

1


Главные члены двусоставного предложения, спо­собы выражения подлежащего.

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в пред­ложении, определять способ его выра­жения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изу­чаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с раз­ными способами выражения подлежа­щего



21

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1


Виды сказуемого. Простое глаголь­ное сказуемое и способы его вы­ражения. Составление предложений по заданным схемам.

Составление схем постановки знаков препинания, составление по схемам предложений.

Знать основные способы выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; на­ходить сказуемое в тексте; грамотно со­гласовывать сказуемое с подлежащим



22

Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.

1


Составное гла­гольное сказуе­мое, способы его выражения.

Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника.

Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; сти­листически различать простые и со­ставные глагольные сказуемые;



23

Составное именное сказуемое.

1


Составное имен­ное сказуемое, способы его вы­ражения.

Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника.

Уметь опреде­лять способы выражения именной части составного именного сказуемого; опре­делять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различ­ными типами сказуемых



24- 25

Тире между подлежащим и сказуемым.

2


Особенности связи подлежащих и ска­зуемых, постановка знаков препинания между подлежа­щим и сказуемым

Анализ примеров постановки тире, составление схем и предложений, опорных констпектов.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказу­емое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам­матическим заданием; писать сочине­ния-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечествен­ники»)



26

Обобщение и повторение по теме «Двусоставные предложения»

1


Простое предложение синтаксический разбор

Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические, ор­фографические, пунктуационные)



27

Контрольная работа «Двусоставные предложения»

1

1

К/Р

Диктант с грамматическим заданием





2 четверть – 21 час.


Второстепенные члены предложения – 7 ч + 2 р/р


28

Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры. (Упр.101, 102)

1

1

РР

Последовательность работы над сочинением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц.

Анализ собранного материала ( из дополнительных источников), составление плана, написание сочинения.

Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактиро­вать собственный текст



29

Роль второстепенных членов в предложении.

1


Второстепенные члены предложения

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить во­просы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; нахо­дить ошибки в употреблении существи­тельных, которыми выражены допол­нения



30

Дополнение. Морфологические способы выражения дополнения.

1


Дополнение пря­мое и косвенное. Способы выраже­ния дополнения

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить во­просы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; нахо­дить ошибки в употреблении существи­тельных, которыми выражены допол­нения



31

Определение.

1


Определение,способы выражения определений,

согласованные и несогласованные определения

Работа с материалом учебника, анализ текста, подбор примеров из текста.

Словарный диктант.

Знать основные признаки согласован­ных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласован­ные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления



32

Приложение. Знаки препинания при нем.

1


Приложение как разновидность оп­ределения. Знаки препинания при приложении

Анализ теоретического материала из учебника, составление деловых бумаг с приложением.

Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использо­вать приложение как средство вырази­тельности речи; правильно ставить зна­ки препинания при приложениях; вы­полнять выборочную работу с текстами художественных произведений



33

Обстоятельство.

1


Виды обстоя­тельств по значе­нию. Способы вы­ражения обстоя­тельств

Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб.

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить вопро­сы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоя­тельства места, времени, образа дейст­вия, выраженные наречиями (р/р); опре­делять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, опреде­ления и дополнения)



34

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1


Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Работа с доской и учебником

Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксический раз­бор предложения



35

Р/Р Характеристика человека как вид текста.

1

1

РР

Характеристика человека   как  вид текста,    строение, языковые   особен­ности, материал упр.132

Коллективный анализ текста, составление плана, написание изложения.

Знать признаки текста, особенности создания описания группового портре­та, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться термино­логией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цве­та); уметь осуществлять выбор и орга­низацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения;



36

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения». Практическая работа.

1


Второстепенные члены предложения

выполнение грамматического задания.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические, ор­фографические, пунктуационные) Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии



Односоставные предложения – 8 ч.+ 2 р/р


37

Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения.

1


Односоставные предложения, их основные группы. Главный член од­носоставного предложения

Устные ответы по теории, выполнение упражнений из тестового материала.

Знать особенности смысловых значе­ний односоставных предложений в со­поставлении с двусоставными; призна­ки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стили­стические возможности односоставных предложений



38

Определенно-личные предложения.

1


Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые осо­бенности.

Работа с учебником, анализ текста, разборы слов по составу, предложений.

Словарный диктант.

Знать особенности смысловых значе­ний односоставных предложений в со­поставлении с двусоставными; призна­ки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стили­стические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художе­ственных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе



39

Неопределенно-личные предложения.

1


Неопределенно-личные предложе­ния, их структур­ные и смысловые особенности

Составление предложений по теме урока, работа с текстом худ.произв.

Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; при­знаки неопределённо-личных предло­жений. Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте; исполь­зовать неопределённо-личные предло­жения в различных стилях речи; заме­нять двусоставные предложения анало- гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными



40

Р/Р Инструкция

1

1

РР

Инструкция

Работа с учебником

Знать особенности составления инст­рукции. Уметь составлять инструкцию, упот­ребляя в ней односоставные предло­жения



41

Безличные предложения.

1


Безличные пред­ложения, их струк­турные и смысло­вые особенности

Работа спредложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост.

Знать различие между типами односо­ставных предложений, признаки без­личного предложения. Уметь находить безличные предложе­ния в тексте по значению и структур­ным особенностям; употреблять без­личные предложения для передачи со­стояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставны­ми.



42

Безличные предложения.

1


Безличные пред­ложения, их струк­турные и смысло­вые особенности

Работа с предложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост.

Знать различие между типами односо­ставных предложений, признаки без­личного предложения. Уметь находить безличные предложе­ния в тексте по значению и структур­ным особенностям; употреблять без­личные предложения для передачи со­стояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставны­ми.



43

Р/Р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

1

РР

Сочинение-рас­суждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Раз­мышление об ответственности че­ловека за свои слова с опорой на личный опыт

Анализ собранного материала по теме сочинения, составление плана, написание сочинения.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези­сы;



44

Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.

1


Назывные пред­ложения. Их струк­турные и смысло­вые особенности

Устный опрос, коллективное составление диалога, работа парами – составление и письменное оформление диалога.

Знать особенности и функции непол­ных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложе­ния синонимичными полными; разли­чать неполные двусоставные предложе­ния и односоставные назывные. Знать и уметь производить синтакси­ческий разбор односоставного предло­жения



45 46

Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения»

1


Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Виды односоставных предложений


Работа с предложениями на доске, в тексте, работа с карточками

Знать отличие между типами односо­ставных предложений, признаки каждо­го из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, со­ставлять предложения по схемам



47

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения»

1

1

К/

тест

Работа с тестами

Выполнение теста

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии



Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения – 12+1р/р

48

Понятие об осложненном предложении.

1


Осложнённое предложение

Работа с учебником и доской

Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас­ставлять знаки препинания в предложе­нии; соблюдать перечислительную ин­тонацию.





3 четверть – 30 часов

49

Понятие об однородных членах предложения.

1


Предложения с однородными чле­нами. Средства связи однородных членов предложения. Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности предложения с однород­ными членами

Самостоятельная работа по изученному материалу.

Словарный диктант.

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас­ставлять знаки препинания в предложе­нии; соблюдать перечислительную ин­тонацию.



50

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1


Предложения с однородными чле­нами. Средства связи однородных членов предложения. Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности предложения с однород­ными членами

Анализ текста на предмет нахождения в нём однородных членов предл. Составление схем предл.

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас­ставлять знаки препинания в предложе­нии; соблюдать перечислительную ин­тонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами



51

Однородные и неоднородные определения.

1


Однородные и неоднородные определения.

Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо.

Знать правило постановки знаков пре­пинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; разли­чать однородные и неоднородные опре­деления



52

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1


Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


Устный опрос, составление предложений с однородными членами.



Знать правила постановки знаков пре­пинания при однородных членах, свя­занных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания при однородных членах, связан­ных союзами; определять стилистиче­скую окраску союзов в предложении с однородными членами



53-54

Знаки препинания при однородных членах предложения.

2


Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо.

Знать правила постановки знаков пре­пинания при однородных членах, свя­занных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания при однородных членах, связан­ных союзами; определять стилистиче­скую окраску союзов в предложении с однородными членами



55-56

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

2


Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо.

Знать правила постановки знаков пре­пинания при обобщающих словах с од­нородными членами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания; раскрывать содержание обоб­щающих слов, подобрав к ним одно­родные члены (составлять предложе­ния); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однород­ных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложе­ния с именным составным сказуемым



57

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1


Обобщающие сло­ва при однород­ных членах пред­ложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложе­ний с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однород­ными членами. Си­нонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предло­жений

Практическое закрепление материала, комментированное письмо.

6Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жения с однородными членами



58

Повторение по теме «Предложения с однородными членами».

1


Средства связи од­нородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности пред­ложений с однородными членами


Работа с учебником, карточками

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с однородны­ми членами шуметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь само­стоятельно составлять предложения с однородными членами



59

Контрольный тест по теме «Предложения с однородными членами».

1

1

К/

тест

Грамматические задания по теме, основные пунктуацион­ные орфографические и правила

Выполнение теста

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии



60

Р/Р Написание изложения с элементами сочинении.

1

1

РР

Сравнительная характеристика человека   как  вид текста,    строение, языковые   особен­ности, материал упр.242

Прослушивание и осознание текста, составление плана, написание изложения.

Уметь составлять сравнительную ха­рактеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуще­ствлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и пра­вильно свои мысли в письменной форме



Обособленные члены предложения – 13ч + 2 Р\Р


61

Понятие об обособлении.

1


Понятие об обо­соблении второ­степенных членов предложения

Чтение текстов с различной интонацией, выполнение упражнений, составление предл., самост. раб.

Словарный диктант.

Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, со­блюдать правильную интонацию при обособлении;



62

Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них.

1


Обособление согласованных рас­пространенных и нераспространен­ных определений. Выделительные знаки препинания при них

Устный опрос, работа с тестовым материалом,

Уметь заменять предложения с обособленными членами синонимич­ными простыми и сложными предложе­ниями; уместно использовать предло­жения с обособленными членами в тек­сте



63

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

1


Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

Работа с текстом худ.лит-ры, анализ материала учебника, составление устных ответов.

Знать правила обособления согласо­ванных распространённых и нераспро­странённых определений. Уметь правильно обособлять опреде­ления интонационно и на письме; про­водить синонимическую замену обо­собленных членов; составлять план па­раграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)



64

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

1

1

РР

Рассуждение на дискуссионную тему.

Подготовка к изложению

Знать о таком типе речи, как рассуж­дение; отличительные признаки, осо­бенности рассуждения.



65

Р/Р Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

1

1

РР

Рассуждение на дискуссионную тему.

Написание изложения

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези­сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст



66-67

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

2


Обособление согласованных приложений. Выдели­тельные знаки препинания при них

Анализ материала учебника, выполнение упр.

Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением



68-69

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Практическая работа.

2


Обособление обстоятельств, вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием

Анализ материала учебника, выполнение упр.,

Знать правило обособления обстоя­тельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделе­нии обособленных обстоятельств.



70-71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

2


Обособление обстоятельств, вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием

Работа по упражнениям учебника, по карточкам.

Знать правило обособления уточня­ющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; вы­разительно читать предложения с уточ­няющими членами; находить обособ­ленные уточняющие члены предложе­ния в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»



72

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

1


Синтаксический и пунктуационный разбор предложе­ний с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами.

Выполнение практической работы.

Словарный диктант.

Знать и уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами



73-74

Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами»

1


Обособление вто­ростепенных чле­нов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. На­блюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Выполнение практической работы.

Словарный диктант.

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с обособлен­ными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции в связной ре­чи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоя­тельствах и уточняющих членах пред­ложения



75

Контрольный тест по теме «Предложения с обособленными членами»

1

1

К/

тест

Обособленные члены, знаки пре­пинания при них

Выполнение заданий по тестам.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки



76

Резервный урок

1




Уметь анализировать контрольную ра­боту и выполнять работу над ошибками



Обращения, вводные слова и предложения – 9 ч + 2р/р


77

Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения.

1


Обращение, его функции и спосо­бы выражения. Выделительные знаки при обраще­нии.

Анализ материала учебника, выполнение упр.,

Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуа­ции; выразительно читать предложения с обращением.



78

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

1


На­блюдение за употреблением об­ращений в разго­ворной речи, язы­ке художественной литературы и офи­циально-деловом стиле

Анализ материала учебника, выполнение упр.,

Уметь правильно ставить знаки препинания при обращении.



4 четверть – 27 часов

79

Вводные слова. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1


Вводные конструк­ции (слова, слово­сочетания, пред­ложения). Группы вводных конструк­ций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных сло­вах, словосочета­ниях

Составление предложений с вводными словами.

Знать понятие вводные слова как сред­ство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отно­шения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений;



80

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1


Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

Работа по учебнику, сообщения уч-ся о группах вводных слов, составление предложений с вводными словами.



Словарный диктант.

Уметь правиль­но ставить знаки препинания при ввод­ных словах; находить в художествен­ных произведениях, изучаемых на уро­ках литературы, предложения с ввод­ными словами, выписывать их; исполь­зовать в речи вводные слова и предло­жения с учётом содержания стиля вы­сказывания



81

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1


Вводные предло­жения, знаки пре­пинания при них

Анализ дополнительного материала.

Знать выделительные знаки препина­ния при вводных словах, вводных соче­таниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, ввод­ные сочетания слов и вводные предло­жения в текстах художественных и пуб­лицистических произведений; выражать опреде-лённые отношения к высказыва­ниям с помощью вводных слов и встав­ных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях



82

РР. Составление делового письма.

1

1

РР

Эпистолярный жанр. Деловое письмо


Знать признаки сжато­го изложения; уметь производить текст с за­данной степенью свёр­нутости



83

Междометия в предложении.

1


Междометия в предложении

Анализ художественных текстов.

Знать выделительные знаки препина­ния при междометиях; особенности по­становки запятой при условии употреб­ления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, встав-ные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмыс-ливать нормы и сферу использо­вания данных слов



84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1


Синтаксический и пунктуационный разбор предложе­ний со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Работа у доски.

Самостоятельная работа.

Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения



85

Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

1


Группы вводных слов и выражений по зна­чению. Вводные предложения и вставные конструк­ции. Обращение и способы его выра­жения. Знаки пре­пинания

Выполнение упражнений учебника, работа с карточками.

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предло­жениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции в связной ре­чи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения



86

Контрольная работа по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

1

1

К/Р

Группы вводных слов и выражений по зна­чению. Вводные предложения и вставные конструк­ции. Обращение и способы его выра­жения. Знаки пре­пинания

Написание диктанта с грамматическим заданием.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии.



87

Р/Р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

РР

Сочинение – рассуждение, план

Подбор материала к сочинению

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези­сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст



Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь – 7 ч + 1Р/Р


88

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1


Способы передачи чужой речи. Пред­ложения с прямой речью. Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания в предло­жениях с прямой речью

Работа с учебником, доской

Знать понятия чужая речь, комменти­рующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозна­чающие чужую речь. Уметь распространять комментиру­ющую часть предложений с чужой речью на основе данных схем



89

Прямая и косвенная речь.

1


Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Выполнение заданий с целью закрепления понятий : Обращение, разряды местоимений, виды орфограмм.

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препи­нания в предложениях с прямой речью. Уметь находить предложения с кос­венной речью; преобразовывать пред­ложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью



90

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1


Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Работа с учебником. Выступления учащихся.

Словарный диктант.

Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведе­ний (интеграция с уроками литерату­ры); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разо­рванной комментирующей частью; вы­писывать предложения с косвенной ре­чью, соответствующие схемам; самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью



91

Диалог.

1


Диалог, знаки препинания при диалоге

Составление диалогов в различных ситуациях.

Уметь составлять диалоги и записы­вать их; находить диалоги, соответст­вующие схемам; заменять глагол гово­рить глаголами, более точно обозна­чающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препи­нания при них; перестраивать диалог в прямую речь



92

Р/Р Рассказ.

1

1

РР

Композиция рас­сказа, использова­ние в рассказе диалога как текстообразующего элемента

Подбор материала

Знать особенности текста в жанре рас­сказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные гла­голы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419),



93

Цитата и знаки препинания при них. Разные способы цитирования.

1


Цитаты и знаки препинания при них

Работа с учебником; цитирование «мудрых мыслей» о роли книги в жизни человека.

Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать пред­ложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя спо­собами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения



94

Повторение и обобщение по теме «Чужая речь».

1


Синтаксический и пунктуационный разбор предложе­ний с чужой речью.

Работа в парах с само- и взаимопроверкой.

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции при передаче чужой речи



95

Проверочная работа по теме «Чужая речь»

1


Проверка качества усвоения теоретического материала по теме.

Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме.


Решение контрольных заданий.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка. Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии.




Повторение пройденного в 8 классе – 8ч. + 2 р\р


96

Р\Р Контрольное изложение с элементами сочинения.

1

1

РР

К/Р

Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся

Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения.

Знать признаки текста и его функцио­нально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать струк­туру и языковые особенности текста.




97

Р\Р Контрольное изложение с элементами сочинения.

1

1

РР

К/Р

Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся

Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения.

Знать признаки текста и его функцио­нально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать струк­туру и языковые особенности текста.



98

Синтаксис и морфология.

1


Синтаксические и морфологические нормы

Работа с учебником, таблицами, выполнение упражнений

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с дан­ными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять пол­ный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения



99

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.

1


Пунктуация как сис­тема правил пра­вописания предложений. Знаки пре­пинания, их функции. Одиночные и парные знаки пре­пинания. Со­четания знаков препинания. Роль пунктуации в пись­менном общении. Нормы литератур­ного русского язы­ка в построении словосочетаний и предложений

Отчётная работа с учебником, таблицами, вопросы по теоретическому курсу материала за 8 класс.

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абза­цы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соот­ветствии с целью и стилем высказыва­ния; определять роль пунктуации в речи



100

Синтаксис и орфография.

1


Орфография как сис­тема правил пра­вописания предложений. Трудные случаи орфографии

Игра «Задай мне вопрос».

Работа по тестам.

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вы­вод о связи синтаксиса и орфографии.



101-102

Резервный урок

2








ИТОГО: РР – 17 уроков, К/р - 8 уроков , резервные уроки – 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!