Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской Рабочей программы по русскому языку к учебнику для 8 класса (авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко) авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.) (М.: Просвещение, 2005).
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП-2004) предусматривает на изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 часа.
Количество часов: Всего – 102, в неделю -3 часа. Плановых контрольных уроков - 9. Уроков развития речи – 17
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» с грамматическим заданием.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.
Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием.
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Диктант (с грамматическим заданием) по теме теме « Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Обобщение и систематизация изученного по синтаксису.
Годовой контрольный диктант.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
5. Русский язык. 8 класс./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2008.
1.Тростенцова Л. А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: М.: Просвещение. 2009
2.Русский язык .8 класс. ./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2008.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2005.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд., 1994.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
7. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. /Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. М: «ВАКО»
№ п/п | Тема урока | К/ч | Выполнение практической части программы | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата |
план | факт |
1 четверть – 27 часов |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 | | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | Составление устных кратких и развёрнутых ответов. | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | | |
Повторение пройденного в в 5 – 7 классах – 6 ч + 2 р/р |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | | Правила орфографии и пунктуации. | Повторение материала, работа с учебником, доской | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Составление плана текста упр., словарная работа, составление схем. | Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений | | |
4 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Запись и анализ сложных предл. и возможных запятых в них. Работа парами. | Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений | | |
5 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Сообщения уч-ся о правописании –НН-Н- в суффиксах прил., прич., наречий. Практическая работа. | Знать правописание н ~нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | | |
6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | Повторение правила по таблице, практическая работа по карточкам | Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | | |
7. | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием. | 1 | 1 К/Р | Диктант с грамматическим заданием | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
8. | РР Изложение с грамматическим заданием (упр. 27) | 1 | 1 РР | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Чтение и осмысление текста упр., составление плана. Написание изложения. | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
9. | РР Изложение с грамматическим заданием (упр. 27) | 1 | 1 РР | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Чтение и осмысление текста упр., составление плана. Написание изложения. | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
Синтаксис. Пунктуация, Культура речи. (4 + 2) |
10. | РР Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. | 1 | РР | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | Отработка навыков разборов слов и предложений. Работа у доски. Словарный диктант. | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль | | |
11 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | Структура простого предложения. | Работа с текстом упражнения. Анализ материала учебника. Работа с тестовым материалом. | Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение | | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи | | |
13 | Синтаксические связи слов в словосочетании. | 1 | | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
14 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Работа с учебником, выполнение самост. раб. | Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям | | |
15 | РР Сжатое изложение. (Упр. 52) | | 1 РР | | Работа с текстом | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
Простое предложение – 3 ч+1 р/р |
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | | |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | 1 | | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями | | |
18 | Р/Р Описание памятника культуры. | 1 | 1 РР | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Анализ собранного материала ( из личных наблюдений), составление плана, написание сочинения. | Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
19 | Повторение по теме «Простое предложение» | 1 | | Простое предложение, словосочетание | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | | |
Двусоставные предложения. |
Главные члены предложения – 8 ч |
20 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего | | |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | Составление схем постановки знаков препинания, составление по схемам предложений. | Знать основные способы выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим | | |
22 | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. | 1 | | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника. | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | | |
23 | Составное именное сказуемое. | 1 | | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника. | Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | | |
24- 25 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Анализ примеров постановки тире, составление схем и предложений, опорных констпектов. | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники») | | |
26 | Обобщение и повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | | Простое предложение синтаксический разбор | Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | | |
27 | Контрольная работа «Двусоставные предложения» | 1 | 1 К/Р | Диктант с грамматическим заданием | | | | |
2 четверть – 21 час. |
Второстепенные члены предложения – 7 ч + 2 р/р |
28 | Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры. (Упр.101, 102) | 1 | 1 РР | Последовательность работы над сочинением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Анализ собранного материала ( из дополнительных источников), составление плана, написание сочинения. | Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | | |
29 | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | | Второстепенные члены предложения | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | | |
30 | Дополнение. Морфологические способы выражения дополнения. | 1 | | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | | |
31 | Определение. | 1 | | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | Работа с материалом учебника, анализ текста, подбор примеров из текста. Словарный диктант. | Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления | | |
32 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Анализ теоретического материала из учебника, составление деловых бумаг с приложением. | Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений | | |
33 | Обстоятельство. | 1 | | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) | | |
34 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Работа с доской и учебником | Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор предложения | | |
35 | Р/Р Характеристика человека как вид текста. | 1 | 1 РР | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Коллективный анализ текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; | | |
36 | Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения». Практическая работа. | 1 | | Второстепенные члены предложения | выполнение грамматического задания. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
Односоставные предложения – 8 ч.+ 2 р/р |
37 | Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения. | 1 | | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Устные ответы по теории, выполнение упражнений из тестового материала. | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений | | |
38 | Определенно-личные предложения. | 1 | | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Работа с учебником, анализ текста, разборы слов по составу, предложений. Словарный диктант. | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе | | |
39 | Неопределенно-личные предложения. | 1 | | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Составление предложений по теме урока, работа с текстом худ.произв. | Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало- гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными | | |
40 | Р/Р Инструкция | 1 | 1 РР | Инструкция | Работа с учебником | Знать особенности составления инструкции. Уметь составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения | | |
41 | Безличные предложения. | 1 | | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Работа спредложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост. | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | | |
42 | Безличные предложения. | 1 | | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Работа с предложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост. | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | | |
43 | Р/Р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | 1 РР | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Анализ собранного материала по теме сочинения, составление плана, написание сочинения. | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; | | |
44 | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Устный опрос, коллективное составление диалога, работа парами – составление и письменное оформление диалога. | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения | | |
45 46 | Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения» | 1 | | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Виды односоставных предложений | Работа с предложениями на доске, в тексте, работа с карточками | Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам | | |
47 | Контрольный тест по теме «Односоставные предложения» | 1 | 1 К/ тест | Работа с тестами | Выполнение теста | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения – 12+1р/р |
48 | Понятие об осложненном предложении. | 1 | | Осложнённое предложение | Работа с учебником и доской | Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | | |
3 четверть – 30 часов |
49 | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Самостоятельная работа по изученному материалу. Словарный диктант. | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | | |
50 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Анализ текста на предмет нахождения в нём однородных членов предл. Составление схем предл. | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами | | |
51 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | Однородные и неоднородные определения. | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения | | |
52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Устный опрос, составление предложений с однородными членами. | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
53-54 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
55-56 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 2 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым | | |
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Практическое закрепление материала, комментированное письмо. | 6Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | | |
58 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Работа с учебником, карточками | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами шуметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами | | |
59 | Контрольный тест по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | 1 К/ тест | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | Выполнение теста | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
60 | Р/Р Написание изложения с элементами сочинении. | 1 | 1 РР | Сравнительная характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.242 | Прослушивание и осознание текста, составление плана, написание изложения. | Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме | | |
Обособленные члены предложения – 13ч + 2 Р\Р |
61 | Понятие об обособлении. | 1 | | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Чтение текстов с различной интонацией, выполнение упражнений, составление предл., самост. раб. Словарный диктант. | Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; | | |
62 | Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них. | 1 | | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | Устный опрос, работа с тестовым материалом, | Уметь заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте | | |
63 | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | 1 | | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Работа с текстом худ.лит-ры, анализ материала учебника, составление устных ответов. | Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев) | | |
64 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 1 РР | Рассуждение на дискуссионную тему. | Подготовка к изложению | Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. | | |
65 | Р/Р Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. | 1 | 1 РР | Рассуждение на дискуссионную тему. | Написание изложения | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | | |
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Анализ материала учебника, выполнение упр. | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением | | |
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Практическая работа. | 2 | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | | |
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 2 | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Работа по упражнениям учебника, по карточкам. | Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней» | | |
72 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | Выполнение практической работы. Словарный диктант. | Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | | |
73-74 | Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Выполнение практической работы. Словарный диктант. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения | | |
75 | Контрольный тест по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | 1 К/ тест | Обособленные члены, знаки препинания при них | Выполнение заданий по тестам. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | | |
76 | Резервный урок | 1 | | | | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | | |
Обращения, вводные слова и предложения – 9 ч + 2р/р |
77 | Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. | 1 | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением. | | |
78 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Уметь правильно ставить знаки препинания при обращении. | | |
4 четверть – 27 часов |
79 | Вводные слова. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | Составление предложений с вводными словами. | Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; | | |
80 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 1 | | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Работа по учебнику, сообщения уч-ся о группах вводных слов, составление предложений с вводными словами.
Словарный диктант. | Уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания | | |
81 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | | Вводные предложения, знаки препинания при них | Анализ дополнительного материала. | Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать опреде-лённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | | |
82 | РР. Составление делового письма. | 1 | 1 РР | Эпистолярный жанр. Деловое письмо | | Знать признаки сжатого изложения; уметь производить текст с заданной степенью свёрнутости | | |
83 | Междометия в предложении. | 1 | | Междометия в предложении | Анализ художественных текстов. | Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, встав-ные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмыс-ливать нормы и сферу использования данных слов | | |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Работа у доски. Самостоятельная работа. | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | | |
85 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 1 | | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Выполнение упражнений учебника, работа с карточками. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | | |
86 | Контрольная работа по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 1 | 1 К/Р | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Написание диктанта с грамматическим заданием. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | |
87 | Р/Р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | РР | Сочинение – рассуждение, план | Подбор материала к сочинению | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь – 7 ч + 1Р/Р |
88 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа с учебником, доской | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем | | |
89 | Прямая и косвенная речь. | 1 | | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Выполнение заданий с целью закрепления понятий : Обращение, разряды местоимений, виды орфограмм. | Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью | | |
90 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Работа с учебником. Выступления учащихся. Словарный диктант. | Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам; самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью | | |
91 | Диалог. | 1 | | Диалог, знаки препинания при диалоге | Составление диалогов в различных ситуациях. | Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь | | |
92 | Р/Р Рассказ. | 1 | 1 РР | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Подбор материала | Знать особенности текста в жанре рассказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), | | |
93 | Цитата и знаки препинания при них. Разные способы цитирования. | 1 | | Цитаты и знаки препинания при них | Работа с учебником; цитирование «мудрых мыслей» о роли книги в жизни человека. | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения | | |
94 | Повторение и обобщение по теме «Чужая речь». | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Работа в парах с само- и взаимопроверкой. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи | | |
95 | Проверочная работа по теме «Чужая речь» | 1 | | Проверка качества усвоения теоретического материала по теме. Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме. | Решение контрольных заданий. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | |
Повторение пройденного в 8 классе – 8ч. + 2 р\р |
96 | Р\Р Контрольное изложение с элементами сочинения. | 1 | 1 РР К/Р | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | | |
97 | Р\Р Контрольное изложение с элементами сочинения. | 1 | 1 РР К/Р | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | | |
98 | Синтаксис и морфология. | 1 | | Синтаксические и морфологические нормы | Работа с учебником, таблицами, выполнение упражнений | Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения | | |
99 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. | 1 | | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Отчётная работа с учебником, таблицами, вопросы по теоретическому курсу материала за 8 класс. | Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | | |
100 | Синтаксис и орфография. | 1 | | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Игра «Задай мне вопрос». Работа по тестам. | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии. | | |
101-102 | Резервный урок | 2 | | | | | | |
ИТОГО: РР – 17 уроков, К/р - 8 уроков , резервные уроки – 2.