СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа включает сладующие разделы:

  1. пояснительная записка
  2. содержание курса
  3. место предмета в учебном плане
  4. тематическое планирование
  5. календарно- темат ическое планирование
  6. результаты и оценка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса»

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области

«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»

«Утверждаю»


Директор __________ С.И. Крютченко

Приказ от 29.08.2017 № 184


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

_________по Русскому языку_________


основное общее образование 8-А и 8- Б классы______________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов: 4 часа в неделю, в 8-А – 134 часа, в 8-Б -133 часа в год________________

(в неделю и за год)


Учитель: Масикова Галина Васильевна____________________


Рабочая программа по русскому языку для 8-А и 8-Б классов разработана с учётом БУП – 2004 года, примерной Программы основного общего образования по предмету для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы автор-составитель С.И.Львова – М.: Мнемозина, 2012.






2017 – 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса русского языка по УМК С.И. Львовой и В.В. Львова составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией С.И. Львовой. - М: Мнемозина, 2012», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, полностью соотносится с содержанием учебника Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений/ в 2-х частях. – М: Мнемозина, 2012», рекомендованным Министерством образования РФ. В связи со спецификой ДККК в программу курса включён казачий компонент при изучении тем по развитию речи.

Данная рабочая программа

- является обязательной нормой выполнения ФГОС, примерной образовательной программы по учебному предмету, учебного плана общеобразовательного учреждения с полным освоением содержания учебного предмета обучающимися;

- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию, формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся:

- учитывает возрастную психологию обучающихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Особенностью изучаемого курса 8 класса является ее научность и доступность, а также преемственности и перспективности между различными разделами. Большее количество часов выделено на значимую тему «Простое предложение», способствующую развитию пунктуационной грамотности обучающихся. Содержание обучения русскому языку в 8-м классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке ; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка в 8 классе направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе. Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2017-2018 учебный год рабочая программа по русскому языку предусматривает в 8-А и 8-Б классах обучение в объёме 4 часа в неделю.

Данная рабочая программа рассчитана для 8-А класса на 134 часа, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 8-А классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают –23.02.2018 (1 урок) и 08.03.2018 (1 урок), поэтому в 8-А классе в 2017-2018 учебном году - 134 урока русского языка.

Данная рабочая программа рассчитана для 8-Б класса на 133 часа, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 8-Б классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают – 08.03.2018 (1 урок) и 09.05 2018 (1 урок), поэтому в 8-Б классе в 2017-2018 учебном году - 133 урока русского языка.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Раздел I. Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ.

Раздел II. Повторение изученного в 5 – 7-м классах. Слово как основная единица языка. Анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.

Раздел III. Функциональные разновидности русского языка. Основные функции языка. Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя. Разговорная речь. Языковые средства разговорной речи. Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи. Научно-популярные книги о русском языке. Публицистический стиль речи. Языковые средства публицистического стиля. Язык художественной литературы. Основные языковые средства языка художественной литературы.

Раздел IV. Синтаксис и пунктуация.

Тема 1.Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Синтаксис как раздел лингвистики. Пунктуация как раздел лингвистики.

Тема 2. Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.

Тема 3. Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности. Тема 4. Строение простого предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное и составное (именное и глагольное). Второстепенные члены предложения. Правильное построение простого предложения. Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тема 5. Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Именное (назывное) предложение. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений. Типичные модели назывных предложений. Распространенные и нераспространенные назывные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Вопрос об обобщенно - личном предложении в современной лингвистике. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. Слова категории состояния в безличном предложении. Тема 6. Простое осложненное предложение. Простое осложненное предложение и его признаки. Однородные члены предложения. Способы связи при однородных членах предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Парное соединение однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

Тема 7. Предложение с обособленными членами. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Виды обособленных членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения. Обособленные члены предложения со значением сравнения. Обособленные члены предложения со значением уточнения. Обособленные определения и приложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений обособленными обстоятельствами. Обособленные дополнения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления. Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения. Сравнительный оборот. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Тема 8. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения; их структурные особенности. Вставные конструкцию Обращения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Основные функции обращения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.

Раздел V. Повторение изученного.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8-А и 8-Б КЛАССАХ


Тема

Планируемые результаты обучения

Общеучебные умения и навыки

Характеристика видов учебной

деятельности

Русский язык – национальный язык русского народа

Знать: вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Содержание и назначение УМК, роль языка как важнейшего средства человеческого общения

Конспект лекции. Фронтальная беседа. Работа с учебником, со справочным материалом.

Повторение изученного в 5 – 7-м классах

Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

Слитное и раздельное написание созвучных слов. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знать: изученные орфограммы написание соответствующих слов; суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализ написания морфем; работу с орфографическим словарем; приемы поморфемного письма.

Уметь: обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Конспект лекции. Фронтальная беседа. Работа с учебником, со справочным материалом. Тренировочные упражнения. Комплексный анализ текста, исследование языкового материала. Лингвистический пересказ, выборочный диктант, орфографический минимум. Работа с текстом, составление плана, пересказ текста. Выполнение диктанта с грамматическим заданием.

Функциональные разновидности русского языка

Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. Р/Р Сжатое изложение. Официально-деловой стиль. Сфера применения, основная задача, основные особенности. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование. Язык художественной литературы.

Синтаксис и пунктуация Р к Сочинение на морально-этическую тему.

Р/р Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

Р/р Культура речи. Употребление обособленных членов предложения. Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Вводные и вставные конструкции. Обращение. Предложения с междометиями и словами да, нет. Культура речи. Построение предложений с вводными конструкциями и обращениями. Р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по данному тексту.

Знать: особенности развития русского языка; признаки текста, его функционально-смысловые типы; признаки научно-популярного, публицистического, художественного стилей; особенности текстов по стилю и типу, термины при анализе языкового явления; тему, основную мысль текста. Принципы сжатия текста. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; различать стили речи; определять тему, основную мысль текста. Создавать собственные тексты в заданном стиле. Редактировать тексты в соответствии с речевой ситуацией. Определять основную мысль текста, подби­рать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек­ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принад­лежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи. Создавать собственные тексты в заданном стиле. Связно и последовательно излагать свои мысли. Находить и выделять в тексте вставные и вводные конструкции. Самостоятельно строить предложения с вставными и водными конструкциями.

Находить в предложениях междометия и слова да, нет. Писать сочинения на морально-этическую тему. оперировать терминами при анализе языкового явления; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; различать стили речи; определять тему, основную мысль текста.




Конспект лекции. Фронтальная беседа. Работа с учебником, со справочным материалом, тренировочные упражнения. работа по карточкам. Анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений.

Анализ текстов, определение его проблемы, позиции автора, комментарий к нему.

Индивидуальная работа по анализу текстов. Выполнение заданий КИМ. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности.

Работа с тестом. Редактирование текстов в соответствии с речевой ситуацией.

Создание собственных текстов в заданном стиле.

Работа с орфоэпическим, словообразовательными словарями. Работа с учебником, тренировочные упражнения. Работа по карточкам.

Анализ предложений, беседа по вопросам, тренировочные упражнения практического характера.

Конструирование предложений по данным схемам.

Выполнение тестовых заданий.

Расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения.

Умение писать сочинение. Выполнение заданий КИМ по данной теме. Комплексный анализ текста, творческая работа.

Повторение изученного в 8 классе

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание служебных частей речи.

Знать: изученные орфограммы написание соответствующих слов; суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализ написания морфем; работу с орфографическим словарем.

Уметь: обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии.

Анализ предложений, беседа по вопросам, тренировочные упражнения практического характера. Фронтальная беседа. Работа с учебником, со справочным материалом, тренировочные упражнения.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8-А и 8-Б КЛАССАХ

Учебник под ред. С.И. Львовой - М. Мнемозина. 2014

Тема

Кол-во часов

Дата

Цели и задачи темы

Тип урока

Вид контроля

Виды деятельности

8 - А

8 - Б

I ЧЕТВЕРТЬ (8 недель 2 дня – в 8-А класс - 34 часа

в 8-Б класс – 33 часа)


1

Русский язык – национальный язык русского народа.

1

01.09

02.09

Роль языка как важнейшего средства человеческого общения

Изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности


Работа с учебником, составление схемы, пересказ лингвистического текста

Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов)









2

К.к. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления.


1

02.09

04.09

Закрепить умение различать части речи. Контроль знания теоретических положений о написании –н- и –нн-. Закрепление умения применять правило по алгоритму. Формирование умение навыка правописания не с разными частями речи. Формировать умения аргументировать выбор написанного. Формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять запись. Формирование умения задавать вопросы разных типов. На программном уровне владеть анализом слов, знать разновидности словарей Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие. Повторить трудные случаи орфографии.

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, пересказ лингвистического текста

3

Лингвистические словари и их разновидности.

1

04.09

06.09

Комбинированный

Беседа, проблемные задания.


Работа со словарём, комментированное письмо


4

Русское правописание: орфография и пунктуация


1

07.09

07.09

Урок повторения и обобщения

Выборочный диктант

Выборочный диктант, тренировочные упражнения,

5

Правописание Н и НН в словах разных частей речи.


1

08.09

09.09

Урок повторения и обобщения

Объяснительный диктант

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения,

6

Слитное и раздельное написание созвучных слов.


1

09.09

11.09

Урок повторения и обобщения

Тематический: коллективный, индивидуальный

Тренировочные упражнения, работа с дидактическим материалом

7

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи.


1

11.09

13.09

Урок повторения и обобщения

Объяснительный диктант. Работа с дидактическим материалом.

Тренировочные упражнения, работа с дидактическим материалом.

8

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к контрольной работе.


1

14.09

14.09

Комбинированный

Подготовка к контрольной работе.


Тренировочные упражнения, фронтальная беседа

9

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

15.09

16.09

Урок контроля знаний

Диктант с грамматическим заданием

Написание диктанта с грамматическим заданием

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (9часов)



10

Анализ контрольной работы. Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

1

16.09

18.09

Формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста. формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу. Знать функциональные разновидности языка. Совершенствовать умение создавать письменное описание произведения живописи. Уметь отличать различные стили. Формирование умения определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений. формирования умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца. Представление о репортаже как о жанре. Формирование умения отличать репортаж от других жанров. Формирование умения сжатия текста. Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж.


Урок развития речи

Организация совместной учебной деятельности

Работа над ошибками, работа со статьёй учебника

11

Р.к. Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи.

1

18.09

20.09

Урок развития речи

Анализ текста, беседа, проблемные задания

Анализ текстов, тренировочные упражнения

12

Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения по упр. 72.









1

21.09

21.09

Урок развития речи

Подготовка к написанию сжатого изложения

Выразительное чтение и обсуждение текста, составление вопросов к тексту, составление текстов, орфографический и пунктуационный анализ текста.

13

Р/Р Сжатое изложение по упр. 72.

1

22.09

23.09

Урок развития речи

Сжатое изложение

Написание сжатого изложения

14

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности.

1

23.09

25.09

Урок развития речи

Орфографический минимум по упр. 73 (1)

Анализ текста, орфографический минимум, тренировочные упражнения

15

Научный стиль речи.


1

25.09

27.09

Урок развития речи

Орфографический минимум по упр. 73 (2)

Анализ текстов, работа со статьёй учебника, орфографический минимум

16

Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование.


1

28.09

28.09

Урок развития речи

Создание текстов публицистического стиля.

Анализ текстов. Создание текстов публицистического стиля

17

Язык художественной литературы.

1

29.09

30.09

Урок развития речи

Анализ текста

Анализ текста

18

Р.к Сочинение «Посещение Вознесенского собора» по упр. 110

1

30.09

02.10

Урок контроля знаний

Сочинение

Написание сочинения

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (116часов)


19

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи: сочинительной и подчинительной.

1

02.10

04.10

Знать понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний, типы подчинительной связи слов в словосочетании. Формировать умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения. Уметь вычленять словосочетания из предложений. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции. Формировать умения правильно употреблять словосочетания в предложении. Формирование умения делать синтаксический разбор предложения. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и характеризовать их. Формирование умения правильного словоупотребления. Закрепление умения орфоэпически правильного употребления терминов. Формирование умения характеризовать предложение. Знать основные виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные; по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые; по наличию – отсутствию слов в предложении: полные и неполные. Знать структуру предложения. формирование умения выделять и характеризовать главные члены предложения. формирование умения находить сказуемое и подлежащее и характеризовать их. Формирование умения грамотного произношения слов.

Урок изучения нового материала

Орфографический минимум по упр. 121 (1)

Орфографический минимум, фронтальная беседа

20

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

05.10

05.10

Урок-практикум

Орфографический минимум по упр. 121 (2)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения

21

Виды словосочетаний.

1

06.10

07.10

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, работа с учебником.

22

Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения по упр. 154.









1

07.10

09.10

Урок развития речи

Подготовка к написанию сжатого изложения

Выразительное чтение и обсуждение текста, составление вопросов к тексту, составление текстов, орфографический и пунктуационный анализ текста.

23

Р/Р Сжатое изложение по упр. 154.

1

09.10

11.10

Урок развития речи

Сжатое изложение

Написание сжатого изложения

24

Употребление словосочетаний. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы.

1

12.10

12.10

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа с учебником.

25

Употребление словосочетаний. Лексические нормы. Подготовка к контрольной работе.

1

13.10

14.10

Комбинированный

Подготовка к контрольной работе.

Тренировочные упражнения.

26

Контрольная работа № 2 . Тест по теме: «Словосочетание»

1

14.10

16.10

Урок контроля знаний

Тест

Выполнение тестовых заданий

27

Анализ контрольной работы. Понятие о предложении

1

16.10

18.10

Комбинированный

Работа над ошибками, эвристическая беседа

Работа над ошибками, тренировочные упражнения

28

Основные виды предложений. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

1

19.10

19.10

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения. Работа с учебником

29

Основные виды предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

20.10

21.10

Комбинированный

Тематический: коллективный, индивидуальный

Тренировочные упражнения. Работа по карточкам.

30

Основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения.

1

21.10

23.10

Комбинированный

Беседа, проблемные задания.


Тренировочные упражнения. Работа с учебником

31

Основные виды предложений. Распространённые и нераспространённые предложения.

1

23.10

25.10

Комбинированный

Беседа, проблемные задания.


Тренировочные упражнения. Работа с учебником

32

Основные виды предложений. Полные и неполные предложения.

1

26.10

26.10

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Комментированное письмо, тренировочные упражнения.

33

Интонация предложения.

1

27.10

28.10

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения. Работа с учебником

34

Структура предложения.

Грамматическая основа предложения.

1

28.10






-

Комбинированный

Орфографический минимум по упр. 202 (1)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения.

II ЧЕТВЕРТЬ (8 недель – 8-А класс - 32 часа;

8-Б класс – 32 часа)

34

Структура предложения.

Грамматическая основа предложения.

1

-

06.11

Знать строение предложений и их виды, уметь находить их грамматическую основу. Формирование умения делать синтаксический разбор предложения. Формирование умения находить в предложении сказуемое и подлежащее и характеризовать их. Формирование умения грамотного произношения слов. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения применять данное правило в письменной речи. Закрепление умения употреблять тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения конструировать предложения по схемам. Формирование умения согласовывать главные члены предложения. Формирование умениыя определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений. Формирование умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста – образца. Формирование умения находить определения в тексте, задавать вопрос. Введение понятия о приложении. Формирование умения определять приложения в предложении и ставить дефис и кавычки. Формирование умения употреблять приложения в речи. Формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнение. Формирование умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме. Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения. Формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые. Закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом как. Закрепление умения определять синтаксическую роль слов. Контроль усвоения орфографии. Контроль усвоения тем «Главные и второстепенные члены предложения». Уметь находить второстепенные члены предложения. Введение понятия об односоставных предложениях. Формирование умения различать односоставные и двусоставные предложения. Формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать. Формирование умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определённо-личные предложения. Формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого – определённо-личное предложение. Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.





Комбинированный

Орфографический минимум по упр. 202 (1)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения.

35

Грамматическая основа предложения.


1

06.11

08.11

Комбинированный

Орфографический минимум по упр. 202 (2)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения.

36

Подлежащее и способы его выражения



1

09.11

09.11

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, работа с учебником

37

Подлежащее и способы его выражения



1

10.11

11.11

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения.

38

Подлежащее и способы его выражения


1

11.11

13.11

Комбинированный

Текущий контроль

Тренировочные упражнения, работа по карточкам

39

Виды сказуемого и способы его выражения.

1

13.11

15.11

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа с таблицей

40

Глагольное сказуемое (простое и составное)

1

16.11

16.11

Комбинированный урок

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, работа с дидактическим материалом

41

Глагольное сказуемое (простое и составное)

1

17.11

18.11

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания

Работа с дидактическим материалом

42

Глагольное сказуемое (простое и составное)

1

18.11

20.11

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль

Тренировочные упражнения

43

Составное именное сказуемое.

1

20.11

22.11

Комбинированный урок

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, объяснительный диктант

44

Составное именное сказуемое

1

23.11

23.11

Комбинированный урок

Письменный самоконтроль

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

45

Составное именное сказуемое

1

24.11

25.11

Комбинированный урок

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа с учебником.

46

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

25.11

27.11

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

47

Тире между подлежащим и сказуемым

1

27.11

29.11

Комбинированный урок

Текущий контроль

Объяснительный диктант, комментированное письмо

48

Р/р. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

1

30.11

30.11

Развития речи

Анализ текста.

Работа с текстом, фронтальная беседа

49

Обобщение по теме «Главные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.


1

01.12

02.12

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа

50

Контрольная работа № 3. Тест по теме: «Грамматическая основа предложения».

1

02.12

04.12

Урок контроля знаний

Тест

Выполнение тестовых заданий

51

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

04.12

06.12

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Работа над ошибками

52

Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения.

1

07.12

07.12

Урок изучения нового материала

Словарный диктант, комплексный анализ текста

Тренировочные упражнения, работа с учебником

53

Виды определения.

1

08.12

09.12

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

54

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

1

09.12

11.12

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

55

Обстоятельство как второстепенный член предложения.

1

11.12

13.12

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

56

Виды обстоятельств.

1

14.12

14.12

Урок изучения нового материала

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

57

Инфинитив в роли разных членов предложения.

1

15.12

16.12

Урок изучения нового материала

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

58

Р/р Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

1

16.12

18.12

Развития речи

Анализ текста

Тренировочные упражнения

59

Урок-обобщение по теме «Второстепенные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.

1

18.12

20.12

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа

60

Контрольная работа № 4. Тест по теме: «Второстепенные члены предложения».

1

21.12

21.12

Урок контроля знаний

Тест

Выполнение тестовых заданий

61

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

22.12

23.12

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками.

Выполнение работы над ошибками.

62

Односоставные предложения.

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

1

23.12

25.12

Урок изучения нового материала

Орфографический минимум по упр.275 (1)

Орфографический минимум, работа с учебником

63

Виды односоставных предложений.

1

25.12

27.12

Комбинированный

Орфографический минимум по упр.275 (2)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения

64

К.к. Назывное предложение.

1

28.12

28.12

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

65

Определенно-личное предложение.

1

29.12

30.12

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения.

66

Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение.

1

30.12

-

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения


III ЧЕТВЕРТЬ (9 недель 5 дней – в 8-А классе - 37 часов;

в 8-Б классе – 38 часов)

66


Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение.

1


-


15.01

Формирование умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. Формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого – неопределенно-личное предложение или обобщенно-личное предложение. Закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и схеме. Формирование умения определять безличные предложения и характеризовать их. Закрепление умения составлять лингвистический рассказ по схеме. Контроль усвоения орфографии. Контроль усвоения темы «Синтаксис и пунктуация». Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи. Закрепление навыка передачи текста с сохранением его типологической формы,

основных лексических и синтаксических особенностей. Орфографический и синтаксический контроль. Закрепление умения определять вид односоставных предложений. Закрепление умения употреблять их в речи. диагностика умения различать одно- и двусоставные предложения. Формирование умения самопроверки. Контроль формирования навыка употребления односоставных предложений в речи. формирование понятия об однородности. формирование умения составлять опорный конспект и рассказывать по нему. формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность. Закрепление умения определять синтаксическую роль однородных членов предложения. Формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах с различными союзами. Закрепление умения находить однородные члены в предложениях, определять их синтаксическую роль. Формирование умения работать с конспектом. Закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с разными союзами. формирование умения различать синтаксические конструкции с союзом и. введение понятия об однородности и неоднородности определений. Формирование умения различать однородные и неоднородные определения. закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Формирование умения передавать лексические и синтаксические особенности текста. Закрепление умения различать при письме однородные и неоднородные определения. Формирование умения употреблять в речи однородные члены предложения. Закрепление умения конструировать предложения с однородными членами и использовать их в речи. Закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения. Формирование умения самоконтроля. Формирование умения работать над ошибками. Формирование умения видеть в тексте и правильно произносить обращение. Закрепление умения находить обращения в тексте, ставить знаки препинания. выразительно читать предложения с обращениями. Дать понятие о водности как речевой категории. Дать информацию об основных группах вводных слов.

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

67

К.к. Безличное предложение.

1

15.01

17.01

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

68

Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения». Подготовка к контрольной работе.

1

18.01

18.01

Урок-практикум

Текущий контроль

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

69

Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».


1

19.01

20.01

Урок контроля знаний

Диктант с грамматическим заданием

Написание диктанта, выполнение грамматического задания

70

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

20.01

22.01

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Работа над ошибками

71

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

1

22.01

24.01

Урок изучения нового материала

Орфографический минимум по упр.319 (1)

Орфографический минимум по упр.319 (1), тренировочные упражнения

72

Способы связи однородных членов предложения.

1

25.01

25.01

Комбинированный

Орфографический минимум по упр.319 (2)

Орфографический минимум по упр.319 (2), тренировочные упражнения.

73

Подготовка к изложению с творческим заданием по упр. 316

1

26.01

27.01

Урок развития речи

Подготовка к написанию изложения

Выразительное чтение и обсуждение текста, составление вопросов к тексту, составление текстов, орфографический и пунктуационный анализ текста.

74

К.к. Изложение с творческим заданием по упр. 316.

1

27.01

29.01

Урок контроля знаний

Изложение с творческим заданием

Написание изложения с творческим заданием

75

Способы связи однородных членов предложения.

1

29.01

31.01

Урок-практикум

Орфографический минимум по упр. 319(1)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения

76

Однородные и неоднородные определения. Подготовка к сочинению по картине по упр.347.

1

01.02

01.02

Урок изучения нового материала

Орфографический минимум по упр. 319(2)

Орфографический минимум, работа с текстом

77

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день» (упр. 347)

1

02.02

03.02

Развития речи

Сочинение по картине

Написание сочинения по картине

78

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

03.02

05.02

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания

Анализ текста, тренировочные упражнения

79

Р/р Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

1

05.02

07.02

Развития речи

Анализ текста

Анализ текста, работа с учебником.

80

Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

1

08.02

08.02

Урок обобщения и систематизации знаний

Орфографический минимум по упр.364 (1)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения.

81

Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.

1

09.02

10.02

Урок-практикум

Орфографический минимум по упр.364 (2)

Орфографический минимум, тренировочные упражнения.

82

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения».

1

10.02

12.02

Урок контроля знаний

Диктант с грамматическим заданием

Написание диктанта, выполнение грамматического задания

83

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

12.02

14.02

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Выполнение работы над ошибками

84

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения.

1

15.02

15.02

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

85

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

1

16.02

17.02

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

86

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

1

17.02

19.02

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, работа по карточкам

87

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

19.02

21.02

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

88

Обособление приложений.

1

22.02

22.02

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения

89

Обобщение по теме «Обособление определений и приложений».

1

24.02

24.02

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения

90

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

1

26.02

26.02

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

91

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

01.03

28.02

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

92

Повторение и обобщение по теме «Обособление обстоятельств».

1

02.03

01.03

Урок-практикум

Текущий контроль

Тренировочные упражнения

93

Обособление дополнений.

1

03.03

03.03

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

94

Р.к. Обособление сравнительных оборотов.

1

05.03

05.03

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

95

Обособление уточняющих членов предложения.

1

09.03

07.03

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа.

96

Р. к. (к.к.) Сочинение на патриотическую тему по упр.406 .

1

10.03

10.03

Развития речи

Сочинение

Совершенствование навыков написания сочинений

97

Р/р. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

1

12.03

12.03

Развития речи

Орфографический минимум по упр.434 (1)

Орфографический минимум , работа с текстом.

98

Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

1

15.03

14.03

Урок обобщения и систематизации знаний

Орфографический минимум по упр.434 (2)

Орфографический минимум , тренировочные упражнения.

99

Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами предложения». Подготовка к контрольной работе.

1

16.03

15.03

Урок-практикум

Текущий контроль, подготовка к контрольной работе

Тренировочные упражнения, подготовка к контрольной работе.

100

Контрольная работа № 7. Тест по теме: «Обособленные члены предложения».

1

17.03

17.03

Урок контроля знаний

Тест.

Выполнение тестовых заданий

101

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

19.03

19.03

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Выполнение работы над ошибками

102

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Вводные и вставные конструкции.

1

22.03

21.03

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

103

Предложения с вводными конструкциями.

1

23.03

22.03

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения


IV ЧЕТВЕРТЬ (7 недель 5 дней – 8-А класс - 31 час;

8-Б класс – 30 часов)

104

Предложения с вводными конструкциями.

1

02.04

02.04

Дать информацию об основных группах вводных слов. Формирование умения опознавать вводные слова в тексте. Дать понятие о вставных конструкциях. Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями. Формирование умения видеть в тексте и правильно произносить обращение. Закрепление умения находить обращения в тексте, ставить знаки препинания. выразительно читать предложения с обращениями. Находить и выделять в тексте вставные и вводные конструкции. Самостоятельно строить предложения с вставными и вводными конструкциями. Контроль и самоконтроль усвоения темы. Формирование умения использовать вводные слова и вводные конструкции в речи письменной и устной.

Находить в предложениях междометия и слова да, нет. Опознавать однородные члены предложения и обобщающие слова и проводить пунктуационный анализ. Формировать представление об эстетической функции сравнительных оборотов в поэтической речи. Расширить сведения о видах сложных предложений. Отработать умение различать простые и сложные предложения и правильно оформлять сложные предложения на письме. Дать понятие об обособлении. Закрепление умения ставить запятые в обособленных членах. Отработать навыки пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления диалога, отработать умение использовать в диалоге формулы этикета. Контроль знания теоретических положений о написании суффиксов и приставок. Формирование навыка правописания н и нн в словах разных частей речи. Контроль знания теоретических положений о написании н и нн в словах разных частей речи. Закрепление умения применять правило по алгоритму. Формирование умения аргументировать выбор написания. Формирование навыка слитного и раздельного написания не и ни со словами разных частей речи. Формирование умения употреблять дефис в словах разных частей речи. Закрепление навыка грамотного письма. Формирование навыка правописания служебных частей речи. Закрепление умения различать омонимы разных частей речи. Контроль усвоения правил орфографии. Контроль навыков лингвистического анализа.

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения.

105

Предложения со вставными конструкциями.

1

05.04

04.04

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

106

Предложения со вставными конструкциями.

1

06.04

05.04

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

107

Обращение.

1

07.04

07.04

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа

108

Предложения с междометиями и словами да, нет. Подготовка к контрольной работе.

1

09.04

09.04

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, составление предложений.

109

Р/р Контрольная работа № 8. Изложение с творческим заданием на морально-этическую тему.

1

12.04

11.04

Развития речи

Изложение с творческим заданием

Совершенствование навыков написания изложений

110

Р.к. Культура речи. Построение предложений с вводными конструкциями и обращениями.

1

13.04

12.04

Развития речи

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, работа с текстом.

111

Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями». Подготовка к контрольной работе.


1

14.04

14.04

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, проблемные задания. Подготовка к контрольной работе

Тренировочные упражнения, подготовка к контрольной работе

112

Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Простое осложненное предложение».

1

16.04

16.04

Урок контроля знаний

Диктант с грамматическим заданием

Написание диктанта, выполнение грамматического задания

113

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


1

19.04

18.04

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Выполнение работы над ошибками

114

Повторение пройденного в 8 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

1

20.04

19.04

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа с учебником.

115

Односоставные предложения.

1

21.04

21.04

Комбинированный

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

116

Функции знаков препинания в простом предложении.


1

23.04

23.04

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, составление таблицы.

117

Простое осложненное предложение.


1

26.04

25.04

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, орфографический минимум.

118

Предложения с однородными членами.

1

27.04

26.04

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, дидактический материал.

119

Предложения с обособленными членами.

1

28.04

28.04

Комбинированный

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Комментированное письмо, тренировочные упражнения.

120

Предложения с обособленными членами

1

30.04

30.04

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

121

Правописание суффиксов и приставок.

1

03.05

02.05

Урок повторения и обобщения

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, составление таблицы.

122

Правописание суффиксов и приставок

1

04.05

03.05

Урок повторения и обобщения

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа.

123

Правописание н и нн в словах разных частей речи.

1

05.05

05.05

Урок повторения и обобщения

Письменный самоконтроль, эвристическая беседа

Тренировочные упражнения, дидактический материал.

124

Правописание н и нн в словах разных частей речи.

1

07.05

07.05

Урок повторения и обобщения

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

125

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

1

10.05

10.05

Урок повторения и обобщения

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа.

126

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

1

11.05

12.05

Урок повторения и обобщения

Организация совместной учебной деятельности

Работа с учебником, тренировочные упражнения

127

Правописание служебных частей речи.

1


12.05

14.05

Урок повторения и обобщения

Письменный самоконтроль

Тренировочные упражнения, работа по карточкам.

128

Правописание служебных частей речи.

1

14.05

16.05

Урок повторения и обобщения

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения, работа с таблицей.

129

Правописание служебных частей речи

1

17.05

17.05

Урок повторения и обобщения

Беседа, проблемные задания

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа.

130

Правописание служебных частей речи. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

18.05

19.05

Урок повторения и обобщения

Подготовка к итоговой контрольной работе

Подготовка к итоговой контрольной работе

131

Контрольная работа № 10. Тест по теме «Итоговое повторение»

1

19.05

21.05

Урок контроля знаний

Тест

Выполнение тестовых заданий

132

Анализ контрольной итоговой тестовой работы.

1

21.05

23.05

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Работа над ошибками

133

Тренировочные тестовые задания с взаимопроверкой.

1

24.05

24.05

Урок повторения и обобщения

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения

134

Подведение итогов года.

1

25.05

-

Итоговый урок

Организация совместной учебной деятельности

Тренировочные упражнения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Основная учебно-методическая литература


  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы : основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2012 . – 215 с.

  2. Львова С.И. Учебник «Русский язык» в 3-х частях. 8 класс / С.В. Львова- М.: Мнемозина, 2014.

  3. Булгакова И. В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы / И.В. Булгакова – Ростов н/Дону: «Феникс», 2008. – 352 с.

  4. Бабурина М. А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / М. А. Бабурина. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.

  5. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс / С.В. Львова. Серия «Лингвистический тренажѐр». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 .

  6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

  7. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс / Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).

  8. Макарова Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней / Б. А. Макарова. – М.: АСТ : Астрель, 2009. – 222с. – (Школьная программа)

  9. Методический журнал "Русский язык в школе"


Дополнительная учебно-методическая литература

  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39258/08.pdf .

  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37174/02-1-o.pdf .

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы / автор-составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2001.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Шанский. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб.: Тригон, 1997.

  7. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2009.

  8. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

  9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.


Лингвистические словари:

  1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская АН – М.: АЗЪ, 1995.

3. Орфоэпический словарь русского языка/ С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз. 1985.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.: Рус. яз. 1986.

5. Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку/ А.Н.Тихонова. – М.: Цитадель, 1996.

6. Фразеологический словарь русского языка/ А.И.Молоткова – М.: Рус. яз., 1978.

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.


I. Технические средства обучения

1. Рабочее место учителя.

2. Колонки (рабочее место учителя).

3. Проектор.

4. Интерактивная доска.


II. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007.

  3. CD Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка, 2005.

  4. CD Репетитор « Русский язык». Весь школьный курс

  5. CD Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В результате изучения русского языка учащиеся должны

знать/ понимать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

владеть компетенциями:

коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.


Речевая деятельность

Аудирование.

Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ(устный или письменный);обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.


Чтение

Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста(подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.);составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.


Говорение

Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы(резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи(орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо

Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, , соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.


Текстоведение

Анализировать тексты с точки зрения их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению

связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с

иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Фонетика и орфоэпия

Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко

употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую

речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.


Морфемика и словообразование

По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов(простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.

Лексикология и фразеология.

Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связей предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология

Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи, использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

Орфография

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.


Синтаксис и пунктуация

Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи. Устно объяснять предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Оценка устных ответов обучающихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если обучающийся:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

     Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом


Оценка диктантов

     Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

     Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию кадетам данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 8 класса – 30 - 40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.

   При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

        Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

     При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

       Этими же критериями следует пользоваться при проверке зачетных и тестовых работ.

При проведении работ, готовящих выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ, следует пользоваться критериями оценки ГИА - 9 и ЕГЭ - 11.

        При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


Оценка сочинений и изложений.

    Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

    Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

    С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» -  86% – 100 %;

«4» - 60% - 85 %;

«3» -  36% - 59 %;

«2» -  0% - 35 %.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!