| Раздел (количество часов) | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов по теме | Форма организации занятия | |
| | 1. | | Знакомство с учебным комплексом | 1 | Беседа. | |
| | 2. | | Роль языка в жизни общества. | 1 | Беседа | |
| | 3. | | Р.р. Речь диалогическая и монологическая. Как вести беседу? Устная и письменная форма речи | 1 | Беседа, самостоятельная работа | |
| ВВОДНЫЙ КУРС 68 ЧАСОВ | |
| | 4. | | Орфография. Орфограмма | 1 | Исследование. | |
| | 5. | | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Повторение. | |
| | 6. | | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Повторение. | |
| | 7. | | Правописание гласных и, у, а после шипящих. | 1 | Повторение. | |
| | 8. | | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Повторение. | |
| | 9. | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Повторение. | |
| | 10. | | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 1 | Повторение. | |
| | 11. | | «В мире слов». Библиотечный урок. | 1 | Библиотечный урок | |
| | 12. | | Контрольное тестирование № 1 по теме «Орфография» | 1 | Контрольный урок | |
| Морфология и орфография 36 часов | |
| | 13. | | Самостоятельные и служебные части речи. | | Работа в группе | |
| | 14. | | Морфологические признаки имени существительного. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 15. | | Склонение имен существительных. | 1 | | |
| | 16. | | В мире имен существительных. Познавательная игра. | 1 | Познавнательая игра | |
| | 17 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | |
| | 18-19 | | Р.р. Как писать изложение. | 2 | Урок развития речи | |
| | 20. | | Написание изложения по тексту художественного стиля речи «Джек здоровается». | 1 | Урок развития речи | |
| | 21. | | Имена прилагательные. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Работа в группе | |
| | 22. | | Р.р. Понятие о связном тексте. | 1 | Урок развития речи | |
| | 23 | | Анализ работ. Ученый совет. | 1 | Ученый совет | |
| | 24 | | Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам. | 1 | Работа в группе | |
| | 25 | | Прошедшее время глагола. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 26 | | Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени 1 и 2 спряжений. | 1 | Повторение. | |
| | 27 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Повторение. | |
| | 28 | | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Повторение. | |
| | 29 | | Правописание НЕ с глаголами | 1 | Повторение. | |
| | 30 | | «Мы все о тебе знаем, глагол». Игра «Крестики-нолики». | 1 | Урок-игра | |
| | 31 | | Контрольное тестирование №2 по теме «Глагол». | 1 | Урок контроля | |
| | 32 | | Систематизация материала. Работа над ошибками. | 1 | Работа в группе | |
| | 33 | | Возникновение русской речи. Урок-экскурсия. | 1 | Урок-экскурсия | |
| | 34 | | Р.р. Написание сочинения (описание увиденного) | 1 | Урок развития речи | |
| | 35 | | Р.Р. Текст. Связь предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | |
| | 36 | | Р.Р. Сочинение-повествование с использованием языковых признаков текста. | 1 | Урок развития речи | |
| | 37 | | Наречие как часть речи. Различение наречий по вопросу. | 1 | Повторение. | |
| | 38 | | Правописание наречий | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 39 | | Местоимение как часть речи. | 1 | Исследование. | |
| | 40 | | Личные, вопросительные, неопределенные местоимения. | 1 | Эксперимент. | |
| | 41 | | Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами | 1 | Повторение. | |
| | 42 | | Дефис в неопределённых местоимениях | 1 | Повторение. | |
| | 43 | | Самостоятельные части речи. Лингвистическая игра. | 1 | Лингвистическая игра | |
| | 44 | | Урок контроля теме «Повторение. Самостоятельные части речи». Диктант «Сказка про одуванчики» | 1 | Урок контроля | |
| | 45 | | Систематизация материала. Работа над ошибками. | 1 | Круглый стол | |
| | 46 | | Р.р. Написание связного текста | 1 | Урок развития речи | |
| | 47 | | Служебные части речи. Понятие о предлоге. | 1 | Повторение. | |
| | 48 | | Понятие о союзах. Союзы А, НО, И между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 49 | | Понятие о частице. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 50 | | Урок повторения изученного по теме «Морфология и орфография». Лингвистическая игра. | 1 | Повторение. | |
| | 51 | | Урок контроля теме «Морфология и орфография». Тестирование. | 1 | Урок контроля | |
| | 52 | | Орфографический разбор слова. Урок-исследование. | 1 | Урок-исследование | |
| | 53 | | Р.р. Понятие об основной мысли текста. | 1 | Урок развития речи | |
| | 54-55 | | Р.р. Выборочное изложение текста типа повествование «На льдине». | 2 | Урок развития речи | |
| | 56 | | Р .р.Анализ творческий работ. Работа над ошибками. | 1 | Урок развития речи | |
| | 57 | | Р. р.Основная мысль текста Игра «глухой телефон». | 1 | Урок развития речи | |
| | | | Синтаксис и пунктуация. 46 часов. | | | |
| | 58 | | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | | Повторение. | |
| | 59 | | Понятие о словосочетании. | 1 | Повторение. | |
| | 60 | | Пунктуационный разбор предложения. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 61 | | Виды предложения по цели высказывания | 1 | Исследование. | |
| | 62 | | Виды предложения по эмоциональной окраске. | 1 | Повторение. | |
| | 63 | | Р.р. Что такое план текста? | 1 | Урок развития речи | |
| | 64 | | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 65 | | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Исследование. | |
| | 66 | | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | Повторение. | |
| | 67 | | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Повторение. | |
| | 68 | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 | Повторение. | |
| | 69 | | Синтаксический разбор простого предложения. Ученый совет. | 1 | Ученый совет | |
| | 70 | | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис». | 1 | Урок контроля | |
| | 71 | | Систематизация материала. Работа над ошибками. Урок-проверка | 1 | Урок - проверка | |
| | 72 | | Сочинительные и подчинительные словосочетания. | 1 | Исследование. | |
| | 73 | | Предложения с однородными членами предложения. | 1 | Самостоятельная работа. | |
| | 74 | | Пунктуация в предложениях с однородными членами. | 1 | Урок-практикум | |
| | 75 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Тренинг. | |
| | 76 | | Контрольное тестирование №3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | Урок контроля | |
| | 77 | | Систематизация материала. Работа над ошибками. Ученый совет. | 1 | Ученый совет | |
| | 78 | | Предложение с обращениями и с вводными словами.. | 1 | Урок-практикум | |
| | 79 | | Знаки препинания при обращении и вводных словах. | 1 | Урок-практикум | |
| | 80 | | Р.р. Вид цепной связи предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | |
| | 81 | | Р.р. Вид параллельной связи предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | |
| | 82-83 | | Р.р. Составление текста с параллельной и цепной связь предложений в тексте. | 2 | Урок развития речи | |
| | 84 | | Понятие о сложном предложении. | 1 | Исследование. | |
| | 85 | | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | Исследование. | |
| | 86 | | Сложносочиненные предложения. | 1 | Урок-практикум | |
| | 87 | | Сложноподчиненные предложения. | 1 | Урок-практикум | |
| | 88 | | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Урок-практикум | |
| | 89 | | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 90 | | Предложения с прямой речью. Диалог | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 91 | | Знаки препинания при прямой речи и диалоге. | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 92 | | Урок повторения изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Повторение. | |
| | 93 | | Урок контроля по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Урок контроля | |
| | 94 | | Систематизация материала. Работа над ошибками. Урок-зачет | 1 | Урок-зачет | |
| | 95 | | Р.р. Общее понятие о стилях речи. Характерные особенности разговорного стиля речи. | 1 | Урок развития речи | |
| | 96 | | Р.р. Особенности книжных стилей: научный стиль. | 1 | Урок развития речи | |
| | 97 | | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | |
| | 98-99 | 2 | Р.р. Приемы компрессии текста. Сжатое изложение повествовательного текста «Лягушонок». | 2 | Урок развития речи | |
| Основной курс | |
| Фонетика. Графика. Орфоэпия. 33 часа. | |
| | 100 | | Понятие о литературном языке | 1 | Урок-диспут. | |
| | 101 | | Фонетика – наука о звуках языка. Основные фонетические единицы. Алфавит. | 1 | Исследование. | |
| | 102 | | Звуки гласные и согласные. | 1 | Повторение. | |
| | 103 | | Шумные согласные: звонкие и глухие. | 1 | Повторение. | |
| | 104 | | Сонорные согласные. | 1 | Повторение. | |
| | 105 | | Фонетическая транскрипция. | 1 | Повторение. | |
| | 16-107 | | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 2 | Урок развития речи | |
| | 108 | | Р.р. Особенности художественного стиля речи. | 1 | Урок развития речи | |
| | 109 | | Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиции. Типы орфограмм. Гласные и согласные орфограммы. | 1 | Повторение. | |
| | 110 | | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Повторение. | |
| | 111 | | Гласные после шипящих. | 1 | Повторение. | |
| | 112 | | Гласные О-Ё после шипящих. | 1 | Эксперимент. | |
| | 113 | | Гласные Ы – И после Ц | 1 | Исследование. | |
| | 114 | | Звонкие и глухие согласные звуки и способы их обозначения на письме. | 1 | Повторение. | |
| | 115 | | Непроизносимые согласные звуки и способы их обозначения на письме. | 1 | Повторение. | |
| | 116 | | Удвоенные согласные звуки и способы их обозначения на письме. | 1 | Повторение. | |
| | 117 | | Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. | 1 | Самостоятельная работа. | |
| | 118 | | Значения букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Повторение. | |
| | 119 | | Ударение. Орфоэпические нормы языка. Основные нормы литературного произношения. Урок-исследование | 1 | Урок-исследование | |
| | 120 | | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | Повторение. | |
| | 121 | | Когда пишется буква Ы? | 1 | Повторение. | |
| | 122 | | Обобщение и систематизации изученного по теме «Фонетика» | 1 | Повторение. | |
| | 123 | | Обобщение и систематизации изученного по теме «Фонетика» | 1 | Повторение. | |
| | 124 | | Урок контроля по теме «Фонетика, орфография, орфоэпия». | 1 | Урок контроля | |
| | 125-126 | | Р.р. Изложение текста с творческим заданием. | 2 | Урок развития речи | |
| | 127 | | Анализ творческой работы и диктанта | 1 | | |
| | 128 | | Р.р. Описание как тип речи. | 1 | Урок развития речи | |
| | 129-130 | | Р.р. Подробное изложение текста типа описание. | 2 | Урок развития речи | |
| | 131 | | Анализ творческой работы | 1 | Урок развития речи | |
| | 132 | | Элементы этимологического анализа слова | 1 | Исследование. | |
| | | | Морфемика и словообразование40часов | | | |
| | 133 | | Понятие о морфемике. Структура русского слова. | 1 | Урок-беседа. | |
| | 134 | | Основа слова и окончание. | 1 | Повторение. | |
| | 135 | | Правописание окончаний существительных и прилагательных. | 1 | Повторение. | |
| | 136 | | Корень слова. Исторические чередование в корне слова. | 1 | Исследование. | |
| | 137 | | Суффиксы. Чередование гласных с нулём звука, Правописание суффиксов -ек-, -ик-. | 1 | Урок-практикум | |
| | 138 | | Приставки. Правописание неизменяемых на письме приставок. | 1 | Самостоятельная работа. | |
| | 139 | | Исторические изменения в составе слова. Понятие о чередовании звуков. Чередование гласных и согласных звуков в корне слова. | 1 | Урок-исследование | |
| | 140 | | Чередование согласных звуков в корне слова. | | Самостоятельная работа. | |
| | 141-142 | | Р.р. Повествовать – значит рассказывать. Подробное изложение повествовательного текста с элементами рассуждения. | 2 | Урок развития речи | |
| | 143 | | Полногласные и неполногласные сочетания в корне слова. | 1 | Исследование. | |
| | 144 | | Морфемный разбор слова. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 145 | | Правописание корней с чередованием а – о. Корни лаг – лож. | 1 | Самостоятельная работа. | |
| | 146 | | Правописание корней с чередованием а – о. Корни кас – кос. | 1 | Урок-практикум | |
| | 147 | | Правописание корней с чередованием а – о. Корни раст – ращ - рос. | 1 | Урок-практикум | |
| | 148 | | Правописание корней с чередованием а – о. Корни гар – гор, зар – зор. | 1 | Урок-практикум | |
| | 149 | | Обобщение изученного о правописании корней с чередованием О - А | 1 | Урок повторения | |
| | 150 | | Правописание корней с чередованием и - е. | 1 | Урок-практикум | |
| | 151 | | Правописание корней с чередованием Е – И. Корни бер – бир, мир - мер | 1 | Урок-практикум | |
| | 152 | | Правописание корней с чередованием а/я – им/ин. | 1 | Урок-практикум | |
| | 153 | | Обобщение и систематизация изученного по теме «Правописание корней с чередованием» | 1 | Урок повторения. | |
| | 154 | | Урок контроля по теме «Правописание корней с чередование гласных звуков». Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | |
| | 155-156 | | Р. р. Подробное изложение | 2 | Урок развития речи | |
| | 157 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | Урок работы над ошибками | |
| | 158 | | Р.р. Описание как тип речи. Как описать животное? Подготовка к домашнему сочинению о любимом животном. | 1 | Урок развития речи | |
| | 159 | | Правописание приставок. Приставки, неизменяемые на письме. | 1 | Урок-практикум | |
| | 160 | | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Урок-практикум | |
| | 161 | | Чередование в приставках. | 1 | Урок-практикум | |
| | 162 | | Правописание приставок на –з, -с. | 1 | Урок-практикум | |
| | 163 | | Ы – И после приставок на согласный. | 1 | Урок-практикум | |
| | 164-165 | | Правописание приставок пре-, при-. | 2 | Самостоятельная работа | |
| | 166 | | Обобщающий урок по теме «Правописание приставок». | 1 | Урок повторения | |
| | 167 | | Контрольная работа по теме «Морфемика и орфография». | 1 | Урок контроля | |
| | 168 | | Анализ ошибок. | 1 | Урок работы над ошибками | |
| | 169 | | Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке | 1 | Урок-исследование | |
| | 170 | | Сложение как способ словообразования. Аббревиатуры и сложные слова. | 1 | Фронтальная работа Работа в паре | |
| | 171 | | Словообразовательный разбор слова. Понятия «исходное слово и производное». Словообразовательная цепочка. | 1 | Фронтальная работа Работа в паре | |
| | 172 | | Урок контроля по теме «Морфемика». | 1 | Урок контроля | |
| | | | Анализ ошибок. | | Урок работы над ошибками | |
| | 173 | | Р.р.Составление плана-описания картины В.М. Васнецова «Ковер-самолёт» | 1 | Урок развития речи | |
| | 174 | | Р.р. Написание сочинения-описания картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет» | 1 | Урок развития речи | |
| | 175 | | Редактирование текста сочинения-описания. | 1 | Урок развития речи | |
| Лексикология. Фразеология (32 часа) | | |
| | 176 | | Лексикология как наука о словарном составе языка. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | |
| | 177 | | Лексическое и грамматическое значение слова. Тематические группы слов. Основные типы лексических ошибок. | 1 | | |
| | 178 | | Толковый словарь | 1 | Круглый стол. | |
| | 179 | | Слова однозначные и многозначные. | 1 | Урок исследование | |
| | 180 | | Прямое и переносное значение многозначного слова. | 1 | Урок исследование | |
| | 181 | | Художественные средства выразительности. | 1 | Самостоятельная работа | |
| | 182 | | Омонимы. Понятие об омонимах. Разница между омонимами и многозначными словами | 1 | Урок-исследование | |
| | 183 | | Синонимы и слова, похожие на синонимы. | 1 | Урок-практикум | |
| | 184 | | Понятие об антонимах. | 1 | Повторение. | |
| | 185 | | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 1 | Урок-экскурсия. | |
| | 186 | | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | 1 | Урок-экскурсия. | |
| | 187 | | Заимствованные слова. Старославянизмы. | 1 | Исследование. | |
| | 188 | | Понятие о фразеологизме и фразеологии. | 1 | Круглый стол. | |
| | 189 | | Словари русского языка: энциклопедические и лингвистические. Виды лингвистических словарей. Словарная статья. | 1 | Конференция. | |
| | 190 | | Урок контроля по теме «Лексика». | 1 | Урок контроля | |
| | 191 | | Анализ ошибок | 1 | Урок работы над ошибками | |
| Повторение и обобщение | | |
| | 194-195 | | Р.р.описание картины | 2 | Урок развития речи | |
| | 196-197 | | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 2 | Повторение. | |
| | 198-199 | | Правописание приставок. | 2 | Повторение. | |
| | 200-201 | | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 2 | Повторение. | |
| | 202-204 | | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 2 | Урок-игра | |