Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Русский язык», рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) (базовый уровень, на основе учебника «Русский язык 10—11 классы» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Цели изучения:
овладение системой лингвистических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка;
овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю;
формирование языковой компетенции школьников: формирование у учащихся языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке;
формирование коммуникативной компетенции: овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи
такой информации в реальном общении);
развитие умения пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умения переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный и учебный тексты;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного и учебного текстов;
овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
формирование лингвистической компетенции: овладение системой знаний о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах;
интеллектуальное развитие: формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое и абстрактное мышление, способность к преодолению трудностей;
формирование культуроведческой компетенции: воспитание культуры личности, отношения к русскому языку как к части общечеловеческой культуры, как одному из мировых языков, понимание значимости русского языка для научно-технического прогресса; раскрытие его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа.
Задачи преподавания русского языка
Задачей обучения в 11 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.
2. Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)
3. Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, виды деятельности, формы контроля
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На занятиях применяются следующие упражнения: списывание, выборочное списывание, творческое списывание, диктант без изменения учебного материала (предупредительный, зрительный, комментированный, объяснительный), диктант с изменением учебного материала (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный), выборочный диктант (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный), самодиктант, взаимодиктант, собственно графический диктант, конструирование, творческий диктант, свободный диктант, изложение (подробное, выборочное, сжатое), сочинения (повествование, повествование с элементами описания, описание, рассуждения), разработка и защита проектов, публичное выступление.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
Промежуточный контроль проводится в форме тестов в формате ЕГЭ, контрольных, самостоятельных работ, устных зачетов сочинений, диктантов и контрольных диктантов, собеседований, защиты проектов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 11 классе отводится не менее 34 часа, из расчета 1 ч. в неделю. Примерной программой предусмотрено для изучения русского языка в 11 классе 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Учебным планом ГБОУ СОШ № 88 г.Санкт-Петербурга предусмотрено для изучения русского языка в 11 классе 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование составлено на 68 учебных часа, включает 2 часа на развитие речи, 6 часов на проведение контрольных тестов, 5 часов для выполнения контрольных тестов в формате ЕГЭ и 2 часа для выполнения контрольных работ.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
редактирование; переложение текста;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-реферирование; рецензирование;
- докладирование аннотирование и т.д.;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о языке. Стили и типы речи (10 часов)
Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы.
Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя.
Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка.
Синтаксис и пунктуация (46 часов)
Синтаксис и словосочетание
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простое предложение
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений.
Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ.
Сложное предложение
Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП.
Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и).
Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат.
Повторение (12 ч.)
Основные фонетические, лексические единицы языка.. Виды морфем. Морфологические признаки частей речи.
Учебно-тематический план
№п\п | Название разделов | Кол-во часов | Контрольные, тестовые, проверочные работы | Развитие речи |
| | | В том числе |
1 | Общие сведения о языке. Стили и типы речи | 10 часов | 2 | |
2 | Синтаксис и пунктуация | 46 часов | 11 | |
3 | Повторение
| 12 ч. | 3 | 2 |
| итого | 68 | 16 | 2 |
Учебно-методический комплекс по русскому языку.11 класс
Учебно-методический комплекс учителя:
Программа курса «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень.
Учебник. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - 5-е изд. - М.., «Просвещение», 2012.
Учебно-методический комплекс ученика:
1. Учебник. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - 5-е изд. - М.., «Просвещение», 2012.
2. Школьные словари.
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 11 класс (2017-2018)
№ п\п | дата | Тема урока | практика | контроль | Планируемые результаты |
Язык как развивающееся явление (1 ч) |
-
| | Слово о русском языке. Язык как развивающееся явление | Повторения ранее изученного, выполнение упр Работа с учебником. Синтаксический разбор предложений. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Познавательные УУД Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка. |
Принципы русской пунктуации (1 ч) |
-
| | Принципы русской пунктуации | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Практическая работа | Познавательные УУД: знать о системе правил постановки знаков препинания; основные виды пунктограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
Словосочетание (3) |
-
| | Словосочетание. Виды синтаксической связи | Конструирование словосочетаний с заданным видом связи, синонимия словосочетаний, текст | Самостоятельная работа | Познавательные УУД Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; |
-
| | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | Самоконтроль | Срез знаний | Познавательные УУД: знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний |
-
| | Анализ контрольной работы. | Работа над ошибками | | Познавательные УУД: знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний |
Простое предложение (23 ч) |
-
| | Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения. | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания. Нахождение грамматической основы предложения с указанием способов выражения. Комментированное письмо. | Самостоятельная работа | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
-
| | Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания, упр.392,393 | Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: находить подлежащее в предложении. Определять способ его выражения; согласовывать со сказуемым, различать сказуемые по составу слова, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части СИС; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых |
-
| | Двусоставные и односоставные предложения | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания. Упр.387-388 | | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативная и регулятивная УУД: уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; |
-
| | Практическая работа по темам «Второстепенные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения» | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания, упр | Практическая работа | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативная и регулятивная УУД: уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; |
-
| | Полные и неполные предложения | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания, работа с текстом упр.391 | Словарный диктант | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить грамматическую основу в предложении, восстанавливать неполное предложение за счет контекста. |
-
| | Тест по теме «Простое предложение» | самоконтроль | тест | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить грамматическую основу в предложении, восстанавливать неполное предложение за счет контекста. |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками, упр. 397 | | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить грамматическую основу в предложении, восстанавливать неполное предложение за счет контекста. |
-
| | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | Работа с таблицей учебника стр.262-264, упр.404,408 | | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ |
-
| | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах | Работа с таблицей учебника стр.262-264, упр.405-406 | Фронтальный опрос | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ |
-
| | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | Работа с таблицей стр.262-264, упр.407 | Практическая работа | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ |
-
| | Тест по теме «Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения». | самоконтроль | тест | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | П.72-74, упр.411-412 | | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ |
-
| | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями | Синтаксический разбор предложений. Работа с учебником. П.81, упр.438-439 | | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: находить в тексте предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы |
-
| | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Работа с учебником. П.82, упр.444, анализ предложений | с\р | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки; обращение и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: находить в тексте предложения с обращениями, и производить пунктуационный разбор |
-
| | Тест по темам «Вводные слова и предложения», «Вставные конструкции», «Обращения» | самоконтроль | тест | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и обращения, предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: находить в тексте предложения с вводными словами, обращениями, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | | Познавательные УУД Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и обращения, предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: находить в тексте предложения с вводными словами, обращениями, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы |
-
| | Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения | П.75-77, упр415,418, 421 Анализ предложений | | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
-
| | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями | Работа с учебником. П.78-79, упр.424 (1-7),427, анализ предложений | Объяснительный диктант. Словарный диктант | Познавательные УУД знать: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной |
-
| | Знаки препинания при сравнительном обороте. | Работа с учебником. П.80, упр434, 435 | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
-
| | Уточняющие члены предложения | Работа с учебником. П.79, упр.431-432 Синтаксический разбор предложений с уточняющими членами. | Объяснительный диктант. | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических
задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
-
| | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | самоконтроь | Контрольныы диктант с грамматическими заданиями. | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками, пунктуационный анализ предложений | | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
-
| | Тест по теме «Обособленные члены предложения» | самоконтроль | тест | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.Коммуникативные и регулятивные УУДУметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы. |
Сложное предложение (13) Сложносочиненное предложение (2ч.) |
-
| | Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП | Повторение изученного в 9 кл. по теме «Сложное предложение». Анализ предложений | | Познавательные УУД Знать: основные группы ССП по значению и союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор |
-
| | Знаки препинания в ССП | Работа с учебником. П.83, упр.450-452 | | Познавательные УУД Знать: основные группы ССП по значению и союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор |
Сложноподчиненное предложение (5ч) |
-
| | Основные группы СПП по значению | Работа с учебником. П.83-84, упр.458 | | Познавательные УУД Знать: основные группы ССП по значению и союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор |
-
| | Тест по темам «Сложноподчинённые предложения», «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным» | самоконтроль | тест | Познавательные УУД Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над | Работа над ошибками. П.83-85, упр.463 | | Познавательные УУД Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными. Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
-
| | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | Работа с учебником. П.86-87, упр471-473 Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Практическая работа | Познавательные УУ Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений |
Бессоюзное сложное предложение (2 ч.) |
-
| | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Работа с учебником. П. 88, упр.477-478. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | | Познавательные УУД Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи |
-
| | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | с\р | Познавательные УУД Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП Коммуникативные и регулятивные УУД Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи |
Сложное предложение с разными выдами связи (4ч.) |
-
| | Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной | Работа с учебником. П.89, упр.481-482 | | Познавательные УУД знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
-
| | Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Фронтальный опрос | Познавательные УУД знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
-
| | Тест по темам «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в БСП» | самоконтроль | тест | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, нормы построения БСП, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками. Упр.484 | | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, нормы построения БСП, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
Способы передачи чужой речи (1ч.) |
-
| | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании | Работа с учебником. П.90, упр.486. Пунктуационный разбор предложений | Объяснительный диктант | Познавательные УУД Знать: правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания; конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
Синтаксические нормы языка (5ч.) |
-
| | Синтаксическая синонимия | П.91-92, упр.488 | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать основные синтаксические нормы языка и правила. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Синтаксические нормы | П.91-92, упр.493 | | Познавательные УУД: знать основные синтаксические нормы языка и правила. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Изобразительно-выразительные средства русского языка | Работа с текстами | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: Знать художественно-выразительные средства языка и стилистические фигуры. знать Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте художественно-выразительные средства и стилистические фигуры. |
-
| | Итоговый тест в формате ЕГЭ | самоконтроль | Тест в формате ЕГЭ | Познавательные УУД: знать основные синтаксические нормы языка и правила орфографии и пунктуации . Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Итоговый тест в формате ЕГЭ | самоконтроль | Тест в формате ЕГЭ | Познавательные УУД: знать основные синтаксические нормы языка и правила орфографии и пунктуации. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками, упр498 | | Познавательные УУД: знать основные синтаксические нормы языка и правила орфографии и пунктуации. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
Стили речи ( 9 ч.) |
-
| | Разновидности употребления языка: язык разговорный и литературный. Стили речи | Работа с учебником. Упр.502 | Фронтальный опрос | Познавательные УУД Знать: признаки текста, его функционально-смысловые типы. Коммуникативные УУД: Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
-
| | Научный стиль речи и его особенности | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией. Работа с деформированным текстом | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать признаки научного- стиля. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте признаки научного стиля, определять его особенности |
-
| | Официально-деловой стиль. Практическая работа по составлению документов | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией. Работа с деформированным текстом | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать признаки официально – делового стиля. Коммуникативные УУД: уметь составлять тексты официально-делового стиля |
-
| | Публицистический стиль, его особенности | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией. Работа с деформированным текстом | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать признаки научно-популярного, публицистического стилей. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей |
-
| | Жанры публицистического стиля | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией. Работа с деформированным текстом | Публицистические чтения | Познавательные УУД: знать признаки научно-популярного, публицистического стилей. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей |
-
| | Дискуссия | | | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь вести дискуссию по заданной теме, слушать и слышать оппонента |
-
| | Художественный стиль речи | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией. Работа с деформированным текстом | Фронтальный опрос | ознавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст |
-
| | Комплексный анализ текста с творческим заданием. | самоконтроль | Практическая работа. Анализ текста | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст |
-
| | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками | | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст |
Повторение (12 ч) |
-
| | Фонетика. Орфоэпия | Фонетический и орфоэпический разбор слова | Тест по орфоэпии | Познавательные УУД: знать основные фонетические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
-
| | Лексика. Фразеология | Работа с фразеологическим словарем. Упр.503 | Фронтальный опрос. | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
-
| | Морфемика. Словообразование | Работа со словообразовательным словарем, упр.504 | Тест | Познавательные УУД: знать виды морфем Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь: образовывать новые слова разными способами. |
-
| | Морфология | Комплексный анализ текста | Фронтальный опрос | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм.
Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа |
-
| | Морфология | Комплексный анализ текста | Словарный диктант | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа |
-
| | Подготовка к сочинению. | Анализ текста | | Познавательные УУД: Знать алгоритм написания сочинения –рецензии по предложенному тексту Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь определять авторскую позицию в тексте, приводить свои аргументы |
-
| | Подготовка к сочинению. | Анализ текста. | | Познавательные УУД: Знать алгоритм написания сочинения –рецензии по предложенному тексту Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь определять авторскую позицию в тексте, приводить свои аргументы |
-
| | Итоговый контрольный тест по материалам ЕГЭ | самоконтроль | Тест в формате ЕГЭ | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Итоговый контрольный тест по материалам ЕГЭ | самоконтроль | Тест в формате ЕГЭ | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Итоговый контрольный тест по материалам ЕГЭ | самоконтроль | Тест в формате ЕГЭ | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ |
-
| | Резервный урок | | | Познавательные УУД: Знать: основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
-
| | Резервный урок | | | Познавательные УУД: Знать: основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
11