Рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» в 5 классе СКОУ VII вида составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010 г.) и учебником чтения 5 класса СКОУ VIII вида (авторы – Г.М. Гусева, Т.И. Островская). Данный учебник включен в единую концепцию учебников по чтению для 5-9 классов авторов Г.М.Гусевой и Т.И. Островской, характеризующуюся усилением коррекционной направленности обучения, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в преподнесении фактического материала. Методический аппарат подчинен решению задачи развития речи учащихся как средства общения. Учебник снабжен художественными текстами разных жанров, вопросами и заданиями. Учебник также соответствует программе под ред. В.В.Воронковой. На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения – разножанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
1.Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. №
3.Базисного плана (вариант 2), утвержденным Министерством образования РФ 10 апреля 2002 года (№29/2065-п) для специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, приказ № 02-452 от 27.05.2008г.
4.Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 7 вида 5-9 классы, под. Ред. И.М. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2015.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета: умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
1) представление 06 основных функциях языка. о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программы по всем предметам специального (коррекционного) обучения предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями:
Итого 68ч.
№ раздела | Раздел | № учебного занятия | Тема учебного раздела | Словарь | Ученик должен | Тексты для заучивания наизусть | Развитие речи | Дата проведения |
знать | уметь | устно | письменно |
1. | Снова в школу | 1 | Стихи о школе. А. Усачев, В. Орлов | Классное время Стужное | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 2 | А. Аксенова. «Наша учительница» | Необыкновенная учительница Видит насквозь | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 3 | Л. Каминский. «Чего только не случилось!» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 4 | Проверка техники чтения. Л. Каминский. «Ну, заяц!» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 5 | И. Семенова. «Азбука здоровья». Повторение: выполнение заданий по разделу | Голова варит | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 6 | Проверочная работа по разделу | | | Выразительно, осознанно читать; отвечать на вопросы с выбором ответа | | | Ответы на вопросы | |
2. | Наша Родина - Россия | 7 | Ю.Яковлев. «Наша Родина - Россия», «На Руси-матушке» | Заря с зарей сходится Чужбина | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 8 | Стихи. Л.Ладонщиков, С.Махотин, К.Симонов | | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | «Скворец на чужбине» (1 строфа) | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 9 | Н.Поникарова, «Кто основал Москву». И.Токмакова, «Красная площадь» | Кремль | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 10 | В.Орлов. «Я и мы». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
3. | Сказки народов России | 11 | Кабардинская сказка «Трудовые деньги» | Батрак Аул Батрачить Бешмет | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 12 | Осетинская сказка «Что дороже?»Правописание безударных гласных в корне слова | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 13 | Удмуртская сказка «Как купец хотел солнце остановить». Повторение: выполнение заданий по разделу | Платить поденно | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
4. | Осень | 15 | «Осенняя мозаика». В.Песков. «Русская осень» | | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | 1 строфу по выбору | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 16 | А. Болонский, «В лесу». В. Бианки, «Сентябрь» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 17. | И.Соколов-Микитов. «Листопадничек» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 18-19 | Д.Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». | Душа в пятки ушла Река точно засыпала Замерло сердце | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 20 | М.Садовский. «Наступила осень». Повторение: выполнение заданий по разделу | | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 21 | Проверка техники чтения. Проверочная работа | | | Выразительно, осознанно читать; отвечать на вопросы с выбором ответа | | | Ответы на вопросы | |
5. | Спешите делать добро | 22 | Быль «Два брата». В.Ключевский, «Ульяна» | Мал мала меньше | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 23. | Ю.Яковлев. «Баваклава» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 24 | В.Василевская. «Изба под березами» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 25 | С.Баруздин. «Морской кортик». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
6. | Зима | 26 | «Зимняя мозаика». И.Бунин. «Первый снег» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | «Белый снег пушистый» | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 27 | Г.Скребицкий. «Первый снег». Е.Тараховская. «Он слетает белой стаей» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 28 | Б.Житков. «На льдине» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 29 | В.Васильев. «Воробушек – мой друг» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 30 | В. Песков. «Когда бушевали метели» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 31 | В.Чаплин. «Крылатый будильник» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 32 | Д.Яшин. «Покормите птиц». И.Дик. «Красные яблоки» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | «Покормите птиц» | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 33 | В.Яковлев. «Праздник нового года». Стихи про новый год | | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | «Дед Мороз» | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 34 | В.Драгунский. «Кот в сапогах». Повторение: выполнение заданий по разделу | Каникулы | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 35 | Проверочная работа. Проверка техники чтения | | | Выразительно, осознанно читать; отвечать на вопросы с выбором ответа | | | Ответы на вопросы | |
7 | Страницы русской классики | 36-37-38 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Око Очи | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 39 | И.Крылов. «Ворона и лисица», «Чиж и голубь» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | «Чиж и голубь» | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 40 | Л.Толстой. «Прыжок». «Комар и лев». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
8 | Одноклассники | 41 | В.Драгунский. «Сверху вниз. наискосок» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 42 | В.Бианки. «Музыкальная канарейка» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 43 | Н.Носов. «Как я решал задачу» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 44 | Н.Артюхова. «Совесть заговорила» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 45 | Б.Раевский. «Государственный Тимка». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
9 | Исторические сказки, былины. рассказы | 46 | М.Студеникин. «Русь» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 47 | «Как Илья из Мурома богатырем стал» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 48 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 49 | «Богатыри». Повторение: выполнение заданий по разделу | Богатырский сон | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
10 | Весна | 50 | С.Аксаков. «Прибавились дни». | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | «Весна! Весна! И все ей радо» ( 2 строфы) | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 51 | «Весенняя мозаика» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 52 | В.Бианки. «Март» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 53 | И.Дворкин. «Снежная крепость» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 54 | А.Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…». Повторение: выполнение заданий по разделу | | | Выразительно читать, связно отвечать на вопросы | Наизусть 2 строфы | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
11. | Твои зарубежные сверстники | 55 | Р.Сингх. «Будто заново родился» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 56 | Р.Госсини. «Маленький Ник и его друзья». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
12. | Праздник со слезами на глазах | 57 | «Мемориал в Александровском саду» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 58 | С.Алексеев. «Подвиг у Дубосекова» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 59 | Г.Скребицкий. «Старый блиндаж» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 60 | И.Васильев. «Как солдаты яблоки ели». Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
13 | Страницы зарубежной классики | 61 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 62 | Д.Лондон. «Сказание о Кише» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 63 | Э.Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 64 | Братья Гримм. «Храбрый портняжка» | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 65 | Г.Андерсен. «Пятеро из одного стручка» Повторение: выполнение заданий по разделу | | Основное содержание текста | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
14 | Лето | 66 | С.Сергуненков. «Куда лето прячется». В.Баскаков. «Брусника» | | | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | «Ярко солнце светит» | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 67 | И.Соколов-Микитов. «Лето в лесу». Повторение: выполнение заданий по разделу. | | | Выразительно читать, пересказывать текст с помощью учителя, связно отвечать на вопросы | | Ответы на вопросы, пересказ с помощью учителя, выразительное чтение | | |
| | 68 | Проверка техники чтения. Итоговая проверочная работа | | | Выразительно, осознанно читать; отвечать на вопросы с выбором ответа | | | Ответы на вопросы | |