СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику В,В,Репкина по ФГОС, с планированием внеурочной работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Учебная рабочая программа по русскому языку 4 класс


Раздел I

Пояснительная записка (цели и задачи курса на первый учебный год, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане)


Данная рабочая программа разработана в соответствии со ст.14 п.5 ст.15п.1 ст.32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании», Уставом школы, основной образовательной программой учреждения.

Для разработки программы были использованы следующие материалы:

- Основная образовательная программа МАОУ СОШ №32;

- Примерная программа по курсу «Русский язык» (1-4), авторы: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова (Сборник программ для начальной школы, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М., ВИТА – ПРЕСС, 2010)

- ФГОС НОО от 6 октября 2009г.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 170 часов, в первом полугодии – 80 часов, во втором полугодии – 90 часов. 

Программа отражает инвариантную часть и рассчитана на 136 часов (80%), и внеурочную часть 34 часов (20%).


Основная цель: организовать исследование и усвоение учащимися системы лингвистических понятий с целью формирования общих способов лингвистического анализа: сформировать понятие о частях речи и их грамматическом значении.


Задачи четвертого года обучения:

  • сконструировать с учащимися теоретическое понятие о частях речи как о грамматических классах слов;

  • исследовать особенности ряда грамматических категорий имен и глагола;

  • сконструировать систему частей речи на основании грамматического подхода;

  • исследовать структуру и работу основных синтаксических единиц – словосочетания и предложения;

  • через знакомство с типами предложений в русском языке, отработать способы грамматического анализа синтаксических единиц на содержательном уровне;

  • продолжить работу по составлению плана, определяя самостоятельно тему текста и его основную мысль, излагать по плану содержание текста и подбирать заголовок;

  • продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий по заданным критериям);

  • организовать дальнейшую работу с текстами (научить детей замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов, перевод словесного текста в различные схемы);

  • продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе (учебный диалог, работа в малых группах и пар




Раздел II

Планируемые результаты обучения и система оценивания


Предметные результаты

  • определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;

  • «общее» и частные грамматические значения изученных частей речи:

-имя существительное (обозначение предмета; одушевлённость–неодушевлённость, род, число, падеж), тип склонения;

-имя прилагательное (обозначение признака предмета; род, число, падеж);

-имя числительное (обозначение числа или количества предметов; падеж);

-местоимение (обозначение лица; лицо, число, род, падеж);

-глагол (обозначение процесса; время, наклонение, лицо, число, род), тип спряжения;

-наречие (обозначение признака процесса);

-предлог (дополнительное средство падежного значения существительного);

-союз (средство выражения связи между частями предложения и однородными словами);

-частица (средство выражения дополнительных значений слов и предложений);

-междометие (средство выражения чувств);

  • правила правописания корней зор- / зар-, гор- / гар;

  • правило правописания приставок на З-/ С-;

  • правило правописания суффикса – О (-Е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок (в том числе–после шипящих);

  • правила правописания буквы Ь после шипящих во всех частях речи;

  • виды синтаксических единиц (словосочетание, предложение);

  • грамматическое значение предложения;

  • что такое сказуемое (член предложения, выражающий его грамматическое значение);

  • что такое подлежащее (член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого);

  • определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;

  • определять грамматические значения слова и словоформы в предложении (в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;

  • образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования (простейшие случаи типа холод – холодный - холодить);

  • находить главные члены предложения;

  • находить слова, не являющиеся членами предложения (обращения, междометия);

  • различать простые и сложные предложения (простейшие случаи);

  • правильно писать изученные в 1 - 4 классах слова с непроверяемыми орфограммами;

  • правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или (простейшие случаи),

простых предложений с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями);

  • записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;

  • письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;

  • строить развёрнутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;

  • давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу;

  • составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему


Метапредметные и личностные результаты:

Учебная грамотность

• может определить сам к чему есть больший познавательный интерес и подобрать себе индивидуальные задания для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»)

• может сам «регулировать» процесс учения без помощи взрослого; обращается для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку;

• может вступать в письменный диалог с другим человеком обсуждаю свои проблемы и достижения в учебе, делать необходимый запрос на необходимую помощь;

• индивидуально распознать новую задачу;

• оформить и предъявить на внешнюю оценку свои достижения, обосновать эти достижения, а также сформулировать дальнейшие шаги по работе над остающимися проблемами и трудностями.

Информационная грамотность


  • осуществлять планирование информационного поиска:

- планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности;

- самостоятельно и аргументировано принимать решение о завершении информационного поиска (оценивать полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи);

- указывать те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников;

- обосновывать использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности;

уметь извлекать информацию:

- самостоятельно планировать и осуществлять извлечение информации из статистического источника;

- искать информацию в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы;

уметь обрабатывать полученную информацию:

- фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);


- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления информации, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации;

- создавать гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.

Коммуникативная грамотность

  • осуществлять письменную коммуникацию:

- создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции;

- определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности;

- создавать гипрермедиа-сообщений;

- общаться в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог);

- фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио- видео и текстовая запись);

уметь публично представлять свои достижения и результаты:

- выступать с аудио-видео-поддержкой;

- применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;

- с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их;

участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

- учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают (фиксируют) промежуточные результаты;

- учащиеся могут называть области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы



Раздел III

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

1.Программа по курсу «Русский язык» (1-4) авторы: В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова, рекомендованная Федеральным Экспертным Советом Министерства образования Российской Федерации - М., Вита-пресс, 2011.-С.10-37).

    1. Русский язык. Учебник в двух частях. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. М.: Вита-пресс, 2014. Допущено Министерством образования РФ.

    2. 3.Русский язык- Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса.-М.: Витта-Пресс, 2011.

4. Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс. Издание второе. (1-4). - Томск: Пеленг, 2010.

5. Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 4 класс. - М.: "Вита-пресс"


  Дополнительная литература:

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, Москва, 2007.

Фразеологический словарь русского языка, И. В. Федосов, Москва, 2007.

Школьный словообразовательный словарь русского языка, сост. В. И. Круковер, Санкт- Петербург, 2007.

Новый орфографический словарь- справочник русского языка, В. В. Бурцева, Москва, 2006.


Дидактический материал

Орфографический словарь русского языка для школьников, Москва, 2007.

Толковый словарик русского языка, Н. М. Неусыпова, Москва, 2000.

Раздаточный материал по темам:

- «Значимые части»

- «Слабые позиции в окончаниях слов- предметов, признаков»

- «Работа окончаний»

- «Слабые позиции в окончаниях слов- действий»

- «Составление текста по сюжетным картинкам»

- «Словарные слова»


Кроме того, рекомендуется также использование набора цифровых образовательных ресурсов к учебникам по русскому языку В.В. Репкина и др. (1-4 класс), размещенных в сети «Интернет» в Единой коллекции цифровых ресурсов на сайте http://www.school-collection.edu.ru// , а также набора ЦОР по проекту «Новая начальная школа» (2008 г.).


Рабочее место: ноутбук, принтер, экран. Будет использоваться ИКТ.


Раздел IV


Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык» 4 класс

на 2016-2017 учебный год

Курс рассчитан на 170 ч, из них урочно136ч, внеурочно- 34 ч

Учитель Лещёва Светлана Павловна, учитель высшей категории



Дата

тема

Форма внеурочной учебной деятельности

Деятельность детей

Электронно- образовательная среда


1 полугодие 80ч


___1___четверть __9_учебных недель (___36___ часов урочно, ___9___ч внеурочно)


Раздел I. «Строение слова. (Повторение материала, изученного во 2-3 классах)» - 18 часов.

УЗ: « Из чего строятся слова?»


Задачи:

1. Восстановить и конкретизировать знания учеников о значимых частях слова.

2. Вспомнить способ определения фонемного состава слова.

3. Повторить основной закон письма и общее орфографическое правило.

4. Восстановить и конкретизировать знания четвероклассников об орфограммах – нарушителях в различных морфемах.

1


Значимые части слова (повторение). Морфемы как наименьшие значимые части слова.



  • Выделение значимых частей слова (окончания, основы; корня, префикса, суффикса, интерфикса).

  • Построение модели словоформы и слова.

  • Наблюдения над позиционным чередованием звуков и фонем в словах

  • Повторение способов проверки орфограмм в разных морфемах (по общему правилу - сильной позиции, по словарю, по специальному правилу)

  • Повторение списка орфограмм, связанных с нефонемными написаниями, и правил их проверки.

  • Обнаружение новых орфограмм такого типа (в корнях и приставках).



2-3


Стартовая работа

Составление карты знаний


4


Родственные слова (повторение).

Сложные слова. Интерфикс как особая морфема.



5


Фонемы как строительный материал для морфем (повторение)



6


Обозначение фонем буквами

по закону письма (повторение).



7


Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова.



8


Орфограммы, нарушающие закон

письма (повторение).

Корни кос- /кас-.

Практика( работа со справочным материалом)


9-10


Орфограммы, нарушающие закон письма. Приставки на з- /с-.

Практика( работа со справочным материалом)


11


Повествование и описание. РР



12


Проверка орфограмм разного типа.



13


Диктант по итогам повторения.



14


Контрольная работа №1 по теме раздела «Строение слова. Повторение материала, изученного во 2 – 3 классах»



15


Анализ контрольной работы.



Доп мат-л


Особенности правописания и произношения слов с корнемлаг- /лож-.



Резерв

3 ч











Раздел II. «Слово как часть речи» - 27 часов.

УЗ: « Что такое части речи?»


Задачи:

1. Дать представление о лексическом значении как обязательном значении слова, фиксируемом в толковом словаре.

2. Выявить грамматические значения как значения, которые проявляются у слов только в высказывании.

3. Установить, какие бывают грамматические значения и какие варианты каждого из них существуют в языке.

4. Определить средства выражения лексического (основа слова) и грамматических значений (словоформа).

5. Установить индивидуальность лексического значения и типичность грамматических значений.

6. Выявить различия между грамматическими значениями (зависимые и независимые значения) и указать их особенности на грамматических моделях слов – названий.

7. Обнаружить общее грамматическое значение «предмет» у слов, построенных по модели названий предметов, и достроить полную грамматическую модель этих слов.

8. Обнаружить общее грамматическое значение «признак предмета» у слов, построенных по модели слов, называющих признаки предметов, и построить их полную грамматическую модель.

9. Обнаружить общее грамматическое значение «процесс» у слов, построенных по модели названий действий, и построить их полную грамматическую модель.

10. Дать понятие о части речи как о словах, имеющих одинаковое общее грамматическое значение.

11. Сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).

1


Постановка УЗ «Что такое часть речи?» Лексическое значение слова


  • Определение лексического значения слова по контексту и с помощью толкового словаря.

  • Различение типов лексического значения: слов-названий, слов-указателей (местоимений) и слов-«помощников» (служебных слов).

  • Определение грамматических значений слов, сравнение лексических и грамматических значений слова, средств их выражения.

  • Моделирование: составление грамматических моделей трех основных частей речи, отражение в этих моделях важнейших грамматических характеристик слова – постоянства, переменности; зависимости, независимости.

  • Определение общего грамматического значения трех основных частей речи как их главного частеречного признака.

  • Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола, характеристика их грамматических признаков.



.


2


Грамматическое значение слова.



3


Особенности грамматических значений слова.



4-6


Отличие лексического значения

слова от грамматических.



7-8


Три грамматические модели слов.

моделирование


9


Связочные слова в повествовании.



10


«Предмет» как общее грамматическое

значение слов, построенных по 1-й модели.



11


«Предмет» как носитель признака.



12


Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака.



13


Краткая форма слов, обозначающих признаки предметов.



14


Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов.



15


Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названий действий.



16


Понятие части речи.



17


Названия трёх основных частей речи.



18


Грамматическая модель неизменяемых слов.



19


Детальное описание событий в повествовании. РР



20


Контрольная работа №2 по теме раздела «Слово как часть речи»



21


Анализ контрольной работы.



д/материал


Переход слов из одной части речи в другую.





Резерв 6ч




___2___четверть __7_учебных недель (___28__ часов урочно, ___7___ч внеурочно)


Раздел Ш. «Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола»-28 ч

УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глаголов?»


Задачи:

1. Сформировать понятие о грамматических формах слова как о словоформах одного и того же слова, которые отличаются друг от друга каким – то одним значением, и о грамматической категории – совокупности всех грамматических форм, выражающих однородное грамматическое значение.

2. Обнаружить особенность грамматической категории падежа существительных (многозначность падежных форм).

3. Установит признаки трёх склонений существительных и поупражняться в определении склонения.

4. Установить две работы форм числа существительных: указание на количество предметов и на то, в какой форме должны быть употреблены зависимые слова.

5. Установить особенности грамматической категории рода имён существительных.

6. Обнаружить новую грамматическую категорию существительных (неодушевлённость) и установить её особенности.

7. Выявить особенности грамматических категорий имени прилагательного.

8. Открыть второй способ выражения грамматических значений существительных – с помощью форм зависимых слов.

9. Составить план грамматической характеристики существительных и прилагательных и потренироваться в составлении таких характеристик по плану.

10. Установить особенности грамматической категории лица глагола.

11. Выявить особенности грамматической категории времени глагола.

12. Обнаружить у глаголов грамматическую категорию наклонения.

13. Составить план грамматической характеристики глагола и потренироваться в составлении таких характеристик.

1


Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных.


  • Наблюдения над особенностями грамматических форм падежа, рода и числа существительных.

  • Определение значений грамматических категорий падежа, рода и числа.

  • Изучение грамматических форм падежа, рода и числа и средств их выражения.

  • Определение типа склонения имен существительных.

  • Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных (по форме винительного падежа).

  • Определение форм падежа, числа и рода имен прилагательных (по соответствующим формам существительных).

  • Наблюдения над особенностями грамматических категорий глагола: времени, лица, рода, числа, связи между ними и средств их выражения.

  • Обнаружение категории наклонения глаголов, средств ее выражения.

  • Наблюдения над связью между формой наклонения и другими формами глагола.

  • Составление алгоритма грамматической характеристики (морфологического разбора) имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

  • Осуществление морфологического разбора трех основных частей речи.

  • Повторение изученных орфограмм и способов их проверки.

  • Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами.

  • Списывание.


2


Типы склонения существительных (составление таблицы склонений).



3


Многозначность падежной формы.



4


Две работы падежной формы существительного Словарный диктант.



5


Особенности употребления предлогов с падежными формами.



6


Грамматические формы числа существительных.

Две работы форм числа.



7


«Пустые» формы (существительные, имеющие только одну форму числа).

Собирательные существительные.





8


Грамматические формы рода

существительных.



9


Диктант «Имя существительное».



10


Форма рода слов типа дядя.



11


Отсутствие рода у существительных, имеющих только форму множественного числа.



12


Слова общего рода.



13


Одушевлённость-неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных.



14


Формы числа, падежа и рода имён прилагательных.



15


Выражение грамматических значений неизменяемых слов с помощью форм зависимых слов. Грамматическая характеристика имён существительных и имён прилагательных.



16


Формы лица глагола. Типы спряжения (повторение).



17-18


Формы времени глагола. Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени.



19


Глаголы, имеющие две и три формы времени.



20


Формы наклонения глагола.



21


Грамматическая характеристика глаголов.



22


Подбор подходящих видо-временных форм глагола в повествовании. РР




23


Контрольная работа №3 по теме раздела «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён глаголов?»



24


Анализ контрольной работы.



25


Составление описания по заданному повествованию

и наоборот. РР



д/мат-л


Дополнительные падежи в русском языке.




Резерв 3ч

Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов.




2 полугодие 90ч


___3___четверть _10__учебных недель (__40____ часов урочно, __10____ч внеурочно)


Раздел IV. «Система частей речи в русском языке» - 21 часов

УЗ: «Какие части речи есть в русском языке?»


Задачи:

1. Обнаружить слова с общим грамматическим значением числа, количества – имена числительные.

2. Установить отнесённость указательных слов к известным частям речи (местоименные существительные, местоимённые прилагательные, местоимённые числительные).

3. Обнаружить у местоимённых существительных общее грамматическое значение «обозначение лиц, участвующих в разговоре» и тем самым уточнить предыдущий вывод, выделив эти слова в отдельную часть речи – местоимение.

4. Обнаружить у предлогов общее грамматическое значение (обозначение связи существительных, числительных и местоимений с другими словами в высказывании) и разграничить самостоятельные части речи (могут работать в речи самостоятельно) и служебные.

5. Открыть новую часть речи в результате обнаружения особого общего грамматического значения «обозначение признака действия».

6. Установить особую функцию союзов как служебной части речи (служит для связи слов, выполняющих в высказывании одинаковую работу, или частей высказывания, каждая из которых может быть самостоятельным высказыванием).

7. Обнаружить в языке частицы – служебную часть речи, которая придаёт высказыванию новый смысл, не изменяя его содержания.

8. Открыть особенности междометия (выражает чувства, не называя их) – части речи, которая не может быть отнесена ни к самостоятельным. Ни к служебным частям речи.

1


Постановка УЗ «Система частей речи в русском языке».


  • Анализ частеречных особенностей имени числительного, отличие их от других частей речи, называющих число или количество предметов.

  • Построение грамматической модели имен числительных.

  • Наблюдения над особенностями местоименных слов, их функции в речи.

  • Отличие местоименных существительных от других местоименных слов, построение их грамматической модели.

  • Упражнения на усвоение особенностей употребления и правописания местоименных слов.

  • Наблюдение над особенностями наречий, их употреблением и написанием.

  • Упражнения на освоение правил их правописания.

  • Наблюдения над особенностями употребления в речи служебных слов – предлогов, союзов, частиц.

  • Упражнения на пунктуационное оформление предложений с союзами а и но.

  • Упражнения на употребление в письменной речи частицы НЕ (изученные случаи).

  • Наблюдения над особенностями междометий, их употреблением и их пунктуационным оформлением в письменной речи.

  • Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера.



Имя числительное как

особая часть речи.



2


Счётные слова и числительные.



3


Особенности

правописания числительных.



4


Местоимённые слова.



5-6


Местоимённые существительные как особая часть речи.



7


Контрольное списывание.



8


Предлог как особая часть речи.



9


Рассуждение. РР



10-13


Наречие как особая часть речи.



14-15


Союз как особая часть речи.



16


Частицы как особая часть речи.



17


Изложение. Составление плана текста-описания.



18


Междометие как особая часть речи.



19


Составление рассуждения. РР



20


Контрольная работа № 4 по теме раздела «Система частей речи в русском языке»



21


Анализ контрольной работы.



д/мат-л


Особенности числительных два и оба.




Раздел V. «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» - 29 часов.

УЗ: « Как связываются слова друг с другом в речи?»


Задачи:

1. Обнаружить три типа грамматической связи – подчинительную, сочинительную и взаимную.

2. Сформировать понятие о словосочетании как о синтаксической единице, образованной на основе подчинительной связи.

3. Сформировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.

4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.

5. Сформировать понятие о предложении как о синтаксической единице, образованной на основе взаимной связи и служащей в речи высказыванием.

6. Сформировать представление о грамматическом значении предложения и его формах, выражающих это значение.

7. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении и его применение при анализе предложений разной конструкции.

1


Постановка УЗ «Как связываются слова друг с другом в речи?»

Три типа грамматической связи в

синтаксических единицах.


  • Различение трех типов грамматической связи и разных типов синтаксических единиц, образованных на их основе.

  • Разбор словосочетания (нахождение главного и зависимого членов словосочетания, определение типа уточнения зависимого члена.

  • Разбор предложения (нахождение главных и второстепенных членов).

  • Повторение изученных орфограмм и способов их проверки.

  • Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами.

  • Списывание


2-3


Подчинительная и взаимная связи в синтаксических единицах.



4


Сочинительная связь в синтаксических единицах.



5


Запятые при однородных словах.



6


Деловое и художественное описание. РР



7-9


Словосочетание как особая

синтаксическая единица.

Способ определения зависимого и независимого

слова в словосочетании.



10-15


Работа словосочетания.

Типы значения зависимого слова

в словосочетании.



16


Неизменяемые слова в словосочетаниях.



17-18


Сложные словосочетания.



19


Роль определений в художественной речи (эпитеты, без термина). РР



20


Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.



21


Предложение как особая синтаксическая единица. Роль предложения в речи.



22


Грамматическое значение предложения.



23


Формы предложения.



24


Сказуемое и подлежащее как члены предложения.



25


Однородные члены предложения.



26


Разные средства выражения

сказуемого (составные сказуемые, без термина).



27


Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.



28


Отработка способа определения сказуемого и подлежащего.



29


Диктант «Однородные члены предложения».





Изложение. Составление плана делового текста.



30


Контрольная работа №5 по теме раздела «Синтаксически единицы языка: словосочетание и предложение».



31


Анализ контрольной работы.

Систематизация знаний о синтаксических единицах.





___4___четверть __8_учебных недель (___24___ часов урочно, ____8__ч внеурочно)


Раздел VI. «Типы предложений в русском языке» - 12 часов

УЗ: «Какие предложения бывают в русском языке?»


Задачи:

1. Научиться различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Сформировать понятия о главных и второстепенных членах предложения, их работе.

3. Научиться различать нераспространённые и распространённые предложения.

4. Научиться различать предложения с одним и двумя главными членами предложения.

5. Научиться различать простые и сложные предложения. Составлять алгоритм грамматической характеристики предложения, научиться его применять на материале предложений разных конструкций

1


Постановка УЗ «Какие бывают предложения?»


  • Различение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, правильное пунктуационное оформление их.

  • Различение восклицательных и невосклицательных предложений, правильное пунктуационное оформление их.

  • Выделение в предложении его грамматической основы.

  • Различение распространенных и нераспространенных предложений.

  • Определение второстепенных членов предложения: определения, дополнения и обстоятельства.

  • Различение односоставных предложений (с одним главным членом) и двусоставных (с двумя главными членами).

  • Различение простых и сложных предложений.

  • Наблюдения над знаками препинания в сложных предложениях.

  • Выделение рядов однородных слов в предложении, упражнения на их пунктуационное оформление (изученные случаи).

  • Нахождение слов и словосочетаний, не являющихся членами предложения, наблюдения над средствами их выделения.

  • Составление алгоритма грамматической характеристики (синтаксического разбора) предложения.

  • Повторение изученных орфограмм и способов их проверки.

  • Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами. Списывание.



Виды предложений по цели высказывания

и по эмоциональной окраске.



2


Распространённые и нераспространённые

предложения. Главные и второстепенные члены предложения.



3


Выделение главных и второстепенных членов предложения.



4


Слова, не являющиеся членами предложения.



5


Разный состав грамматической основы предложения. Один или два члена предложения.



6-7


Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них.



8-9


Сложные предложения с

подчинительными союзами.



10


Деловое и художественное повествование. РР



11-13


Отработка грамматической характеристики простого предложения.



14


Диктант «Типы предложения».



15


Изложение. Составление плана текста-инструкции.



16


Контрольная работа № 6 по теме раздела «Типы предложения в русском языке»



17


Анализ контрольной работы.



18


Особенности сказуемого в предложении.




Раздел VII. «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» - 20 час.

УЗ: «Что теперь мы знаем о слове и его работе в речи?»


Задачи:

1. Воспроизвести знания о звуковом строе русского слова, способ определения фонемного состава слова.

2. Воспроизвести знания об орфограммах, их типах и основных способах проверки; проконтролировать усвоение слов с непроверяемыми орфограммами («словарных» слов).

3. Воспроизвести знания о родственных словах, способ определения морфемного состава слова.

4. Систематизировать знания о лексическом и грамматических значениях слова, понятии части речи, системе частей речи в русском языке, морфологических особенностях изучения частей речи.

5. Систематизировать знания о работе слова в предложении, отработать способ её определения.


1


Постановка УЗ «Что же такое слово?»


  • Составление звуковой, фонемной, лексической, морфемной, орфографической и грамматической характеристик слова.

  • Обобщение знаний о звуковом и фонемном составе слова, о родств. словах, о слове как части речи, о работе слова в предложении

  • Постановка задач на будущее изучение слова и его работы в языке и речи.






«Звуковой портрет» слова.



2


Лексическое значение слова.



3


Родственные слова.




Морфемный состав слова.



4-6


Проверка орфограммы в слове.




7


Контрольная работа №7 по теме раздела «Систематизация знаний о слове и его работе в речи»



8


Анализ контрольной работы.



9


Устойчивые словосочетания.



10


Слово как часть речи.



11


Слово как член предложения.



12


Итоговый контрольный диктант «Повторение изученного в начальной школе»



13


Анализ итогового диктанта







Раздел V

Внеурочные формы учебной деятельности

Цели: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.


Задачи:

-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

-расширить лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний.

- Способствовать формированию навыков самостоятельной работы.




Основные формы работы

  1. Участие в различных олимпиадах и конкурсах

  2. Решение предметных проектных задач

  3. Самостоятельная работа по желанию и собственному выбору (книги, Интернет)

  4. урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

  5. урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

  6. учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

  7. проектная работа

  8. проблемные и творческие занятия.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!