МБОУ средняя школа № 8 г. Ярцево Смоленской области
Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 8
№ 83 27.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса общеобразовательной школы на 2015 / 2016 учебный год (базовый уровень).
Учитель: Нормуротов И. И.
Составлена в соответствии с программой по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова – 2009 г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс под общей редакцией А. Т. Смирнова
Согласована на заседании методического совета Протокол № 1 от 26.08.2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Содержание курса
Учебно-тематический план курса
Региональный компонент в рамках учебного курса ОБЖ
Проверочные работы в курсе ОБЖ 8 класс
Практические работы в курсе ОБЖ 8 класс
Требования к уровню подготовки учащихся
Литература по курсу
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю).
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2009.
Уровень программы: базовый УМК учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006.
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.
УМК обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М:Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от15.12.2010г.№1196); учебного плана МБОУ СШ № 8 на 2015/2016 учебный год;
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
«Об образовании»;
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
«Об охране окружающей природной среды»;
«О пожарной безопасности»;
«О гражданской обороне»;
«О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программ встроено по четырем линиям: - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
- основы здорового образа жизни;
- оказание первой медицинской помощи;
В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий.
Цели и задачи курса:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Содержание учебной программы по ОБЖ 8 класс.
Раздел №1 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека
Глава №1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч)
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера: неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люде, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.
Основные причины техногенных аварий и катастрофы.
Глава №2. Пожары и взрывы (5 ч)
Условия возникновения пожаров и взрывов.
Возможные последствия пожаров и взрывов.
Меры пожарной безопасности. Правила
безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Глава №3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч)
Химические вещества и опасные объекты.
Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Глава №4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч).
Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
Ионизирующие излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
Правила населения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Глава № 5. Гидродинамические аварии (3 ч)
Причины и виды гидродинамических аварий.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Глава №6. Нарушение экологического равновесия.(6 ч)
Экология и экологическая безопасность.
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в России
Раздел №2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Глава №1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (8 ч).
Правила для велосипедистов.
Правила для роллинга.
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
12 | 3.3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | 1 | Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | §3.3 | |
13 | 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | 1 | §3.4 | |
14 | 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ | 1 | §3.5 | |
ABA | РИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ | 6 | Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
15 | 4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты | 1 | §4.1 | |
16 | 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | 1 | §4.2 | |
17 | 4.3. Естественная радиоактивность | 1 | §4.3 | |
18 | 4.4. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения | 1 | §4.4 | |
19 | 4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности | 1 | §4.5 | |
20 | 4.6 Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ | 4 | Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
21 | 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | §5.1 | |
22 | 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий | 1 | §5.2 | |
23 | 5.3. Последствия гидродинамических аварий | 1 | §5.3 | |
24 | 5.4. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 1 | §5.4 | |
НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ | 7 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | | |
25 | 6.1. Экология и экологическая безопасность | 1 | §6.1 | |
26 | 6.2. Биосфера и человек | 1 | §6.2 | |
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
27 | 6.3. Загрязнение атмосферы | 1 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | §6.3 | |
28 | 6.4. Загрязнение почв | 1 | §6.4 | |
29 | 6.5. Загрязнение природных вод | 1 | §6.5 | |
30 | 6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России | 1 | §6.6 | |
31 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 3 | Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | | |
БЕЗОПА СНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ | 3 | | |
33 | 7.1. Правила для велосипедистов | 1 | §7.1 | |
34 | 7.2. Правила для роллинга | 1 | §7.2 | |
35 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
№ п/п | Класс | Темы урока | Вопросы Р К | № урока п/п | Кол- во |
1 | 8 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Анализ возможных Ч С техногенного характера в г.Ярцево и Смоленской области | 2 | 1 |
2 | 8 | Условия и причины возникновения пожаров | Противопожарные мероприятия в школе.Статистические данные пожарной обстановки в г.Ярцево | 6 | 1 |
3 | 8 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ | Анализ возможных аварий на радиационных объектах Смоленской области | 19 | 1 |
4 | 8 | Экология и экологическая безопасность | Характеристика экологической обстановки в Смоленской области | 25 | 1 |
5 | 8 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | Зоны повышенной опасности на улицах и дорогах г. Ярцево | 33 | 1 |
№ п/п | Тема проверочной работы | Форма проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Пожары и взрывы | Тестирование | 20 мин. | 9 |
2 | Аварии с выбросом АХОВ и радиоактивных веществ | Тестирование | 40 мин. | 20 |
3 | Нарушение экологического равновесия | Тестирование | 20 мин. | 31 |
4 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения | Тестирование | 40 мин. | 34 |
Практические работы по курсу ОБЖ - 8 класс № п/п | Тема практической работы | Место проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Правила эвакуации при Ч С | Класс, здание школы | 15 мин. | 3 |
2 | Правила поведения при пожарах | Класс | 15 мин | 8 |
3 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | Класс | 15 мин | 14 |
4 | Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий | Класс | 15 мин | 24 |
5 | Правила дорожного движения | Класс | 15 мин | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках основного общего образования
Учащийся должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998; 2003—2007