СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса средней общеобразовательной школы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет рабочую программу по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса СОШ.

УМК: Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" 10-11 классы С.В. Ким, В.А.Горский, 2019 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса средней общеобразовательной школы»








Рабочая программа

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 10 класса

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

УМК: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы учебник для учащихся общеобразовательных организаций С.В. Ким, В.А. Горский М. Вентана-Граф, 2019 396с.: ил. (Российский учебник)







  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные):

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;


  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;

  • -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;



Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет или явление;

  • определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

  • строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата


Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал и продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметными результатами освоения предмета является овладение учащимися:

  • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.

  • Знание законодательства РФ  и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

  • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.

  • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.

  • Уяснение основных положений законодательства РФ  о противодействии терроризму и экстремизму.

  • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

  • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.

  • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния  человеческого фактора.

  • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению  алкоголя и наркотиков  как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества  и демографическую ситуацию в государстве.

  • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения  военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.

  • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.

  • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

  • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях





Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства.

  • Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.

  • Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.

  • Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.

  • Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.

  • Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствиях.

  • Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.

  • Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.

  • Соблюдать меры безопасного поведения на воде в различное время года.

  • Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.

  • Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.

  • Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.

  • Формировать систему личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.

  • Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.


  • Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.

  • Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.

  • Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера  в вашем регионе в текущем году.

  • Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.


Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Уяснить сущность терроризма и экстремизма как  социального  противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.

  • Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в  террористическую и экстремистскую деятельность.

  • Уяснить основное содержание и значение положений нормативно - правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.

  • Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.

  • Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.

  • Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

  • Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.

  • Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.

  • Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:

  • Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

  • Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;

  • Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

  • Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.


Защита населения Российской  Федерации от чрезвычайных ситуаций

  • Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.

  • Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.

  • Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

  • Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

  • Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».

  • Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.


Военная безопасность государства

  • Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных  ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

  • Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .

  • Осваивать систему оповещения населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

  • Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.

  • Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.

  • Использовать средства индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

  • Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.

  • Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.

  • Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

  • Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.

  • Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе, являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

  • Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.

  • Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и об её предназначении.

  • Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.

  • Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.

  • Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.

  • Формировать свое  мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.

  • Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.

  • Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.

  • Готовить сообщения на данную тему.


Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни.

  • Формировать убеждение в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии в подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.

  • Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.

  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.

  • Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.

  • Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.

  • Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.

  • Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.

  • Формировать личный стиль поведения, снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.

  • Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.

  • Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время

  • Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.

  • Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.

  • Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.

  • Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

  • Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.

  • Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).

  • Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

  • Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.

  • Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.

  • Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).

  • Прогнозировать по характерным признакам возникновение инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

Основы военной службы 10 класс

  • Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.

  • Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.

  • Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.

  • Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.

  • Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.

  • Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

  • Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.

  • Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.

  • Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.

  • Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.

  • Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

  • Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.

  • Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.

  • Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.

  • Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.

  • Анализировать  содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.

  • Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.

  • Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.

  • Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

  • Характеризовать особенности военной службы по контракту  и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.

  • Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

  • Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.

  • Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

  • Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  • Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.

  • Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.

  • Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и  индивидуальным качествам.


Темы проектной деятельности

- «Теория катастроф по А. Л. Чижевскому»

- «Экстремальная ситуация в незнакомом городе и надежная помощь»

- «Сталкеры Чернобыля и опасная зона»

- «Философия русского космизма А. Л. Чижевского, К. Э. Циолковского и экологическая культура жизнедеятельности современной цивилизации»

- «Проблемы социальной адаптации современного школьника»

- « Душа обязана трудиться…»: советы мудрецов»

- «Спасатели МЧС России – Герои Российской Федерации»

- «Европейская Конвенция о правах ребенка»

- «Плюсы и минусы глобализации»

- «Военно-политические союзы России: опыт, проблемы, перспективы»

- «История новой памятной даты: 29 июля 2012г. – День памяти российского миротворца»

- «Экстремизм и характер личности: воспитание нетерпимости»

- «Скинхеды: миф и реальность»

- «История создания МЧС России»

- «Медицина катастроф МЧС России»

- «Военные победы Российского государства»

- «Служу Отечеству: легенда ВДВ (по материалам биографии В. Ф. Маргелова (1908-1990), командующего ВДВ, Героя Советского Союза)»


Система оценки достижения планируемых результатов


Основной формой оценки успеваемости учащихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» являются практические и контрольные работы. Практические работы проводятся по отдельным темам учебных разделов. Контрольные работы в виде тестовых заданий проводятся по окончании каждого раздела учебной программы. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.

Текущая проверка знаний осуществляется путем фронтального и индивидуального опросов и проверочных работ.

В начале учебного года проводится входная проверочная работа, которой предшествует повторение ранее изученного материала.

По окончании 10 класса для обучающихся юношей проводятся учебные сборы по разделу «Основы военной службы» продолжительностью 35 часов, на которых в результате практических заданий и зачетов по теоретическим знаниям оцениваются успехи обучающихся по данному разделу.


2.Содержание курса. 10 класс

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.


спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.


3.Календарно-тематическое планирование 10 класс

Тематическое планирование


п/п

Раздел программы

Количество часов

Кол- во

практ. и.

лаб.

работ

Кол-во

к/р

ЦОР

1.

Основы безопасности личности, общества, государства

14

3

2

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/443761

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/main/103512/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5823/main/103638/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5822/start/103806/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3977/main/104298/

2.

Военная безопасность государства

10

4

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4818/main/104705/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3988/main/104736/

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/72141

3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

6

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4983/main/114027/

https:// edu.ru/subjru/my_materials/material_view/atomic_objects/3110636

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5824/main/98887/

Общее количество часов

34

13

6


По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов





Календарно – тематическое планирование 10 класс.


урока

Тема урока

основные виды учебной деятельности

форма организации учебных занятий

дата

проведения

ЦОР

план

факт



дата

проведения




Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества, государства» 14 часов

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Вопросы для обсуждения:

• значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире;

• роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;

• роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества.

Ключевые понятия темы: безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

Глава 1. «Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания». 5часов

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

• задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, ее значение и особенности;

• основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;

• стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы: наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовой подход.

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

• экология человека и экология среды обитания;

• антропогенное воздействие, техногенная нагрузка на среду обитания;

• экологическая безопасность среды обитания, урбоэкосистемы.

Ключевые понятия темы: экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность

Фронтальная работа, групповая работа



edu.ru/subj

4

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

• медико-биологические основы здоровья человека;

• адаптация организма к среде обитания;

• общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека.

Ключевые понятия темы: человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека

Фронтальная работа, групповая работа







edu.ru/subj

5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Контрольная работа.

Вопросы для обсуждения:

• психические процессы и состояния человека;

• антропогенные опасности, особые психические состояния;

• экология психики личности, методы повышения безопасности.

Ключевые понятия темы: психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

Глава 2. «Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства» 5часов

6

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

• конституционные основы обеспечения безопасности;

• нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека;

• федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Ключевые понятия темы: Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы.

Фронтальная работа



edu.ru/subj

7

Защита национальной безопасности государства от военных угроз

Вопросы для обсуждения:

• военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооруженных конфликтов;

• Стратегия национальной безопасности России; цели, задачи, значение документа; Военная доктрина Российской Федерации;

• национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства, стратегия.

Ключевые понятия темы: военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы.

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

8

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера

Вопросы для обсуждения:

• современный комплекс проблем безопасности социального характера;

• Военная доктрина Российской Федерации: внешние и внутренние угрозы общественной и личной безопасности;

• защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера — военных опасностей.

Ключевые понятия темы: военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

9


Противодействие экстремизму

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Контрольная работа.

Вопросы для обсуждения:

• федеральные законы Российской Федерации по защите от экстремизма;

• основные принципы и направления противодействия экстремизму;

• Уголовный кодекс Российской Федерации: экстремистская деятельность и наказание.

Ключевые понятия темы: экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

Глава 3. «Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях» 4часов

10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Вопросы для обсуждения:

• единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, структура, организация работы РСЧС; классификация чрезвычайных ситуаций;

• Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи, структура;

• организация гражданской обороны на объектах экономики.

Ключевые понятия темы: виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона.


Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

11

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Вопросы для обсуждения:

• деятельность сил гражданской обороны и МЧС России;

• основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций: оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация, инженерная защита, аварийно -спасательные работы, медицинская защита: обсервация, карантин, дезинфекция, санитарная обработка, дезактивация;

• действия населения после сигнала «Внимание всем!».

Ключевые понятия темы: гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

12

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера

Вопросы для обсуждения:

• опасные природные явления, стихийные бедствия и их последствия;

• катастрофа, чрезвычайные ситуации природного характера: виды и особенности;

• правила поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера.

Ключевые понятия темы: чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

13

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Вопросы для обсуждения:

• характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их последствия;

• общие правила действий населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на взрывоопасном объекте;

• химическая опасность и химическая безопасность.

Ключевые понятия темы: техногенная насыщенность; чрезвычайная ситуация техногенного характера; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность

Фронтальная работа, практическая работа



14

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Контрольная работа.

Вопросы для обсуждения:

• риски чрезвычайных техногенных опасностей;

• обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья;

• инженерные сооружения и инструменты управления безопасностью.

Ключевые понятия темы: страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

Раздел 2. «Военная безопасность государства» 10часов

Глава 4. «Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность». 5часов

15

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения

Вопросы для обсуждения:

• чрезвычайные ситуации военного характера, роль РСЧС и гражданской обороны в защите населения России от оружия массового поражения (ОМП);

• виды оружия массового поражения: ядерное, химическое и бактериологическое; современные обычные средства поражения.

Ключевые понятия темы: военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

16

Защита населения и территорий от радиационной опасности

Вопросы для обсуждения:

радиационная безопасность населения и территорий; радиационная опасность, экспозиционная доза облучения и уровень радиации; • общие рекомендации при угрозе радиационного заражения.

Ключевые понятия темы: радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

17

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения

Вопросы для обсуждения:

• убежища и укрытия — средства коллективной защиты населения;

• защитные свойства и характерные особенности убежищ, укрытий;

• особенности противорадиационного укрытия.

Ключевые понятия темы: инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; простейшее укрытие

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

18

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

Вопросы для обсуждения:

• характеристика биологических (биолого-социальных) чрезвычайных ситуаций;

• источники биолого-социальной и экологической опасности;

• экологический кризис, экологическая безопасность.

Ключевые понятия темы: биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

19

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Контрольная робота.

Вопросы для обсуждения:

• защита органов дыхания и кожных покровов; • защитные свойства и характеристики противогазов;

• специальные и простейшие средства индивидуальной защиты.

Ключевые понятия темы: средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; медицинские средства защиты кожи; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защиты кожи

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

Глава 5. «Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз». 5часов

20

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы

Вопросы для обсуждения:

• основы организации Вооруженных Сил Российской Федерации;

• геополитические условия, законы управления, задачи, стратегия развития и обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил нашего государства;

• структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые понятия темы: Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

21

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

• состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации;

• виды Вооруженных Сил: краткая характеристика и назначение;

• рода войск: краткая характеристика и назначение.

Ключевые понятия темы: состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

22

Воинская обязанность и военная служба

Вопросы для обсуждения:

• законодательные основы военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

• воинская обязанность: краткая характеристика и назначение;

• военная служба и допризывная подготовка.

Ключевые понятия темы: воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

23

Права и обязанности военнослужащих

Вопросы для обсуждения:

• законодательные основы социальной защиты военнослужащих;

• права и обязанности военнослужащих;

• виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

Ключевые понятия темы: социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу

Фронтальная работа, групповая

работа



edu.ru/subj

24

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• боевые традиции Российской армии;

• ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые понятия темы: боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; войсковое товарищество

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

Раздел 3. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 9часов

Глава 6. «Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания». 5часов

25

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья

Вопросы для обсуждения:

• подходы к пониманию сущности здоровья;

• медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья;

• социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.

Ключевые понятия темы: медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

26

Здоровый образ жизни и его составляющие

Вопросы для обсуждения:

• что такое здоровый образ жизни;

• факторы, влияющие на здоровье;

• основные составляющие здорового образа жизни человека.

Ключевые понятия темы: образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни

Фронтальная работа, практическая работа



edu.ru/subj

27

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики

Вопросы для обсуждения:

• основные инфекционные болезни: классификация, механизмы передачи инфекции, меры медицинской помощи;

• источники инфекционных заболеваний и факторы риска;

• меры профилактики инфекционных заболеваний и иммунитет.

Ключевые понятия темы: эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj
































28

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики

Вопросы для обсуждения:

• факторы риска основных неинфекционных заболеваний; • факторы риска сердечно - сосудистых заболеваний;

• меры профилактики сердечнососудистых заболеваний.

Ключевые понятия темы: основные неинфекционные заболевания; сердечнососудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия

Фронтальная работа, практическая

работа

edu.ru/subj

29

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• факторы риска заболеваний, передающихся половым путем;

• культура полового поведения юноши и девушки;

• симптомы, последствия и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Ключевые понятия темы: половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика заболеваний, передающихся половым путем

Фронтальная работа, индивидуальная работа



edu.ru/subj

Глава 7. «Оказание первой помощи при неотложных состояниях». 4часа

30

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок

Вопросы для обсуждения:

• законы Российской Федерации и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию первой помощи при неотложных состояниях;

• неотложные состояния, требующие оказания первой помощи;

• мероприятия по оказанию первой помощи.

Ключевые понятия темы: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи

Фронтальная работа, индивидуальная работа


edu.ru/subj

31

Правила оказания первой помощи при травмах

Вопросы для обсуждения:

• понятие об асептике, антисептике, антибиотиках;

• порядок и правила оказания первой помощи при травмах;

• способы снижения остроты боли и противошоковые мероприятия.

Ключевые понятия темы: асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование

Фронтальная работа, практическая

работа


edu.ru/subj

32

Первая помощь при кровотечениях, ранениях Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах

Вопросы для обсуждения:

• виды кровотечений, их особенности;

• особенности паренхиматозных кровотечений;

• способы оказания первой помощи при кровотечениях.

Ключевые понятия темы: кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное

Вопросы для обсуждения:

• признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома;

• первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах;

• первая помощь при переломах и комбинированных травмах;

• иммобилизация и транспортировка пострадавших.

Ключевые понятия темы: ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация

Фронтальная работа, практическая

работа


edu.ru/subj



































33

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

Вопросы для обсуждения:

• признаки жизни и смерти;

• правила проведения сердечнолегочной реанимации.

Ключевые понятия темы: сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку


Фронтальная работа, практическая

работа



edu.ru/subj

34

Транспортировка пострадавших

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

.способы транспортировки пострадавших

. особенности транспортировки при различного вида травм

Ключевые понятия темы: способ транспортировки, действия транспортирующих, поведение транспортируемого

Фронтальная работа, практическая

работа


edu.ru/subj





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для преподавателя:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).

  • Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;

  • Каталог «Государственные награды Российской Федерации».

Дополнительная:

  • Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.

  • Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.

  • Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.

  • Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашѐв. — Новосибирск: АРТА.

  • Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.

  • Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский журнал.

  • Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10—11 классы:учебное пособие. — М.: Дрофа.

  • Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г. Я. Рябинина. — СПб.

  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы:методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности.Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. — Новосибирск: 61 АРТА.

  • Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструшкин С. К. Прикладная физическая подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.

  • Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.

  • Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.__


Для учащихся:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).

Дополнительная:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П. (1997, 447с.).

  • Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа


Мультимедийные издания:

  • CD и DVD - диски:

  • энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;

  • ПДД в картинках;

  • «ПДД для подростков»;

  • «Пожары и наводнения»;

  • «Землетрясения»;

  • «Оказание первой медицинской помощи».


Экранно-звуковые пособия:

  • Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе. Аудиозаписи для проведения занятий.

  • Интерактивная доска.


Электронные ресурсы:

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство просвещения РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http://www.hardtime.ru



Материально техническое обеспечение учебного предмета

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Кол-во

1

Аптечка индивидуальна АИ

1

2

Аптечка универсальная «АППОЛО»

1

3

Дозиметр бытовой

1

4

Противогаз ГП-7

21

5

Противогаз ГП-5

3

6

Носилки

2

7

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11

1

8

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

1

9

Сумка санинструктора (укомплектованная)

8

10

Макет автомата АК-74

2

11

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

1

12

Респиратор Фильтрующий Р-2У

5

13

ОЗК (Плащ, чулки, перчатки)

1

14

Компас «Азимут»

25

15

Шины лестничные

9

16

Макет автомата «Юнкер-2»

1

17

Сейф для хранения автоматов

1

18

Пневматический пистолет МР 654 К Макаров

1

19

Лазерный стрелковый комплекс «Рубин»

1

20

Индикатор радиоактивности «Radex»

1

21

Респиратор портативный «Алина-200 АВК»

1

22

Шина транспортировочная Дитерихса для нижних конечностей

1

23

Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий

1

24

Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!