СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 – 9 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 – 9 классов основной общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 – 9 классов»



муниципальное общеобразовательное учреждение Спас-Ильдинская основная общеобразовательная школа



Утверждаю

Приказ №_____

От___________

Директор школы:

___________Юдина Е.В.


Рабочая программа

по

основам безопасности жизнедеятельности

для 8 - 9 класса

на 2018 – 2019 учебный год


Учителя ОБЖ I кв. кат.

Семеновой Л.В.










с.Спас - Ильдь


2018 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 – 9 классов основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273;

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;

  3. Примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классы и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2015);

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;

  5. Образовательная программа МОУ Спас – Ильдинской ООШ;

  6. Учебный план МОУ Спас – Ильдинская ООШ на 2017-2018 учебный год.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.

В связи с тем, что в общеобразовательные 8 и 9 класс интегрированы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

 незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

 пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп

деятельности

 низкий уровень общей осведомлѐнности

 нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

 недостаточность зрительного и слухового восприятия

 слабая координация движения, недоразвитие моторики

 негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря,

нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения

логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического

восприятия)

 снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Виды коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ:

-Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты

-Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу

-Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами

-Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов

-Коррекция речи через комментирование действий и правил

-Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.

-Развитие слухового восприятия через лекцию

-Коррекция мышления через проведения операции анализа

-Коррекция умений сопоставлять и делать выводы

-Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей

-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу

-Коррекция волевых усилий при выполнении задания

-Коррекция памяти через неоднократное повторение

-Коррекция памяти через неоднократное повторение

Методы и формы, через которые будет реализована программа для обучающихся с ОВЗ:

• обучение на интересе, на успехе, на доверии;

• адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе

восприятия материала;

• использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

• формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

• взаимообучение, диалогические методики;

• комментированные упражнения;

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения.


Для обучающегося с ОВЗ увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе бесед и выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, решает, рисует, чертит, собирает. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.


Учебный курс «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

- безопасное поведение обучающихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценности семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  1. Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;

  2. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;




Общая характеристика учебного предмета

Курс предназначен для:

  1. Формирования у обучающихся основных понятий об опасных и ЧС в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  2. Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  3. Приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умениях адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Раздел II.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III . Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I .Основы комплексной безопасности

Раздел II.Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III . Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел II модуля 1

«Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопас­ности жизнедеятельности» основаны на положениях феде­ральных законов Российской Федерации и других норматив­но-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Россий­ской Федерации от «2 мая 2009 г. № 537);

  • Стратегии государственной антинаркотической поли­тики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Ука­зом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего об­разования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поко­ления.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнидеятельности» изучается в 8 классе из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов, в 9 классе 1 час в неделю, всего 34 часа


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.


6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание учебного предмета

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

  • Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.

  • Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопас­ности.

  • Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

  • Обеспечение безопасности

  • в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного

  • и социального характера

  • Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проб нем безопасности социально­го характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения

Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрез­вычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению зашиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Фе­дерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстре­мизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противо­действии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК)

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосисте­мы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой ба­зы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борь­бе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании анти террорист чес ко го поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности на формирование антитеррористического пове­дения.

Профилактика террористической и экстремистской дея­тельности.

Ответственность несовершеннолетних

за антиобщественное поведение и за участие

в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответствен­ности за антиобщественное поведение, участие в террористи­ческой и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстре­мистской деятельности.


Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в метах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и дру­гих транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в за­ложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профи­лактика

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профи­лактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболева­ния, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состо­яниях.

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.


Тематическое планирование


п/п

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

8 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1.

Пожарная безопасность (2 ч)



    1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

    2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация зашиты населения. Права, обязанности и ответственность граж­дан в области пожарной безопасности. Обеспе­чение личной безопасности при пожарах


Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в об­ласти пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возго­рания, оказания помощи младшим, престаре­лым и т. д.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые МЧС России, по совершенствованию по­жарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общест­венном месте (стадион, кинотеатр) и записыва­ют их в дневник безопасности

2.

Безопасность на дорогах (2 ч)



2.1. Причины дорожно-транспортных происше­ствий и травматизма людей.

2.2. Организация дорожного движения, обязан­ности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства

Аналиэируют причины дорожно-транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запо­минают дорожные знаки.

Запоминают правильные алгоритмы безопасно­го поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда


3.

Безопасность на водоемах (2 ч)



3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различ-
ных условиях.

3.2. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на
воде

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила безопасного поведения на водоемах.

Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимо­помощи терпящим бедствие на воде

4.

Безопасность в быту (1 ч.)



4.1. Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Объясняют правила безопасного пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.


5.

Экология и безопасность (2 ч)



5.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

5.2 Правила безопасного поведения при небла­гоприятной экологической обстановке

Ищут в Интернете информацию об экологичес­кой обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здо­ровья в местах с неблагоприятной экологичес­кой обстановкой

6.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях (2 ч)



6.1. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность

6.2 Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения на природе. Отрабатывают в паре (в группе) правила без­опасного поведения в условиях различных чрез­вычайных ситуаций природного характера

7.

Чрезвычайные ситуации техногенного харак­тера и их возможные последствия (5 ч)



7.1. Классификация чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера.

7.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

7.3 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

7.4, Пожары и взрывы на взрывопожароопасных
объектах экономики и их возможные послед­ствия.

7.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и
их последствия

Характеризуют причины возникновения чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распрост­ранения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во вре­мя характерной чрезвычайной ситуации техно­генного характера, возможной в регионе своего проживания.

Анализируют расположение потенциально опас­ных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

8.

Обеспечение защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций (4 ч)



8.1. Обеспечение радиационной безопасности
населения.

8.2. Обеспечение химической зашиты населе­нии.

8.3. Обеспечение зашиты населения от послед­ствий аварий на взрывопожароопасных объектах

8.4. Обеспечение зашиты населения от послед­ствий аварий на гидротехнических сооружениях

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по обеспече­нию радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычай­ных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила без­опасного поведения в условиях различных чрез­вычайных ситуаций техногенного характера

9.

Обеспечение защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера (3 ч)



9.1. Организация оповещения населения о чрез­вычайных ситуациях техногенного характера.

9.2. Эвакуация населения.

9.3. Мероприятия по инженерной защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с дру­гими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в стране, по инженерной защите населе­ния (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.)



Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)



Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)

10.

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)



10.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье как основная ценность человека.

10.2. Составляющие здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
10.3. Репродуктивное здоровье — составляющая
здоровья человека и общества.

10.4. Здоровый образ жизни как необходимое ус­ловие сохранения и укрепления здоровья чело­
века и общества.

10.5. Здоровый образ жизни и профилактика ос­новных не инфекционных заболеваний.

10.6. Вредные привычки и их влияние на здо­ровье.

10.7. Профилактика вредных привычек.

10.8. Здоровый образ жизни и безопасность жиз­недеятельности

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социаль­ную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как обшей составляющей здоровья че­ловека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жиз­ни для сохранения и укрепления здоровья чело­века и общества.

Анализируют собственные поступки и их влия­ние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здоро­вого образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, за­писывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)


11.

Оказание первой помощи ( 4 ч)



11.1. Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи.

11.2. Основные неинфекционные заболевания и их профилактика

11.3 Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики

11.4.Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях (практическое занятие)


Анализируют возможные последствия неотлож­ных состояний и значение своевременного ока­зания первой помощи.

Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицин­ских знаний и оказание первой помощи- пишут реферат на одну из тем, предложенных в учеб­нике



9 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)

1.

Национальная безопасность в России в со­временном мире (4 ч)



1.1. Современный мир и Россия

1.2. Национальные интересы России в совре­менном мире.

1.3 Основные угрозы национальным интересам
и безопасности России.

1.4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопас­ность России

Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности Рос­сии.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России

2.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность Рос­сии (4 ч)



2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера и их причины.

2.4. Угроза военной безопасности России

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести послед­ствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные по­следствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычай­ных ситуаций на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государ­ства.

Объясняют существующие (внешние и внутрен­ние) угрозы национальной безопасности Рос­сии

Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

3.

Организационные основы по защите населе­ний страны от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени (3 ч)



3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособ­ности страны.

3.3 МЧС России — федеральный орган управ­ления в области зашиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций


Анализируют права и обязанности граждан Рос­сийской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и во­енного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образователь­ным учреждением, по защите учащихся и пер­сонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите насе­ления or чрезвычайных ситуаций в современных условиях


4.

Основные мероприятия, проводимые в Рос­сийской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)



4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычай­ных ситуаций.

4.2. Инженерная зашита населения от чрезвы­чайных ситуаций.

4.3. Оповещение и эвакуация населения в усло­виях чрезвычайных ситуаций.

4.4. Аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы в очагах поражения


Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнози­рования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объек­тов экономики и поселений людей по терри­тории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

Составляют и записывают в дневник безопас­ности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в оча­ге чрезвычайной ситуации

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (8 ч)

5.

Терроризм и экстремизм: их причины и по­следствия (2 ч)



5.1. Международный терроризм — угроза на­циональной безопасности России.

5.2. Виды террористической деятельности и тер­рористических актов, их цели и способы осу­ществления. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Характеризуют международный терроризм как

серьёзную угрозу национальной безопасности

России,

Анализируют виды террористических актов, их

цели и способы осуществления.

формулируют собственную позицию неприятия

терроризма в любых его проявлениях

6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)



6.1. Основные нормативно-правовые акты по
противодействию терроризму и экстремизму.

6.2. Обшегосударственное противодействие тер­
роризму.

6.3. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по форми­рованию антитеррористического поведения. Вы­воды записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой ин­формации на конкретных примерах готовят со­общение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма.

Составляют правила своего поведения в раз­личных ситуациях, чтобы не попасть в нарко­тическую ловушку

7.

Организационные основы системы противо­действия терроризму и наркотизму в Рос­сийской Федерации (2 ч)



7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации


Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Нацио­нального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной заши­ты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему •Деятельность Федеральной службы Россий­ской Федерации по контролю за оборотом нар­котиков- России (ФСКН России)* и её поло­жительные результаты»

8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимос­ти (2 ч)



8.1.Правила поведения при угрозе террористи­ческого акта.

8.2.Профилактика наркозависимости


Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем. предложенных в учебнике



Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)



Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч)

9.

Здоровье — условие благополучия человека (3 ч)




9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так
и общественная ценность.

9.2. Здоровый образ жизни и его составляю­щие .

9.3. Репродуктивное здоровье населения и на­циональная безопасность России

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России

10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здо­ровье (3 ч)



10.1. Ранние половые связи и их последствия

10.2. Инфекции, передаваемые половым путем

10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Характеризуют основные факторы, разрушаю­щие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП

11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)



11.1. Брак и семья.

11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.

11.3. Основы семейного права в Российской Фе­дерации

Анализируют основы семейного права в Рос­сийской Федерации.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

12.

Оказание первой помощи (2 ч)



12.1 Первая помощь при массовых поражени­ях (практическое занятие по плану преподава­теля)

12.2. Первая помощь при передозировке в при­ёме психоактивных веществ

Отрабатывают в паре приёмы в оказании пер­вой помощи при массовых поражениях населе­ния и при передозировке в приеме психоактив­ных веществ, различные способы транспорти­ровки пострадавших




Планируемые результаты изучения учебного предмета

8 класс

Обеспечение безопасности в обществе

Обучающийся научится:

- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;

- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;

- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;

- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;

- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Обучающийся получит возможность научиться:

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.

 

Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Обучающийся научится:

- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;

- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;

различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

 



Первая помощь

Обучающийся научится:

- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.

Обучающися получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

 

Основы здорового образа жизни

Обучающийся научится:

- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;

- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;

- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.

использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.


9 класс

Выпускник научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.





1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!