СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для основного общего образования Срок освоения программы – 4 года(6-9 класс)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для основного общего образования Срок освоения программы – 4 года(6-9 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 25» города Курска



ПРИНЯТО


решением методического объединения

учителей эстетики, технологии и

педагогов дополнительного образования

МБОУ «Гимназия №25» города Курска

Протокол №1

От «23» августа 2021 г.

Руководитель МО

_________ Косяшникова Н.В.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


___________ М.И.Юдина

«30» августа 2021 г.







Рабочая программа

учебного предмета

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для основного общего образования

Срок освоения программы – 4 года(6-9 класс)









Составитель:

Косяшникова Наталья Васильевна

учитель основ безопасности

жизнедеятельности

первой квалификационной категории





- 2021-



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена для 6-9х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Курска в соответствии с Примерной программой основного общего образования по ОБЖ, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании авторской программы Ю. Л. Егорова. МБОУ СОШ № 30 находится в штатном режиме введения ФГОС, классы с 6-9 обучаются в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В программе реализованы требования Федеральных законов.

При разработке программы опиралась на положения следующих основополагающих государственных документов (в последних редакциях):

Конституции Российской Федерации;

Федерального государственного стандарта основного общего образования;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

Правил дорожного движения Российской Федерации;

Семейного кодекса Российской Федерации;

Уголовного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона «О гражданской обороне»;

Федерального закона «О радиационной безопасности населения»;

Федерального закона «О пожарной безопасности»;

Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

Федерального закона «О противодействии терроризму»;

Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Настоящая программа предназначена для формирования у обучающихся в 6—9 классах основ индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер деятельности на современном этапе. В  процессе освоения рабочей программы по ОБЖ обучающиеся приобретут необходимые знания, умения, навыки и сформируют компетенции для обеспечения безопасной жизнедеятельности в обществе в условиях современного мира, в том числе с учётом региональных особенностей. Учитывая положения Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности, при разработке программы использовались сочетание новых и традиционных подходов к изучению вопросов комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в социальной среде: противодействие вовлечению в деструктивные молодёжные сообщества, обеспечение информационной безопасности, а также защита прав потребителей и др. Особое внимание уделяется антиэкстремистской и антитеррористической безопасности, а также общегосударственной системе защиты личности, общества, государства от террористических угроз. Обучение по программе будет способствовать выработке у учащихся умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основная цель программы  — научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать со знанием дела.

Достижение планируемых результатов реализуется путём решения ряда учебных задач, которые определяют общие направления формирования содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках отдельных положений стратегических национальных приоритетов, определённых Стратегией национальной безопасности Российской Федерации: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство. В ходе освоения программы по основам безопасности жизнедеятельности обучаемые сформируют индивидуальные социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях окружающего мира.

Описание места учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в учебном плане

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности входит в образовательную область ОБЖ. На его изучение отводится 102 часов с 6-9 класс из расчета 1 час в неделю. В 6-7 классах предмет ОБЖ введен за счет регионального компонента, в 8-х классах за счет федерального, в 9-х классах за счет компонента ОУ с целью непрерывности преподавания предмета.

Содержание программы в 6-9-х классах выстроена по учебным модулям (всего 14 модулей), разделам и темам предмета выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания об основах комплексной безопасности и здоровом образе жиз­ни, большое значение прида­ется формированию здорового образа жизни, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Личностные результаты

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в  том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10)знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11)умение оказать первую помощь пострадавшим;

12)умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;

13)умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14)овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ч.)

6-7 кл.


МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»

Как улучшить отношения с окружающими

Стресс и стрессовые ситуации.

Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека.

Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом. Конфликт — особенности общения.

Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

Безопасность в социальных сетях.

Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в группы смерти.


МОДУЛЬ

«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Человек и его безопасность

Опасности в жизни человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора.

Основные правила безопасного поведения в различных ситуа- циях.

Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности.

Разновидности чрезвычайных ситуаций.

Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»

Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном

Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Поездка в поезде дальнего следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.

Безопасность в метрополитене.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»


Безопасность в криминогенных ситуациях

Как избежать встречи с преступником. Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество.

Как избежать встречи с наркоторговцем.

Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму.


МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»

Безопасность в повседневной жизни

Пожарная безопасность в помещениях.

Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью. Электробезопасность в повседневной жизни.

Меры предосторожности при использовании электроприборов.

Средства бытовой химии.

Безопасность в быту

Пожары в зданиях.

Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественном месте.

Предупреждение пожаров и меры по защите населения.

Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), её функции.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»

Терроризм — угроза обществу и каждому

Как государство борется с терроризмом.

Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи Национального антитеррористического комитета (НАК).

Особенности современного терроризма

Виды современной террористической деятельности.

Телефонные террористы.

Как не стать пособником террористов.

Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе для лиц, которым исполнилось на момент преступления 14 лет.

Формирование антитеррористического поведения.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»


Чрезвычайные ситуации природного характера

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение.

Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время землетрясения. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Извержения вулканов. Оползни, обвалы. Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия геологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.

Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических опасностей, оползней и обвалов.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения.

Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите от селей. Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных лавин.

Природные пожары

Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности при возникновении лесных и торфяных пожаров.

Защита населения от лесных и торфяных пожаров.

Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров.


МОДУЛЬ

«ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»

Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

Эпидемии.

Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия коронавируса. Правила профилактики коронавируса.

Эпизоотии.

Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных.

Эпифитотии.

Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.

Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»


Первая помощь при травмах.

Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.

Важность своевременного оказания первой помощи.

Первая помощь при электротравме.

Первая помощь при кровотечении.

Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения  — капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Первая помощь при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.

Способы транспортировки пострадавшего.

Оказание первой помощи

Значение первой помощи при неотложных состояниях.

Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при травмах.

Переломы, вывихи, растяжения.


Примерная тематика практических занятий

Оказание первой помощи при травмах.

Оказание первой помощи при кровотечениях.

Оказание первой помощи при электротравме.




































Тематическое планирование с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

6 класс, 1 час в неделю, 34 часа.

п/п

Тема урока

Количество часов

Здоровье и правила его сбережения

6

1

Факторы, способствующие сбережению здоровья

1

2

Факторы, разрушающие здоровье

1

3

Профилактика вредных привычек

1

4

Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека

1

5

Правила личной гигиены при занятиях туризмом

1

6

Туризм как часть комплекса ГТО

1

Безопасное поведение на природе

7

8

Безопасное поведение в туристских походах

1

9

Виды туристических походов

1

10

Как ориентироваться на местности

1

11

Подготовка к проведению туристского похода

1

12

Приметы, по которым можно определить погоду

1

13

Как развести костёр при разной погоде

1

14

Если в лесу вас застигла гроза

1

Правила безопасного поведения в различных видах походов

4

15

Советы на всю жизнь

1

16

Лыжные походы

1

17

Горные походы

1

18

Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах


Безопасное поведение при автономном существовании

5

19

Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде

1

20

Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде

1

21

Организация ночлега при автономном существовании

1

22

Как добыть питьё и пищу в условиях автономии

1

23

Как подать сигналы бедствия

1

Опасные встречи в природных условиях

4

24

Безопасность при встрече с дикими животными

1

25

Безопасность при встрече со змеёй

1

26

Защита от комаров и мошки и других насекомых

1

27

Профилактика клещевого энцефалита

1

Практическое занятие

2

28

Практическое занятие

1

29

Практическое занятие

1

Первая помощь в природных условиях

5

30

Народные средства первой помощи

1

31

Первая помощь при травматических повреждениях

1

32

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе

1

33

Первая помощь при переохлаждении, обморожении, ожоге

1

34

Психологическая поддержка пострадавшего.Итоговый контроль.

1

ИТОГ 34 часа


Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

7 класс, 1 час в неделю, 34 часа.

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практика


Модуль «Безопасность в социуме»

Как улучшить отношения с окружающими

3



1

Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на состояние человека. Входной контроль.

1



2

Конфликт – особенности общения

1



3

Безопасность в социальных сетях

1




Модуль «Безопасность в быту»

Безопасность в повседневной жизни

3



4

Пожарная безопасность в помещениях

1



5

Электробезопасность в повседневной жизни

1



6

Средство бытовой химии

1




Модуль «Безопасность на транспорте»

Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном

1



7

Ситуации связанные с железнодорожным транспортом и метрополитеном

1




Модуль «Безопасность в общественных местах»

Безопасность в криминогенных ситуациях

1



8

Как избежать встречи с преступниками а наркоторговцами

1




Модуль «Основы противодействию экстремизму и терроризму

Терроризм — угроза обществу и каждому человеку

7



9

Как государство борется с терроризмом

1



10

Особенности современного терроризма

1



11

Виды современной террористической деятельности

1



12

Телефонные террористы

1



13

Как не стать пособником террористов

1



14

Формирование антитеррористического поведения

1



15

Контрольное тестирование за I полугодие

1




Модуль «Безопасность в природной среде»

Чрезвычайные ситуации природного характера

8



16

Классификация ЧС природного характера

1



17

ЧС геологического происхождения. Землетрясение

1



18

Извержение вулканов. Оползни. Обвалы

1



19

ЧС метеорологического происхождения

1



20

ЧС гидрологического происхождения


1



21

Степные, торфяные и лесные пожары

1



22

Защита населения от ЧС природного характера

1



23

Защита населения от ЧС природного характера

1




Модуль «Здоровье и как его сохранить»

Чрезвычайные ситуации биолого- социального происхождения

5



24

Эпидемии

1



25

Эпизоотии

1



26

Эпифитотии

1



27

Защита населения от ЧС биолого-социального происхождения

1



28

Защита населения от ЧС биолого-социального происхождения

1




Модуль «Оказание медицинской помощи»

Первая помощь и правила оказания медицинской помощи

6


2

29

Своевременное оказание медицинской помощи. Электротравмы


1



30

Первая помощь при кровотечениях

1


1

31

Первая помощь при кровотечениях

1


1

32

Первая помощь при ушибах и переломах


1



33

Первая помощь при ушибах и переломах. Итоговый контроль


1



ИТОГ 34 часа











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

8 КЛАСС


МОДУЛЬ

«ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»

Здоровье и здоровый образ жизни

Зависимость благополучия человека от его здоровья.

Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни.

Как избежать инфекционных заболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека.

Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные напитки. Наркозависимость.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»


Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях

Безопасное поведение на водоёмах.

Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом.

Безопасное поведение на природе

Безопасное поведение в туристских походах.

Основные меры безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы.

Виды туристских походов.

Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы.

Подготовка к проведению туристского похода.

Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода.

Приметы, по которым можно определить погоду.

Как развести костёр при разной погоде.

Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.

Если в лесу вас застигла гроза.

Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во время грозы.

Правила безопасного поведения в различных видах походов

Советы на всю жизнь.

Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака.

Лыжные походы

Особенности снаряжения. Организация движения.

Горные походы.

Организация движения при подъёме и спуске.

Водные походы.

Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время аварии судна.

Безопасное поведение при автономном существовании

Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде.

Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде.

Характерные особенности добровольного и вынужденного существования в природе. Организация ночлега при автономном существовании.

Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов.

Как добыть питьё и пищу в условиях автономии.

Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу. Очистка и обеззараживание воды. Как подать сигналы бедствия.

Различные средства аварийной сигнализации.

МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»

Безопасность в быту

Обеспечение личной безопасности в быту.

Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Употребление лекарств. Потеря ключей.

Пожары в зданиях.

Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественном месте.

Предупреждение пожаров и меры по защите населения.

Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), её функции.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.


МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»

Безопасное поведение на дорогах и в транспорте

Правила поведения для пешеходов.

Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.

Правила поведения для пассажиров.

Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена.

Если вы водитель велосипеда.

Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда.

Безопасность участников дорожного движения.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и аварийные ситуации.

Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Кнопка SOS в автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте.

Безопасность на авиационном и водном транспорте.

Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолёте. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Как вести себя при кораблекрушении.


МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»

Безопасность в учебном и производственном процессах

Безопасность на уроках и переменах.

Безопасность на практических занятиях.


Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека


Химические производства и связанные с ними опасности.

Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты.

Ядерные объекты и их опасности.

Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки.

Гидротехнические сооружения и их опасности.

Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии.


МОДУЛЬ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»


Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике.

Аварии на радиационно опасных объектах и защита населения от их последствий.

Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения.

Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий. Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии. Правила поведения при движении по заражённой территории. Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.

Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их последствий.

Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическими потерями. Четыре класса опасностей производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при взрыве. Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их последствий.

Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на плотинах. Меры по защите населения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Действия по сигналам гражданской обороны.

Виды и способы эвакуации населения.

Организация эвакуации населения по производственно-территориальному принципу. Виды эвакуации в зависимости от сроков проведения. Локальная, местная, региональная эвакуация. Особенности организации и осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и катастрофах. Действия после получения информации об эвакуации. Инженерные сооружения для защиты населения.

Инженерная защита населения и её функции.

Защитные сооружения гражданской обороны. Противорадиационные укрытия (ПРУ). Простейшие укрытия.

МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»

Первая помощь и правила её оказания

Основные правила оказания первой помощи.

Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.

Оказание первой помощи

Значение первой помощи при неотложных состояниях.

Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при травмах.

Переломы, вывихи, растяжения.

Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Первая помощь при массовых поражениях людей











Тематическое планирование с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы


8 класс

Модуль

Модуль воспитательной программы Школьный урок

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Здоровье и как его сохранить

Всероссийский урок безопасности школьников

5


1

2

Безопасность в природной среде

Урок- диспут

Всероссийский день спасателя


6

1


3

Безопасность в быту

Урок – общение

День Пожарной охраны

3


1

4

Безопасность на транспорте

Урок - путешествия

Всемирный день памяти жертв павших в ДТП

5

1


5

Безопасность в общественных местах

Мультимедиа- урок

Международный день толерантности

2

1


6

Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения

Урок - Викторина

Международный день ГО

8

1


7

Оказание медицинской помощи

Урок – практикум

День защиты детей

5


1


итого


34

4

3










Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

8 класс

Темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика


Модуль «Здоровье и как его сохранить»


4



1

Зависимость благополучия человека

от его здоровья Вводная контрольная работа

1



2

Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни .

1



3

Как избежать инфекционных заболеваний

1



4

Влияние вредных привычек

на здоровье человека

1




Модуль «Безопасность в природной среде»


7



5

Чрезвычайные ситуации природного

и биолого-социального характера и их последствия

1



6

Основные правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

1



7

Безопасный отдых на водоёмах и оказание помощи терпящим бедствие на воде .

1



8-9

Правила безопасности в туристских походах

2



10

Обеспечение безопасности при автономном

существовании человека в природной среде

1



11

Опасные ситуации в природных условиях

1




Модуль «Безопасность в быту»


3



12

Обеспечение личной безопасности в быту

1



13

Пожары в зданиях

1



14

Предупреждение пожаров и меры по защите населения Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

1




Модуль «Безопасность на транспорте»


5



15

Безопасность участников дорожного движения

2



16

Дорожно-транспортные происшествия

и аварийные ситуации

1



17

Безопасность на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте

1



18

Безопасность на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте

1




Модуль «Безопасность в общественных местах»


2



19

Безопасность на уроках и переменах

1



20

Безопасность на практических занятиях

1




Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения»


8



21

Разновидности чрезвычайных ситуаций

техногенного характера

1




Аварии на радиационно опасных объектах

1




22

Аварии на химически опасных объектах

1



23

Аварии на взрывопожароопасных объектах .

1



24

Аварии на гидротехнических сооружениях

1



25

Оповещения населения о ЧС. Виды и способы эвакуации населения

1



26

Инженерные сооружения для защиты населения

1



27

Защита населения от ЧС биолого-социального происхождения

1




Модуль «Оказание медицинской помощи»

Первая помощь и правила оказания медицинской помощи

5


2

28

Значение первой помощи при неотложных состояниях


1



29

Оказание первой помощи при травмах

1


1

30

Оказание первой помощи при травмах

1


1

31

Оказание первой помощи при утоплении, остановка сердца и кома

1



32

Первая помощь при отравлении аварийно опасными веществами.Итоговый контроль.

1



ИТОГ 34 часа













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (32 часа)

9 КЛАСС


МОДУЛЬ

«ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»

Здоровье и факторы, влияющие на него

Что такое здоровье и здоровый образ жизни.

Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.

Как сохранить здоровье.

Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма

Личная гигиена.

Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.

Здоровье как важная составляющая благополучия человека.

Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья.

Что включает в себя здоровый образ жизни.

Обязательные правила при составлении режима дня.

Значение репродуктивного здоровья для населения страны.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение демографической ситуации на государственном уровне.

Семейно-брачные отношения.

Репродуктивная функция семьи. Что нужно понимать перед тем, как создать семью. Семейное право в Российской Федерации.

Основные положения семейного Кодекса РФ

МОДУЛЬ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»


Национальная безопасность Российской Федерации на современном этапе

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, изложенные в документах государственного законодательства (Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др.).

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера.

Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.

Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности. Основные военные угрозы.

МОДУЛЬ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»


Антропогенное влияние на окружающую среду и безопасность

Источники загрязнения окружающей среды.

Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Безопасное поведение в местах с загрязнённой атмосферой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой водой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой почвой.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»


Безопасность в информационной среде

Что такое информационная среда.

Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные источники информации.

Безопасное использование информационных ресурсов.

Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей.

Безопасность в Интернете

Информационная безопасность.

Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях.

Компьютерная игромания.

Признаки заболевания у подростков, слишком увлечённых компьютерными играми. Деструктивное поведение в социальных сетях.

Как не стать жертвой кибербуллинга.

Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами.

Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях.

Как распознать действия кибермошенников. Как защитить свои денежные средства при использовании платёжных средств в Интернете.


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»


Противодействие экстремизму и терроризму

Терроризм — угроза национальной безопасности России.

Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму.

Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» и другие документы.

Общегосударственное противодействие терроризму.

Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления предупреждения (профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности.

Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности. Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму.

Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью.

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством. Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолёта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.

МОДУЛЬ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»

Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры

«Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества.

Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой манипулировать.

Как противостоять манипуляциям в информационной среде. Противодействие вовлечению в криминальные сообщества.

Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно делать, чтобы снизить риск попадания под влияние криминальных структур.


«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Гражданская оборона.

Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны

Деятельность МЧС России.

Структура и основные задачи МЧС России.

Основные функции МЧС России.

Основные функции РСЧС.

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.

МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»


Первая помощь и правила её оказания

Основные правила оказания первой помощи.

Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.

Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.

Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов.

Первая помощь при отравлениях.

Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией.

Первая помощь при травмах.

Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.

Важность своевременного оказания первой помощи.

Первая помощь при электротравме.

Первая помощь при кровотечении.

Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения  — капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.

Первая помощь при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.

Способы транспортировки пострадавшего.

Первая помощь в природных условиях

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.

Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.

Психологическая поддержка пострадавшего.

Оказание первой помощи

Значение первой помощи при неотложных состояниях.

Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при травмах.

Переломы, вывихи, растяжения.

Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Первая помощь при массовых поражениях людей

Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.

Действия по удалению инородного тела.

Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания.









Тематическое планирование с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы


9 класс

Модуль

Модуль воспитательной программы Школьный урок

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Здоровье и как его сохранить

Всероссийский урок безопасности школьников

4


1

2

Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения

Урок - Викторина

Международный день ГО

6

1


3

Экологическая безопасность

Урок - лекция

День охраны окружающей среды

3


1

4

Безопасность в общественных местах

Урок - путешествия

Всемирный день памяти жертв павших в ДТП

5

1


5

Основы противодействие терроризму и экстремизму

Мультимедиа- урок

Международный день толерантности

2

1


6

Безопасность в социуме

Урок – диалог

День воссоединения Крыма с Россией

8

1


7

Культура безопасности жизнедеятельности

Урок - общения

День пожарной охраны

3

3


8

Оказание медицинской помощи

Урок – практикум

День защиты детей

5


1


итого


34

4

3







Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей

программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

9 класс ( 32 часа)

Темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика


Модуль «Здоровье и как его сохранить»

Здоровье и здоровый образ жизни

4



1

Здоровье как важная составляющая благополучия человек . Что включает в себя здоровый образ жизни Входной контроль.

1



2

Значение репродуктивного здоровья для населения страны

1



3

Семейно-брачные отношения. Семейное право в Российской Федерации

2




Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения»

Национальная безопасность Российской безопасности на современном этапе

4



5

Нормативно правовая база РФ в области обеспечения безопасности личности, общества, государства

1



6

Классификация ЧС природного и техногенного характера.

1



7

Классификация ЧС природного и техногенного характера.

1



8

Основные угрозы военной безопасности РФ

1




Модуль «Экологическая безопасность»

Антропогенное влияние на окружающую среду и безопасность

2



9

Источник загрязнения окружающей среды

1



10

Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной обстановкой

1




Модуль «Безопасность в общественных местах»

Безопасность в интернете

4



11

Информационная безопасность и компьютерная игромания

1



12

Деструктивное поведение в социальных сетях

1



13

. Как не стать жертвой кибербуллинга.

1



14

Как не стать жертвой мошенничества в соцсетях

1




Модуль «Основы противодействие терроризму и экстремизму»

Противодействие терроризму и экстремизму


5



15

Терроризм – угроза национальной безопасности России. Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму

1



16

Общегосударственное противодействие терроризму


1



17

Противодействие вовлечению несовершеннолетних в сообщества экстремистской направленности

1



18

Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью

1




Модуль «Безопасность в социуме»

Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры

2



19

«Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества

1



20

Противодействие вовлечению в криминальные сообщества

1




Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности»

Защита населения и территорий от ЧС

3



21

Гражданская оборона

1



22

Деятельность МЧС России

1



23

Основные функции РСЧС

1




Модуль «Оказание медицинской помощи»

Первая помощь и правила оказания медицинской помощи

8


2

25

Общие правила оказания первой помощи

1



26

Первая помощь при массовых поражениях людей

1



27

Оказание помощи при отравлениях


1



28

Первая помощь при попадания инородных тел в верхние дыхательные пути



1

29

Первая помощь при отсутствии дыхания и сознания

1


1

30

Первая помощь при отморожении, ожогах, тепловом ударе

1



31

Первая помощь при отморожении, ожогах, тепловом ударе. Итоговый контроль.

1



ИТОГ 32 часа










111Методическое обеспечение

1. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». — М.: Европа, 2005. — (Серия «Войны»).

2. Гражданская защита: энциклопедия: в 4 т. / под ред. С. К. Шойгу. — М.: Московская типография № 2, 2006. Игнатенко А. А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А. А. Игнатенко. — М.: Просвещение, 2010.

3. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.

4. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / [Ю. Л. Воробьёв, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под ред. Ю. Л. Воробьёва]. — М.: Деловой экспресс, 2006.

5. Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.

6. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. — М.: Эдиториал УРСС, 2003.

7. Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.

8. Экстремизм — идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.

9. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

10. Военная доктрина Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

11. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).

12.Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

13. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304).

14. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

15. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683).

47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!