Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Плотниковой М.В.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
1 класс – 33 часа,
2- 4 класс – 34 часа
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
| I. Аппликация и моделирование, рисование (16часов) | |
1 | Вводное занятие. Экскурсия. | |
2 - 4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка |
5 - 6 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон |
7 - 8 | Рисование нетрадиционным методом | Соломка, нитки, картон |
9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон |
11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон |
13 – 14 | Аппликация на дисках | Диски, паетки |
15-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон |
| II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | |
1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон |
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
| III. Аппликация из деталей оригами (6 часов) | |
1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон |
4-6 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
2 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
| I. Аппликация и моделирование (12 часов) | |
1-4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья |
5-8 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон |
9-12 | Аппликация из соломы. | Солома, картон |
| II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | |
1-2 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон |
3-4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
5-6 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага |
7-8 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
| III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа) | |
1-4 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон |
| IV. Модульное оригами (10 часов) | |
1-2 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага |
3-4 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага |
5-10 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага |
3 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
| I. Работа с природными материалами (4 часа) | |
1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
| II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | |
1-6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон |
7-10 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон |
11-14 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон |
| III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | |
1-4 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло |
5-6 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
| IV. Модульное оригами (6 часов) | |
1-6 | Игрушки объёмной формы. | Цветная бумага |
4 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
| I. Работа с природными материалами (4 часа) | |
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
| II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | |
1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон |
3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага |
7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага |
9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки |
19-24 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки |
| III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | |
1-6 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата | |
| | | | план | факт | |
I. Аппликация и моделирование – 12 часов | |
1 четверть – 9 часов | |
1- 4 | 4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья | | | |
5 - 8 | 4 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон | | | |
9 | 1 | Аппликация из опила. | опил, картон | | | |
2 четверть – 7 часов | |
10- 12 | 3 | Аппликация из опила. | опил, картон | | | |
II. Работа с пластическими материалами – 8 часов | |
13-14 | 2 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон | | | |
15 - 16 | 2 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | | | |
3 четверть – 10 часов | |
17-18 | 2 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага | | | |
19 - 20 | 2 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | | | |
III. Поделки из гофрированной бумаги – 4 часа | |
21-24 | 4 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон | | | |
IV. Модульное оригами – 10 часов | |
25-26 | 2 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага | | | |
27-28 | 2 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага | | | |
29-34 | 6 | Объемные фигуры на основе формы «Чаша» | | | | |
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата |
| | | | план | факт |
1 четверть – 9 часов |
1 | 1 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала | | | |
2 | 1 | Работа с природным материалом. Панно из осенних листьев | Альбомный лист, листья деревьев | | |
3 | 1 | Изготовление фигурок животных из шишек, желудей | Шишки, желуди, пластилин | | |
4 | 1 | Аппликация из семян растений «Разноцветная мозаика» | Семена растений, крупа | | |
5 | 1 | Работа с пластилином. Аппликация «Ёж- грибник» | пластилин | | |
6 | 1 | Рисование пластилином. «Осень в лесу» | пластилин | | |
7 | 1 | Аппликация на диске «Веточка» | пластилин | | |
8-9 | 2 | Аппликация из одинаковых деталей | Цветная бумага, картон | | |
2 четверть- 8 часов |
10- 11 | 2 | Аппликация из соломы | Солома, картон | | |
12-13 | 2 | Лепка из соленого теста | Соленое тесто | | |
14-16 | 3 | Изготовление ёлочных украшений | Цветная бумага | | |
17 | 1 | Открытка к новому году | Цветная бумага | | |
3 четверть – 10 часов |
18 | 1 | Модульное оригами. Треугольный модуль оригами | Цветная бумага | | |
19 | 1 | Замыкание модулей в кольцо | Цветная бумага | | |
20-21 | 2 | Модульное оригами «Лебедь» | Цветная бумага | | |
22-23 | 2 | Папье-маше. Изготовление тарелки | Газеты, краски, клей | | |
24-25 | 2 | Работа с яичной скорлупой. «Лебединое озеро» | Яичная скорлупа | | |
26-27 | 2 | Работа с тканью. Аппликация из ткани | Ткань, картон | | |
4 четверть – 7 часов |
28-29 | 2 | Работа с опилом. Аппликация «сказочный герой» | Опил, альбомный лист | | |
30-31 | 2 | Квилинг. «Цветочная поляна» | Полоски бумаги для квиллинга, картон | | |
32-33 | 2 | Работа с нитками. Панно из разноцветных косичек | Цветные нитки | | |
34 | 1 | Итоговая творческая работа | | | |
Календарно – тематическое планирование
3 год обучения
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата |
| | | | план | факт |
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы | | | |
2-3 | 2 | Аппликация и мозаика из обрывочных кусочков бумаги | Цветная бумага | | |
4-5 | 2 | Работа с гофрированной бумаги. Изделие «Бабочка» (для декорирования штор) | Гофрированная буква | | |
6 | 1 | Изготовление цветов из салфеток | салфетки | | |
7-9 | 3 | Работа с тканью и нитками. Панно «Аквариум» | Ткань, нитки, пуговицы | | |
10-11 | 2 | Игрушки из спичечных коробков | Спичечный коробок | | |
12-13 | 2 | Открытки- раскладушки | Цветная бумага | | |
14-16 | 3 | Подвижные игрушки. Лошадка, клоун | Картон, проволока | | |
17-18 | 1 | Работа с перьями. Аппликация из перьев птиц | Птичьи перья | | |
19-20 | 2 | Работа с ватой. Аппликация «Зайчики на поляне» | вата | | |
21-23 | 3 | Работа с бисером. Плетение из бисера | Бисер, проволока | | |
24-26 | 3 | Вязание крючком. | Крючок, нитки «ирис» | | |
27-28 | 2 | Изготовление мягких игрушек | ткань | | |
29-30 | 2 | Многослойная аппликация | Открытки, картинки, картон | | |
31-33 | 3 | Объемные игрушки из бумаги | Цветная бумага | | |
34 | | Итоговая творческая работа | | | |
Календарно – тематическое планирование
4 год обучения
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата |
| | | | план | факт |
1 | 1 | Вводное занятие. Экскурсия. Сбор природного материала | | | |
2-4 | 3 | Коллективная композиция. Панно из природного материала | Листья, шишки, пластилин, орехи, камешки, ракушки | | |
5-7 | 3 | Поделки из бросового материала | Фантики, открытки, спичечные коробки | | |
8-9 | 2 | Работа с тканью. Аппликация из ткани | ткань | | |
10 | 1 | Аппликация из нитяной крошки | Нитяная крошка | | |
11-13 | 3 | Работа с бисером. Плетение браслетов, цветов | | | |
14-16 | 3 | Изготовление мягкой игрушки | ткань | | |
17-19 | 3 | Изготовление вазочек из пластиковых бутылок и бусин | Пластиковые бутылки, бусины | | |
20-22 | 3 | Работа с нитками. «Изонить» | Картон, нитки | | |
23-25 | 3 | Узоры из бумажных лент. Квилинг. | Цветная бумага | | |
26-28 | 3 | Вязание крючком | | | |
29-31 | 3 | Изготовление нитяных коконов. Игрушки из кокона | Нитки, клей | | |
32-33 | 2 | Многослойная аппликация | Открытки, картинки, картон | | |
34 | 1 | Итоговая творческая работа | | | |
10