Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
- авторской программой «Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014»;
- учебниками образовательной системы «Школа России» (Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций с прил.на электрон.носителе. А.А.Плешаков.– М.: Просвещение, 2014) ).
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России" 3 класс»
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
- авторской программой «Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014»;
- учебниками образовательной системы «Школа России» (Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций с прил.на электрон.носителе. А.А.Плешаков.– М.: Просвещение, 2014) ).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир»
Как устроен мир? (6 ч) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18 ч) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (7 ч) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (11 ч) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (16 ч) |
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам |
мира. |
Основные виды учебной деятельности и формы проведения занятий. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название разделов, тем уроков | Практич. часть | Формы и темы контроля |
По плану | Факт. |
1 | | | Как устроен мир (6 ч) Природа. | | |
2 | | | Человек. Стартовая диагностика. | | |
3 | | | Проект «Богатства, отданные людям». | | |
4 | | | Общество. | | |
5 | | | Что такое экология. | | |
6 | | | Природа в опасности! | | |
7 | | | Эта удивительная природа (18 ч) Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | | |
8 | | | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | | |
9 | | | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | | |
10. | | | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | | |
11 | | | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | | |
12 | | | Берегите воду! | | |
13 | | | Как разрушаются камни. | | |
14 | | | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | | |
15 | | | Разнообразие растений. | | |
16 | | | Солнце, растения и мы с вами. | | |
17 | | | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | | |
18 | | | Охрана растений. Проверочная работа. | | |
19 | | | Разнообразие животных. | | |
20 | | | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | | |
21 | | | Размножение и развитие животных. | | |
22 | | | Охрана животных. | | |
23 | | | В царстве грибов. | | |
24 | | | Великий круговорот жизни. Тест №1. | | |
25 | | | Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. | | |
26 | | | Органы чувств. | | |
27 | | | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | | |
28 | | | Опора тела и движение. | | |
29 | | | Наше питание. | | |
30 | | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | | |
31 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверочная работа. | | |
32 | | | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края». | | |
33 | | | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | | |
34 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | | |
35 | | | Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. | | |
36 | | | Чтобы путь был счастливым. Тест № 2. | | |
37 | | | Дорожные знаки. Тест № 3. | | |
38 | | | Проект «Кто нас защищает». | | |
39 | | | Опасные места. | | |
40 | | | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. | | |
41 | | | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | | |
42 | | | Чему учит экономика (11 ч) Для чего нужна экономика. | | |
43 | | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | |
44 | | | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | | |
45 | | | Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | | |
46 | | | Животноводство. | | |
47 | | | Какая бывает промышленность. | | |
48 | | | Проект «Экономика родного края». | | |
49 | | | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». | | |
50 | | | Государственный бюджет. | | |
51 | | | Семейный бюджет. | | |
52 | | | Экономика и экология. Тест № 4. | | |
53 | | | Путешествие по городам и странам (16 ч) Золотое кольцо России. | | |
54 | | | Золотое кольцо России. | | |
55 | | | Наши ближайшие соседи. | | |
56 | | | На севере Европы. | | |
57 | | | Что такое Бенилюкс. | | |
58 | | | В центре Европы. | | |
59 | | | По Франции и Великобритании (Франция). | | |
60 | | | На юге Европы. | | |
61 | | | По знаменитым местам мира. | | |
62 | | | По знаменитым местам мира. Тест № 5. | | |
63 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | | |
64. | | | Итоговая контрольная работа. | | |
65. | | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». | | |
66 | | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». | | |
67- 68 | | | Резервные уроки | | |