СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


Управление образования Иркутского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

МО начальных классов

Протокол №

От « » августа 2016г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

«__»_______2016 г.

Зам. директора по НМР

____________________

Согласовано

«__»_______2016 г.

Зам. директора по УВР

____________________


Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2016 г.

Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»

________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для учащихся 1 «а» класса





Образовательная область: естествознание





Разработала:

ФИО: Татуревич Нинель Владимировна,

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории.



2016 г.

Пояснительная записка

I. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»

Требования определяют основные предметные умения, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших курс Окружающего мира за 1 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Учащиеся достигнут следующих предметных результатов:

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России: флаг, герб, гимн;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • вести наблюдения в природе.

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть основные особенности каждого времени года,

  • уметь определять своё отношение к миру;

  • знать названия дней недели;

  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

  • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

  • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

  • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

  • различать овощи и фрукты;

  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

  • особенности труда людей наиболее распространённых профессий.

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

  • правила ОБЖ, уличного движения:

  • знать безопасную дорогу от дома до школы;

  • знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,

  • правила перехода улицы;

  • знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

В результате изучения окружающего мира в первом классе ученик научится:

Называть:

- название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде.

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Ученик получит возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;


II. Содержание учебного предмета

Формирование содержания данного учебного предмета по окружающему миру осуществляется на основе принципов:

-единства содержания обучения на разных его уровнях;

-отражения в содержании обучения задач развития личности;

-научности и практической значимости содержания обучения;

-доступности обучения;

-соблюдения преемственности.

Содержание программы (66 часов)

Введение (1 ч)

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Экскурсии:Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы.

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника.

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям.

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых.

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы.

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения.

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Экскурсии:Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы:Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Экскурсия: Как путешествует письмо.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Презентация проекта «Моя семья».

Раздел « Где и когда?» (11 ч)

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю.

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели.

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года.

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная).

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде.

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Проект: «Мой класс и моя школа».

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных.

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу.

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) — средства массовой информации. Интернет.

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего.

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Практические работы: Фотографировать домашних животных (кошку, собаку). Простейшие правила гигиены.

Презентация проекта «Мои домашние питом­цы».


III. Календарно – тематическое планирование


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Проекты

Экскурсии

Практические работы

I.

Введение.

Задавайте вопросы!

1

-

-

-

-

II.

Что и кто?

20

1

1.Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Что и кто?

1

Проект «Моя малая Родина»


2

1. «Знакомство со школой.»

2. «Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.»

1.«Что у нас под ногами?»

2. « Что общего у разных растений?»

3. « Что растёт на подоконнике?»

4. «Что растёт на клумбе?»

5. «Что это за листья?»

6. «Кто такие птицы?»

III.

Как, откуда и куда?

12

1

1.Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Как, откуда и куда?».


1

Проект «Моя семья»

-

1. «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

2. «Откуда берутся снег и лёд?»

3. «Как живут растения?»

4. «Как зимой помочь птицам?»

5. «Откуда в снежках грязь?»

IV.

Где и когда?

11

1

1.Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Где и когда?

1

Проект «Мой класс и моя школа»


-

1. «Где живут белые медведи?»

V.

Почему и зачем?

22

1

1.Проверим себя и оценим свои достижения


1

Проект «Мои домашние питомцы»

-

-


Итого

66 часов

4 часа

4 часа

2 часа

12 часов


III. 1. Примерный график проведения контрольно – измерительных работ


Период обучения

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы

Диагностические работы

Тесты

1 четверть

18 ч

6

-


-

2 четверть

14 ч

5

1


-

3 четверть

18 ч

1

2


-

4 четверть

16 ч

-

1

1

-

Итого

66 ч

12

4

1

-


III. 2. Поурочное планирование



Дата


Тема урока


Коли-чество часов

п/п


Дата


Дата по факту


1


01.09


Введение

Задавайте вопросы! Урок-игра


1




Раздел «Что и кто»

20

2

05.09


Что такое Родина? Экскурсия в школьный двор

1

3

08.09


Что мы знаем о народах России? Урок-презентация

1

4

12.09


Что мы знаем о Москве? Заочная экскурсия

1

5

15.09


Проект «Моя малая Родина». Урок-презентация

1

6

19.09


Что у нас над головой?

1

7

22.09


Что у нас под ногами?

1

8

26.09


Что общего у разных растений?

1

9

29.09


Что растет на подоконнике?

1

10

03.10


Что растет на клумбе?

1

11

06.10


Что это за листья?

1

12

10.10


Что такое хвоинки?

1

13

13.10


Кто такие насекомые?

1

14

17.10


Кто такие рыбы?

1

15

20.10


Кто такие птицы?

1

16

24.10


Кто такие звери?

1

17

27.10


Что нас окружает дома?

1

18

31.10


Что вокруг нас может быть опасным?

1

19

10.11


На что похожа наша планета?

1


20

14.11


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

21

17.11


Презентация детских проектов «Моя малая Родина»

1




Раздел «Как, откуда и куда?»

12

22

21.11


Как живет семья? Проект «Моя семья»

1

23

24.11


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

28.11


Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

01.12


Как путешествует письмо?

1

26

05.12


Куда текут реки?

1

27

08.12


Откуда берутся снег и лёд?

1

28

12.12


Как живут растения?

1

29

15.12


Как живут животные?

1

30

19.12


Как зимой помочь птицам?

1

31

22.12


Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

1

32

26.12


Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Как, откуда и куда?»

1

33

29.12


Презентация проекта «Моя семья»

1




Раздел «Где и когда?»

11 часов

34

16.01


Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

1

35

19.01


Когда придет суббота?

1

36

23.01


Когда наступит лето?

1

37

26.01


Где живут белые медведи?

1

38

30.01


Где живут слоны?

1

39

02.02


Где зимуют птицы?

1

40

13.02


Когда появилась одежда?

1

41

16.02


Когда изобрели велосипед?

1

42

20.02


Когда мы станем взрослыми?

1

43

27.02


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1

44

02.03


Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1




Раздел «Почему и зачем?»

22 часа

45

06.03


Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1

46

09.03


Почему Луна бывает разной?

1

47

13.03


Почему идет дождь и дует ветер?

1

48

16.03


Почему звенит звонок?

1

49

30.03


Почему радуга разноцветная?

1

50

03.04


Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние питомцы»

1

51

06.04


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

52

10.04


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

53

13.04


Зачем мы спим ночью?

1

54

17.04


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

55

20.04


Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

1

56

24.04


Зачем нам телефон и телевизор?

1

57

27.04


Зачем нужны автомобили?

1

58

02.05


Зачем нужны поезда?

1

59

04.05


Зачем строят корабли?

1

60

08.05


Зачем строят самолеты?

1

61

11.05


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

62

15.05


Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

18.05


Зачем люди осваивают космос?

1

64

22.05


Почему мы часто слышим слово «экология»?

1




Рефлексивная фаза учебного года

2

65

25.05


Проверим себя и оценим свои достижения

1

66

29.05


Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1




Итого

66







51



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!