23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы по обществознанию для 6-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (М.:Просвещение, 2011).
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
Данная рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 9 классов (базовый уровень) основной общеобразовательной школы заочной формы обучения из расчёта 1 час в неделю, 36 часов в год. Сроком реализации программы считать 2015-2016 учебный год.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126
Федеральный базисный общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Учебный план МБОУ Жаворонковской СОШ на 2015-2016 учебный год
Используемый учено-методический комплект (соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию в 2015-2016 учебном году):
Боголюбов Л.Н.,Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбов [и др.] - М.: Просвещение, 2014
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Просвещение, 2014
Л. Н. Боголюбов [и др.] Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в среднем звене. Изучение предмета обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Изучение предмета «Обществознание» в 9 классе ориентировано на сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Курс обществознания 9 класса включает изучение двух разделов. Раздел «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Раздел вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Заключительный раздел «Право», на который отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона,важный для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
Изучение предмета «Обществознание» в 9 классе ориентировано на сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
-воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры
-воспитание гражданственности и любви к Родине
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 - 9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;на объяснение изученных положений на конкретных примерах;на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса "Обществознание" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Согласно учебному плану МБОУ Жаворонковской СОШ на 2014-2015 учебный год на изучение предмета «Обществознание» в 9классе заочной формы обучения отводится 1 учебный час в неделю, итого 36 часов в год.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов (авторская программа - 35 ч.); расширение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы для заочной формы обучения.
Аргументация использования резервных часов: резервные часыраспределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и для специальных уроков-практикумов, а также для проведения повторительно-обобщающих уроков в конце изучения каждого раздела и урока итогового повторения курса.
Также согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 №08-1045 об изучении основ бюджетной грамотности в содержание курса включена следующая тема для самостоятельной работы: «Пенсионные программы».
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, личностно-ориентированная, технология проблемного обучения, музейная педагогика, интерактивные, технология развития критического мышления.
Виды учебных занятий:
урок, лекция, практическое занятие, обсуждения, урок-игра, дискуссия, проектная деятельность.
- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная;
- классная и внеклассная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды контроля:
- устный опрос;
- индивидуальное задание;
- фронтальный опрос;
- собеседование;
- экспресс-опрос;
- развернутый ответ на вопрос;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- беседа;
- тестирование;
- создание презентаций;
- творческая работа;
- устное сообщение на заданную тему;
- контрольная работа.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются:
текущий и промежуточный контроль знаний, итоговая аттестация, которые позволяют:
-определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
-установить соответствие этого уровня требованиям Стандарта основного общего образования;
-осуществить контроль над реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3.Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 5- х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля.
Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
- правильно самостоятельно определяет цель данных работ.
- самостоятельно проводит данные работы .
- грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт;
- при оформлении работ допускает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы;
- начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения;
- проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения;
-допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя выполнить работу.
- опускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога.
Оценка «1» ставится в случае:
- нет ответа.
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии оценки контрольной работы:
- 85-100% - отлично «5»;
- 60-84% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»
- менее 50% - неудовлетворительно «2»
Критерии оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Критерии оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка / Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
Содержание рабочей программы по курсу
«Обществознание» 9 класс (базовый уровень)
Раздел 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Учебно-тематическое планирование
Обществознание
9-й класс(базовый уровень)заочная форма обучения
1 час в неделю, 36 часов в год
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | В том числе на: | В том числе на: |
| | | лабораторно - практические работы | контрольные работы |
1 | Раздел 1.Политика | 9 | | 1 |
2 | Раздел 2.Право | 27 | | 1 |
| ИТОГО | 36 | | 2 |
Литература по курсу обществознания в 9 классе:
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 15 типовых вариантов для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2014. (другой год)
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся /сост. Северина.О.А.-Волгоград: Учитель, 2011.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / асост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2006.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод.разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Алтухов Л. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. -1992. - №3.
Амелин Л. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня.- 1991. - №2.
Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зелепова. Новгород, 1991.
Арнольдов А.И.Л Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб.пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Безруких М.Я. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.
Бекешев, К. А. Обществознание : учебное пособие / К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010.
Белова Т.В.. Культура и власть. М., 1991.
Беляев АА. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. --М., 2002
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России.- М., 1997.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М., 2003.
Григорьян Б.Т. Философская антропология. --М., 1982.
Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. -1991. - №5.
Деятельность: теория, методология, проблема. --М., 1990.
Добреньков В.И. Социология: В 3 т.- М., 2000.
Зобов Р.А. Основы человековедения: человек как микрокосм.- М., 1999.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. -М., 1995.
Косарек Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. - М., 1989.
Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. - М., 2000.
Красин Ю.А Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. -№8.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для вузов / В. В. Латышева. - М., 2004.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов. - М., 2007.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 2005.
Маленкова Л.И.. Вопросы человековедения. -М., 1993.
Маленкова Л.И.. Вопросы человековедения. -М., 1993.
Маркович ДЖ Социальная экология-. М., 1996.
Маркович ДЖ Социальная экология-. М., 1996.
Мещеряков Б.. Введение в человекознание. -М., 1994.
Мещеряков Б.. Введение в человекознание. -М., 1994.
Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для вузов / А. Н. Михайлушкин.- М., 2003.
Моисеев НН. Человек и ноосфера. М., 1990.
Моисеев НН. Человек и ноосфера. М., 1990.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.- метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Носова С. С. Основы экономики: учебник для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. - СПб., 2001.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е
Семейный кодекс РФ.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. - М., 2008.
Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов - М., 2001.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб.пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
Трудовой кодекс РФ. Алексеева С.С. Теория права. М., 1995.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. - М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. - Ростов н/Д, 2005.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ.материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест :Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М.: Легион, 2009.
Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД Русское слово - РС, 2002.
Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005.
Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009
Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.
Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.
Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009..
Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.
Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.
Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД Русское слово, 2005.
Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004.
Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006
Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: Русское слово, 2005
Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Трудовой кодекс РФ. - М,: Мартин, 2005.
Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.
Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.
Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.
Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ.материалы / С. Н. Дыдко. - М.: АСТ :Астрель :ПолиграфИздат, 2010.
Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл. /Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,:Просвещение, 2003.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/
standart.edu.rufgos.isiorao.rueducom.ru
http://www.constitution.ru/ - официальный сайт о Конституции Российской Федерации на четырех языках.
http://hro.org/ - портал "Права человека в России" (HumanRightsOnline)
http://www.gov.ru/main/page11.html -«Особо ценные объекты национального наследия России»
http://www.gov.ru/main/page11.html -«Особо ценные объекты национального наследия России»
http://encycl.yandex.ruЯndex-энциклопедии.
http://www.rubricon.ru/Рубрикон.
http://www.megabook.ru/МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU.
Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.
http://www.rsnet.ru- Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ).
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org - Права человека в России.
http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».
http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи».
http://www.rsnet.ru/ -Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ -Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета-обществознание.
http://www.lenta.ru -актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru-Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru -Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru - Основы экономики. Вводный курс.
hup://www.cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ -Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru - Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg - Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru - Президент России - гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm - Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm - Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm - Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ - Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.priroda.ru/- Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http://www.glossary.ru/-Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.libru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.ecosysterna.ru/ - Экологический центр «Экосистема».
http://www.50.economicus.ru - 50 лекций по микроэкономике.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
Учебно - практическое оборудование:
Аудивизуальные средства
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для карт и таблиц
Шкаф для хранения карт и таблиц