СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего образования по обществознанию  и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой  по курсу «Обществознание» 9 класс. Рабочая программа составлена для учебника под ред. Боголюбова Л.Н. и Лазебниковой А.Ю. 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы по обществознанию для 6-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (М.:Просвещение, 2011).

Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Данная рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 9 классов (базовый уровень) основной общеобразовательной школы заочной формы обучения из расчёта 1 час в неделю, 36 часов в год. Сроком реализации программы считать 2015-2016 учебный год.

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)

Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126

Федеральный базисный общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

Учебный план МБОУ Жаворонковской СОШ на 2015-2016 учебный год

Используемый учено-методический комплект (соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию в 2015-2016 учебном году):

Боголюбов Л.Н.,Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбов [и др.] - М.: Просвещение, 2014

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Просвещение, 2014

Л. Н. Боголюбов [и др.] Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева.- М.: Просвещение, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в среднем звене. Изучение предмета обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Изучение предмета «Обществознание» в 9 классе ориентировано на  сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Курс обществознания 9 класса включает изучение двух разделов. Раздел «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Раздел вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Заключительный раздел «Право», на который отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона,важный для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

Изучение предмета «Обществознание» в 9 классе ориентировано на  сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

-воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры

-воспитание гражданственности и любви к Родине

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 - 9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования являются:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;на объяснение изученных положений на конкретных примерах;на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса "Обществознание" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации лично­сти, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и раз­личия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институ­тов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, органи­зации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодей­ствия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в мас­совой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования со­бранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения лич­ной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения граждан­ских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль­турными ценностями, социальным положением.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Изменения, внесенные в Рабочую программу:

Согласно учебному плану МБОУ Жаворонковской СОШ на 2014-2015 учебный год на изучение предмета «Обществознание» в 9классе заочной формы обучения отводится 1 учебный час в неделю, итого 36 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 36 часов (авторская программа - 35 ч.); расширение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы для заочной формы обучения.

Аргументация использования резервных часов: резервные часыраспределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения познавательных и практических за­даний, в том числе с использованием проектной деятельности и для специальных уроков-практикумов, а также для проведения повторительно-обобщающих уроков в конце изучения каждого раздела и урока итогового повторения курса.

Также согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 №08-1045 об изучении основ бюджетной грамотности в содержание курса включена следующая тема для самостоятельной работы: «Пенсионные программы».

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, личностно-ориентированная, технология проблемного обучения, музейная педагогика, интерактивные, технология развития критического мышления.

Виды учебных занятий:

урок, лекция, практическое занятие, обсуждения, урок-игра, дискуссия, проектная деятельность.

- фронтальная;

- коллективная;

- групповая;

- индивидуальная;

- классная и внеклассная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

- содержания;

- обучающих средств;

- методов обучения.

Виды контроля:

- устный опрос;

- индивидуальное задание;

- фронтальный опрос;

- собеседование;

- экспресс-опрос;

- развернутый ответ на вопрос;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- беседа;

- тестирование;

- создание презентаций;

- творческая работа;

- устное сообщение на заданную тему;

- контрольная работа.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются:

текущий и промежуточный контроль знаний, итоговая аттестация, которые позволяют:

-определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

-установить соответствие этого уровня требованиям Стандарта основного общего образования;

-осуществить контроль над реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3.Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 5- х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля.

Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

- правильно самостоятельно определяет цель данных работ.

- самостоятельно проводит данные работы .

- грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

- выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт;

- при оформлении работ допускает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

- правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы;

- начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения;

- проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения;

-допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя выполнить работу.

- опускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога.

Оценка «1» ставится в случае:

- нет ответа.

Критерии оценки сообщения или проекта:

- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

- полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии оценки контрольной работы:

- 85-100% - отлично «5»;

- 60-84% - хорошо «4»

- 50-59% - удовлетворительно «3»

- менее 50% - неудовлетворительно «2»


Критерии оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию


% выполнения

0-35


36-60


61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Критерии оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию


Отметка / Содержание

2

3

4

5

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.







Критерии оценки мультимедийной презентации


СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90




Содержание рабочей программы по курсу

«Обществознание» 9 класс (базовый уровень)


Раздел 1. Политика


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Раздел 2. Право


Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Учебно-тематическое планирование

Обществознание

9-й класс(базовый уровень)заочная форма обучения

1 час в неделю, 36 часов в год


Наименование раздела, темы

Количество часов

В том числе на:

В том числе на:




лабораторно - практические работы

контрольные работы

1

Раздел 1.Политика

9


1

2

Раздел 2.Право

27


1


ИТОГО

36


2






Литература по курсу обществознания в 9 классе:


Методические пособия для учителя:

  1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

  3. Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

  4. Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: издательство деловой и учебной литературы, 2006.

  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 15 типовых вариантов для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2014. (другой год)

  6. Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

  7. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

  8. Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся /сост. Северина.О.А.-Волгоград: Учитель, 2011.

  10. Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  11. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / асост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  12. Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2006.

  13. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.

  14. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.

  15. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  16. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

  17. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

  18. Прутченков, А. С. Школа жизни: метод.разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

  19. Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.

  20. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

  21. Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2014.


Дополнительная литература для учителя:


  1. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

  2. Алтухов Л. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. -1992. - №3.

  3. Амелин Л. Многомерная модель политической власти // Общественные нау­ки сегодня.- 1991. - №2.

  4. Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зелепова. Новгород, 1991.

  5. Арнольдов А.И.Л Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.

  6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

  7. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Бала­шов. - М., 2001.

  8. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб.пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

  9. Безруких М.Я. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.

  10. Бекешев, К. А. Обществознание : учебное пособие / К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010.

  11. Белова Т.В.. Культура и власть. М., 1991.

  12. Беляев АА. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.

  13. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. --М., 2002

  14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России.- М., 1997.

  15. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  16. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М., 2003.

  17. Григорьян Б.Т. Философская антропология. --М., 1982.

  18. Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. -1991. - №5.

  19. Деятельность: теория, методология, проблема. --М., 1990.

  20. Добреньков В.И. Социология: В 3 т.- М., 2000.

  21. Зобов Р.А. Основы человековедения: человек как микрокосм.- М., 1999.

  22. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  23. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.

  24. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чи­жик. - М., 2007.

  25. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.

  26. Кодекс об административных правонарушениях.

  27. Конституция Российской Федерации.

  28. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. -М., 1995.

  29. Косарек Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. - М., 1989.

  30. Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравчен­ко. - М., 2004.

  31. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.

  32. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Крав­ченко. - М., 2000.

  33. Красин Ю.А Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. -№8.

  34. Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для вузов / В. В. Латышева. - М., 2004.

  35. Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов. - М., 2007.

  36. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  37. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб., 2005.

  38. Маленкова Л.И.. Вопросы человековедения. -М., 1993.

  39. Маленкова Л.И.. Вопросы человековедения. -М., 1993.

  40. Маркович ДЖ Социальная экология-. М., 1996.

  41. Маркович ДЖ Социальная экология-. М., 1996.

  42. Мещеряков Б.. Введение в человекознание. -М., 1994.

  43. Мещеряков Б.. Введение в человекознание. -М., 1994.

  44. Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.

  45. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для вузов / А. Н. Михайлушкин.- М., 2003.

  46. Моисеев НН. Человек и ноосфера. М., 1990.

  47. Моисеев НН. Человек и ноосфера. М., 1990.

  48. Морозова С. А. Обществознание: учеб.- метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

  49. Носова С. С. Основы экономики: учебник для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования / С. С. Но­сова. - М., 2002.

  50. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. - СПб., 2001.

  51. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

  52. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.

  53. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е

  54. Семейный кодекс РФ.

  55. Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

  56. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. - М., 2008.

  57. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андрее­ва. - М., 2004.

  58. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов - М., 2001.

  59. Сычев, А. А. Обществознание : учеб.пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

  60. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.

  61. Трудовой кодекс РФ. Алексеева С.С. Теория права. М., 1995.

  62. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

  63. Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич

  64. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.

  65. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. - М., 2002.

  66. Экономика для колледжей: базовый курс. - Ростов н/Д, 2005.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  2. Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ.материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест :Астрель, 2006.

  3. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

  4. Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград : Учитель, 2008.

  5. Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

  6. Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М.: Легион, 2009.

  7. Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литерату­ра, 1970.

  8. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.

  9. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чте­ния (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.

  10. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД Русское слово - РС, 2002.

  11. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005.

  12. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009

  13. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.

  14. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.

  15. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009..

  16. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.

  17. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009.

  18. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД Русское слово, 2005.

  19. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004.

  20. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

  21. Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: Русское слово, 2005

  22. Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

  23. Трудовой кодекс РФ. - М,: Мартин, 2005.

  24. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  25. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.

  26. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.

  27. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005.

  28. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008.

  29. Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ.материалы / С. Н. Дыдко. - М.: АСТ :Астрель :ПолиграфИздат, 2010.

  30. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл. /Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,:Просвещение, 2003.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

  2. http://socio.rin.ru/

  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/

  7. standart.edu.rufgos.isiorao.rueducom.ru

  8. http://www.constitution.ru/ - официальный сайт о Конституции Российской Федерации на четырех языках.

  9. http://hro.org/ - портал "Права человека в России" (HumanRightsOnline)

  10. http://www.gov.ru/main/page11.html -«Особо ценные объекты национального наследия России»

  11. http://www.gov.ru/main/page11.html -«Особо ценные объекты национального наследия России»

  12. http://encycl.yandex.ruЯndex-энциклопедии.

  13. http://www.rubricon.ru/Рубрикон.

  14. http://www.megabook.ru/МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU.

  15. Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.

  16. http://www.rsnet.ru- Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ).

  17. http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".

  18. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание

  19. http://www.hpo.org - Права человека в России.

  20. http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».

  21. http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи».

  22. http://www.rsnet.ru/ -Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

  23. http://www.president.kremlin.ru/ -Президент Российской Федерации.

  24. http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

  25. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

  26. http://www.socionet.ru - Соционет: информационное про­странство по общественным наукам.

  27. http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

  28. http: //www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

  29. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ре­сурсы Интернета-обществознание.

  30. http://www.lenta.ru -актуальные новости общественной жизни.

  31. http://www.fom.ru-Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).

  32. http://www.ecsocman.edu.ru -Экономика. Социология. Ме­неджмент. Федеральный образовательный портал.

  33. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

  34. http://www.gallery.economicus.ru - Галерея экономистов.

  35. http://www.be.economicus.ru - Основы экономики. Вводный курс.

  36. hup://www.cebe.sib.ru - Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ -Бизнес-образование без границ.

  37. http://www.businessvoc.ru - Бизнес-словарь.

  38. http://www.hpo.opg - Права человека в России.

  39. http://www.uznay-prezidenta.ru - Президент России - граж­данам школьного возраста.

  40. http://www.mshr-ngo.ru - Московская школа прав человека.

  41. http://www.ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

  42. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm - Де­кларация прав школьника.

  43. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.

  44. http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд».

  45. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm - Духов­ная жизнь общества.

  46. http: //www, countries. ru /library, htm - Библиотека по куль­турологии.

  47. http://www.russianculture.ru/ - Культура России.

  48. http://www.ecolife.ru/index.shtml - Экология и жизнь. Меж­дународный экологический портал.

  49. http://www.priroda.ru/- Национальный портал «Природа России».

  50. http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи» (демография, семей­ная политика).

  51. http://www.glossary.ru/-Глоссарий по социальным наукам.

  52. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.

  53. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в школе (дистанционное обучение).

  54. http://www.ecosysterna.ru/ - Экологический центр «Экоси­стема».

  55. http://www.50.economicus.ru - 50 лекций по микроэкономике.


Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный


Учебно - практическое оборудование:

  1. Аудивизуальные средства

  2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для карт и таблиц

  3. Шкаф для хранения карт и таблиц



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!