СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 8 класс. УМК «Обществознание» под  редакцией  Л.Н. Боголюбова,  Н.И. Городецкой, 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по обществознанию (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 39 . «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089), с учетом программы «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, 2011год.


Изучение предмета на базовом уровне в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.


Задачи курса:

-содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры;

-формировать знания и интеллектуальные умения, минимально необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

-формировать основы мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.


Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс обществознания ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.

В курсе «Обществознания» реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова­ния. Согласно базисному учебному плану Равнецкой ООШ на изучение учебного предмета «Обществознание» в 8 классе отводится 1 ч в неделю. Во исполнение пунктов 4 и 5 протокола совещания от 21 апреля 2014г № АМ – П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014году» Министерством образования и науки РФ в содержание курса обществознания 8 класса рекомендовано включить следующие темы: «Банковская система России», «Пенсионные программы». Названные темы включены в раздел « Экономика».


Содержание тем учебного курса

Введение.

Необходимость изучения курса «Обществознание».

Человек и общество. Личность. Социализация индивида1. Половозрастные роли в современном обществе. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

Основные сферы жизни общества. Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация.

Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Потребительский кредит. Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица как социальное явление. Профсоюз.

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Международная торговля.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик 8 класса должен:

знать

  • основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

  • характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

  • объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

  • сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

  • вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • для реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;

  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.


Учебно - тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Что изучает курс «Обществознание»

1


2.

Человек и общество

12

1

3.

Основные сферы жизни общества

21

3

4.

ИТОГО:

34

4


График контрольных работ:

п/п

Дата проведения

Тема

1


Контрольная работа № 1 по теме «Личность и общество».

2


Контрольная работа № 2 по теме «Сфера духовной жизни».

3


Контрольная работа № 3 по теме «Экономика».

4


Итоговая контрольная работа по курсу обществознания



Календарно-тематическое планирование.

урока

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания

Кодификатор

ОГЭ

план

факт


1.



Что изучает курс «Обществознание»

Знать: Необходимость изучения курса «Обществознание».



2.



Личность

Знать: основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми.

Уметь: характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей;

Человек, индивид личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация

1.5

3.



Общество как форма жизнедеятельности людей

Знать: функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь: характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей

Общество, общественные отношения, социальные нормы

1.1

4.



Развитие общества


Знать: функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь: объяснять причины и опасность международного терроризма;

Эволюционное развитие, социальная революция, реформа, глобализация, информационная революция. Глобальные проблемы

1.1

5.



Контрольная работа № 1 по теме «Личность и общество».

Знать: основные вопросы темы

Уметь: работать с различными видами тестов



6.



Сфера духовной культуры.


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

Уметь: характеризовать (описывать): особенности сферы духовной культуры;

Духовная сфера жизни общества, культура, культура личности,.

2.1

7.



Мораль.


Знать: моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

Уметь: характеризовать (описывать): понятия «мораль»,

Мораль, нравственность, моральные нормы, гуманизм, гражданственность, патриотизм

2.5

8.



Долг и совесть.


Знать: моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

Уметь: характеризовать (описывать): «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе;

Долг, объективные обязанности, ответственность, общественный долг, моральный долг, совесть

2.4

9.



Моральный выбор.

Свобода и ответственность. Тест

Знать: моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

Уметь: характеризовать (описывать): «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе.

Моральный выбор, моральная ответственность

2.5

10.



Образование в РФ.


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (духовной)

Уметь: объяснять: возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Образование, информационное общество, конкурентоспособность, самообразование

2.3

11.



Наука в жизни современного общества.Тест


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (духовной)

Уметь: объяснять: значение науки в жизни современного общества;

Наука, естествознание, технознание, обществознание, человековедение

2.2

12.



Религия как одна из форм культуры.

Знать: моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

Уметь: объяснять: роль религии и церкви в современном обществе

Религия, вера, религиозная вера, обряды, молитва, догматы, секта. свободы совести, атеизм.

2.4

13.



Контрольная работа № 2 по теме «Сфера духовной жизни».

Знать: основные вопросы темы

Уметь: работать с различными видами тестов



14.



Экономика и её роль в жизни общества.

Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: характеризовать (описывать): экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда,

Потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предметы потребления, средства производства, альтернативный выбор, альтернативная стоимость

3.1

15.



Главные вопросы экономики.


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: характеризовать (описывать): экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов

Экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика

3.2

16.



Экономические системы и собственность. Тест


Знать: характерные черты и признаки основных экономических систем

Уметь: сравнивать (различать): формы собственности

Имущественные отношения, собственность, владение, использование, владение, распоряжение, физические и юридические лица. частная, общественная, коллективная собственность

3.3

17.



Рынок и рыночный механизм.


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: характеризовать (описывать): рыночный механизм

Рынок, конкуренция. Спрос. Предложение. Диктатура цен. Рыночное равновесие, равновесная цена

3.6

18.



Производство – основа экономики.


Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: факторы, влияющие на производительность труда

Продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, услуга, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация

3.4

19.



Предпринимательская деятельность.

Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь:характеризовать(описывать): предпринимательство и его организационно-правовые формы,

Экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика

3.7

20.



Роль государства в экономике.

Знать: характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: объяснять: роль государства в рыночной экономике,

Налог, прямые налоги, государственный долг, дефицит бюджета, облигация

3.12

21.



Государственный бюджет.

Знать: основные положения и понятия,

Уметь: характеризовать (описывать): основные источники доходов и статьи расходов

Государственный бюджет, статьи дохода, статьи расхода,

2.14

22.



Распределение доходов. Тест


Знать: основные положения и понятия,

Уметь: характеризовать (описывать): экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами; объяснять: неравенство доходов

Прожиточный минимум, потребительская корзина, поляризация доходов. МРОТ

3.10

23.



Пенсионные программы.

Знать: основные положения пенсионных программ

Уметь: выделять характерные черты программ

Пенсия


24.



Потребление. Понятийный диктант


Знать: основные положения и понятия, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: способы реализации и защиты прав и свобод гражданина;

Потребление, производственное и непроизводственное потребление, семейное потребление социальное страхование, потребитель

3.5

25.



Инфляция и семейная экономика.


Знать: основные положения и понятия, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: характеризовать (описывать): основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета

Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения

2.10

2.16

26.



Банковская система России

Знать: основные положения и понятия, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг,

Банковский кредит, потребительский кредит

2.6

27.



Безработица, её причины и последствия.Тест

Знать: основные положения и понятия, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: экономические меры социальной поддержки

Безработица, занятость, сезонная безработица

2.9

28.



Мировое хозяйство и международная торговля.

Знать: основные положения и понятия, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической)

Уметь: объяснять: роль обмена и торговли

Мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международное разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс

2.15

29.



Контрольная работа по теме № 3 по теме «Экономика».

Знать: основные вопросы темы

Уметь: работать с различными видами тестов



30.



Социальная структура общества.


Знать: основные положения и понятия, отражающие характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (социальной)

Уметь: характеризовать (описывать): социальную структуру общества

Социальная структура, социальная группа, социальная мобильность

4.1

31.



Социальный статус и социальная роль. Тест


Знать: основные положения и понятия, отражающие характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (социальной)

Уметь: характеризовать (описывать): социальные роли

Социальный статус, социальная роль, гендер


3.12

32.



Межнациональные отношения.

Знать: основные положения и понятия, отражающие характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (социальной)

Уметь: характеризовать (описывать): межнациональные отношения

этническая группа, нация, народность, этнос, национальная гордость

4.7

33.



Отклоняющееся поведение.


Знать: основные положения и понятия, отражающие характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (социальной)

Уметь: характеризовать (описывать): отклоняющееся поведение

отклоняющееся поведение, алкоголизм. наркомания

4.5

34.



Итоговая контрольная работа по курсу обществознания

Знать: основные вопросы темы

Уметь: работать с различными видами тестов











Учебно-методический комплект:

  1. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, «Просвещение», 2011г.,

  2. Учебник: Обществознание.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая – М.Просвещение,2011г.,

  3. Дидактический материал по курсу «Обществознание» под ред.Л.Н.Боголюбова/ 2008г.,

  4. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 8 класс/Сост.А.В.Поздеев._ М.:ВАКО

  5. Обществознание. 8-9 классы. Тематическая тренировочная тетрадь/О.А.Чернышева.- Ростов – на-Дону.2014г


Список дополнительной литературы:

Н.Ю. Бухарева. История и обществознание 5-11 классы. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры, Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.

В.В. Баранов. Справочник школьника по обществознанию, - М.: «Астрель», 2004.

П.А. Баранов, С.В.Шевченко. 50 типовых вариантов экзаменационных работ, - М.: «Астрель», 2007.

Н.С. Кочетов. Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. Волгоград: Издательство «Учитель», 2003.

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановский. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. М.: Просвещение, 2005.

Д. Чизхолм. Большая историческая энциклопедия школьника. Ранние цивилизации – М.: «Росмен», 2000. – 472с.

В.В. Гордеева «Правовое воспитание в школе. 9 – 11 классы: разработки организационно-деятельностных игр




























Контрольная работа № 1 по теме «Личность и общество».


1. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

1.экономической 2.социальной 3.политической 4. духовной

2. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1.верно только А 2.верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

3. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1.традиционному 2. Индустриальному 3. Аграрному 4.информационному

4. Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1.потребление духовных ценностей 2.распределение материальных благ 3.создание правовых норм 4.обмен культурными достижениями

5. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

1.производителей и потребителей 2.партий и государства 3. родителей и детей 4. писателей и читателей

6. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества.

ФАКТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг 1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей» 2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

7. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1. традиционному 2.индустриальному 3 .информационному 4.постиндустриальному

8. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1. кризис перепроизводства 2. глобализация мирового хозяйства 3. загрязнение окружающей среды

4. переход в постиндустриальную фазу развития

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.

Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества.

ФАКТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства 1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине 2) политическая

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

11. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?

1. традиционному 2. Индустриальному 3. Аграрному 4. информационному

12. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1. индустриальному 2.традиционному 3. Информационному 4. постиндустриальному

14. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия традиционного и индустриального общества. Выберите и запишите номера тех и других.

1.развитие промышленности 2.наличие норм общественной жизни 3.признание прав и свобод граждан 4.создание культурных ценностей

16. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1.механизация 2. Индустриализация 3. Модернизация 4. глобализация

17. Анна Петровна – активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как:

1. личность 2.администратора 3. интеллигентного человека 4.профессионала

18. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

20. В чем заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни? Приведите примеры.

21*. Японские кинодокументалисты сделали фильм «Болезнь Минамата: 20 лет». В нем пожилая женщина, живущая на побережье залива Минамата, рассказала о последствиях сброса в залив химическим заводом метиловой ртути. Употребление в пищу отравленной ртутью рыбы стало причиной болезни 16 тыс. человек. «Сначала потеряла зрение наша кошка. Она натыкалась на каменную ограду, кричала, ее трясло. Потом у дочки началось то же самое. И она кричала кошачьим голосом».

Скажите, нужны ли такие фильмы? Или лучше делать веселые картины, отвлекающие людей от беды? Свое мнение аргументируйте.

22*. Рост числа крупных аварий, связанных с использованием техники, порождает у части населения стремление положить конец научно-техническому прогрессу. Выскажите вашу точку зрения на такие настроения. Осуществима ли эта задача?

Контрольная работа № 2 по теме «Сфера духовной культуры»

  1. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

  1. Науки 2) Искусства 3) Религии 4)Познания

  1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

  1. Использование художественных образов 2)Обращение к сверхъестественным силам 3) Опора на представления о добре и зле

  1. Стремление объяснить окружающую действительность

  1. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

  1. Основное общее образование 2) Среднее профессиональное образование 3) Полное (среднее) образование

  1. Высшее профессиональное образование

  1. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Целью познавательной деятельности является получение истинного знания.

Б. В процессе познания человек может использовать различные приспособления и инструменты.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

  1. Библиотеки 2) Музея 3) Архива 4) Галереи

  1. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Что является отличительной чертой науки?

  1. Обращение к сверхъестественным силам 2)Стремление к достижению объективной истины

3)Воздействие на эмоции людей 4) Образное отражение идей автора

  1. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

  1. Требование права 2) Норму морали 3) Научный закон 4) Правило этикета

  1. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.

Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. К основным категориям нравственности относятся понятия

  1. Причина и следствие 2) Истина и познание 3) Чувства и разум 4) Честь и достоинство

  1. Совокупность объективно необходимых обязанностей человека ученые определяют понятием

1)Свобода человека 2) Достоинство человека 3) Нравственное сознание 4)Общественный долг

  1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  1. Является областью духовной культуры 2) Использует художественные образы

3)Требует точности и обоснованности утверждений 4) Создает духовные ценности



Черты сходства

Черты отличия







  1. Установите соответствие между признаками и областями культуры.

ПРИЗНАК ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез 1) наука

Б) создание художественных образов 2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

А

Б

В

Г





  1. В воспоминаниях академика А.Д.Сахарова рассказана трагическая история о друге юности его отца, погибшего на фронте в годы первой мировой войны (1914 – 1918гг.). Немцы, воевавшие против России, применяли новое оружие – отравляющие газы. Погибли тысячи совершенно беззащитных людей. Противогазов не хватало, и их выдавали только офицерам. Солдаты же были обречены. Противогаз, полученный другом отца, оказался единственным на всю роту. Во время очередной атаки он отказался воспользоваться им. Ядовитое облако накрыло всех. Так вместе с солдатами погиб их командир.

Почему он так поступил? Чем руководствовался? Его никто не заставлял, он мог воевать дальше, принести пользу армии. Дайте нравственную оценку поступку командира.

  1. В одной из школ писали сочинение о доброте. Александр Л. изложил в нем свои соображения:

«В современном мире быть добрым – слишком большое удовольствие. Ведь жизнь – это борьба. Жизнь, по-моему, это забег на дальнюю дистанцию, и если будешь смотреть на цветы у обочины да говорить с каждым встречным о красоте заката, то дело не будет сделано никогда».

Разделяете ли вы это мнение? Поясните свой ответ.

  1. Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня:

«Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

Раскройте мораль этой басни.



Ключи:

  1. 2

  2. 3

  3. 2

  4. 2

  5. 3

  6. 2

  7. 3

  8. 2

  9. 2

  10. 3

  11. 4

  12. 4

  13. Сходство: 1,4 Отличия: 2,3

  14. 1222

Контрольная работа № 3 по теме: «Экономика»        

А 1. Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг?

1) Что производить? 2) Как производить? 3) По какой цене продавать? 4) Для кого производить?

А 2. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:

Рыночная экономика 2. Традиционная экономика 3. Командная экономика 4.Централизованная экономика

А 3. Верны ли суждения о технологии?

А. Технология – это знания о том, как производить товар.

Б. Использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность предприятия.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о смешанной экономике?

А. Смешанная экономика – это современное хозяйство большинства стран мира.

Б. Смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию « командная экономика». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1.Дефицит 2. План 3. Директива 4. Прибыль 5. Государственный план 6. Централизованная экономика

А 6. Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества:

Экономическая категория 2) Социальные отношения 3) Имущественные отношения 4) Моральные нормы

А 7. Извлечение из имущества полезных свойств:

1.Владение 2. Распоряжение 3. Пользование 4. Дарение

А 8. Верны ли суждения о собственности?

А. В РФ все формы собственности равноправны. Б. Муниципальная собственность в России является государственной.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения о правах собственника?

А. Все произведенное человеком является его собственностью. Б. право собственности защищается государством.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 10. Что из перечисленного не может являться частной собственностью в РФ?

1. Жилой дом 2. Земельный участок 3. Территориальный парк 4. Завод 5. Военный аэродром 6. Континентальный шельф

А 11. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:

1.Экономика 2. Конкуренция 3. Альтернативная стоимость 4. Потребление

А 12. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте:

1.Потребность 2. Цена 3. Необходимость 4. Спрос

А 13. Верны ли суждения о рыночном равновесии?

А. Если цена будет выше равновесной, то продавцы не станут ее понижать.

Б. Рыночное равновесие – это идеальная ситуация на рынке.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 14. Верны ли суждения о рынке?

А. Рынок воздействует на все сферы экономики Б. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых для общества товаров и услуг.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 15. Что из перечисленного является условием успешного функционирования экономики?

Частная собственность на средства производства 2.Конкуренция 3.Государственное планирование 4. Постоянный рост цен 5.Свободное ценообразование 6.Установление цен государством

А 16. Продукт труда, произведенный для продажи:

  1. Фактор производства 2. Предложение 3. Средства производства 4. Товар

А 17. Готовность к риску при организации своего дела:

1.Труд 2. Предпринимательство 3. Прибыль 4. Азарт

А 18. Верны ли суждения о разделении труда?

А. Разделение труда приводит к росту производительности. Б. Разделение труда приводит к появлению новых профессий.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 19. Верны ли суждения об отраслях экономики?

А. Отрасль экономики – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию.

Б. Отрасли экономики делятся на производящие материальные блага и производящие услуги.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А20. Заполните схему.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА


Труд Земля _______ Предпринимательство


А 21. Деятельность людей, направленная на получение прибыли:

  1. Благотворительность 2. Предпринимательство 3. Творчество 4. Потребительство

А 22. Ценная бумага, дающая право на управление предприятием и получение части его прибыли:

1.Облигация 2. Ваучер 3. Дивиденд 4. Акция

А 23. Верны ли суждения о предпринимательской деятельности?

А. Предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку.

Б. предпринимательская деятельность всегда позволяет человеку повысить свои доходы.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 24. Верны ли суждения о малом предприятии?

А. Малые предприятия занимают значительное место в экономике России.

Б. Число малых предприятий в России уступает их количеству в США.

1 . Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 25. Заполните схему.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ


Индивидуальное __________________ Акционерное

предприятие общество

А 26. Коммерческая организация, созданная с целью производства и продажи товаров и услуг

и получения прибыли:

1.Фонд 2. Ассоциация 3. Лига 4. Фирма

А 27. Главная цель предпринимательской деятельности:

Увеличение числа рабочих мест 2) Своевременная уплата налогов 3) Получение прибыли 4) Спонсорская помощь

А 28. Верны ли суждения о товариществе?

А. Товарищество – это индивидуальное частное предприятие, в котором владелец самостоятельно решает что, как и для кого производить.

Б. каждый участник товарищества вносит свою долю в уставной капитал фирмы.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 29. Верны ли суждения о малом предпринимательстве?

А. Малое предпринимательство позволяет исключить риск банкротства.

Б. малое предпринимательство имеет незначительные расходы на аппарат управления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 30. Что из перечисленного является отличительной чертой предпринимательства?

Инициатива 2. Труд 3. Финансы 4. Новаторство 5. Техника 6. Поиск


Итоговая контрольная работа по курсу обществознания

1 вариант

Часть 1

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы 3) социальную организацию страны

4) часть материального мира

А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать

1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города 3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Человека от животного отличает

1) наличие мозга 2) наличие инстинктов 3) развитая кисть руки 4) способность мыслить

А5. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность 2) наличие инстинктов и рефлексов 3) наличие развитого мозга 4) членораздельная речь

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека. Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий 2) выставка картин 3) съезд партии 4) продажа акций завода


А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса 2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын

3) молодым человеком и инвалидом в метро 4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб-ления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) индустриальному 2) традиционному 3) постиндустриальному 4) информационному

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) миграция 2) глобализация 3) милитаризация 4) деградация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) переход к постиндустриальному обществу 2) развитие массовой культуры 3) исчезновение биологических видов

4) глобализация мировой экономики

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность

А15. Начальным элементом процесса познания является

1) ощущение 2) восприятие 3) умозаключение 4) суждение

А16. К объектам материальной культуры относятся

1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции

А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества. Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре 2) о народной культуре 3) об элитарной культуре 4) о поп-культуре

А19. Категории «добро» и «зло» относятся к

1) искусству 2) морали 3) образованию 4) религии

А 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Часть 2.

В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) авторство произведений культуры не может быть установлено

2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя

3) широкий охват аудитории

4) возникла в связи с появлением СМИ

Черты сходства

Черты отличия





В2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии


Г) покупателя и продавца


Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г





В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ

(в %)

Полностью свободны

12

По большей части свободны

34

По большей части находятся под контролем общества

35

Полностью контролируются государством

10

Затрудняюсь ответить

9

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.

2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.

3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.

4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.

5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти


В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне.

В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным

1) умозаключение 2) ощущение 3) суждение 4) восприятие 5) представление

Часть 3.

Культура как сфера духовного производства

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни по­литика, ни социальные отношения. Культура составляет, та­ким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда­тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали­стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со­хранению отобранных культурных творений служат... архи­вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, че­рез общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре­подавательского состава, от доступности всех видов обра­зования широким массам населения во многом зависит уро­вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

С3. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

1 вариант

Ключи Часть 1

задания


Ответ

1

1

2

4

3

3

4

4

5

2

6

1

7

3

8

4

9

4

10

2

11

4

12

2

13

3

14

4

15

1

16

2

17

1

18

2

19

2

20

4

Часть 2

задания


Ответ

1

2314

2

1221

3

134

4

4

5

24531

Часть 3

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. взаимодействие культуры и духовного производства;

  2. сохранение и распространение достижений культуры.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение допол­нительных смысловых блоков.


С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в обществе:

  1. она формирует духовный мир общества и человека; 2) обеспечивает общество системой знаний и ориентации,
    необходимых для осуществления всех видов деятельности.


С3. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие:

  1. материальные элементы; 2) кадры специалистов; 3) социальные институты.


С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе приведены примеры:

1) тематика, стиль и содержание транслируемых теле-радиопередач оказывают влияние на слушателей и зрителей, формируют их вкус;

2) с помощью телевидения зрители могут познакомиться с произведениями искусства, которые находятся на боль­шом отдалении от них (например, в других странах).


С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должно быть указано, что государство Т. не со­хранит высокого уровня всеобщей образованности своих граждан, поскольку образование станет доступным только состоятельным слоям населения.

Приведено положение текста: «Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населе­ния во многом зависит уровень духовной жизни общества».


С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. выражено мнение обучающегося; 2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с авторской точкой зрения может быть, указано, что

- необходимо стремиться продемонстрировать достиже­ния культуры максимальному количеству людей, чтобы они имели представление о них. А для этого следует репродуциро­вать произведения искусства;

- произведения искусства, как правило, созданы давно и разрушаются с течением времени. Поэтому их следует целе­направленно сохранять;

в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что

- при создании репродукции не передаются настроение и эмоции автора произведения, а только внешний вид произве­дения искусства, то есть не происходит полного ознакомления с ним;

- в процессе сохранения произведения искусства, его кон­сервации или реставрации нередко получается новое произве­дение, несущее отпечаток личности реставратора, а не автора.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.



Итоговая контрольная работа по курсу обществознания

2 вариант

Часть 1

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) политическую организацию данной страны 2) социальную организацию данной страны 3) танцевальный коллектив

4) часть материального мира

А2. В широком смысле под обществом надо понимать

1) всё человечество 2) рабовладельческое общество 3) спортивный коллектив 4) население страны

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.

Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов 2) наличие сознания 3) способность к воспроизводству 4) приспособляемость к окружающим условиям

А5. Что свойственно и человеку и животному?

1) наличие инстинктов и рефлексов 2) целенаправленная деятельность 3) наличие членораздельной речи

4) способность к коллективной деятельности

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

1) предвыборная компания 2) создание произведений искусства 3) научное открытие 4) создание материальных благ

А8. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем 2) кандидатом в депутаты и его избирателями 3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?

1) традиционному 2) индустриальному 3) постиндустриальному 4) информационному

А11. Верны ли суждения о типах общества?

А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.

Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) индустриализация 2) деградация 3) милитаризация 4) глобализация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) повышение роли образования в жизни человека 2) усовершенствование технологии 3) увеличение продолжительности жизни человека

4) распространение алкоголизма и наркомании

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность

А15. Истинным можно считать знание, которое

1) наиболее полно соответствует окружающему миру 2) является результатом научного эксперимента 3) требует доказательств

4) признано властями данного государства

А16. К объектам материальной культуры относятся

1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции

А 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой

А19. Нормы морали в отличие от норм права

1) регулируются государством 2) касаются только определённой группы людей 3) регулируют поведение всех людей

4) изменяются в связи со сменой правительства

А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.

1) выполняют функцию регулятора поведения человека 2) возникли до появления государства

3) основаны на мнении людей о правильном поведении 4) регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования

Черты сходства

Черты отличия





В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

1) политическая

Б) выборы депутатов Государственной Думы

2) экономическая

В) создание политической партии


Г) введение налога на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г





В3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.


ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ



КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ

в (%)

1997

2007

Очень хорошее и хорошее

10

15

Среднее

44

54

Очень плохое и плохое

44

29

Затрудняюсь ответить

2

2


Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.

В5. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.

1) начальное общее образование 2) высшее образование 3) среднее общее образование 4) основное общее образование

5) дошкольное образование

Часть 3.

Религия и культура

Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведе­ния. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Да­ры приносились или как жертва в ознаменование уже полу­ченного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.

Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.

Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре бы­ла религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразитель­ного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.

По материалам сайта . Internet-school. ru


С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.

С5. В государстве И. существует традиция крестить ново­рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле­нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

С6. В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источ­ником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой зре­ния? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

Ключи 2 вариант

Часть 1

задания


Ответ

1

3

2

1

3

3

4

2

5

1

6

2

7

4

8

2

9

2

10

2

11

3

12

4

13

4

14

4

15

1

16

1

17

2

18

1

19

3

20

3

Часть 2

задания


Ответ

1

1234

2

2112

3

235

4

5

5

51432

Часть 3

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. понятие «религия»; 2) религиозные обряды; 3) влияние религии на культуру.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие черты:

  1. наличие веры в существование богов;

2) осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам.


С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:

  1. соблюдение обрядов; 2) принесение даров или жертв.


С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены примеры

1) личных религиозных обрядов: а) крещение новорожденного ребенка; б)венчание;

2) общественных религиозных обрядов: а) совершение богослужения в храме; б) обряд освящения здания.


С5. В государстве И. существует традиция крестить ново­рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле­нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должно быть указано, что это примеры личных религиозных обрядов.

Приведено положение текста: «...С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни... Существуют как личные, так и общественные обряды... основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью».


С6. В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источ­ником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой зре­ния? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с авторской точкой зрения может быть указано, что

- религия является одной из древнейших форм культуры;

- религия давала первые объяснения всему происходившему вокруг человека и таким образом становилась основной опорой человека и отражалась во всех его начинаниях, в том числе в культуре;

в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что

- религиозное мировоззрение не является единственным в любой стране, всегда есть довольно большое количество лю­дей, не разделяющих его. И их мнение также отражается в произведениях искусства;

- не всегда религиозное мировоззрение становилось вой произведений искусства. Многие творения художник или музыкантов, напротив, подвергались гонениям со стороны церкви и даже уничтожались по ее настоянию. Например, запрет на изображения Христа в византийской церкви в VIII веке привел к уничтожению многих ранних фресок и икон.


Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) примеры.






1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!