Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- приобритение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей.
Содержание курса способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. В рабочей программе используется региональный компонент, он формирует потребность у школьников в изучении культуры родного края, желании узнать о жизни знаменитых людей
На начало учебного года учащиеся 7 класса знают характерные черты и признаки основных сфер жизни общества, содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, умеют описывать основные социальные объекты, выделять их существенные признаки, приводить примеры социальных отношений; деятельности людей в различных сферах.
Примерная программа выполняет две основные ф у н к ц и и.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении. Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита. Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Не исчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Обществознание. 7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2009.
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2009.
Боголюбов и др. Обществознание. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс.
Авторская программа под редакцией Л. Н. Боголюбова,
№ | Раздел программы | Тема урока | Дата | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Информационное сопровождение | Д/З |
По плану | Фактич. |
1 | Человек и другие люди | Отношения между людьми | | | 5 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. | Объяснение смысла терминов урока: отношения, межличностные отношения, чувства, стереотип, антипатия, симпатия, товарищество знакомство, приятельство, дружба. Знать: какие отношения называются межличностными. Называть виды межличностных отношений. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.1 с.8-19 |
| | Ты и твои товарищи | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. | Объяснение смысла терминов урока: группа, малая группа, лидер, групповые нормы, поощрения, наказание, санкции. Знать: какие бывают группы; группы, которые мы выбираем; кто может быть лидером. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.2 с.19-31 |
| | Зачем люди общаются | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово-серебро, молчание-золото». | Объяснение смысла терминов урока: общение, потребности, речь, речевое общение, неречевое общение, сверстники. Знать: что такое общение; каковы цели общения; как люди общаются; особенности общения со сверстниками. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.3 с.32-43 |
| | Почему нужно быть терпимым | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте. | Объяснение смысла терминов урока: конфликт, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, инцидент. Знать: что такое конфликт; как возникает межличностный конфликт; как правильно слушать; правила успешного общения в конфликте через посредника. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции. | П.4 с.43-56 |
2 | Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и другие люди» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Культура общения. Межличностные отношения. Конфликты. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решать познавательные и творческие задачи. | Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант. Решение задач. | | Повторить термины и понятия |
3 | Человек и закон | Что значит жить по правилам | | | 11 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Многообразие правил. «Привычка свыше нам дана…». Правила этикета и хорошие манеры. | Объяснение смысла терминов урока: правило, социальные нормы, привычка, ритуал, обряд, церемония, этикет, манеры. Уметь называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции. | П.5 с.58-68 |
| | Права и обязанности граждан | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Права человека. Кто и как обеспечивает твои права. Где проходит граница твоих прав. Нет прав без обязанностей. | Объяснение смысла терминов урока: право, Декларация, пакт, обязанности. Знать: как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; что определяет границу прав человека. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.6 с.68-77 |
| | Почему нужно соблюдать законы | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. | Объяснение смысла терминов урока: закон, общество, справедливость, свобода. Знать, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.7 с.78-86 |
| | Защита Отечества | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. | Объяснение смысла терминов урока: долг, обязанность, защита Отечества, регулярная армия, военная служба, военкомат, военная присяга. Объяснять, что защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина; почему нужна регулярная армия; в чем состоит обязательная подготовка к военной службе; в чем отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.8 с.86-96 |
| | Что такое дисциплина | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. | Объяснение смысла терминов урока: дисциплина, воля, самовоспитание. Знать, что такое дисциплина, какая она бывает; каковы последствия нарушения дисциплины. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.9 с.97-108 |
| | Виновен – отвечай! | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. | Объяснение смысла терминов урока: закон, противозаконное поведение, законопослушный человек, наказание. Знать, кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; что такое правонарушение, каковы его признаки. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.10 с.109-118 |
| | Кто стоит на страже закона | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Милиция. | Объяснение смысла терминов урока: закон, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, адвокат, нотариат, завещание, наследники, детективы, лицензия, правосудие, презумпция невиновности Знать, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; какие задачи стоят перед судом; что такое милиция, какие задачи решает криминальная милиция, какие задачи решает милиция общественной безопасности; какие службы и подразделения существуют в МОБ; как работают подразделения по делам несовершеннолетних. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.11 с.118-128 |
4 | Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Социальные нормы. Дисциплина. Правоохранительные органы. Соблюдение законов. Защита Родины. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение творческих и познавательных задач. | Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант | | Повторить термины |
5 | Человек и экономика | Экономика и ее основные участники | | | 10 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое экономика. Зачем нужна экономика. Основные участники экономики. | Объяснение смысла терминов урока: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, технология, экономический продукт, производительность труда, потребитель, производитель. Знать, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.12 с.130-137 |
| | Золотые руки работника | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда. | Объяснение смысла терминов урока: мастер, квалификация труд, заработная плата. Знать, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника; чем объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.13 с.138-152 |
| | Производство: затраты, выручка, прибыль | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что и как производить Затраты производства. Все ли выгодно производить | Объяснение смысла терминов урока: производитель, производство, затраты, разделение труда, прибыль, капитал. Знать, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.14 с.152-161 |
| | Виды и формы бизнеса | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое бизнес. Виды бизнеса. Формы бизнеса. | Объяснение смысла терминов урока: бизнес, бизнесмен, кредит, акция. Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.15 с.162-169 |
| | Обмен, торговля, реклама | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама-двигатель торговли. | Объяснение смысла терминов урока: рынок, товар, стоимость, цена, торговля, ассортимент, реклама. Знать, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.16 с.170-179 |
| | Деньги, их функции | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Как деньги стали деньгами. Функции денег. Деньги меняют обличие. | Объяснение смысла терминов урока: деньги, цена, монета, банкнота, ассигнации, банк. Знать, как деньги стали деньгами; функции денег. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.17 с.179-189 |
| | Экономика семьи | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги. «Без нужды живет, кто деньги бережет». | Объяснение смысла терминов урока: семья, ресурсы, семейный бюджет, расходы, доходы. Знать, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.18 с.190-198 |
6 | Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Экономика. Производство и бизнес. Деньги и торговля. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение задач. | Выбрать необходимую информацию. Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант. | | Повторить термины |
7 | Человек и природа | Воздействие человека на природу | | | 4 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. | Объяснение смысла терминов урока: экология, природа, природные ископаемые, экологический кризис, атмосфера, загрязнение. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.19 с.200-212 |
| | Охранять природу – значит охранять жизнь | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что значит относиться к природе по-человечески. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. | Объяснение смысла терминов урока: экология, браконьер, безответственность, экологическая мораль. Знать, что значит относится к природе по-человечески; тяжелые последствия безответственности; экологическая мораль. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.20 с.213-222 |
| | Закон на страже природы | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы. | Объяснение смысла терминов урока: закон, охрана природы, защита природы. Знать, что природа нуждается в охране; что подлежит охране; что может сделать гражданин для защиты природы. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Карта. Картинные репродукции. | П.21 с.223-235 |
8 | Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Экология. Экологическая мораль. Охрана и защита природы. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение задач. | Выбрать необходимую информацию. Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант. | | Повторить термины |
| | | | | 34 | | | | | | | |