РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 7 класса основного общего образования на 2017-2018учебный год
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
-Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».-М.: Просвещение 2012 г.
- Учебный план МБОУ Хабарская СОШ№1»
Учебный план отводит на обществознание в 7 классе 1 ч в неделю, (согласно учебному плану школы учебный год для 7 класса составляет 34 учебные недели). Тематическое планирование рассчитано на 34часа в год. Авторская программа-34ч.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов в ФГОС |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД | Формулировки метапредметных результатов в ФГОС |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: 1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе: -Добывать и критически оценивать информацию. -Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы. -Обобщать. -Группировать. -Сравнивать факты, явления и понятия. -Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе: -Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам. -Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки. -Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм: - Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА
Ученик должен знать (понимать):
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение правовых норм и демократических ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию роли экономики в развитии человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Обучающийся научится:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значения в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;
- описывать основные социальные объекты, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определённым проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
- оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- взаимодействовать с людьми разных убеждений, культурными ценностями и социальным положением;
- оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определённых социальных действий;
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- конспектировать информацию, выделять главное;
- использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);
- классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
- правильно применять специальные термины и понятия;
- связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Практикум по главе.
Глава 2. Человек в экономических отношениях. Основные участники экономики- производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата .Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда и развитие производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды и формы бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимательства. Обмен. Товары и услуги, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Страховые услуги ,предоставляемые гражданам. Практикум по главе.
Глава 3. Человек и природа . Человек – част природы. Воздействие человека на природу. Экология. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Практикум по главе. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе | 11 |
2 | Что значит жить по правилам | 1 |
3-4 | Права и обязанности граждан | 2 |
5-6 | Почему важно соблюдать законы | 2 |
7-8 | Защита Отечества | 2 |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 |
10 | Виновен - отвечай | 1 |
11 | Кто стоит на страже закона | 1 |
12 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
Тема 2. Человек в экономических отношениях | 13 |
13-14 | Экономика и её основные участники | 2 |
15 | Мастерство работника | 1 |
16-17 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 |
18-19 | Виды и формы бизнеса | 2 |
20 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
21 | Деньги и их функции | 1 |
22-23 | Экономика семьи | 2 |
24-25 | Практикум по теме « Человек в экономических отношениях» | 2 |
Тема 3. Человек и природа | 5 |
26 | Человек – часть природы | 1 |
27 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 |
28 | Закон на страже природы | 1 |
29-30 | Практикум по теме «Человек и природа» | 2 |
31-32 | Заключительные уроки | 2 |
33-34 | Резерв | 2 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Обществознание».7 класс, 1час в неделю
№п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Вводный урок | | |
Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе | | |
2 | 1.1.Что значит жить по правилам | | |
3-4 | 1.2-3.Права и обязанности граждан | | |
5-6 | 1.4-5. Почему важно соблюдать законы | | |
7-8 | 1.6-7. Защита Отечества | | |
9 | 1.8. Для чего нужна дисциплина | | |
10 | 1.9. Виновен - отвечай | | |
11 | 1.10. Кто стоит на страже закона | | |
12 | 1.11. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | | |
Тема 2. Человек в экономических отношениях | | |
13-14 | 2.1-2. Экономика и её основные участники | | |
15 | 2.3. Мастерство работника | | |
16-17 | 2.4-5.Производство: затраты, выручка, прибыль | | |
18-19 | 2.6-7.Виды и формы бизнеса | | |
20 | 2.8. Обмен, торговля, реклама | | |
21 | 2.9. Деньги и их функции | | |
22-23 | 2.10-11. Экономика семьи | | |
24-25 | 2.12-13. Практикум по теме « Человек в экономических отношениях» | | |
Тема 3. Человек и природа | | |
26 | 3.1. Человек – часть природы | | |
27 | 3.2. Охранять природу – значит охранять жизнь | | |
28 | 3.3. Закон на страже природы | | |
29-30 | 3 4-5. Практикум по теме «Человек и природа» | | |
31-32 | Заключительные уроки | | |
33-34 | Резерв | | |
16