Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бегишевская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
"Рассмотрено" На педагогическом совете Протокол №__ от "___" _________ 20__ г | "Согласовано" Зам. директора по УВР ______С.В.Симонова "___" _________ 20__ г | "Утверждено" Директор школы _______ Г.Ж.Халиуллина "___" _________ 20__ г |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Обществознание»
7 класс
Юнусова Розалия Миллинуровна
Фамилия Имя Отчество учителя,
____ квалификационная категория
Бегишево
2016 год
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
В 7 классах при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостного представления о социальных нормах.
- Формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
- Повышение общекультурного уровня учащихся, особенно их правовой культуры.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «социальные нормы», «права и обязанности граждан РФ», «основы российского законодательства».
- Почувствовать себя частью общества и его будущим
- Научить выявлять отличительные черты отраслей права
- Использовать свои знания в будущей жизни.
- Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
- Привить любовь к Родине
- Дать знания о том как можно защитить свои права и какие органы можно считать правоохранительными, а какие судебными
- Формировать патриотические чувства
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, показ, работа с учебником);
- проблемные (беседа, обобщение, проблемная ситуация);
- исследовательские (сбор новых фактов, проектирование);
- частично-поисковые (диспут, самостоятельная работа, наблюдение, составление плана, создание гипотезы, эксперимент);
- репродуктивные (лекция, упражнение);
- словесно-иллюстративные;
- наглядно-индивидуальные;
- творческие;
- развивающие.
А также различные средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, раздаточный иллюстративный материал, видеофильмы), различного рода источники, справочную литературу, словари. Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса используются программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера (обучающие программы, электронные репетиторы).
Практические работы в 7 классе будут проводиться форме устных обсуждений, деловых игр, диспутов, работы с текстом, презентаций, составления кроссвордов, написания рассказов, эссе и др.. Практические работы будут оцениваться выборочно по усмотрению учителя.
Описание места учебного предмета
- Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/ понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и др.), различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч)
ТЕМА 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)
Что значит жить по правилам. Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал,обряд. Правила этикета и хорошие манеры. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок.Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная.Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен- отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя. Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. "Моя милиция меня бережет..."
ТЕМА 2. Человек и экономика (13 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики. Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка, прибыль. Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника. Каким бывает труд. Почему необходимо в наши дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции денег. Инфляция. Экономика семьи. Понятие "бюджет". Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
ТЕМА 3. Человек и природа (4 ч)
Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Учимся беречь природу.
Темы проектов:
Социальный портрет моего сверстника
Знай свои права (пособие для подростка)
Защита правопорядка
Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?)
Бизнес (иллюстрированный словарь)
Как работает современный рынок
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
1. | Введение | 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Знакомство с учебником Вести дискуссию Решение задач | | |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч) |
2-3. | Что значит жить по пра-вилам? | 2 | научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | Работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях Подготовить пословицы и погово-рки по теме Словарь урока, иллюстрации | | |
4-5. | Права и обя-занности граждан | 2 | научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. | Составить таблицу «Гражданские и политические права». Работа с документами. Составить словарик темы Перечислить свои права Сделать подборку статей из газет-ных материалов по теме Тест, схема «Права человека», «Обязанности граждан РФ», гл.2 КРФ | | |
6-7. | Почему важно соблюдать за-коны? | 2 | научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. | Презентация, тексты для обсужде-ния Кроссворд Лабораторная работа в группах по карточкам Разбор и анализ документов | | |
8-9. | Защита Оте-чества | 2 | научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (ана-лиз материалов СМИ) Нарисовать картинки по данной те-матике урока. Ст.59 КРФ | | |
10-11. | Что такое дисциплина? | 2 | научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Составить словарик темы. Приводить примеры ситуаций по заданной теме Привести примеры из литературных произведений Презентация | | |
12-13. | Виновен –отве-чай | 2 | научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Работа с нормативно правовыми документами Составить словарик темы, схему «Виды правонарушений», таблицу «Признаки преступления » Сделать подборку из газетных ста-тей | | |
14-15. | Кто стоит на страже зако-на? | 2 | научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | Составить схему «Структура право-охранительных органов РФ» Составить словарик темы | | |
16. | Повторительно – обобщающий урок по разделу: Человек и закон - Поэтапная игра «Человек и закон» |
Глава II. Человек в экономических отношениях (13 ч) |
17-18. | Экономика и ее основные учас-тники | 2 | научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | Тексты для анализа, словари Написать мини-сочинение «Все ра-боты хороши - выбирай на вкус!» | | |
19-20. | Мастерство работника | 2 | научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газет-ным статьям о людях труда Карточки с ситуациями, извлечения из ТК РФ | | |
21-22. | Производство: затраты, вы-ручка, прибыль | 2 | научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Решение задач Тесты Индивидуальные задания Презентация | | |
23-24. | Виды и формы бизнеса | 2 | научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | Схема «Виды и формы бизнеса» Проект «Мой бизнес» | | |
25-26. | Обмен, торгов-ля, реклама | 2 | научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | Нарисовать рекламу своего товара | | |
27. | Деньги, их функции | 1 | научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Написать мини – сочинение «Наш семейный бюджет» Сообщения, задания, подобрать картинки старых денежных знаков. | | |
28. | Экономика семьи | 1 | научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи. определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. | Задания и вопросы Рабочие тетради Притчи | | |
29. | Повторительно- обощающий урок по разделу: «Человек в экономических отношений» |
Глава III. Человек и природа (5 ч) |
30. | Воздействие человека на природу | 1 | научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им | Рабочие тетради Презентация, тесты Карточки с ситуациями Задания учебника | | |
31. | Охранять при-роду – значит охранять жизнь | 1 | научатся давать определение понятия «экологическая мо-раль», характеризовать правила экологической морали выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Рабочие тетради Презентация Тест Карточки с ситуациями Задания учебника | | |
32. | Закон на стра-же природы | 1 | научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Задания учебника | | |
33. | Защита проектов |
34. | Итоговое повторение |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биянов Е. Б. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. - М.: «ВАКО»,2008.
Боголюбов Л.Н. Программа курса «Обществознание» для 7 классов основной школы.
Конституции РФ
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс\ Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. Морозова С.А.
Обществознание. 7 класс. Тестовые задания. Издательство «Учитель» 2010
Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011. «Обществознание»
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011
Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007. – 200с.
Трудовой кодекс РФ
Учебное электронное издание по курсу «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Биянов Е. Б. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. - М.: «ВАКО»,2008.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс\ Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011
Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011. «Обществознание»
Обьществознание. 7 класс. Тестовые задания. Издательство «Учитель» 2010
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Обществознание в школе (дистанционное обучение). – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social
Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.rsnet.ru/
Президент Российской Федерации. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.ifap.ru
Собрание законодательства Российской Федерации. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf
Соционет: информационное пространство по общественным наукам. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.socionet.ru
Судебная власть Российской Федерации. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.rsnet.ru/
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.gks.ru
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |