Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Примерная программа выполняет две основные ф у н к ц и и.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008;
Обществоведение. 6 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществоведение. Человек, природа, общение: 6 класс. - М.: Просвещение, 2009;
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Методические рекомендации к учебнику
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, природа, общение: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2009.
Авторская программа под редакцией Л. Н. Боголюбова,
№ | Раздел программы | Тема урока | Дата | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Информационное сопровождение | Д/З |
По плану | Фактич. |
1 | Человек | Человек родился | | | 7 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Зачем человек рождается. Наследственность. Возрастные периоды жизни человека. | Объяснение смысла терминов урока: обществознание, человек, гуманизм, гуманное отношение, наследственность, детство, юность, зрелость, старость. Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание. Характеризовать некоторые общественный процессы. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.1 с.10-15 |
| | Человек – личность. | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое личность. Индивидуальность. Сильная личность. | Объяснение смысла терминов урока: личность, знания, сознание, деятельность, труд, индивид, индивидуальность. Уметь доказывать, что человек не только биологическое, но и социальное существо. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.2 с.16-25 |
| | Особый возраст - отрочество. | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Кто такие подростки? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность. Показатели зрелости. | Объяснение смысла терминов урока: переходный возраст, подросток, отрочество, самостоятельность, рыцарство. Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов. Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.3 с.26-36 |
| | Познай самого себя | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Познание мира и себя. Самосознание. Способности человека. | Объяснение смысла терминов урока: труд, учеба, общение, игра, потребность, инициация, самооценка, способности. Знать, влияет ли самооценка на поведение человека. Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; каждый ли из нас талантлив и как это узнать. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.4 с.37-47 |
| | Человек и его деятельность | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна | Объяснение смысла терминов урока: деятельность труд, результат труда, игра, учение, общение. Знать какие виды деятельности называют основными и почему. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции. | П.5 с.48-55 |
| | Что человек чувствует, о чем размышляет | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Какие бывают потребности «Не место красит человека…». Мир чувств. | Объяснение смысла терминов урока: потребности, духовный мир, мысли, суждение, умозаключение, чувства, эмоции. Знать какие потребности бывают у человека и на какие виды они делятся; описывать чувства. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.6 с.55-66 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Рождение человека. Отличие человека от животного. Человек-личность. Деятельность человека. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Уметь работать самостоятельно. | Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант. Решение познавательных задач. | | Повторить термины и понятия |
2 | Семья | Семья – ячейка общества. | | | 4 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Обязанности членов семьи. Какие бывают семьи. | Объяснение смысла терминов урока: семья, ячейка, государство, обязанности, права, Конституция. Уметь характеризовать отношения в семье; определять виды семей; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.7 с.68-75 |
| | Семейное хозяйство | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. | Объяснение смысла терминов урока: хозяйство семьи, забота, рачительность, хозяин, экономика, семейный бюджет. Знать, кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что дол жен знать и уметь рачительный хозяин. Уметь характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.8 с.75-85 |
| | Делу время, потехе час | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое свободное время. Увлечения человека. Что такое хобби. | Объяснение смысла терминов урока: свободное время, хобби, увлечение. Знать, какое время можно назвать свободным; какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Уметь аргументированно доказывать, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.9 с.86-98 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Семья. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение обществоведческих задач. | Тестирование, решение кроссворда и познавательных задач, терминологический диктант. | | Повторить термины и понятия |
3 | Школа | Профессия - ученик | | | 4 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. | Объяснение смысла терминов урока: школа, образование, знания, умения, навыки. Знать, как учились в прежние времена, основные обязанности ученика. Уметь рассуждать о проблемах со временного образования, о правах и обязанностях ученика. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции. | П.10 с.100-112 |
| | Одноклассники, сверстники, друзья | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Ты и другие ребята. Слово не воробей. | Объяснение смысла терминов урока: одноклассники, сверстники, друзья. Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры на стоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы. Уметь рассуждать о проблемах со временного образования, о правах и обязанностях ученика. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.11 с.112-122 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Школьное образование. Профессия – ученик. По «лестнице знаний». | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных задач. | Тестирование, решение кроссворда и познавательных задач, терминологический диктант | | Повторить термины и понятия |
4 | Труд | Труд – основа жизни | | | 4 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. | Объяснение смысла терминов урока: труд, услуги, товар, бедность, беднота, меценаты, благотворительность. Знать, каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться; почему труд по-разному оценивается; кто такие меценаты. Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного, в чем заключается благотворительность; анализировать собственную трудовую деятельность. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.12 с.124-132 |
| | Труд и творчество | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое творчество. Мастер и ремесленник Творчество и искусство. | Объяснение смысла терминов урока: творчество, мастер, ремесленник, искусство. Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие в творениях мастера и ремесленника. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.13 с.132-144 |
| | На пути к жизненному успеху | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Объяснение смысла терминов урока: успех, привычка, профессия. Знать, что сопутствует успеху в жизни, как добиться успеха в чем-либо. Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье, можно ли в работе видеть смысл жизни. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.14 с.144-154 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Труд. Как оценивается труд. Товары и услуги. Благотворительность. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных задач. | Тестирование, решение кроссворда и познавательных задач, терминологический диктант | | Повторить термины и понятия |
5 | Родина | Что значит быть патриотом? | | | 5 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Патриотизм. | Объяснение смысла терминов урока: Родина, Россия, Российская Федерация, русский язык, национальность, страна, государство. Знать, что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в Российской Федерации. ориентироваться в общественной обстановке; проявлять социальную ответственность за свои мыс ли и поступки. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Карта. Картинные репродукции. | П.15 с.156-163 |
| | Символика России | | | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Герб России. Флаг. Государственный гимн. | Объяснение смысла терминов урока: символы государства, герб, флаг, гимн. Знать, что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.16 с.164-173 |
| | Гражданин – Отечества достойный сын | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? | Объяснение смысла терминов урока: гражданин, права, обязанности. Знать, что означает слово «гражданин»; каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства. Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.17 с.174-180 |
| | Мы многонациональный народ | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что говорит закон. Мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность? | Объяснение смысла терминов урока: национальность, Конституция, культура. Знать, что Российская Федерация является многонациональной страной и этот факт закреплен в Конституции РФ. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.18 с.180-190 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Патриотизм. Государственные символы России. Права и обязанности гражданина. Россия – многонациональная страна. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных и творческих задач. | Тестирование, решение кроссворда и познавательных и творческих задач, терминологический диктант. | | Повторить термины и понятия |
6 | Добродетели | Человек славен добрыми делами | | | 4 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит, хорошее. Главное правило доброго человека. | Объяснение смысла терминов урока: добро, мораль. Знать основные правила нравственного поведения в обществе. объяснять, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.19 с.192-199 |
| | Будь смелым | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». | Объяснение смысла терминов урока: смелость, страх. Уметь анализировать поведение окружающих в ситуациях с проявлением риска, страха, смелости; делать выводы, объяснять, может ли быть оправ данным страх, всегда ли уместна смелость, какую роль она играет в жизни человека, всегда ли риск – благородное дело. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.20 с.199-207 |
| | Что такое человечность? | | | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Гуманизм – уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. | Объяснение смысла терминов урока: гуманизм, забота, нравственность. Уметь сформулировать свое определение гуманизма; объяснить, почему необходимо заботиться о слабых. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, строить связанный рассказ. | Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа с текстом учебника по заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач. | Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции. | П.21 с.208-215 |
| Повторение | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе» | | | 1 | Контроль и оценка полученных знаний | Урок-практикум | Общество и человек. Человек-личность. Гражданин и государство. | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных и творческих задач. | Выбрать необходимую информацию. Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант. | | с.218-219 |
| | | | | 34 | | | | | | | |