Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гожанская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» _________/__________/ «___» _________ 2017г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» _____ /Садиокова В.Т./ Приказ № ______ от «___» _________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
6 класса
Разработана учителем
Мелкомуковой О.М.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по обществознанию в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 6 – 9 классы. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Для реализации программы используется учебник Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи курса:
развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления,
развитие способности к самоопределению и самореализации,
освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве,
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
3.Планируемые предметные, личностные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения данного курса являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
4.Содержание учебного предмета
Назвние раздела, темы | Кол- во часов | Содержание учебного предмета | Формы организации урока | Виды учебной деятельности |
Введение в курс | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание» Обществоведение, человек, общество | Урок первичного предъявления новых знаний | Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса, с перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
Человек - личность | 1 | Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность | Урок общеметодологической направленности | Работают над понятием «индивидуальность», приводят конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
Человек познаёт мир | 1 | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Работают над понятием «индивидуальность», приводят конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
Учимся узнавать и оценивать себя | 1 | Самопознание и самооценка. Способности человека. | Урок практикум, общеметодологической направленности | Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
Проверочная работа «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Урок контроля знаний | Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров |
Человек и его деятельность | 1 | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества |
Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Урок общеметодологической направленности | Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. |
Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» | Урок овладения новыми предметными знаниями | Выявляют условия и оценивают качества |
Потребности человека | 1 | Мир мыслей. Мир чувств. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
Учимся размышлять | 1 | Мир мыслей. Мир чувств. | | Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
На пути к жизненному успеху | 1 | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Урок лекции, практикума | Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
На пути к жизненному успеху | 1 | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Урок лекции, практикума | Характеризуют и конкретизируют примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. |
Контрольная работа по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | Закрепление изученного по данной теме. | Урок контроля знаний | Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. |
Межличностные отношения | 1 | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. | Уроки практикума, применения предметных ЗУНов | Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы. |
Учимся взаимодействовать с окружающими | 1 | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовают практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. |
Человек в группе | 1 | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Урок контроля знаний | Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. |
Учимся совместно всей группой делать полезные дела | 1 | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Урок обобщения и систематизация | Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. |
Учимся совместно всей группой делать полезные дела | 1 | Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Урок первичного предъявления новых знаний | Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. |
Общение | 1 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. | Урок общеметодологической направленности | Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения.Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться. |
Учимся общаться | 1 | Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Урок овладения новыми предметными знаниями | . Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться. |
Конфликты в межличностных отношениях | 1 | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт. | Урок практикум, общеметодологической направленности | Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. |
Учимся вести себя в ситуации конфликта | 1 | Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт | | |
Контрольная работа по теме «Человек среди людей» | 1 | Закрепление изученного по данной теме. | Урок контроля знаний | Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения. |
Человек славен добрыми делами | 1 | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Урок общеметодологической направленности | Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности». Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности». |
Учимся делать добро | 1 | Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Урок овладения новыми предметными знаниями | Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило |
Проверочная работа «Нравственные основы жизни» | 1 | Закрепление изученного по данной теме | Урок контроля знаний | Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности». |
Будь смелым | 1 | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. | | Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. |
Учимся побеждать страх | 1 | Смелость и отвага. Противостояние злу. | Урок лекции, практикума | Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. |
Человек и человечность | 1 | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. | Урок лекции, практикума | Раскрывают на примерах смысл понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём. |
Человек и человечность | 1 | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. | Урок общеметодологической направленности | Раскрывают на примерах смысл понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём. |
Итоговая контрольная работа | 1 | Закрепление. Систематизация знаний за курс обществознания | Урок контроля знаний | Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. |
Повторение по главе: «Человек в социальном измерении» | 1 | Закрепление изученного | | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания |
Повторение по главе: «Человек среди людей» | 1 | Закрепление изученного | Урок контроля знаний | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания решают задания |
Повторение по главе: «Нравственные основы жизни» | 1 | Закрепление изученного | Урок обобщения и систематизация | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания |
Подведение итогов | 1 | Закрепление изученного | Урок обобщения и систематизация | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания |
5 . Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов по плану | Прим. сроки проведения | Фактически пров. ур |
1 | Введение в курс | 1 | | |
2 | Человек - личность | 1 | | |
3 | Человке познаёт мир | 1 | | |
4 | Учимся узнавать и оценивать себя | 1 | | |
5 | Проверочная работа «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | | |
6 | Человек и его деятельность | 1 | | |
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | | |
8 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | | |
9 | Потребности человека | 1 | | |
10 | Учимся размышлять | 1 | | |
11 | На пути к жизненному успеху | 1 | | |
12 | На пути к жизненному успеху | 1 | | |
13 | Контрольная работа по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
14 | Межличностные отношения | 1 | | |
15 | Учимся взаимодействовать с окружающими | 1 | | |
16 | Человек в группе | 1 | | |
17 | Учимся совместно всей группой делать полезные дела | 1 | | |
18 | Учимся совместно всей группой делать полезные дела | 1 | | |
19 | Общение | 1 | | |
20 | Учимся общаться | 1 | | |
21 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | | |
22 | Учимся вести себя в ситуации конфликта | 1 | | |
23 | Контрольная работа по теме «Человек среди людей» | 1 | | |
24 | Человек славен добрыми делами | 1 | | |
25 | Учимся делать добро | 1 | | |
26 | Проверочная работа «Нравственные основы жизни» | 1 | | |
27 | Будь смелым | 1 | | |
28 | Учимся побеждать страх | 1 | | |
29 | Человек и человечность | 1 | | |
30 | Человек и человечность | 1 | | |
31 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
32 | Повторение по главе: «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
33 | Повторение по главе: «Человек среди людей» | 1 | | |
34 | Повторение по главе: «Нравственные основы жизни» | 1 | | |
35 | Подведение итогов | 1 | | |