Рабочая программа основного общего образования по обществознанию
для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. – М:
Просвещение, 2014.
2. Обществознание. Человек, природа, общение 6кл. Поурочные разработки. По учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград, 2009
3. О.А. Котова., Т.Е. Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 6 кл. М Просвещение 2007
Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.
4. Степанько С.Н., Обществоведение 6 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2007
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 ч).
Распределение учебного материала в 6 кл.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек в социальном измерении | 12 |
3 | Человек среди людей | 11 |
4 | Нравственные основы жизни | 8 |
5 | Повторение | 2 |
| Итого | 34 |
Содержание курса
6 класс (34 ч)
Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Тема 2. Человек среди людей (11ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Повторение (2ч)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 6 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания в соответствии с ФКГОС ОО | Требования к уровню подготовки учащихся | Информационное сопровождение | Сроки Проведения |
план | Факт |
1. | Вводное занятие. Как работать с учебником? | 1 | Урок изучения нового материала | урок - беседа | Краткая характеристика изучаемого курса. Структура учебника. Как работать с понятиями. | Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. | Электронное приложение к курсу | | |
Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч) |
2-3 | Человек - личность | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Человек растёт и развивается среди людей. Сильная личность – какая она? Личность. Социализация индивида1. Человек, индивид, личность | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
4-5 | Человек познаёт мир | 2 | Комбинированный | Беседа, работа с докумен том | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен Познание мира. Самопознание. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 | Комбинированный | групповая работа | Что такое деятельность. Структура деятельности. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
8-9 | Потребности человека | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | Комбинированный | групповая работа | Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
12-13 | Повторение по теме Человек - личность | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | практикум | Человек – личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность Познание мира | Знать: основные положения по теме урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Электронное приложение к курсу | | |
Раздел 2. Человек среди людей (11 ч) |
14-15 | Межличностные отношения. Отношения между людьми | 2 | Комбинированный | работа с текстом учебника урок – беседа | Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений Семья как малая группа. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. | Знать: основные положения по теме урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
16-17 | Человек в группе | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
18-20 | Общение. Зачем люди общаются | 3 | Комбинированный | урок – беседа практикум | Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото» | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Электронное приложение к курсу | | |
21-22 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | Комбинированный | урок - беседа | Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Электронное приложение к курсу | | |
23-24 | Повторение по теме Человек среди людей | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | практикум | Межличностные отношения Большие и малые группы Общение и его особенности Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Знать: основные положения по теме урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Электронное приложение к курсу | | |
Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8ч) |
25-26 | Человек славен добрыми делами | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Электронное приложение к курсу | | |
27-28 | Будь смелым | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Противодействие злу. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Электронное приложение к курсу | | |
29-30 | Человек и человечность | 2 | Комбинированный | урок – беседа | Гуманизм — уважение и любовь к людям. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Электронное приложение к курсу | | |
31-32 | Повторение по теме Нравственные основы жизни | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | практикум | Добро, смелость, гуманизм | Знать: основные положения по теме урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Электронное приложение к курсу | | |
33-34 | Итоговое повторение | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | практикум | Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни | Знать: основные положения по теме урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Электронное приложение к курсу | | |
Результаты – требования к уровню подготовки в конце 6-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Нравственно-оценочные, личностные действия:
Система оценки планируемых результатов
Стартовая диагностика
Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».
Тематические контрольные работы по классам.
Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
Критерии оценивания | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (удовл.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение -основная часть -заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников