СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс»


Рабочая программа основного общего образования по обществознанию

для 6 класса


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации


Учебно-методический комплекс:

1.Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. – М:

Просвещение, 2014.

2. Обществознание. Человек, природа, общение 6кл. Поурочные разработки. По учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград, 2009

3. О.А. Котова., Т.Е. Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 6 кл. М Просвещение 2007

Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.

4. Степанько С.Н., Обществоведение 6 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2007


Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения

Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 ч).

Распределение учебного материала в 6 кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек в социальном измерении

12

3

Человек среди людей

11

4

Нравственные основы жизни

8

5

Повторение

2


Итого

34













Содержание курса

6 класс (34 ч)

Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)

Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, иг­ра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между дея­тельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Ду­ховный мир человека. Мысли и чувства.

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Тема 2. Человек среди людей (11ч)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающе­му миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояль­ность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хо­рошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к лю­дям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Повторение (2ч)


Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 6 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во уроков

Тип

урока

Форма урока

Элементы содержания в соответствии с ФКГОС ОО

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное сопровождение

Сроки

Проведения

план

Факт

1.

Вводное занятие.

Как работать с учебником?

1

Урок изучения нового материала

урок - беседа

Краткая характеристика изучаемого курса.

Структура учебника. Как работать с понятиями.

Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

Электронное приложение к курсу



Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч)


2-3

Человек - личность

2

Комбинированный

урок – беседа


Человек растёт и развивается среди людей. Сильная личность – какая она? Личность. Социализация индивида1. Человек, индивид, личность

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



4-5

Человек познаёт мир

2

Комбинированный


Беседа, работа с докумен

том

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен Познание мира. Самопознание. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло.


Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



6-7

Человек и его деятельность

2

Комбинированный


групповая работа

Что такое деятельность. Структура деятельности. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



8-9

Потребности человека

2

Комбинированный

урок – беседа


Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Ду­ховный мир человека. Мысли и чувства.


Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



10-11

На пути к жизненному успеху

2

Комбинированный


групповая работа

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу










12-13

Повторение по теме

Человек - личность

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Человек – личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность Познание мира

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Электронное приложение к курсу



Раздел 2. Человек среди людей (11 ч)


14-15

Межличностные отношения.

Отношения между людьми

2

Комбинированный

работа с текстом учебника

урок – беседа


Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений Семья как малая группа. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.


Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



16-17

Человек в группе

2

Комбинированный

урок – беседа


Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



18-20

Общение. Зачем люди общаются

3

Комбинированный

урок – беседа

практикум


Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото»

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Электронное приложение к курсу



21-22

Конфликты в межличностных отношениях

2

Комбинированный

урок - беседа

Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Электронное приложение к курсу



23-24

Повторение по теме

Человек среди людей

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Межличностные отношения

Большие и малые группы

Общение и его особенности Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Электронное приложение к курсу



Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8ч)


25-26

Человек славен добрыми делами

2

Комбинированный

урок – беседа


Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Электронное приложение к курсу



27-28

Будь смелым

2

Комбинированный

урок – беседа


Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Противодействие злу.


Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Электронное приложение к курсу



29-30

Человек и человечность

2

Комбинированный

урок – беседа


Гуманизм — уважение и любовь к людям. Гуманизм — уважение и любовь к лю­дям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.


Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Электронное приложение к курсу



31-32

Повторение по теме

Нравственные основы жизни

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Добро, смелость, гуманизм


Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Электронное приложение к курсу



33-34

Итоговое повторение

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Электронное приложение к курсу



Результаты – требования к уровню подготовки в конце 6-го класса

Интеллектуально-познавательные действия:

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.

  • Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.

  • Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.

Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

  • Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.

  • Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

Нравственно-оценочные, личностные действия:

  • Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.


Система оценки планируемых результатов

Стартовая диагностика

Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».

Тематические контрольные работы по классам.

Текущий контроль.

В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.

Критерии оценивания

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (удовл.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение -основная часть -заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!