2) авторской программы Кравченко А.И. «Обществознание». Программа курса для 8-9 общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации.- М.: «Русское слово», 2006, к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- М.: «Русское слово», 2009.
Количество часов: 35 (в неделю 1 час).
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Характеристи-ка деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. зада-ние | |
| |
Раздел 1. Общество и человек (11) |
-
| Введение.Что такое общество? | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Работа с текстом учебника. | Понятийный диктант. | Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. | §1 | | |
| | | | | | | | | |
-
| Человек, природа, общество. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Понятийный диктант. | Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. | §2 | | |
3 | Типология обществ. | 2 | Урок изуч. нов. матер. Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. | Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. | §3 | | |
| | |
4 | Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами. Знать тенденцию неравномерного развития стран, народов, уметь пояснять ее на конкретных примерах. Пояснять сущность социального прогресса как совокупности экономического, технического, культурного прогресса. Уметь определять путь развития общества. | §4 | | |
5 | Личность и социальная среда. | 1 | Комб. урок | Словарная работа. | Разработать памятку «Как стать личностью». | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. | §5 | | |
6 | Олимпиада | | | | | | | | |
7 | Потребности человека. | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Словарная работа. | Понятийный диктант. | Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности выстраивать пути их удовлетворения. | §6 | | |
8 | Социализация и воспитание. | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Моделирование ситуаций, их анализ. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Характеризовать понятия: социализация, воспитание. Сравнивать воспитание и самовоспитание. Уметь анализировать собственные поступки, поведение окружающих. | §7 | | |
9 | Общение. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Составить схему «Виды межличностного общения». | Знать сущность и роль общения в жизни людей. Уметь анализировать разные формы общения. Сравнивать виды межличностного общения. Иметь навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. | §8 | | |
| | | | | | | | | |
10 | Повторительно - обобщающий. | 1 | Урок повт., обоб-щен. | | Тестирование. | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека. | | | |
|
11 | Что такое экономика? | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Работа с текстом учебника. | Составить схему «Структура экономики». | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Уметь определять должное поведение в экономической сфере предпринимателя, менеджера, наемного работника. Уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества. | §9 | | |
| | | | | | | | | |
12 | Товар и деньги. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Давать определения понятиям: товар, деньги. Уметь называть функции денег. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. | §10 | | |
13 | Спрос и предложение. | 1 | Урок изуч. нов. матер. | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Знать, что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны в рыночной экономике. Объяснять на конкретных примерах взаимосвязь цены, спроса и предложения. | §11 | | |
14-15 | Рынок, цена, конкуренция. | 2 | Комб. урок | Словарная работа. | Составить схему «Виды рынка». | Характеризовать рынок, рыночную экономику. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: конкуренция, монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. | §12 | | |
16 | Предпринимательство. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Высказывать суждения о роли малого бизнеса. | §13 | | |
17 | Роль государства в экономике. | 2 | Комб. урок | Словарная работа. | Понятийный диктант. | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать отдельные виды налогов. | §14 | | |
18 | Бюджет государства и семьи. | 1 | Комб. урок | Работа с информацией, полученной из СМИ. | Составление бюджета семьи, его анализ. | Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Знать отличительные особенности государственного бюджета, способы решения проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета. Уметь анализировать информацию о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. | §15 | | |
19 | Труд. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника, с дополнительным материалом. | Составить схему «Причины безработицы». | Называть нормы правового регулирования трудовых отношений. Уметь анализировать социальные, психологические проблемы безработных, причины безработицы. | §16 | | |
20 | Структура экономики области | 1 | Комб. урок | Работа с интернетом | | | | | |
21 | Становление рыночного общества в России. | 1 | Урок повт., обоб-щен. | | Контроль знаний. | Объяснять роль экономики в жизни общества. Характеризовать сущность и структуру экономики. Приводить примеры воздействия государства на экономику. | | | |
|
22 | Социальная структура. | 2 | Урок изуч. нов. матер. | Работа с информацией, полученной из СМИ | Составить схему «Социальная структура общества». | Объяснять сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. | §17 | | |
| | |
23 | Социальная стратификация. | 2 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Составить таблицу «Критерии соц. стратификации» | Характеризовать социальную дифференциацию. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Давать определения понятиям: социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жтзни. | §18 | | |
| | |
24 | Богатые и бедные. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника, с дополнительным материалом. | Понятийный диктант. Вопросы и задания к параграфу. Практикум | Соотносить образ жизни со способом достижения богатства. Знать проявления неравенства в обществе, сущность богатства и бедности. Уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни. Давать определение понятиям: приличествующий образ жизни, неравенство, богатство, роскошь. Знать, что такое бедность, ее типы. Аргументировать свой взгляд на бедность и возможные пути выхода из нее. Давать определение понятиям: бедность, доход, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, нищета. | §19,20 | | |
| | | | | | | | | |
25 | Этнос: нации и народности. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника, с дополнительным материалом. | Составить таблицу «Признаки этноса». Моделировать ситуации, анализировать их. | Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия. Анализировать различные этнообразующие факторы. Определять сходство и различия между нацией и народность. Грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов, уважительно относиться к их культуре, жизни. | §21 | | |
26 | Межнациональные отношения. | 1 | Комб. урок | Работа с информацией, полученной из СМИ | .Понятийный диктант. Составить схему «Причины межнациональных конфликтов». | Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Давать определение понятиям: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость, толерантность. | §22 | | |
27 | Конфликты в обществе. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Анализ ситуаций. Составить схему «Виды конфликтов». | Называть основные социальные нормы. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Характеризовать структуру конфликта. Давать определение понятиям: конфликт, субъект конфликта, предмет конфликта, виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. | §23 | | |
| | | | | | | | | |
28-29 | Семья. | 1 | Комб. урок | Работа с текстом учебника. | Вопросы и задания к параграфу. Практикум. | Характеризовать семью как фундаментальный институт общества и малая группа. Знать, что такое «нуклеарная семья». Называть причины, повод, мотивы развода. Называть последствия развода, его социальную роль. | §24 | | |
30 | Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства. | 1 | Урок повт., обоб-щен. | | Понятийный диктант, тестирование. | Знать: - основные теоретические положения раздела; -основные понятия. Уметь: - составлять таблицы; - выполнять проблемные задания; - моделировать ситуации и анализировать их. | | | |
31 | Итоговое повторение. | 1 | | | | Подведение итогов изучения курса. | | | |
| Резерв | 3 | | | | | | | |