образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего
образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Программа предназначена для 7 класса
общеобразовательной школы. Образовательная область - обществознание. Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из
расчёта 1 час в неделю.
Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать
свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их
адекватному осуществлению.
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в
классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и
функциях проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком
и государством.
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях;
семейно-бытовых отношениях.
-основные права человека и их отражение в международных документах и Конституции РФ;
-основные понятия курса: права человека, свобода, закон, преступление, правопорядок,
экономика, производство, предпринимательство, деньги, бюджет, экология, природные ресурсы.
- определять причинно-следственные связи, определять сущность изучаемых объектов и явлений;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Форма контроля | Содержание | Д/З | Требования к уровню подготовки учащихся |
-
| Введение | 1 | Вводный урок | | Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста Определение возраста. Особенности подросткового периода. Система ценностей подростка. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. | § 1, опреде-ления в тетради | Уметь работать с аппаратом учебника |
-
| Глава Ι. Личность подростка. Переходный возраст. | 1 | Урок - практикум. | | § 1 | Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл и значение понятий. |
-
| Задачи и трудности подросткового возраста. | 1 | Урок с элементами дискуссии. | Фронтальный опрос, проверка письменной работы | Определение подросткового возраста. Формирование отношений со сверстниками. Подготовка к выполнению социальных ролей взрослого человека. | § 2 | Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте; рассказывать о месте подростка в обществе в различные исторические эпохи. |
-
| Быть взрослым. | 1 | Урок - ролевая игра. | Проверка письменной работы, индивидуальный опрос | Взросление. Вхождение в мир взрослых. возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм Учебник, дополнительный материал и эгоизм. Особенности воспитания подростков. | § 3 | Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество». |
-
| Физические изменения у подростков | 1 | Урок-лекция | Фронтальный опрос | Физические изменения в школьном возрасте. Неравномерность развития подростков. Подростковые комплексы и пути их преодоления. | § 4, вопросы и зад-я к пара-графу | Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами. |
-
| Психологический портрет личности: темперамент и характер | 1 | Урок – проблемная беседа | Понятийный диктант | Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент, характер, способности. Стресс, причины его возникновения у подростков | § 5 |
-
| Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | 1 | Урок – изучения нового материала | Фронтальный опрос | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | § 6, вопросы и зада-ния к пара-графу | Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера; характеризовать психологический портрет своей личности. |
-
| Самооценка личности. | 1 | Урок - практикум. | Фронтальный опрос | Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Низкая и высокая самооценка, их причины и последствия. | § 7, задания к параграфу | Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе. |
-
| Выдающаяся личность. | 1 | Урок - путешествие в историю. | Понятийный диктант, | Выдающиеся личности в истории. Одаренные личности в истории. Факторы влияющие на развитие выдающейся личности. | § 8, | Определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности. |
-
| Лидер и его качества | 1 | Урок - групповая работа. | Фронтальный опрос, проверка письменной работы | Лидер и его роль в обществе. Основные элементы лидерства. Лидер в подростковой среде. Лидерство как совокупность особых качеств личности. Факторы становления личности, Великой личности. Признаки лидерства. Харизматическая личность. Роль лидера в истории и современном мире. | § 9, практикум зад 2 стр. 61 письменно | Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде. |
-
| Обобщающий урок по теме: «Личность подростка» | 1 | Урок – беседа с элементами дискуссии. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | ___ |
-
| Глава ΙΙ. Подросток в социальной среде. Социальная среда подростка | 1 | Работа в группах. | Решение ситуаций. | Понятие социальной среды, её составляющие. Влияние семьи на подростка. Ближайшее окружение подростка – важный фактор становления его личности. | § 10 | Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка. |
-
| Подросток и социальная среда села, района, школы | 1 | Урок – проблемная беседа | Проверка выполнения практического задания | Традиции воспитания у разных этнических групп в разные периоды истории в нашем крае. Молодежные организации региона. | Сообщения | Характеризовать положение подростка в современном российском обществе, описывать образ жизни свой и своих друзей. |
-
| Подросток в группе | 1 | Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии. | Проверка выполнения творческой работы | Определение группы, классификация групп. Человек в группе, законы групп. Соотношение самооценки и влияния группы. Группа - фундамент человеческого общества. | § 11, практикум зад 1,2 письменно | Называть классификацию групп. |
-
| Межличностные отношения. | 1 | Урок - дискуссия. | Проверка выполнения практической работы | Малая группа и межличностные отношения. Факторы, влияющие на межличностные отношения. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. | § 12, вопросы и задания к параграфу устно | Объяснять влияние на подростка отношений в малой группе |
-
| «Мы» и «они». | 1 | Урок - проблемная беседа | Индивидуальный опрос | Непосредственное окружение. Понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие». Нормальное и анормальное поведение. | § 13, | Характеризовать понятия и термины; приводить примеры становления своих чужими и чужих своими. |
-
| Мир знакомых и незнакомых людей. | 1 | Урок - практикум. | Фронтальная беседа | Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки». | § 14, практикум зад 1 письменно | Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях; сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека. |
-
| Социальный портрет молодежи. | 1 | Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии. | Проверка выполнения практического задания | Понятие большой группы. Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Российская молодежь в обществе контрастов. | § 15, сообщение «Проблемы молодежи класса, школы» | Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе. |
-
| Обобщающий урок по теме: «Подросток в социальной среде» | 1 | Урок - дискуссия | Проверка творческого задания | Контроль знаний учащихся. | _______ | |
-
| Глава III. Подросток и закон Юридические границы подросткового возраста. | 1 | Урок - практикум. | Решение ситуативных задач | Понятие «юридических отношений». Несовершеннолетние, их права и обязанности, защита прав ребенка. «Конвенция о правах ребенка». | § 16, задания и вопросы к параграфу | Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека. |
-
| Подросток как гражданин. | 1 | Урок - практикум с элементами лекции. | Фронтальный опрос | История развития гражданских прав. Основные конституционные права и обязанности. Российское гражданство, пути его получения. Подросток, его гражданские права и свободы. | § 17, стр. 37-38 | Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями. |
22 | Подросток и его права. | 2 | Урок - проблемная беседа. | Инд. опрос, письменное задание. | Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка. | § 18, зад 3,4 стр.39-40 | Объяснять значение понятия «права человека»,объяснять пути реализации прав подростка. |
23 | Опасный путь преступной жизни. | 1 | Урок – беседа. | Индивидуальная беседа | Причины противоправного поведения. преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами. | § 19, вопросы и задания к парагра-фу | Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов. |
24 | Глава IV Образ жизни подростка Подросток в обществе риска | 1 | Урок - практикум. | Фронтальный опрос. | Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности. | § 20, практи-кум зад 2 письмен-но | Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним; характеризовать подростковые ситуации риска. Характеризовать причины противоправного поведения, знать и объяснять принципы уголовного права. |
25 | Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе. | 1 | Урок – проблемная беседа | Проверка творческих письменных заданий | Источники риска в нашем селе. Состояние законности и правопорядка в нашем районе, городе, селе. | Повто-рить понятия |
26-27 | Проблема одиночества | 1 | Урок – размышление | Индивидуальный опрос | Подростковое одиночество. Его причины. Специфика подросткового одиночества. Депрессия. Причины её появления | § 21, вопросы к параграфу | Высказывать суждение о причинах подростковой непредсказуемости; характеризовать пути выхода из состояния одиночества. |
28 | Подростковая культура. | 1 | Урок дискуссия, решение ситуативных задач. | Фронтальный опрос | Подростковая культура, её особенности. Система ценностей подростков. Уникальность подросткового общества и культуры. | § 22, практикум | Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой. |
29 | Образ жизни. | 1 | Урок проблемная беседа | Проверка практического задания | Образ жизни человека, семьи, народа. факторы влияющие на образ жизни. Характерные черты образа жизни разных народов. | § 23, практи-кум зад.2,3 | Определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменения; приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества. |
30 | Досуг и отдых. | 1 | Урок - практикум. | Проверка практического задания | Понятие и основные характеристики досуга. Культурный досуг. досуг и отдых российских подростков. Досуг и отдых как часть повседневного образа жизни – важная характеристика личности. | § 24, подгото-вить сообщение «Библио-тека моего села» | Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек). |
31 | Развитие спорта. | 1 | Урок - проблемная беседа. | Проверка творческого задания | Определение спорта. Профессиональный и любительский спорт. Спорт и молодежь. пассивный образ жизни, его отрицательные последствия. | § 25, практи-кум | Объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни. |
32 | Глава V Подросток и его жилая среда Город и село | 1 | Урок - размышление | Проверка практического задания | Эволюция города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Отличие города от села. | § 26-27 практи-кум | Объяснять роль влияния социальной среды на подростка |
33 | Мой дом, моё жилище | 1 | Урок – проблемная беседа | Фронтальный опрос. | Пространство обитания. Виды территорий. Эволюция жилища. Район проживания. Наши соседи. | § 28-29, подготовка к обобщаю-щему уроку |
34 | Обобщающий урок. Влияние социальной среды на подростка. | 1 | Урок - практикум. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Влияние социальной среды на подростка. Образ жизни подростка и его изменение. построение позитивных межличностных отношений. | Подго-товка к итоговому уроку | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Фронтальный опрос | Повторение пройденного материала. | ___ | |
| Всего: | 35 | | | | | |