Пояснительная записка по обществознанию 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством
образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных
учреждений», Москва «Просвещение», 2010.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические,
экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему,
рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации
гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового
возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-
общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного
на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными
группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Реализация рабочей программы способствует:
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным
нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего
изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и
самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и
государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой
сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Примерная программа выполняет две основные ф у н к ц и и.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации
учащихся.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы,
их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и
письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля
являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу изученному за курс 6 класса
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам
курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Содержание курса
Тема 1. «Человек»
Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять
на наследственность. Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли
самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты
способен.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Что человек чувствует, о чем размышляет. Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Тема 2. «Семья»
Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Делу время — потехе час. Что такое
свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 3. «Школа»
Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и
другие ребята. Слово не воробей.
Тема 4. «Труд»
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха.
Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 5. «Родина»
Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата
с краю? Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России.
Что такое национальность.
Тема 6. «Добродетели»
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь
к людям. Прояви внимание к старикам.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной
жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите
лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
№ урока | Раздел программы (блок) Тема урока | Тип урока | УУД | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | Домашнее задание | Дата |
| | | Предметные | Метапредметные | Личностные | | |
1 | Вводный урок | Урок изучения нового материала | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | Работа с текстом учебника | Устный опрос |
| Глава 1 Человек в социальном измерении | | | | | | |
2-3 | Человек-личность | Комбинированный урок | Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности Формулировать, что такое индивид, индивидуальность, личность и какие качества человека необходимы для успешной деятельности человека. Сравнивать особенности качеств индивида, индивидуальности, личности. Оценивать роль личности в развитии общества. | Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «личность», «индивидуальность», «сильная личность» Иллюстрировать конкретными примерами влияние личности на процесс развития общества. Уметь составлять рассказы по рисункам | Усвоить, что человек существо биосоциальное и одним из важных вопросов жизни челевека является процесс формирования и развития качеств сильной личности. Понимать, что развитие своих личностных качеств необходимо не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки. Развивать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания. |
4 | Человек познает мир | Комбинированный | Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение самооценки в развитиии способностей человека. Формулировать, что такое самосознание, способности человека, и какие способности могут проявлятсяв раннем возросте. Оценивать роль творчества, труда в развитии человека. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; способствовать в повседневной жизни развитию способностей | Понимать, что правильная самооценка, есть вера в собственные силы, достижение высоких результатов деятельности. Развитие качества человека познающего | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания |
5 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | Урок практикум | Характеризовать основные положения темы «Человек познает мир»; анализировать, свои поступки, понимать причины произошедших перемен в себе,делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Воспитание бережного отношения к своим способностям, умение признавать свои промахи и неудачи | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | |
6 | Человек и его деятельность | Комбинированный | Характеризовать понятие «деятельность». Показывать роль и значимость различных форм деятельности в жизни любого человека. Сравнивать жизнь животных и человека. Характеризовать структуру деятельности.Описывать занятия людей | Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. Выражать собственную точку зрения на значение различных форм | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. |
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | Комбинированный | Характеризовать основные положения темы «Деятельность»; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Показывать на конкретных примерах из жизни пути достижения. Оценивать собственные результаты деятельности | Учимся правильно организовывать свою деятельность, научиться не причинять своими действиями неудобства другим людям, быть тактичными в своих поступках | 3, вопросы стр. 33 | Опрос. Творческие работы. Накопительная система – рабочего портфолио. |
8 -9 | Потребности человека | Комбинированный | Объяснять основные положения урока: - нужда человека в чем-то - это и есть потребность; - потребности человека зависят от условий, в которых живут люди; - потребности лежат в основе направленности и побуждений личности, стимулируют ее поступки и поведение. - анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий; - характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия | Показывать на конкретных примерах, что потребности человека играют важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «Потребности». Иллюстрировать конкретными примерами материальные и духовные потребности. Уметь составлять рассказы по рисункам. | Развитие и проявление нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств. Понимать важность мыслительного процесса и его результата, как составляющей части духовного мира человека. | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды». | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио |
10-11 | На пути к жизненному успеху | Проблемный урок | Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. Раскрывать значение труда в развитии человека. | Составлять рассказы: -Готовимся выбирать професси; -Учимся быть успешными | Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. |
12 | Человек в социальном измерении | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости познания мира для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность в человеческой деятельности. | Воспитание трудолюбия, нетерпимость к вредным привычкам | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении | Комбинированный | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика | Воспитание ответственности, умение учиться | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. |
14-15 | Межличностные отношения | Комбинированный | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми. Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения | Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы | Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. |
16-17 | Человек в группе | Комбинированный | Характеризовать основные понятия темы: малая группа, формальные отношения, неформальные отношения, анализировать текст; составлять рассказ по проблемным вопросам; извлекать нужную информацию из дополнительного материала и составлять развернутые ответы | Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах применения санкций и особенностей лидерства в группе. | Воспитание ответственности, уважения и терпимости к другим группам, умения совместно всей группой делать полезные дела | Решение познавательных задач | Тестовые задания, доклады, рисунки |
18-19 | Общение | Проблемный урок | Объяснять значение общения как обмена между людьми определенными результатами их психической деятельности, понимать что такое культура общения, гуманизм, межличностные конфликты | Уметь объяснить, что благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения , усваивают правила поведения, применяют их на практике, показывать , почему общение необходимо человеку. | Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка, осваивать культуру общения, понимать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми, развивать умение в разрешении конфликтов. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Презентации, рисунки |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | | Давать характеристику межличностным конфликтам | Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | Устный опрос |
22 | Практикум.«Человек среди людей» | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Составлять схемы «Малые группы в нашем классе», составлять словесный портрет, использовать условные языки. | Проявлять добрую волю, настойчивость при общении. Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач | творческие работы |
23 | Повторитльно- обобщающий урок «Человек среди людей» | Тестовая работа | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь работать с тестовыми заданиями различных типологий по теме «Человек среди людей» | Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка | Решение познавательных задач | Тестовые задания |
24-25 | Человек славен добрыми делами | Урок изучения нового материала | Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль Объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках | Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла. | Проявление внимания и заботы к близким людям, использование добрых слов, укрепление морального духа. | Решение познавательных задач | Рисунки, творческие работы |
26-27 | Будь смелым. | Комбинированный | Объяснять смысл понятия «страх» и как ему противостоять. Рассказывать о смелых людях, выделять их положительные качества Объяснять, высказывать свои предположения, что может помочь в воспитании смелости. | Иллюстрировать на конкретных примерах проявления смелости, преодоления страха. Анализировать ситуации из собственной жизни, выступать с речью в защиту смелости. | Воспитывать смелость, умение справляться со своими страхами | Моделирование ситуаций и их анализ. | Рисунки, доклады, презентации |
28-29 | Человек и человечность | Комбинированный | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма | Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека. | Воспитывать уважительное, доброе отношение к старикам, уважение и любовь к людям | Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос, рисунки, доклады |
30-31 | Нравственные основы жизни | Практикум | . Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Анализировать поведение, поступки людей с точки зрения добра, гуманного, нравственного отношения к ним. | Воспитывать потребность в добрых делах, проявление инициативы с целью оказания помощи близким . знакомым людям | Моделирование ситуаций и их анализ. | Творческие работы, презентации, рисунки |
32 | Нравственные основы жизни | Тестовая работа | . Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, решения тестовых заданий | | Умение работать с тестовыми заданиями | Тестовые задания |
33 | Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс | Урок-практикум | Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог | Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике | Воспитание ценностных ориентиров. | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности | Творческие работы ( презентации, рисунки, сочинения эссе, доклады). |
34-35 | Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс | Тестовая работа | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. | Умение работать с различными видами тестовых заданий различной сложности | Воспитание ценностных ориентиров. | | Тестовые задания |
Литература и учебно-методическое обеспечение
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,
2008;
Обществоведение. 6 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.
Государственный образовательного стандарта
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществоведение. Человек, природа, общение: 6 класс. - М.: Просвещение, 2009;
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Методические рекомендации к учебнику
Просвещение, 2009;
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, природа, общение: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2009.
Примерная программа по обществознанию МО РФ 2004
Авторская программа под редакцией Л. Н. Боголюбова,
Декларация прав ребёнка
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция РФ
Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: методические разработки социально-психологических тернингов. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1996.
Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга. - М.: Международная педагогическая академия, 1998г.