Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017г |
Рабочая программа
Искусство (Музыка и ИЗО)
для 9 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Искусство (Музыка и ИЗО) для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Формирование музыкальной культуры обучающихся 9 классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого характера.
При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе (формирование интереса и любви к музыкальному искусству, осознания связи его с жизнью, сообщение учащимся знаний, облегчающих понимание языка музыки и т. д.) в среднем звене ОУ работа на уроках музыки приобретает обучающую направленность и, как следствие, поднимает на новый уровень общение учителя и обучающихся – это уже прямое сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем при чутком отношении педагога к вкусам, интересам и потребностям учащихся.
Цель - передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности обучающегося.
Задачи программы.
1. Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт;
2. Создание необходимой базы для музыкального самообразования и самовоспитания.
3. Сообщение специальных знаний и обучение способам музыкальной деятельности.
4. Совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке различных стилей и жанров, желания слушать и исполнять её.
5. Приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной музыки.
6. Формирование интереса к пению, хоровому исполнительству.
7. Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной грамоты.
8. Активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях, в деятельности классного и школьного коллективов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обчающиеся должны знать:
специфику музыки как вида искусства;
· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
· основные жанры народной и профессиональной музыки;
· многообразие музыкальных образов и способов их развития;
· основные формы музыки;
· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Обучающиеся должны уметь:
· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
· выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
· исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
· сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
· сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Учебно – тематический план предмета Искусство (Музыка и ИЗО)
9 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | В том числе, час |
Теория | Практика | Контроль |
1. | Что такое музыка сегодня | 10 | 10 | | |
2. | Человек в музыке | 10 | 10 | | |
3. | Новые музыкальные взаимодействия | 14 | 14 | | |
Итого | 34 | 34 | | |
Содержание рабочей программы предмета Искусство (Музыка и ИЗО)
9 класс
Что такое музыка сегодня (10 часов)
Русская музыка с древнейших времен до конца XIX века. Русская музыка первой половины XIX века. (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Русская музыка второй половины XIX века (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков) Русская музыка XX века А. К. Лядов, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Развитие отечественной музыки в е годы. С. С.Прокофьев. Д. Д.Шостакович, А. И.Хачатурян, Г. В. Свиридов. Художественный образ – стиль – язык. Основные представители русского музыкального авангарда. Современное композиторское творчество. Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Человек в музыке (10 часов)
Человек в музыке. Виды музыки в современном мире. О любительской музыке. Авторская песня. Рок-музыка: история становление. Рок - музыка: лидеры и аутсайдеры. Популярная музыка современности. Портрет композитора в литературе и кино.
Новые музыкальные взаимодействия (14 часов)
Новые музыкальные взаимодействия. Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна? Новая жизнь «старой музыки». О музыке «легкой» и «серьезной»: история. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелища. Зачем мы ходим на концерт. Музыкальная сцена сегодня. Выход за пределы сцены.
Методические пособия для учителя
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 9 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
Аудио приложение к учебнику mp3, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
Дополнительная литература
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (Музыка и ИЗО)
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 34
Класс 9
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
Учебник «Музыка». Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 9 класс. М. «Дрофа» 2004 г.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные понятия | Ожидаемый результат |
1 | Что такое музыка сегодня (10 часов) | Что такое «музыка сегодня»? | 07.09.17 | | | Сформулировать понятие «любительская музыка» и найти ответ на вопрос «В чём заключается секрет популярности любительской музыки?». |
2 | О понятии «Современная музыка» | 14.09.17 | | |
3 | Почему меняется музыка? | 21.09.17 | | |
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 28.09.17 | | |
5 | Русская музыка с древнейших времен до конца XIX века | 05.10.17 | | |
6 | Русская музыка первой половины XIX века. (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский) | 12.10.17
| | | Сформулировать ответ на вопрос: «Какие качества сближают авторскую песню и любительскую музыку?» |
7 | Русская музыка второй половины XIX века (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков) | 19.10.17
| | |
8 | Новая жизнь старой музыки | 26.10.17 | | |
9 | Современное композиторское творчество. | 09.11.17
| | Композитор |
10 | Виды музыки в современном мире | 16.11.17 | | |
11 | Человек в музыке (10 часов) | Художественный образ – стиль – язык. | 23.11.17
| | Авангард |
12 | О любительской музыке | 30.11.17 | | | Объяснить выбор произведений, предлагаемых к прослушиванию на данном занятии. Какие критерии были основными при их отборе? |
13 | Музыка и музицирование | 07.12.17 | | Музицирование |
14 | Авторская песня | 14.12.17 | | Автор |
15 | Герой авторской песни | 21.12.17 | | |
16 | Рок-музыка: история становление. | 28.12.17 | | Рок |
17 | Рок - музыка: лидеры и аутсайдеры. | 11.01.18
| | Лидер, аутсайдер |
18 | Популярная музыка современности. | 18.01.18 | | |
19 | Портрет композитора в литературе и кино. | 25.01.18 | | |
20 | О музыке «легкой» и «серьезной»: история | 01.02.18
| | |
21 | Новые музыкальные взаимодействия (14 часов) | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 08.02.18
| | | Обосновать ответ на вопрос «Кажется ли тебе удачным выражение «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Объяснить выбор предложенных на занятии музыкальных произведений. |
22 | Стилевые взаимодействия | 15.02.18 | | Стиль |
23 | Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелища | 22.02.18
| | |
24 | Развитие отечественной музыки в е годы. С. С.Прокофьев. Д. Д.Шостакович А. И.Хачатурян, Г. В. Свиридов. | 01.03.18
| | | |
25 | Зачем мы ходим на концерт | 15.03.18 | | | Проанализировать высказывание В. Астафьева. Дать сравнительный анализ прозвучавшим на занятии музыкальным отрывкам. |
26 | Музыкальная сцена сегодня | 22.03.18 | | |
27 | Выход за пределы сцены | 05.04.18 | | |
28 | Философские воззрения в мире музыке. (К проблеме философии в музыке) Происхождение музыки. | 12.04.18
| | |
29 | Сущность музыки. | 19.04.18 | | |
30 | Музыка как ценность жизни. | 26.04.18 | | |
31 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | 03.05.18 | | |
32 | Введение. Новые технологии и музыка. Звукозапись. |
10.05.18 | | |
33 | Перспективы развития информационных технологий в музыке | 17.05.18
| | | |
34 | Обобщение пройденного мат-ла | 24.05.18 | | | |
20