МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
___________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2016 года № 123
Рабочая программа
по музыке для 5 класса
Количество часов: 34
Учитель: Пасовец Людмила Викторовна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
- ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 (изменения от 31.12.2015г №1577);
- основная образовательная программа ООО для 5 - 6 класса (Приказ от 31.08.2016 № 122);
- план внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год (Приказ от 22.06.2016г № 105;
- годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год (Приказ от 31.08.2016 № 122);
- Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Искусство. Музыка 5 – 9 классы (авторы: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Цель программы: Духовно – нравственное воспитание пятиклассников в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В данной программе заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В области личностных результатов:
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
-совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными навыками и умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкальных творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ объективной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение отличать главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- знание имён композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a”capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
3. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.
Музыка и литература – 22 часа
Что роднит музыку с литературой. Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы. Песня – самый распространенный жанр музыкально – литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Романс – лирическое стихотворение. Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе литературных источников. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. История развития оперного искусства. Синтез искусств в опере. История развития балета. Музыка в театре, кино, на телевидение.
Формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности:
Различать характерные признаки видов искусства. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. Понимать единство истоков различных видов искусства. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника. Участвовать в коллективном обсуждении по теме урока. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. Рассказывать о народной музыке своего региона. Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы к изучаемой музыке. Рассуждать о яркости, контрастности образов в музыке.
Выявлять круг музыкальных образов и различных музыкальных произведений.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях различного смыслового и эмоционального содержания. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образца.
Музыка и изобразительное искусство 12 часов
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Песенность, знаменный распев. Песнопение, пение акапелла. Солист. Орган. Исторические события, картины природы. Характеры и портреты людей в различных видах искусства.
Кантата, триптих. Музыкальные формы. Принцип контраста, повтор. Виды хоров. Мужские и женские голоса. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжные песни. Можем ли мы услышать живопись.
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия, рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Симфонический оркестр и симфоническая музыка. Группы инструментов оркестра. Тембры инструментов. Концертная симфония. Жанр Симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпритация. Ансамбль. Квинтете. Жанры музыки (сюита, прелюдия). Фреска, орнамент. Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Выдающиеся дирижеры.
Органная музыка. Католический собор. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония, фуга. Композиция. Форма. Живописная музыка, цветовая гамма. Звуковая палитра. Жанр Соната. Особенности импрессионизма. Стили живописи. Импрессионизм в музыке. Язык искусства. Джазовые ритмы. Жанры музыкального и изобразительного искусства.
Формы организации учебных занятий: урок – диалог, урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков, комбинированный урок.
Основные виды учебной деятельности:
Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» с учетом критериев, представленных в учебнике. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи с учетом критериев, представленных в учебнике. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. Импровизировать, передавая характерные интонации заданного музыкального образа. Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.
4. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов по разделу, теме | Дата проведения |
1 | «Музыка и литература» | 22 | 02.09.16 – 17.02.17 |
1 | Музыка рассказывает обо всём. | 1 | 02.09 |
2 | Истоки . | 1 | 09.09 |
3 | Искусство открывает мир. | 1 | 16.09 |
4 | Искусства различны, тема едина. | 1 | 23.09 |
5 | Два великих начала искусства. | 1 | 30.09 |
6 | «Стань музыкою слово! » | 1 | 07.10 |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией. | 1 | 14.10 |
8 | Песня – верный спутник человека. | 1 | 21.10 |
9 | Песни донских казаков. | 1 | 28.10 |
10 | Мир русской песни. | 1 | 11.11 |
11 | Песни народов мира. | 1 | 18.11 |
12 | Романса трепетные звуки. | 1 | 25.11 |
13 | Мир человеческих чувств. | 1 | 02.12 |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | 1 | 09.12 |
15 | Что может изображать хоровая музыка. | 1 | 16.12 |
16 | Заключительный урок по теме: Хоровая музыка. | 1 | 23.12 |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки. | 1 | 13.01 |
18 | Из чего состоит опера. | 1 | 20.01 |
19 | Единство музыки и танца. | 1 | 27.01 |
20 | «Русские сезоны в Париже. | 1 | 03.02 |
21 | Музыкальность слова. | 1 | 10.02 |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе. | 1 | 17.02 |
2 | «Музыка и изобразительное искусство» | 12 | 03.03.17 – 26.05.17 |
23 | Живописность искусства. | 1 | 03.03 |
24 | «Музыка – сестра живописи». | 1 | 10.03 |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 | 17.03 |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | 1 | 24.03 |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов. | 1 | 07.04 |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов. | 1 | 14.04 |
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок. | 1 | 21.04 |
30 | Сказочные герои в музыке. | 1 | 28.04 |
31 | Тема богатырей в музыке. | 1 | 05.05 |
32 | Что такое музыкальность в живописи. | 1 | 12.05 |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» . | 1 | 19.05 |
34 | Обобщающий урок по разделу: «Музыка и изобразительное искусство» | 1 | 26.05 |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
учителей гуманитарного цикла _________/ Петренко Н.В./
МБОУ УБСОШ « 30 » августа 2016г.
от «29 » августа 2016г № 1
Руководитель МО
__________/Разуваева И.Ю./