Пояснительная записка
Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Цель и задачи учебного предмета
Изучение музыки во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.
Задачи:
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
• развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса «Музыка» во 2 классе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
В 2 классе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала обучающихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки ХХ столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа музыкальных произведений, понимания роли музыкального искусства в жизни общества.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, проектная деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В основной школе музыка относится к числу обязательных базовых предметов, т.е является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Деятельность МОБУ «Смольненская ООШ» в обучении музыке должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки во 2 классе:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов МОБУ «Смольненская ООШ» предоставляет ученику возможность научиться:
• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере:
— применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В разделе «Россия - Родина моя» (3 ч) учащиеся знакомятся с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России. Воспитание патриотизма авторы УМК считают одним из важных гуманистических качеств личности. Поэтому и введение ребенка в мир музыкальной культуры начинается на уроках музыки с русской музыки.
Знать понятия: Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш, гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры.
В разделе «День, полный событий» (6 ч) второклассники проживают день с утра до вечера вместе с детскими образами из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева. Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.
Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации, устройство фортепиано; значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист., Знать понятия: песенность, танцевальностъ, маршевость, мелодия, регистр. Знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный). Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление. Знать: понятия: темп, динамика, фраза; отличительные черты колыбельной песни
Уметь характеризовать их выразительные возможности, определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера, называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев
Раздел «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч) решает задачу бережного прикосновения детей к сокровищам музыки религиозной традиции - колокольными звонами, народными песнопениями, знакомит их со святыми земли Русской - Александром Невским, Сергием Радонежским, дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви как Рождество Христово. Заметим, что изучение духовной музыки в начальной школе осуществляется в опоре на музыкальный фольклор и классическую музыку.
Знать: колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; -понятие голоса-тембры. Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения. Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Знать понятия: композиторская музыка, народные песнопения, церковные песнопения.
Уметь называть имена святых, проводить интонационно-образный анализ
прослушанной музыки; - характеризовать произведения П. И. Чайковского
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»! (4 ч) раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр, народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.
Знать понятие вариации, понятие фольклор, понятие музыка в народном стиле. Знать историю и содержание народных праздников.
Уметь: -определять на слух русские народные инструменты; -импровизировать в игре на народных инструментах, сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст, уметь выразительно исполнять обрядовые песни
«В музыкальном театре» (6 ч) школьники побывают вместе с персонажами детской оперы-сказки - «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила» балета «Золушка» С. Прокофьева.
Знать понятия: опера, музыкальный театр, балет. Знать знаменитые театры оперы и балета всего мира. Знать понятия: оркестр, дирижер, солист, хор, контраст, увертюра, финал., трио, хор, балерина, танцор, кордебалет.
Уметь «элементарно» дирижировать музыкой, проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов.
Раздел «В концертном зале» (3ч) предполагает «посещение» детьми концертов камерной и симфонической музыки - симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.
Знать: -понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; инструменты симфонического оркестра, опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.
Уметь: различать на слух инструменты симфонического оркестра; следить по партитуре за развитием музыки; выделять изобразительность и выразительность в музыке, проводить интонационно образный анализ музыки; выделять изобразительность и выразительность в музыке, сравнивать музыкальные произведения.
Изучая завершающий раздел учебников «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)», школьники войдут в творческие мастерские композиторов и исполнителей, прикоснуться к тайнам создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей, а также расширят свой слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт. В этом разделе продолжаются их встречи с музыкой различных композиторов прошлого и настоящего времени - И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент. изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст, песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель, понятие музыкальный лад; интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.
Уметь анализировать произведения, на слух определять мажор и минор; называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности, различать на слух тембры инструментов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 3 ч. |
2 | День, полный событий | 6 ч. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч. |
5 | В музыкальном театре | 6 ч. |
6 | В концертном зале | 3 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Название темы | Вид занятия | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
1.Раздел «Россия-Родина моя» (3 ч.) |
1.1 | Мелодия | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки | Усвоение музыкальных терминов: песня, мелодия, аккомпанемент Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов. Исполнение песенного репертуара. | | |
1.2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия! | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов. Исполнение песенного репертуара с выбором солистов, по группам; Взаимооценка и самооценка вокальной деятельности. | | |
1.3 | Гимн России | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Закрепление музыкальных терминов: песенность, мелодия, песенный характер. Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов. Исполнение песенного репертуара. | | |
2 Раздел «День полный событий» (6 ч.) |
2.4 | Музыкальный инструмент -фортепиано | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Интонационно-образный анализ: Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. | | |
2.5 | Природа и музыка. Прогулка | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Интонационно-образный анализ: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | | |
2.6 | Танцы, танцы, танцы... | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки Интонационно-образный анализ | Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе). | | |
2.7 | Эти разные марши | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. | Интонационно-образный анализ: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. | | |
2.8 | «Расскажи сказку» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. | | |
2.9 | Колыбельные | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Подбор слов к мелодии. Игра на музыкальных инструментах. Пластическое интонирование. | Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). | | |
3 Раздел «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч.) |
3.10 | Великий колокольный звон | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки, | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческие задания из рабочей тетради | | |
3.11 | Святые земли Русской. Князь А.Невский, | Комбинированные уроки | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
3.12 | Святые земли Русской. Сергий Радонежский | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
3.13 | Молитва | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
3.14 3.15 | Рождество Христово | Комбинированные уроки | 2 | Исполнение рождественских песнопений | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности . Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
3.16 | «О России петь -что стремиться в храм...» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание и исполнение музыки и песен, наиболее понравившихся во II ч. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности . Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
4 Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
4.17 | Русские народные инструменты | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Импровизирование на шумовых инструментах. | Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
4.18 | Фольклор - народная мудрость | Комбинированный урок | 1 | . Слушание русских и казачьих народных песен. | Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
4.19 | Музыка в народном стиле | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки | Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.20 | Обряды и праздники русского народа | Урок с использованием ИКТ | 1 | | Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
« В музыкальном театре» (6 ч.) |
4.21 | Детский музыкальный театр. Опера | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.22 | Балет | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание сцены бала из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.23 | Театр оперы и балета | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки, интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.24 | Волшебная палочка | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Дирижирование музыкой разного характера. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.25 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. | | |
4.26 | В музыкальном зале | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. | | |
5 Раздел «В концертном зале» (3 ч.) |
5.27 | Симфоническая сказка | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Знать названия и звучание инструментов симфонического оркестра Рассказать об интонационной природе музыки, приёмах её развития: (повтор, контраст) | | |
5.28 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Назвать музыкальные портреты и образы в фортепианной музыке. Контраст. Провести интонационно-образный анализ музыки. | | |
5.29 | Звучит нестареющий Моцарт! | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Провести интонационно-образный анализ музыки. | | |
6 Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.) |
6.30 | Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов, а также музыкальные средства выразительности (Лад, темп, интонации, динамика и т.д) Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
6.31 | Все в движении | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. | Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Прослушивание пьесы Г. Свиридова « Тройка» | | |
6.32 | Музыка учит людей понимать друг друга | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
6.33 | Два лада | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. | Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) Выполнение творческие задания из рабочей тетради. | | |
6.34 | Могут ли иссякнуть мелодии? | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) | | |
Итого 34 часа |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся 2 класса научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Обучающийся 2 класса получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района;
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебно – методическое обеспечение процесса
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Уроки музыки 1-4 классы: поурочные разработки / Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. М.: Просвещение, 2013г.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для учащихся 1- 4 класс. – М.: Просвещение, 2015г.
3. Рабочие программы. Предметная линия учебников Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. 1-7 класс :пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. М.: Просвещение, 2013г.
2. Информационно – коммуникативные средства
1. Фонохрестоматия к предмету «Музыка» (На СД дисках.)
2.Комплекс уроков по музыке по программе Е.Д. Критской с 1 - 4 класс на СД дисках.
3.Технические средства обучения
1.Музыкальные инструменты.
2.Магнитная доска.
3.Персональный компьютер.
4. Телевизор
5. Проектор
Интернет – ресурсы
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.e-osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].
8