Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Лысьвенский филиал
(ЛФ ПНИПУ)
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
доктор техн. наук
________________ Н.В. Лобов
«____» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
Форма обучения - очная
Закреплена за ПЦК: естественнонаучных дисциплин
Курс: 1 Семестр: 1
Трудоёмкость:
Максимальная учебная нагрузка студента: 60 часов
Виды контроля:
Экзамен 1 семестр
Лысьва, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «28» июля 2014 г. № 832 номер Государственной регистрации «33638» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);
Базового учебного плана очной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), утвержденного «20» мая 2015 г.
Разработчик: преподаватель 1 категории ФСПО ЛФ ПНИПУ | Е.Л. Федосеева |
| |
Рецензент: доцент кафедры ЕН ЛФ ПНИПУ | Е.А. Чубарова |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии естественнонаучных дисциплин (ПЦК ЕНД) «20» мая 2015 г., протокол № 09.
Председатель ПЦК ЕНД | Е.Л. Федосеева |
Рабочая программа одобрена методическим советом ЛФ ПНИПУ «___»__________20__г., протокол № _____.
Председатель методического совета ЛФ ПНИПУ | О.В. Рыданных |
СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника УОП ПНИПУ | В.А. Голосов |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Квалификация - бухгалтер.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Математика входит в математический и общий естественнонаучный цикл ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Предшествующей дисциплиной является Математика, изученная в школе. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины Математика, могут быть использованы при изучении дисциплин Финансы, денежные обращения и кредит; Налоги и налогообложение.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель учебной дисциплины – формирование знаний в области основ высшей математики, теории вероятностей, развитие логического и алгоритмического мышления, необходимого для решения задач по специальности, приобретение умений применять эти знания.
Задачи освоения учебной дисциплины:
формирование основ математической культуры;
привитие первоначальных навыков и умений по применению математических методов в профессиональной деятельности;
подготовка базы для изучения дисциплин, применяющих математические методы.
2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина обеспечивает расширение и углубление части компетенций:
2.1 Требования к компонентному составу компетенций
Формулировка компетенции | Перечень компонентов |
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | В результате освоения дисциплины студент Умеет организовывать и проводить самооценку выполненных внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умеет формировать отчётные документы по выполненным внеаудиторным самостоятельным работам по дисциплине |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий | Умеет использовать информационные технологии при выполнении задач в профессиональной деятельности |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Умеет самостоятельно заниматься самообразованием в области математики |
2.2 Дисциплинарная карта компетенций ПК 1.1 – ПК 1.4
Формулировка компетенции | Формулировка дисциплинарной части компетенции |
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: |
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета | ПК 1.1 – ПК 1.4.ЕН. 01. Применять математические знания для обработки информации |
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 1.1 – ПК 1.4.ЕН.01
Перечень компонентов | Виды учебной работы | Средства оценки |
В результате освоения дисциплины студент знает: | Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену. Подготовка к занятиям | Тестовые вопросы для текущего контроля Устный опрос Вопросы к экзамену. |
2.3 Дисциплинарная карта компетенции ПК 2.1-2.4
Формулировка компетенции | Формулировка дисциплинарной части компетенции |
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации | ПК 2.1.-2.4. ЕН.01. Соблюдать алгоритм действий для решения профессиональных задач |
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 2.1.-2.4. ЕН.01
Перечень компонентов | Виды учебной работы | Средства оценки |
В результате освоения дисциплины студент знает: | Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену. Подготовка к занятиям | Тестовые вопросы для текущего контроля Устный опрос Вопросы к экзамену |
умеет: | Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену | Выполнение практических работ и текущих контрольных работам Вопросы к экзамену. |
владеет | Практические работы. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену | Выполнение контрольной работы. Вопросы к экзамену. |
2.4 Дисциплинарная карта компетенции ПК 3.1-3.4
Формулировка компетенции | Формулировка дисциплинарной части компетенции |
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям | ПК 3.1.-3.4. ЕН.01. Применять математические методы при проведении расчетов с различными организациями |
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 3.1.-3.4. ЕН.01
Перечень компонентов | Виды учебной работы | Средства оценки |
В результате освоения дисциплины студент знает: основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену. Подготовка к занятиям | Тестовые вопросы для текущего контроля Устный опрос Вопросы к экзамену. |
2.5 Дисциплинарная карта компетенции ПК 4.1-4.4
Формулировка компетенции | Формулировка дисциплинарной части компетенции |
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности | ПК 4.1.-4.4. ЕН.01. Использовать возможности математики при составлении и использовании бухгалтерской отчётности |
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 4.1.-4.4. ЕН.01
Перечень компонентов | Виды учебной работы | Средства оценки |
В результате освоения дисциплины студент знает: | Лекции. Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала и по подготовке к экзамену. Подготовка к занятиям | Тестовые вопросы для текущего контроля Устный опрос Вопросы к экзамену. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
3.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
работа с конспектом лекций, учебным материалом | 6 |
подготовка реферата | 1 |
подготовка презентационных материалов | 1 |
выполнение домашней работы | 10 |
составление кроссворда | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины | Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы | 1 | 1 |
Самостоятельная работа студентов Подготовить реферат на тему «Значение математики в профессиональной деятельности» Подготовить презентационные материалы на тему «Значение математики в профессиональной деятельности» | 2 | |
Модуль 1 | Основы математического анализа | 14 | |
Раздел 1. Основы математического анализа | 14 | |
Тема 1.1. Функции | Аргумент и функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции: табличный, графический, аналитический, словесный. Свойства функции: чётность, нечётность, периодичность, монотонность, ограниченность. Основные элементарные функции, их свойства и графики | 1 | 2 |
Практическое занятие № 1 Область определения и область значений функции. Свойства функции | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения [1, стр. 4 - 33] Решить задачи [1, стр. 21 – 22 № 1 (9), № 2 (24), № 3 (29), № 4 (41), стр. 34 № 1] | 2 | |
Тема 1.2. Пределы и непрерывность | Числовая последовательность и её предел. Предел на бесконечности и в точке. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательные пределы. | 2 | 2 |
Непрерывность функции в точке и на промежутке. Точки разрыва первого и второго рода | 2 |
Практическое занятие № 2 Вычисление пределов | 2 | |
Практическое занятие № 3 Непрерывность функции, нахождение точек разрыва и их характер | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и теоремы [1, стр. 35 - 71] Разобрать примеры [1, стр. 35 - 71] и решить задачи [1, стр. 48 – 49 № 1 (3), № 2 (5, 7, 9, 11, 13), стр. 61-62 № 2 (5, 7, 26, 31), стр. 71 № 2 (9, 12)] | 2 | |
Модуль 2 | Основы дифференциального и интегрального исчисления | 20 | |
Раздел 2. Основы дифференциального исчисления | 10 | |
Тема 2.1. Производная функции | Определение производной. Геометрический смысл производной. Механический смысл производной. Производные основных элементарных функций. Экономический смысл производной Основные правила дифференцирования. Дифференцирование сложной и обратной функций | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4 Вычисление сложных производных | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить правила и определения [1, стр. 72 - 90] Разобрать примеры [1, стр. 72 - 90] и решить задачи [1, стр. 90 – 91 № 1 (2, 6, 8, 14, 16, 20)] | 2 | |
Тема 2.2. Приложение производной | Исследование функции с помощью производной: интервалы монотонности и экстремумы функции. Асимптоты. Исследование функций и построение их графиков Использование понятия производной в экономике: эластичность функции, эластичность спроса и предложения относительно цены | - | 2 |
Практическая работа № 5 Исследование функций и построение графиков функций | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения [1, стр. 99 - 115] Разобрать примеры [1, стр. 99 - 115] и решить задачи [1, стр. 115 – 116 № 2, 4] Составить конспект [1, стр. 116 - 122] | 2 | |
Раздел 3. Основы интегрального исчисления | 10 | |
Тема 3.1. Неопределённый интеграл | Первообразная и неопределённый интеграл. Основные свойства неопределённого интеграла. Таблица интегралов. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, метод разложения, метод замены переменной | 2 | 2 |
Практическое занятие № 6 Вычисление неопределенных интегралов | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения, свойства, правила [1, стр. 123 - 142] Разобрать примеры [1, стр. 123 - 142] и решить задачи [1, стр. 143 № 2, 7, 11, 14, 19, 28] | 2 | |
Тема 3.2. Определённый интеграл | Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определённого интеграла. Свойства определённого интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Вычисление определённого интеграла. Вычисление площади плоских фигур | - | 2 |
Практическое занятие № 7 Вычисление определённых интегралов и применение определённых интегралов к вычислению различных дисциплин | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Самостоятельно подобрать и решить задачи по теме «Приложение определённого интеграла в экономике» [7] | 2 | |
Модуль 3 | Линейная алгебра | 11 | |
Раздел 4. Линейная алгебра | 11 | |
Тема 4.1. Матрицы и определители | Понятие матрицы. Типы матриц. Действия с матрицами: сложение, вычитание матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц, умножение матриц, возведение в степень Определитель квадратной матрицы. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков. Свойства определителей | 2 | 2 |
Практическое занятие № 8 Действия с матрицами и нахождение определителей | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения, свойства, правила [2, стр. 12 - 36] Разобрать примеры [2, стр. 12 - 36] и решить задачи [2, стр. 51 № 1, 2, 3, 4, 5] | 2 | |
Тема 4.2. Системы линейных уравнений | Основные понятия и определения: общий вид системы линейных уравнений с 3-мя переменными: совместно определённые, совместно неопределённые, несовместные системы линейных уравнение. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера, методом Гаусса | 2 | 2 |
Практическое занятие № 9 Решение систем линейных уравнений: правило Крамера, метод Гаусса | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и правила [2, стр. 37 - 51] Разобрать примеры [2, стр. 37 - 51] и решить задачи [2, стр. 52 № 6, 7] | 1 | |
Модуль 4 | Комплексные числа | 3 | |
Раздел 5. Комплексные числа | 3 | |
Тема 5.1. Комплексные числа | Определение комплексного числа. Арифметические операции над комплексными числами, записанными в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Модуль и аргументы комплексного числа | 1 | 2 |
Практическое занятие № 10 Действия над комплексными числами | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выполнить действий над комплексными числами (индивидуальные задания) | 1 | |
Модуль 5 | Основы теории вероятностей и математической статистики | 5 | |
Раздел 6. Основы теории вероятностей и математической статистики | 5 | |
Тема 6.1. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики | Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Генеральная совокупность. Выборка. Основные типы задач математической статистики | 2 | 2 |
Практическое занятие № 11 Решение задач на определение вероятностей | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Составить кроссворд на новые математические понятия, определения, теоремы | 1 | |
Модуль 6 | Основы дискретной математики | 2 | |
Раздел 7. Основы дискретной математики | 2 | |
Тема 7.1. Множества и операции над ними | Понятие множества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Основные тожества алгебры множеств. Разбиение множества на классы | 1 | 1 |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и правила [1, стр. 227 - 235] Разобрать примеры [1, стр. 227 - 235] и решить задачи [1, стр. 235 № 1 (1к), 2] | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 2 | |
ИТОГО: | 60 | |
4 Условия реализации учебной дисциплины
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета естественнонаучных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: аудиторная доска.
Технические средства обучения: не требуются.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Григорьев, В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
Григорьев, С.Г. Математика: учебник для студ. образовательных учреждений СПО / С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под ред. В.А. Гусева. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
Дополнительные источники:
Емельянов, Г.В. Задачник по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / Г.В. Емельянов, В.П. Скитович. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2007. – 336 с.
Гмурман, В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / В.Е. Гмурман. – 12-е изд., перераб. – М.: Высшее образование, 2006. – 476 с.
Спирина, М.С., Спирин, П.А. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
Спирина, М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений СПО / М.С. Спирина, П.А. Спирин. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
Приложение определенного интеграла в экономике – http://mat.1september.ru.
Программное обеспечение
Не требуется
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Не требуются
5 Контроль результатов освоения учебной дисциплины
5.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных компетенций
Текущий контроль освоения дисциплинарных компетенций проводится в следующих формах:
устный опрос, тестовые задания, текущая контрольная работа для анализа усвоения материала предыдущей лекции;
оценка работы студента на лекционных и практических занятиях в рамках рейтинговой системы.
Уровень освоения частей компетенций подтверждается оценкой по дисциплине, определяемой исходя из количества средне набранных баллов по каждому результату обучения по дисциплине, в соответствии с показателями, критериями и шкалой оценивания, представленными в таблице 5.1.1.
Таблица 5.1.1 - Показатели, критерии, средства оценивания достижения запланированных результатов обучения и шкала оценки результатов формирования частей компетенций, приобретаемых в ходе освоения дисциплины «Математика»
Результаты обучения | Показатели и критерии оценивания сформированности частей компетенций | Средства оценивания | Шкала оценивания |
показатели | критерии | 5 | 4 | 3 |
ПК.2.1-ПК.2.4 ЕН.01-з1- знает значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ у1- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности в1 - владеет навыками решения задач в области профессиональной деятельности | Понимание сути значения математики при освоении ППССЗ Правильность выбора алгоритма решения задач, правильность расчетов | Количество правильных ответов в тесте на знание основных математических понятий | Тест по теме «Приложение производной» | 86-100 | 70-85 | 51-69 |
Понимание сути значения математики при освоении ППССЗ | Точность воспроизведения формулировки математических понятий | Устный ответ по теме «Приложение производной» и модулю «Основы теории вероятностей и математической статистики» | Точное, уверенное воспроизведение | Достаточно точное воспроизведение | Допущены отдельные ошибки, и неточности |
Правильно выполненное и обоснованное решение задач | Объективность и достоверность полученных данных Правильность выбора методы и алгоритма решения задач, корректность проведенных расчетов, верность сформулированных выводов | Практические работы №5, 11 | Глубокое исчерпывающее решение задач | Достаточно полное решение задач, при несущественных неточностях | Понимание алгоритма решения задач |
Качество выполнения и обоснованное решение задач, и качество оформления полученных результатов | Объективность и достоверность полученных данных Соответствие алгоритмам получены результаты с полнотой и логичность выводов, и правильное оформление работ | Контрольная работа по модулю «Основы дифференциального и интегрального исчисления» и итоговая контрольная работа за весь курс | Верно и самостоятельно воспроизведена формула для решения задач, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, верно указаны единицы. измерения, точно и правильно сформулирован ответ. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям | Верно выбраны формулы для расчета, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, однако отмечены отдельные неточности и незначительные погрешности. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям | Верно выбраны формулы для расчета, но допущены ошибки в расчётах, неверно указаны единицы измерения, некорректно сформулированы выводы. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям |
ПК.1.1-ПК.1.4 ЕН.01-з2– знает основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Понимание сути основные математические методы решения прикладных задач | Количество правильных ответов в тесте на знание математических методов | Тест по модулям «Основы математического анализа» и «Линейная алгебра» | 86-100 | 70-85 | 51-69 |
Понимание сути основные математические методы решения прикладных задач | Точность воспроизведения математических методов | Устный ответ по модулям «Основы математического анализа» и «Линейная алгебра» | Точное, уверенное воспроизведение содержания математических методов | Достаточно точное воспроизведение содержания математических методов | Допущены отдельные ошибки, и неточности в ответе |
ПК.3.1-ПК.3.4 ЕН.01-з3- знает основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Понимание сути основных понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Количество правильных ответов в тесте по понятиям и методам математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Тест по модулям «Основы математического анализа», «Линейная алгебра», «Комплексные числа», «Основы теории вероятностей и математической статистики» и «Основы дискретной математики» | 86-100 | 70-85 | 51-69 |
Понимание сути основных понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Знание основных понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Устный ответ по модулям «Основы математического анализа», «Линейная алгебра», «Комплексные числа», «Основы теории вероятностей и математической статистики» и «Основы дискретной математики» | Точное, уверенное воспроизведение понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики, правильные ответы на вопросы о применимости понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики на практике | Достаточно точное воспроизведение понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Допущены отдельные ошибки, и неточности при воспроизведении понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики |
ПК.4.1-ПК.4.4 ЕН.01-з4– знает основы интегрального и дифференциального исчисления | Понимание сути основ интегрального и дифференциального исчисления | Количество правильных ответов в тесте по основам интегрального и дифференциального исчисления | Тест по модулю «Основы дифференциального и интегрального исчисления» | 86-100 | 70-85 | 51-69 |
Понимание сущности интегрального и дифференциального исчисления | Логичность обоснования выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений | Устный ответ по модулю «Основы дифференциального и интегрального исчисления» | Глубокие и исчерпывающие знания, логичное, последовательное обоснование выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений, подкрепление ответа примерами | Твердые знания, логичное, последовательное обоснование выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений | Правильный ответ относительно применяемых мер, но отсутствие пояснений относительно выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений |
ОК.02.ЕН.01-у2 – умеет организовывать и проводить самооценку выполненных внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине | Правильно выполненная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине | Количество правильных ответов в тесте при решении задач | Тест по модулю «Комплексные числа» | 86-100 | 70-85 | 51-69 |
Правильно выполненная и вовремя сданная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине | В сроки сданная внеаудиторная самостоятельная работа и правильно выполненная | Подготовка реферата по теме «Введение» и составление кроссворда по модулю «Основы теории вероятностей и математической статистики» | Глубокое исчерпывающее понимание содержания материала по дисциплине, в сроки сданная работа | Достаточно полное понимание содержания материала по дисциплине, в сроки сданная работа | Понимание основного содержание материала по дисциплине, работа сдана не в установленные сроки |
ОК.04.ЕН.01-у3 - умеет формировать отчётные документы по выполненным внеаудиторным самостоятельным работам по дисциплине ОК.05.ЕН.01-у4 - умеет использовать информационные технологии при выполнении задач в профессиональной деятельности ОК.08.ЕН.01-у5 - умеет самостоятельно заниматься самообразованием в области математики | Правильно выполненная и оформленная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Правильно оформленная внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине с использование информационных технологий Правильно подобранный материал, вне программы по учебной дисциплине | В сроки сданная и правильно оформленная внеаудиторная самостоятельная работа Правильно оформленная внеаудиторная самостоятельная работа в соответствии с установленными требованиями и использованием прикладных программ Объективность и достоверность полученных данных | Подготовка реферата по теме «Введение» и составление кроссворда по модулю «Основы теории вероятностей и математической статистики» | Грамотно оформленная в соответствии с установленными требованиями Грамотно оформленная в соответствии с установленными требованиями и использованием прикладных программ Глубокое исчерпывающее понимание содержания материала | Грамотно оформленная в соответствии с установленными требованиями, но при несущественных неточностях в оформлении работ Грамотно оформленная в соответствии с установленными требованиями, но при несущественных неточностях в оформлении работ Достаточное полное понимание содержания материала | Верно оформленная работа при отдельных неточностях и несущественных ошибках в оформлении работ Верно оформленная работа при отдельных неточностях и несущественных ошибках в оформлении работ Понимание основного содержания материала |
5.2 Промежуточный контроль освоения заданных дисциплинарных компетенций
а) Дифференцированный зачёт – не предусматривается
б) Экзамен
Экзамен по дисциплине проводится устно по билетам. Билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание. Итоговая экзаменационная оценка выставляется с учётом результатов текущей аттестации, если средняя оценка за текущую аттестацию выше 4,5, то освобождаются от одного теоретического вопроса по выбору студента.
Таблица 5.2.1 - Показатели, критерии, средства оценивания результатов обучения при промежуточной аттестации и шкала оценки результатов формирования частей компетенций, приобретаемых в ходе освоения дисциплины «Математика»
Результаты обучения | Показатели и критерии оценивания сформированности частей компетенций | Средства оценивания | Шкала оценивания |
показатели | критерии | 5 | 4 | 3 |
ПК.2.1-ПК.2.4 ЕН.01-з1- знает значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ у1- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности в1 - владеет навыками решения задач в области профессиональной деятельности | Понимание сути значения математики при освоении ППССЗ | Точность воспроизведения формулировки математических понятий | Устный ответ на экзамене | Точное, уверенное воспроизведение | Достаточно точное воспроизведение | Допущены отдельные ошибки, и неточности |
Правильно выполненное и обоснованное решение задач | Объективность и достоверность полученных данных Правильность выбора методы и алгоритма решения задач, корректность проведенных расчетов, верность сформулированных выводов | Практические задания на экзамене | Глубокое исчерпывающее решение задач | Достаточно полное решение задач, при несущественных неточностях | Понимание алгоритма решения задач |
ПК.1.1-ПК.1.4 ЕН.01-з2– знает основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Понимание сути основные математические методы решения прикладных задач | Точность воспроизведения математических методов | Устный ответ на экзамене | Точное, уверенное воспроизведение содержания математических методов | Достаточно точное воспроизведение содержания математических методов | Допущены отдельные ошибки, и неточности в ответе |
ПК.3.1-ПК.3.4 ЕН.01-з3- знает основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Понимание сути основных понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Знание основных понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Устный ответ на экзамене | Точное, уверенное воспроизведение понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики, правильные ответы на вопросы о применимости понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики на практике | Достаточно точное воспроизведение понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Допущены отдельные ошибки, и неточности при воспроизведении понятий и методов математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики |
ПК.4.1-ПК.4.4 ЕН.01-з4– знает основы интегрального и дифференциального исчисления | Понимание сущности интегрального и дифференциального исчисления | Логичность обоснования выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений | Устный ответ на экзамене | Глубокие и исчерпывающие знания, логичное, последовательное обоснование выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений, подкрепление ответа примерами | Твердые знания, логичное, последовательное обоснование выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений | Правильный ответ относительно применяемых мер, но отсутствие пояснений относительно выбора приемов решения интегральных и дифференциальных уравнений |
Оценка «5» ставиться за развернутые ответы по теоретическим вопросам и практическому заданию, «4» - ставиться за развернутые ответы по теоретическим вопросам и отмечены отдельные неточности и незначительные погрешности по практическому заданию; «3» - ставиться за недостаточно развернутые ответы по теоретическим вопросам и отмечены отдельные неточности и незначительные погрешности по практическому заданию; «2» - нет четкого ответа на теоретические вопросы и нерешенное практическое задание.
5.3 Контрольно-измерительные материалы
Вопросы для подготовки к экзамену
Аргумент и функции. Область определения и область значений функции
Способы задания функции: табличный, графический, аналитический, словесный
Свойства функции: чётность, нечётность, периодичность, монотонность, ограниченность
Основные элементарные функции, их свойства и графики
Числовая последовательность и её предел
Предел на бесконечности и в точке. Основные теоремы о пределах
Первый и второй замечательные пределы
Непрерывность функции в точке и на промежутке
Точки разрыва первого и второго рода
Определение производной. Геометрический смысл производной
Определение производной. Механический смысл производной
Производные основных элементарных функций
Экономический смысл производной
Исследование функции с помощью производной: интервалы монотонности и экстремумы функции. Асимптоты
Исследование функций и построение их графиков
Использование понятия производной в экономике: эластичность функции, эластичность спроса и предложения относительно цены
Первообразная и неопределённый интеграл. Основные свойства неопределённого интеграла
Таблица интегралов
Методы интегрирования: непосредственное интегрирование
Методы интегрирования: метод разложения
Методы интегрирования: метод замены переменной
Основные правила дифференцирования
Дифференцирование сложной и обратной функций
Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определённого интеграла
Свойства определённого интеграла. Формула Ньютона-Лейбница
Вычисление определённого интеграла. Вычисление площади плоских фигур
Понятие матрицы. Типы матриц
Действия с матрицами: сложение, вычитание матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц, умножение матриц, возведение в степень
Определитель квадратной матрицы. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков
Свойства определителей
Основные понятия и определения: общий вид системы линейных уравнений с 3-мя переменными: совместно определённые, совместно неопределённые, несовместные системы линейных уравнений
Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера
Решение систем линейных уравнений методом Гаусса
Определение комплексного числа. Арифметические операции над комплексными числами, записанными в алгебраической форме
Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Модуль и аргументы комплексного числа
Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей
Генеральная совокупность. Выборка. Основные типы задач математической статистики
Понятие множества. Способы задания множеств
Операции над множествами
Диаграммы Эйлера-Венна
Основные тожества алгебры множеств
Разбиение множества на классы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
работа с конспектом лекций, учебным материалом | 20 |
выполнение домашней работы | 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины | Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы | 0,5 | 1 |
Самостоятельная работа студентов Подготовить реферат на тему «Значение математики в профессиональной деятельности» Подготовить презентационные материалы на тему «Значение математики в профессиональной деятельности» | - | |
Модуль 1 | Основы математического анализа | 12,5 | |
Раздел 1. Основы математического анализа | 12,5 | |
Тема 1.1. Функции | Аргумент и функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции: табличный, графический, аналитический, словесный. Свойства функции: чётность, нечётность, периодичность, монотонность, ограниченность. Основные элементарные функции, их свойства и графики | 0,5 | 2 |
Практическое занятие № 1 Область определения и область значений функции. Свойства функции | 0,5 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения [1, стр. 4 - 33] Решить задачи [1, стр. 21 – 22 № 1 (9), № 2 (24), № 3 (29), № 4 (41), стр. 34 № 1] | 4 | |
Тема 1.2. Пределы и непрерывность | Числовая последовательность и её предел. Предел на бесконечности и в точке. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательные пределы. | 1 | 2 |
Непрерывность функции в точке и на промежутке. Точки разрыва первого и второго рода | 0,5 |
Практическое занятие № 2 Вычисление пределов | 1 | |
Практическое занятие № 3 Непрерывность функции, нахождение точек разрыва и их характер | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и теоремы [1, стр. 35 - 71] Разобрать примеры [1, стр. 35 - 71] и решить задачи [1, стр. 48 – 49 № 1 (3), № 2 (5, 7, 9, 11, 13), стр. 61-62 № 2 (5, 7, 26, 31), стр. 71 № 2 (9, 12)] | 4 | |
Модуль 2 | Основы дифференциального и интегрального исчисления | 17,5 | |
Раздел 2. Основы дифференциального исчисления | 8,5 | |
Тема 2.1. Производная функции | Определение производной. Геометрический смысл производной. Механический смысл производной. Производные основных элементарных функций. Экономический смысл производной Основные правила дифференцирования. Дифференцирование сложной и обратной функций | 0,5 | 2 |
Практическое занятие № 4 Вычисление сложных производных | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить правила и определения [1, стр. 72 - 90] Разобрать примеры [1, стр. 72 - 90] и решить задачи [1, стр. 90 – 91 № 1 (2, 6, 8, 14, 16, 20)] | 4 | |
Тема 2.2. Приложение производной | Исследование функции с помощью производной: интервалы монотонности и экстремумы функции. Асимптоты. Исследование функций и построение их графиков Использование понятия производной в экономике: эластичность функции, эластичность спроса и предложения относительно цены | - | 2 |
Практическая работа № 5 Исследование функций и построение графиков функций | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения [1, стр. 99 - 115] Разобрать примеры [1, стр. 99 - 115] и решить задачи [1, стр. 115 – 116 № 2, 4] Составить конспект [1, стр. 116 - 122] | 2 | |
Раздел 3. Основы интегрального исчисления | 9 | |
Тема 3.1. Неопределённый интеграл | Первообразная и неопределённый интеграл. Основные свойства неопределённого интеграла. Таблица интегралов. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, метод разложения, метод замены переменной | 1 | 2 |
Практическое занятие № 6 Вычисление неопределенных интегралов | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения, свойства, правила [1, стр. 123 - 142] Разобрать примеры [1, стр. 123 - 142] и решить задачи [1, стр. 143 № 2, 7, 11, 14, 19, 28] | 4 | |
Тема 3.2. Определённый интеграл | Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определённого интеграла. Свойства определённого интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Вычисление определённого интеграла. Вычисление площади плоских фигур | - | 2 |
Практическое занятие № 7 Вычисление определённых интегралов и применение определённых интегралов к вычислению различных дисциплин | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Самостоятельно подобрать и решить задачи по теме «Приложение определённого интеграла в экономике» [7] | 2 | |
Модуль 3 | Линейная алгебра | 12 | |
Раздел 4. Линейная алгебра | 12 | |
Тема 4.1. Матрицы и определители | Понятие матрицы. Типы матриц. Действия с матрицами: сложение, вычитание матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц, умножение матриц, возведение в степень Определитель квадратной матрицы. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков. Свойства определителей | 1 | 2 |
Практическое занятие № 8 Действия с матрицами и нахождение определителей | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения, свойства, правила [2, стр. 12 - 36] Разобрать примеры [2, стр. 12 - 36] и решить задачи [2, стр. 51 № 1, 2, 3, 4, 5] | 4 | |
Тема 4.2. Системы линейных уравнений | Основные понятия и определения: общий вид системы линейных уравнений с 3-мя переменными: совместно определённые, совместно неопределённые, несовместные системы линейных уравнение. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера, методом Гаусса | 1 | 2 |
Практическое занятие № 9 Решение систем линейных уравнений: правило Крамера, метод Гаусса | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и правила [2, стр. 37 - 51] Разобрать примеры [2, стр. 37 - 51] и решить задачи [2, стр. 52 № 6, 7] | 4 | |
Модуль 4 | Комплексные числа | 5 | |
Раздел 5. Комплексные числа | 5 | |
Тема 5.1. Комплексные числа | Определение комплексного числа. Арифметические операции над комплексными числами, записанными в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Модуль и аргументы комплексного числа | 0,5 | 2 |
Практическое занятие № 10 Действия над комплексными числами | 0,5 | |
Самостоятельная работа студентов Выполнить действий над комплексными числами (индивидуальные задания) | 4 | |
Модуль 5 | Основы теории вероятностей и математической статистики | 6 | |
Раздел 6. Основы теории вероятностей и математической статистики | 6 | |
Тема 6.1. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики | Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Генеральная совокупность. Выборка. Основные типы задач математической статистики | 1 | 2 |
Практическое занятие № 11 Решение задач на определение вероятностей | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Составить кроссворд на новые математические понятия, определения, теоремы | 4 | |
Модуль 6 | Основы дискретной математики | 4,5 | |
Раздел 7. Основы дискретной математики | 4,5 | |
Тема 7.1. Множества и операции над ними | Понятие множества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Основные тожества алгебры множеств. Разбиение множества на классы | 0,5 | 1 |
Самостоятельная работа студентов Выучить определения и правила [1, стр. 227 - 235] Разобрать примеры [1, стр. 227 - 235] и решить задачи [1, стр. 235 № 1 (1к), 2] | 4 | |
Итоговая контрольная работа | 2 | |
ИТОГО: | 60 | |