СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике-4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике-4 класс»

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с.Карагач»





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО                         зам. директора по УВР                              Приказом МОУ «СОШ №2 с.Карагач»

Протокол №                                              от  « » 20____г. № ______

«____»_____________20 ___ г. от  « » ________ 20__ г. Директор МКОУ «СОШ №2 с.Карагач»

_____________ ( Люева М.М. ) ___________ ( Шалова М.А.) _____________ ( Заптиева Т.Х. )






РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по математике

для 4 класса.

 



Составитель: учитель Люева М.М.

с.Карагач

август, 2016 г





Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения

В результате изучения образовательной области «Математика» младший школьник имеет возможность:

  • получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления;

  • научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона);

  • получить представление о свойствах операций над целыми неотрицательными числами, о взаимосвязи между операциями;

  • научиться находить неизвестный компонент арифметического действия;

  • усвоить смысл отношений «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в ... раз» и их связь с арифметическими действиями; научиться изображать на схемах эти отношения и использовать такие схемы при решении арифметических сюжетных задач;

  • усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

  • научиться записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям, рассматривая эти записи как однозначные предписания последовательности (алгоритмы) действий;

  • научиться соотносить геометрические фигуры и предметы окружающего мира; познакомиться с плоскими геометрическими фигурами и линиями (точка, прямая и кривая линии, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус) и некоторыми их свойствами; научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

  • получить представление о величинах (длине, площади, объеме (вместимости), величине угла, массе, времени, стоимости) и их измерении;

  • усвоить единицы величин и соотношения между ними; учиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;

  • приобрести опыт измерения и вычисления длины отрезка и периметра многоугольника, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника (квадрата) и треугольника;

  • получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, «купли-продажи»;

  • учиться решать традиционные текстовые задачи, используя знания этих зависимостей;

  • приобрести первоначальные умения в построении простейших логических рассуждений, в выполнении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.

Потенциальный уровень подготовки ученика по темам:

«Числа и вычисления».

Ученик имеет возможность:

  • читать и записывать изученные натуральные числа; устанавливать отношения «равно», «меньше», «больше» между числами и записывать их, используя знаки ,

  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • записывать числовые выражения, содержащие 3-4 действия (со скобками и без них), и вычислять их значения;

  • устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100 (или легко сводимые к действиям в пределах 100);

  • устанавливать связи между отношениями «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в ... раз» и арифметическими действиями, использовать их при решении арифметических текстовых задач;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

  • сравнивать объекты по величине (длине, массе, количеству), узнавать время по часам;

  • выбирать при измерении величин соответствующие единицы; по записи величины с помощью числа и единицы величины узнавать, какую величину измеряли; сравнивать величины по их численным значениям;

  • выполнять сложение и вычитание длин, масс и других величин; умножать и делить величину на число;

  • применять знание изученных зависимостей между величинами при решении арифметических текстовых задач;

  • решать простые и составные (в 2-3 действия) арифметические сюжетные задачи.

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».

Ученик имеет возможность:

  • узнавать геометрические формы в окружающей обстановке; устанавливать отношения между предметами пространства: выше - ниже, такой же по высоте; слева - справа; снизу - сверху; ближе - дальше; спереди - сзади; перед, после, между и т. д.;

  • распознавать на рисунках (чертежах) прямые и кривые линии, отрезки и ломаные; углы; прямоугольники и квадраты; круги; пространственные фигуры (куб, пирамиду, шар);

  • устанавливать отношения между отрезками (длиннее, короче, такой же по длине; состоит из двух отрезков);

  • изображать отрезок с помощью линейки, круг (окружность) - с помощью циркуля;

  • строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью линейки на клетчатой бумаге;

  • строить квадрат по заданной стороне с помощью линейки на бумаге;

  • измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

«Задача и процесс ее решения».

Ученик имеет возможность:

  • выделять условие и требование задачи;

  • называть объекты задачи и соответствующие им величины;

  • переводить отношения между величинами, рассматриваемыми в задаче, на язык арифметических действий, используя схематические чертежи, краткую запись и другие вспомогательные модели задачи;

  • записывать решение арифметической сюжетной задачи в виде выражения и по действиям (с пояснением или вопросами);

  • выполнять проверку найденного решения задачи.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

Личностные результаты.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.


Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;


Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.



Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

  • выполнять изученные действия с величинами;

  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

  • определять вид многоугольника;

  • определять вид треугольника;

  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

  • вычислять площадь прямоугольника;

  • выражать изученные величины в разных единицах;

  • распознавать и составлять текстовые задачи;

  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;

  • название и запись чисел до класса миллиардов включительно;

  • ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;

  • основные принципы построения десятичной системы счисления;

  • дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;

  • смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;

  • взаимосвязи между изученными операциями;

  • существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;

  • сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;

  • измерение вместимости с помощью выбранной мерки;

  • связь вместимости и объема;

  • стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);

  • связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;

  • особенности построения системы мер времени;

  • существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);

  • отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;

  • различные способы краткой записи задачи;

  • различные способы записи решения задачи;

  • рациональный и нерациональный способы решения задачи;

  • решение задач с помощью уравнений;

  • задачи с вариативными ответами;

  • алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;

  • комбинаторные и логические задачи.

  • названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;

  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

  • особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

  • правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

  • термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);

  • свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);

  • единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;

  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);

  • условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

уметь:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

  • выполнять изученные действия с величинами;

  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

  • определять вид многоугольника;

  • определять вид треугольника;

  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при мощи измерительной линейки;

  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

  • определять величину угла и строить угол заданной величины (с помощи транспортира);

  • вычислять площадь прямоугольника;

  • выражать изученные величины в разных единицах;

  • распознавать и составлять текстовые задачи;

  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

  • вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  • 1. Натуральные и дробные числа (16 ч)

  • Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

  • Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

  • 2. Действия над числами и величинами (34ч)

  • Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

  • Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком.

  • Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

  • Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

  • Сложение и вычитание однородных величин. Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

  • Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

  • Умножение величины на дробь как нахождение части от величины. Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

  • Деление величины на однородную величину как измерение.

  • 3. Величины и их измерение (22 ч)

  • Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и.секундой (1 ч = 3600 с).

  • Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

  • Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

  • Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.

  • 4. Элементы геометрии (24 ч)

  • Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

  • Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

  • Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

  • 5. Арифметические сюжетные задачи (25 ч)

  • Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач. Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

  • 6. Элементы алгебры (15 ч)

  • Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).

  • Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.


  • Количество часов в год -136.

  • Контрольных работ -10.


- Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:

УМК ученика:

Чекин, А. Л. Математика : 4класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Захарова, О. А. Математика в вопросах и заданиях : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

УМК учителя:

Афонина А.В., Ипатова Е.Е. Поурочные разработки по математике: 4 кл. : методическое пособие для учителя. – М. : ВАКО, 2011.

Таблицы по математике.

1.Периметр и площадь многоугольника.

2.Таблица Пифагора.

3.Таблица разрядов и классов.

4.Таблица мер веса.

5.Таблица измерения площадей.

6.Таблица умножения и деления.

7.Свойства суммы, разности, произведения, частного.

8.Умножение на однозначное число.

9.Уравнения.

10. Действия с числом 0.

Оборудования:

Универсальный мультимедийный диск Математика 4 класс.

компьютер

проектор

интернет-ресурсы





Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

Уроки

Л/p, п/р, экскурсии и т. п.

1

  1. Натуральные и дробные числа

16 ч

16


0

2

  1. Действия над числами и величинами

34 ч

32


2

3

  1. Величины и их измерение

22 ч

21


1

4

  1. Элементы геометрии

24 ч

22


2

5

Арифметические сюжетные задачи

25 ч

22


3

6

Элементы алгебры

15 ч

13


2




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

(результат)

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

Дом. задание

Дата проведения

по плану

факт. проведено

1

Повторение пройденного за 3 класс

1

Комбинированный

Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение

Уметь: читать и записывать шестизначные числа; выполнять кратное сравнение между разрядными единицами; вычислять значение числового выражения на порядок действий со скобками; сравнивать значения двух выражений; выполнять умножение столбиком многозначного числа на однозначное и на двузначное; вычислять периметр и площадь прямоугольника

Кратное сравнение между разрядными единицами

Фронтальный опрос


2.09


2

Повторение пройденного за 3 класс

1

Комбинированный

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника

Уметь: измерять с помощью палетки площадь прямоугольника; чертить квадрат с данной стороной; методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи

Методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади

Индивидуальный опрос С. 10, № 17

3.09


3

Повторение пройденного за 3 класс

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами

Уметь: формулировать задачу по данному решению; формулировать задачу по данной диаграмме; решать арифметические задачи; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения

Формулиро

вать условие задачи на разностное сравнение, в котором одно из данных является результатом кратного сравнения, используя диаграмму

Работа в парах

С. 11, №21

4.09


4

Когда известен результат разностного сравнения

1

Комбинированный

Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на...», «меньше на...»

Уметь: решать задачи на разностное сравнение; записывать с помощью математических выражений действия, выполненные героями учебника; выбирать верный вариант решения задачи

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий

Тест

С. 14, №26

5.09


5

Когда известен результат кратного сравнения

1

Комбинированный

Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше в...», «меньше в...»

Уметь: формулировать задачу по краткой записи; решать задачи на кратное сравнение


Фронтальный опрос

С. 15, №33

9.09


6

Учимся решать задачи

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: составлять краткую запись задачи, заполняя таблицу; решать задачи с опорой на схему; выполнять чертеж к составленной задаче; вычислять периметр прямоугольника; формулировать условие задачи по данной иллюстрации; определять площадь фигуры


Индивидуальный опрос

С. 21, №50,51

10.09


7

Алгоритм

умножения

столбиком

.

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число.

Уметь: формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; устанавливать соответствия между записями


Фронтальный опрос

С. 24, № 56, 57

11.09


8

Поупражняемся в вычислениях столбиком. ИКТ. Алгоритм с ветлением.

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; выполнять вычисления числового выражения со скобками


Индивидуальный опрос

Стр.25,

№ 61

12.09


9

Тысяча тысяч, или миллион.


1

Комбинированный

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

Знать, как называется число, которое получается в результате увеличения числа 1000 в 1000 раз. Уметь: формулировать условие задачи, при вычислении которой получалось бы число 1000000; называть и записывать числа- соседи числа 1000000


Практическая работа


16.09


10

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

1

Комбинированный

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

Знать понятия «разряд миллионов» и «класс единиц». Уметь: записывать числа в таблицу разрядов; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; читать и записывать девятизначные числа



Практическая работа

С. 29 № 75, 74

17.09


11

Когда трех классов для записи числа недостаточно

1

Комбинированный

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

Знать понятие «класс миллиардов».

Уметь; записывать и читать самое маленькое десятизначное число; читать и записывать десятизначные числа


Практическая работа

С. 30, №78

18.09


12

Входная контрольная работа№1. «Повторение»

1

Контроль

знаний,

умений

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи; выполнять умножение в столбик; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять значение числового выражения со скобками


Контроль

ная работа (35 мин)


19.09


13

Работа над ошибками.

1

Комбинированный

Использование

Свойства

арифметических

действий при

выполнении вычислений

Знать понятие «буквенное выражение.

Уметь:: выполнять работу над ошибками ;вычислять значение бук-

венного выражения с перемен-

ной; сравнивать числовое и буквенное выражения; записывать сочетательное свойство сложения (умножения) в виде буквенного выражения

Буквенное

выражение

Работа в парах

С. 32, №88

23.09


14

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел».

1

Комбинированный

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков

Знать классы и разряды четырехзначных чисел. Уметь: записывать «круглые» тысячи; выполнять сложение и вычитание «круглых» тысяч; дополнять число до «круглых» тысяч


Индивидуальный опрос

С. 32, №89

24.09


15

Может ли

величина

изменяться?

1

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости

Знать понятия «величина», «постоянная величина», «переменная величина». Уметь: выбирать величины, которые являются переменными (постоянными); приводить примеры постоянных и переменных величин из окружающей действительности; чертить геометрические фигуры

Постоянная величина. Переменная величина

Индивидуальный опрос

С. 35, №95

25.09


16

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел»

ИКТ. Алгоритмы с циклом

1

Комби-

нирован-

ный

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков

Уметь: записывать данные числа в порядке возрастания (убывания); вычислять значение числового выражения; решать задачи на разностное и кратное сравнение; выполнять умножение в столбик; читать и записывать девятизначные и десятизначные числа

Математические ребусы

Фронтальный

опрос

С. 38,

№ 106

26.09


17

Всегда ли

математическое выражение является

числовым?


1

Комби

нирован

ный

Использование

свойств арифметиче

ских действий при

выполнениивычис

лений

Уметь: вычислять значение бу

квенного выражения с перемен

ной; записывать, используя бук

венные выражения, равенства,

в которых выражено правило

умножения числа на сумму и

правило умножения числа на

разность

Буквенное

выражение

Фронтальный

опрос

С. 38,

№108

30.09


18

Зависимость

между вели

чинами.

1

Комби

нирован

ный

Установление зави

симостей между ве

личинами. Вычисление периметра многоугольника

Знать, что периметр квадрата

зависит от длины его стороны.

Уметь: указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычислять периметр и площадь прямоугольников


Фронтальный

опрос

С. 40,

№113

1.10


19

Зависимость между величинами

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра и площади прямоугольника

Уметь: устанавливать однозначные зависимости между величинами; чертить окружности; проводить измерение радиусов и вычислять диаметр данных окружностей

Зависимость периметра и площади равностороннего треугольника от длины его стороны

Самостоятельная работа

С. 41, № 118

2.10


20

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника

Уметь: заполнять таблицы; записывать формулы, которые показывают зависимость между величинами; вычислять значение величин; решать задачи; вычислять периметр равностороннего треугольника

Вычисление и сравнение величин

Фронтальный опрос

С. 43, №124



21

Стоимость единицы товара, или цена


1

Комбинированный


Знать понятия «цена», «количество», «стоимость».

Уметь: соотносить названные единицы количества товара и наименование товара; объяснять смысл наименований цены; вычислять цену; формулировать условие задачи по краткой записи


Тест

С. 45, № 129

3.10


22

Стоимость единицы товара, или цена

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи на нахождение цены, стоимости, количества товара; формулировать условие задачи по данному решению; чертить схему к условию задачи


Фронтальный опрос

С. 46, № 132

7.10


23

Когда цена постоянна

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи, когда цена постоянна; решать задачи разными способами; формулировать задачу по краткой записи


Индивидуальный опрос

С. 48, № 140, 141

8.10


24

Деление с остатком

и деление нацело

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм деления с остатком.

Уметь: выполнять деление с остатком; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать записи деления; выбирать из данных чисел те, которые делятся без остатка


Фронтальный опрос

С. 50, № 147

9.10


25

Деление с остатком

и деление нацело

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм деления с остатком.

Уметь: выполнять деление с остатком; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать записи деления; выбирать из данных чисел те, которые делятся без остатка


Фронтальный опрос

С. 53, № 153, 154

10.10


26

Неполное частное и остаток

ИКТ. Организация информации в виде дерева.


1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать: понятия «неполное частное», «остаток»; что если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое

Уметь: выполнять деление нацело и деление с остатком; выбирать верную запись деления с остатком; проверять справедливость данного равенства; составлять примеры на деление с остатком


Индивидуальный опрос

С. 55, № 161, 162

14.10


27

Остаток и делитель.



1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать, что остаток должен быть меньше делителя.

Уметь: проверять верность равенства; выбирать равенства, которые можно преобразовать в соответствующие случаи деления с остатком; составлять равенство, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком; выписывать все остатки, которые могут получиться при делении на 2


Работа в парах

С. 57, № 167, 168

15.10


28

Когда остаток равен 0


1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать, что, когда остаток равен нулю, то принято считать, что одно число делится на другое без остатка, или делится нацело.

Уметь: выполнять деление с остатком; выбирать случаи деления, когда остаток равен нулю; проверять правильность выполнения деления с остатком; записывать первые пять натуральных чисел, которые делятся на 2 (на 7) без остатка; решать задачу на деление с остатком


Тест

С. 59, № 177, 178

16.10


29

Когда делимое меньше делителя

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное равно 0, а остаток равен делимому.

Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; выполнять деление с остатком на 10; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком


Индивидуальный опрос

С. 61, № 186

17.10


30

Когда делимое меньше делителя

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком


Фронтальный опрос

С. 61, №187

21.10


31

Деление с остатком и вычитание

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Иметь представление, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания.

Уметь: сравнивать запись на деления с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания

Связь арифметических действий: деления и вычитания

Фронтальный опрос

С. 62, № 194

22.10


32

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Знать: понятия «четные» и «нечетные» числа; что число 0 относят к четным числам.

Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий

Число 0 относят к четным числам

Индивидуальный опрос

С. 64, № 204, 205

23.10


33

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Уметь: определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий; выполнять вычисления; подтверждать свои ответы


Работа в парах

С. 65, №210

24.10


34

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком».

ИКТ. Вспомогательный алгоритм.

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Уметь: вычислять значения выражений с переменной; решать задачи на нахождение стоимости; не вычисляя значения выражений, выписывать выражения, значения которых при делении на 2 дают в остатке 1; записывать самое маленькое нечетное шестизначное число

Выражения с переменной

Тест

С. 68, № 223, 225

30.10


35

Контрольная работа №2 по теме «Деление с остатком».

1

Контроль

знаний,

умений

Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь прямоугольника


Контроль

ная работа (35 мин)

Повторить правила.

28.10


36

Работа над ошибками. Какой остаток может получиться при делении на 2?

.

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Уметь: выполнять работу над ошибками; выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий


Индивидуальный опрос

С. 66, №217, 218

29.10


37

Запись деления с остатком столбиком


1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм деления с остатком столбиком. Уметь: записывать деление с остатком столбиком; по записи деления в столбик называть делимое, делитель, неполное частное и остаток; решать задачи на деление с остатком


Фронтальный опрос

С. 70, № 232, 233

13.11


38

Способ поразрядного нахождения результата деления

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Знать способ поразрядного нахождения результата деления. Уметь: объяснять способ поразрядного нахождения результата деления; определять цифру

разряда десятков частного в

данных частных; решать задачи


Индивидуальный опрос

С. 72, № 238, 239

14.11


39

Поупражняемся в делении столбиком

1

Комби

нирован

ный

Письменные вычис

ления с натуральны

ми числами

Уметь: выполнять деление

в столбик; записывать решение

задачи в виде одного выраже

ния; сравнивать запись деления

столбиком и запись умножения

столбиком; сравнивать запись деления с остатком в строчку и запись деления столбиком

Математические ребусы

Практическая

работа

С. 74,

№246

16.11


40

Вычисления

с помощью

калькулятора

1

Комби

нирован

ный

Устные и письмен

ные вычисления

с натуральными числами

Знать клавиши на калькуляторе

«М+» и «MR».

Уметь: выполнять вычисления на калькуляторе; вычислять значения выражений, используя возможность запоминания промежуточного результата с помощью клавиши «М+» и воспроизведения этого результата с помощью клавиши «MR»

Работа на

калькуляторе.

Математические ребусы

Фронтальный

опрос

С. 76,

№252

18.11


41

Час, минута

и секунда

1

Комби

нированный

Единицы времени

(час, минута, секунда)

Знать, сколько секунд в одной

минуте.

Уметь: выражать минуты и часы в секундах; располагать в порядке возрастания данные временные промежутки; решать задачи с определением времени, продолжительности; вычислять стоимость телефонного разговора

Сравнение

величин

Индивидуальный опрос

С. 78,

№262

19.11


42

Кто или что

движется

быстрее?

.

1

Комби

нирован

ный

Единицы скорости

Иметь представлениео скоро

сти передвижения различных

тел.

Уметь: определять, кто или что

движется быстрее; располагать

средства передвижения по по

рядку от самого быстрого к са

мому медленному; приводить

примеры и сравнивать скорость

передвижения животных

Сравнение

величин

Фронтальный

опрос

С. 80.

№279

20.11


43

Длина пути

в единицу

времени, или

скорость

1

Комби

нирован

ный

Единицы длины

(миллиметр, санти

метр, дециметр,

метр, километр)

Знать понятие «скорость».

Уметь: определять скорость

движения; выбирать верные за

писи скорости; переводить метры в секунду в километры в час

Сравнение

величин

Фронтальный

опрос

С. 81,

№274

21.11


44

Длина пути

в единицу

времени, или

скорость.


1

Комби

нирован

ный

Единицы длины

(миллиметр, санти

метр, дециметр,

метр, километр)

Уметь: определять скорость

движения; выбирать верные за

писи скорости; переводить мет

ры в минуту в метры в секунду; располагать скорости в порядке возрастания; решать задачи на определение скорости движения

Кратное

сравнение

величин

Фронтальный

опрос

С. 82,

№280

25.11


45

Контрольная работа.№3. «Зависимость между величинами».


1

Контроль

знаний,

умений

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи на определение скорости движения; решать задачи разными способами; записывать решение задачи в виде буквенного выражения


Фронтальный опрос

С. 85, № 290, 289

26.11


46

Работа над ошибками.

Какой сосуд

вмещает

больше?


1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Знать понятие «вместимость». Уметь: решать задачи на нахождение вместимости; сравнивать вместимости двух бассейнов

Сравнение величин

Индивидуальный опрос

С. 87, № 298, 299

27.11


47

Литр. Сколько литров?

ИКТ. Исполнитель

Алгоритмов художник

Система координат монитора.



1

Контроль

знаний,

умений

Единицы вместимости (литр)

Знать единицы объема - литр.

Уметь решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах

Сложение величин

Фронтальный опрос

С. 88, №303

28.11


48

Вместимость и объем

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать понятия «вместимость» и «объем».

Уметь: сравнивать объемы различных тел; проводить практическую работу; сравнивать объемы геометрических фигур; называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов двух кубов

Вместимость

и объем

Практическая работа

С. 90, №307

2.12


49

Кубический сантиметр и измерение объема

.

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать единицы объема: кубический сантиметр и измерение объема.

Уметь: измерять объем в кубических сантиметрах; описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определять объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры

Кубический сантиметр и измерение объема

Индивидуальный опрос. Практическая работа

С. 93, №316

3.12


50

Кубический дециметр и кубический сантиметр

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать единицы объема: кубический сантиметр и кубический дециметр.

Уметь: выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнять сложение и вычитание величин; находить объем тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; располагать величины в порядке возрастания объемов; выполнять кратное сравнение двух данных объемов

Кубический дециметр и кубический сантиметр

Фронтальный опрос

С. 95, № 325, 326

4.12


51

Литр и килограмм

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм)

Знать единицы объема: кубический дециметр и литр.

Уметь: решать задачи на нахождение объема; переводить кубические дециметры в литры

Кубический дециметр и литр Плотность веществ. Литр и килограмм

Практическая работа

С. 96, №332

5.12


52

Разные задачи

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи на нахождение объема; решать задачи разными способами; решать комбинаторные задачи

Комбинаторные задачи

Практическая работа

С. 99, №344

9.12


53

Разные задачи

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи на нахождение объема; решать задачи разными способами; решать комбинаторные задачи

Комбинаторные задачи

Практическая работа

С. 99, №344

10.12


54

Поупражняемся в измерении объема

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Уметь: определять объем фигур, изображенных на рисунке; измерять объем в кубических сантиметрах


Фронтальный опрос

С. 101, №348

11.12


55

Кто выполнил большую работу.

ИКТ. Виды информации.

Графическая информация.


1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Иметь представление об объеме работы.

Уметь: решать задачи на определение производительности; решать задачи на разностное и кратное сравнение


Работа в парах

С. 102, №353

12.12


56

Производительность - это скорость выполнения работы.


1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Знать понятие «производительность».

Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи; составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда


Тест

С. 104, №357

16.12


57

Производительность - это скорость выполнения работы.


1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь: составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда; приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда

Зависимость объема работы от производительности труда

Практическая работа

С. 104, №361

17.12


58

Контрольная работа №4.

по теме «Решение задач. Величины и их измерение»

1

Контроль

знаний,

умений

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости (литр)

Уметь: решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами


Контроль

ная работа (35 мин)


18.12


59

Работа над

ошибками.

Учимся решать задачи

1

Комби

нирован

ный

Решение текстовых

задачарифметиче

ским способом

(с опорой на схемы,

таблицы, краткие

записи и другие

модели)

Уметь: выполнять работу над

ошибками; формулировать ус

ловие задачи на нахождение

скорости, на нахождение произ

водительности, на нахождение

цены по данному решению;

формулировать условие задачи по краткой записи


Практическая

работа

С. 106,

№368

19.12


60

Отрезки, соединяющие

вершины

многоугольника

1

Комби

нирован

ный

Распознавание и изо

бражениегеометри

ческих фигур

Знать, что отрезки, соединяю

щие вершины многоугольника,

называются диагоналями.

Уметь: определять количество

сторон и количество диагоналеи

у многоугольников; выполнять

чертеж, проводить диагонали

в многоугольнике; изображать

многоугольник по данному

количествудиагоналеи

Зависимость

между длиной

сторонымно

гоугольника

и длиной

диагонали,

проведенных

из одной и

той же вер

шины много

угольника

Практическая

работа

С. 107,

№372

23.12


61

Разбиение

многоугольника на треугольники

1

Комби

нированный

Распознавание и изо

бражение геометрических фигур. Треугольник

Уметь: выполнять чертеж; де

лить отрезками многоугольник на данное количество треугольников; определять количество сторон и количество диагоналей в многоугольнике

Прямоуголь

ный, остроугольный, тупоугольный треугольники

Практическая работа

С. 109,

№383

24.12


62

Площадь прямоугольного треугольника

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

Иметь представление о вычислении площади прямоугольного треугольника.

Уметь: находить площадь прямоугольного треугольника; проводить необходимые измерения и вычислять площадь закрашенного треугольника на чертеже; формулировать правила нахождения площади прямоугольного треугольника

Площадь прямоугольного треугольника

Фронтальный опрос

С. 111, №388

25.12


63

Вычисление площади треугольника.

ИКТ Текстовая информация

Обработка текста на компьютере.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

Иметь представление о вычислении площади треугольника.

Уметь: строить чертеж; формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения для того, чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника

Вычисление площади треугольника

Фронтальный опрос

С. 113, №392

26.12


64

Поупражняемся в вычислении площади.


1

Комбинированный

Вычисление площади прямоугольника

Иметь представление о вычислении площади сложных фигур.

Уметь: вычислять площадь прямоугольника и фигур сложной формы


Фронтальный опрос

С. 115, №395

14.01


65

Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать термин «миллилитр».

Уметь: выражать кубические сантиметры, кубические дециметры в миллилитры; находить объем тела в миллилитрах; решать задачи на нахождение объема

Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр

Практическая работа

С. 120, №5

15.01


66

Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр

1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать единицу объема «кубический метр».

Уметь: выражать в кубических дециметрах кубические метры; располагать данные объемы в порядке возрастания; решать задачи на определение объема

Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр. Кубометры

Фронтальный опрос

С.122, № 15,16

16.01


67

Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр.


1

Комбинированный

Единицы вместимости (литр)

Знать соотношение между кубическим метром и кубическим сантиметром.

Уметь: выражать в кубических метрах кубические сантиметры; выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры и кубические метры; выполнять сложение и вычитание величин; располагать данные объемы в порядке убывания; выполнять разностное и кратное сравнение величин

Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр

Фронтальный опрос

С. 124, № 24, 23

20.01


68

Так учили и учились в старину

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать старинные арифметические задачи; выполнять рассуждения при решении логических задач

Верста. Десятина

Индивидуальный опрос

С. 127, №5,6

21.01


69

Деление на однозначное число столбиком

1

Комбинированный

Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Знать: таблицу умножения и деления однозначных чисел; прием деления на однозначное число столбиком. Уметь: выполнять деление двузначного числа на однозначное

столбиком; делить с остатком


Фронтальный опрос

Учебник: ч.2,

с. 7-8, №7

22.01


70

Деление на однозначное число столбиком.


1

Комбинированный

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами

Знать понятия «первое промежуточное делимое», «второе промежуточное делимое».

Уметь: выполнять деление трехзначного числа на однозначное столбиком; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять площадь треугольника; решать задачи в косвенной форме


Фронтальный опрос

С. 9-10, № 14,17

23.01


71

Число цифр в записи неполного частного.

ИКТ.

Дополнительные возможности текстового процессора.

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: определять число цифр в записи неполного частного; определять старший разряд неполного частного; выполнять деление с остатком


Индивидуальный опрос

С. 11-12, № 27,28

27.01


72

Деление на двузначное число столбиком.



1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком. Уметь: выполнять деление с остатком столбиком; заполнять таблицу, вычислив значения данного выражения при указанных значениях переменной; проверять, сколько раз можно вычесть число 16 из числа 79; решать задачи на деление с остатком


Индивидуальный опрос

С. 13-14, № 36. 37

28.01


73

Алгоритм деления

столбиком.

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком.

Уметь: анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком и отвечать по этой записи на вопросы; формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы; выполнять деление на двузначное число столбиком; решать задачи, выполняя схему


Фронтальный опрос

С. 15-17, №41,43

29.01


74

Сокращенная

форма записи

деления

столбиком

1

Комби

нирован

ный

Письменные вычисления с натуральны

ми числами

Знать, какую запись называют

сокращенной формой записи

деления столбиком.

Уметь: выполнять сокращенную форму записи деления

столбиком; сравнивать сокращенную и полную записи деления столбиком; преобразовывать

сокращенную запись в полную;

выполнять деление на двузначное число столбиком, выполняя полную и сокращенную записи; восстанавливать запись деления столбиком

Математиче

ские ребусы

Индивидуальный

опрос

С. 18-19,

№ 48, 50

30.01


75

Контрольная

работа №5.

по теме

«Деление

многозначно

го числа на

двузначное

число столби

ком. Единицы

объема»

1

Контроль

знаний,

умений

Письменные вычисления с натуральны

ми числами.

Решение задач

Уметь: выполнять письменные

вычисления с многозначными

числами; решать задачи


Контрольная

работа

(35 мин)


3.02


76

Работа над

ошибками.

Поупражняемся в делении столбиком

1

Комби

нирован

ный

Письменные вычисления с натуральны

ми числами.

Решение задач

Уметь: выполнять работу над

ошибками; выполнять деление

многозначного числа на двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие за

дачи по данному решению; решать уравнение; формулировать

условие задачи по данному

уравнению


Фронтальный

опрос

С. 20-21,

№6 0, 57

4.02


77

Сложение и вычитание величин

.

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Знать: единицы длины, массы, объема, времени, площади; соотношения между единицами. Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; формулировать условие задачи с величинами по данному решению; формулировать задачу с величинами по краткой записи в таблице; выбирать величину меньшую (большую) данной величины; решать задачи с величинами

Сложение и вычитание величин

Фронтальный опрос

С. 22-23, № 69, 70

5.02


78

Умножение величины на число и числа на величину

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Знать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число.

Уметь: выполнять умножение величины на число и числа на величину; решать задачи на нахождение времени; измерять длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; записывать умножение числа на величину в виде суммы; выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи

Умножение величины на число и числа на величину

Фронтальный опрос

С. 24-25, № 76, 77

6.02


79

Деление величины на число.

ИКТ. Численная информация.

Вычисления на компьютере.

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: выполнять деление величины на число; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; решать задачи в косвенной форме

Деление величины на число

Фронтальный опрос

С. 26-27, № 86, 87

10.02


80

Нахождение доли от величины и величины по ее доле.


1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: находить долю от величины и величину по ее доле; решать задачи, используя схемы и чертежи

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

Индивидуальный опрос

С. 28-29, № 95, 96

11.02


81-82

Нахождение части от величины

2

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: находить часть от величины; решать задачи, используя схемы и чертежи

Нахождение части от величины

Фронтальный опрос

С. 30-33, № 104, 105

12.02


83

Деление величины на величину

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: выполнять деление величины на величину; решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу

Деление величины на величину

Индивидуальный опрос

С. 34-35, № 119, 120

13.02


84

Деление величины на величину

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: выполнять деление величины на величину; решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу

Деление величины на величину

Индивидуальный опрос

С.36, №130

17.02


85

Поупражняемся в действиях над величинами


1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число и числа на величину; выполнять деление величины на число; находить долю от величины и величину по ее доле; находить часть от величины; находить величину по ее части; выполнять деление величины на величину;

решать задами с величинами


Индивидуальный опрос

С. 36-38, № 131

18.02


86

Контрольная работа №6 «Действия над величинами»

1

Контроль знаний

Решение задач. Письменные действия с величинами.

Уметь: выполнять действия с величинами, решать задачи с величинами




19.02


87

Работа над ошибками. Учимся решать задачи

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять действия на величинами;

решать задами с величинами


Фронтальный опрос

С. 39, №137

20.02


88

Когда время

движения

одинаковое

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)


Уметь: решать задачи на движение, когда время движения одинаковое; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой пройденный путьSвыражается через скорость vи времяt


Работа в парах

С. 39-40, № 139

24.02


89

Когда длина пройденного пути одинаковая

ИКТ.

Действия

объекта.

1

Комбинированный

Уметь: решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой скорость vвыражается через пройденный путьSи времяt


Фронтальный опрос

С. 41-42, № 143

25.02


90

Движение в одном и том же направлении.


1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Знать, что при движении в одном направлении скорость измерения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов; понятие «скорость увеличения расстояния между объектами».

Уметь: решать задачи на движение в одном и том же направлении; заполнять решение задачи в таблице; формулировать условие задачи по чертежу


Фронтальный опрос

С. 43-45, № 152

26.02


91

Движение в противоположных направлениях.

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Знать, что при движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов.

Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; формулировать условие задачи по данному чертежу; формулировать задачу с данными скоростями объектов


Индивидуальный опрос

С. 46-47, № 157

27.02


92

Учимся решать задачи

на движение

1

Комби

нирован

ный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь: соотносить чертеж и

условие задачи; описывать ситуацию движения объектов по

данным чертежам; формулировать задачи на движение в противоположных направлениях; решать задачи на движение


Работа

в парах

С. 48-50,

№ 161,

162

3.03


93

Поупражняемся в вычислениях

и повторим

пройденное

по теме «Решение задач»

1

Комби

нирован

ный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время,

скорость)

Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное

число столбиком; формулировать условие задачи на движение

в одном направлении, используя

данную схему; формулировать

условие задачи на движение в противоположных направлениях


Фронтальный

опрос

С. 51,

№ 166

4.03


94

Поупражняемся в вычислениях

и повторим

пройденное

по теме «Решение задач»

1

Комби

нирован

ный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время,

скорость)

Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное

число столбиком; формулировать условие задачи на движение

в одном направлении, используя

данную схему; формулировать

условие задачи на движение в противоположных направлениях


Фронтальный

опрос

С. 52, № 169

5.03


95

Когда объем

выполненной

работы одинаковый

1

Комби

нирован

ный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый


Индивидуальный

опрос

С. 53,

№ 173

6.03


96

Производительность при совместной работе


1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь: решать задачи на производительность труда при совместной работе; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы


Практическая работа

С. 55-56, № 180

10.03


97

Время совместной работы.

ИКТ. Влияние

действий на значение свойств объекта.

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Знать понятие «совместная работа».

Уметь: решать задачи на производительность труда, когда известно время совместной работы; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы


Фронталь

ный опрос

С. 57-58, № 187

11.03


98

Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами»

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь: решать задачи на движение, производительность труда; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значения числовых выражений со скобками


Фронталь

ный опрос

С. 59-61, № 194, 195

12.03


99

Когда количество одинаковое.


1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Уметь: решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара


Практическая работа

С. 62, № 197

13.03


100

Когда стоимость одинаковая

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Знать, что при одинаковой стоимости увеличение (уменьшение) количества в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) цены в это же число раз.

Уметь: решать задачи на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы

Практическая работа

С. 63-64, № 202, 204

17.03


101

Цена набора товаров

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества


Индивидуальный опрос

С. 65, №207

18.03


102

Контрольная работа №7. по теме:

«Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости»

1

Контроль

знаний,

умений

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества; выполнять устные и письменные вычисления с многозначными числами




19.03


103

Работа над ошибками. Учимся решать задачи

1

Комбинированный

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества


Фронталь

ный опрос

С. 66, №210

20.03


104

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». ИКТ. Детали робота- садовника.

1

Комбинированный

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; решать задачи на движение; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества


Индивидуальный опрос

С. 67, №217

1.04


105

Вычисления с помощью калькулятора


1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: выполнять вычисления на калькуляторе; выполнять деление с остатком; определять неполное частное и остаток, используя калькулятор; вычислять значения числовых выражений со скобками

Вычисления с помощью калькулятора

Работа в парах. Практическая работа

С.68-69, №226

2.04


106

Как в математике применяют союз «и» и союз «или»

1

Комбинированный

Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если..., то ...», «не только, но и ...»

Знать, как в математике применяют союз «и» и союз «или».

Уметь: читать записи вида х 12; составлять и записывать верное двойное неравенство со знаком); выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным

Логические задачи. Двойное неравенство

Фронталь

ный опрос

С. 70-72, №237

3.04


107

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если... , то ...»; завершать построение данных утверждений так, чтобы они получались верными; записывать решение задачи не только по действиям, но и с помощью одного выражения

Дополнение условия задачи недостающими данными

Фронталь

ный опрос

С. 73-74, №243

7.04


108

Учимся решать логические задачи.


1

Комбинированный

Построение простейших логических выражений типа «...и/или ...», «если..., то ...», «не только, но и ...»

Уметь: решать логические задачи; доказывать верность данных утверждений; разгадывать арифметические ребусы

Арифметические ребусы

Индивидуальный опрос

С. 75-76, №249

8.04


109

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... , то ...», «не только, но и ...»

Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значение числового выражения со скобками


Фронталь

ный опрос

С. 77, № 257, 255

9.04


110

Контрольная работа №8 «Решение задач».

1

Контроль

знаний,

умений

Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... , то ...», «не только, но и ...»

Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значение числового выражения со скобками


Контроль

ная работа

С.106-

107,

№358

10.04


111

Работа над ошибками. Как мы научились решать задачи на производительность труда

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решать задачи на производительность труда


Практическая работа

С.107- 108, №363

14.04


112

Квадрат и куб

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур

Знать понятия «квадрат», «куб». Иметь представление о ребрах, гранях куба.

Уметь: изображать квадрат и куб; находить объем данного куба; решать логические задачи

Квадрат и куб

Фронталь

ный опрос

С. 78-79, №262

15.04


113

Круг и шар

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур

Знать понятия «круг» и «шар». Уметь: решать логические задачи; чертить круг; показывать центр круга; приводить примеры предметов круглой и шарообразной формы

Круг и шар

Индивидуальный опрос

С. 80-81, №268

16.04


114

Площадь и объем.

ИКТ. Детали робота- шмеля.

1

Комбинированный

Единицы площади и вместимости

Иметь представление: об объемных фигурах; что поверхность объемных фигур состоит из многоугольников (которые называются многогранниками).

Уметь выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник,

конус, цилиндр, пирамиду, шар

Площадь и объем

Фронталь

ный опрос

С. 82-83, №274

17.04


115

Измерение площади с помощью палетки

1

Комбинированный

Единицы площади

Знать, как измерять площадь геометрической фигуры с помощью палетки.

Уметь: определять площадь геометрических фигур с помощью палетки

Измерение площади с помощью палетки

Индивидуальный опрос

С. 84-87, №281, 282

21.04


116

Поупражняемся в нахождении площади и объема

1

Комбинированный

Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника

Уметь: находить площади данных фигур с помощью палетки; сравнивать результаты измерения площади прямоугольника по формуле (S= ab) и с помощью палетки; вычислять площадь боковых стенок бака; вычислять площадь одной клетки тетрадного листа и на нем строить различные многоугольники с площадью 12 кв. см

Формула вычисления площади прямоугольника

Работа в парах

С.88-89, №286

22.04


117

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

Комбинированный

Вычисление периметра и площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: проверять выполненное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел в столбик; решать задачу на встречное движение; чертить квадраты определенной площади; сравнивать значения числовых выражений и записывать полученные результаты в виде двойного неравенства со знаком


Фронталь

ный опрос

С. 90-91, №297

23.04


118

Уравнение. Корень уравнения

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Знать понятие «корень уравнения».

Уметь: среди данных записей выбирать уравнения; находить корни сложных уравнений; составлять пары уравнений так, чтобы уравнения в паре имели один и тот же корень; определять корень уравнения методом подбора


Индивидуальный опрос

С. 92-93,

24.04


119

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи с помощью уравнения; формулировать условие задачи по данному уравнению; формулировать обратные задачи

Решение задач с помощью уравнений

Фронталь

ный опрос

С. 94-95, №309

28.04


120

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу на нахождение цены товара


Практическая работа

С. 96, №313

29.04


121

Контрольная

работа № 9 «Решение задач».

1

Контроль

знаний,

умений

Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать задачи; вычислять площадь прямоугольника


Контроль

ная работа (35 мин)


30.04


122

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи


Фронталь

ный опрос


5.05



123

Разные задачи.

ИКТ. Твои успехи.

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи


Индивидуальный опрос

С. 97-98, №316

6.05


124

Разные задачи






1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи


Работа в парах

С. 98-99, №322

7.05


125

Натуральные числа и число 0

1

Комбинированный

Арифметические действия с нулем

Знать: понятие «натуральное число»; что число 0 не относится к натуральным числам.

Уметь: записывать самое большое и самое маленькое из пятизначных натуральных чисел; записывать данные числа в порядке увеличения (уменьшения); называть предыдущее и последующее число для данного числа; записывать все возможные трехзначные числа с помощью трех данных цифр; определять, четным или нечетным будет значение данного числового выражения; находить натуральное число, которое нацело делится на числа 2, 3, 5; составлять и записывать выражение, которое содержит все четыре действия и значение которого равно 1000


Фронталь

ный опрос

С.100- 101, №334

8.05


126-127

Алгоритмы вычисления столбиком

2

Комбинированный

Письменные приемы вычисления с натуральными числами

Знать алгоритмы вычисления столбиком.

Уметь: выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел столбиком; вычислять значение числового выражения; составлять задание на вычитание столбиком


Фронталь

ный и индивидуальный опрос

С.102- 103 №

337,340

10.05- 11.05


128

Действия с величинами

1

Комбинированный

Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами

Уметь: из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы (разности), значение которых имеет смысл вычислять; увеличивать (уменьшать) данные величины в несколько раз; выполнять разностное сравнение величин; вычислять часть данной величины; вычислять величину по данной части; решать задачи с величинами; выполнять кратное сравнение величин

Действия с величинами

Работа в парах

С. 104, №351

15.05


129

Действия с величинами

1

Комбинированный

Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами


Фронталь

Ный опрос

С.105, №352

116.05


130

Как мы научились решать задачи на производительность труда.

ИКТ. Дополнительные задания

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Уметь решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости


Практическая работа

С. 108, №362

17.05


131

Геометрические фигуры и их свойства

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур

Уметь: чертить прямоугольник с данными длинами; измерять площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника; чертить окружность с данным радиусом; строить равносторонний треугольник; разбивать равносторонний треугольник на 4 одинаковых равносторонних треугольника; с помощью циркуля и линейки делить отрезок на 4 равные части

Построение симметричных фигур. Равносостав- ленные и равновеликие фигуры

Практическая работа

С. 109, №366

20.05


132

Буквенные выражения и уравнения

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Уметь: вычислять значения указанных в таблице выражений при заданных значениях переменной а; записывать значения в таблицу; составлять буквенные выражения для вычисления периметра данных многоугольников

Буквенные выражения и уравнения

Индивидуальный опрос

С. 111— 112, №380

22.05


133

Итоговая контрольная работа №10

1

Контроль

знаний,

умений

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время,

Скорость)

Уметь: решать задачи в виде одного выражения; строить схему к условию задачи; решать задачи на движение


Контроль

ная работа

С.106-

107,

№358

23.05


134

Работа над ошибками. Как мы научились решать задачи на производительность труда

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решать задачи на производительность труда


Практическая работа

С.107- 108, №363

24.05


135

Обыкновенные дроби

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Иметь представление об обыкновенных дробях; понятиях «знаменатель», «числитель», «дробная черта». Уметь: записывать по рисунку долю, которую составляет закрашенная часть фигуры от всей фигуры; читать и записывать обыкновенные дроби; решать задачи с дробями; сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать дроби с одинаковыми числителями

Обыкновенные дроби. Сравнение дробей

Практическая работа

С.121- 124

27.05


136

Так учили и учились в старину

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь: решать нестандартные задачи на смекалку; решать старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур


Практическая работа

С.125- 126

28.05




9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!