СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по математике для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной оразовательной программы начального общего образования МБОУ "СОШ №29" г. Чебоксары и на основе авторской программы авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по математике для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары и на основе авторской программы авторов

Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать умение учиться;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике;

- выявить и развить математические и творческие способности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учитель;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний;

- преобразовывать информацию из одной форм другую:  составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

-  использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;

- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

- осознанно следовать алгоритмам  устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных  вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;

- осознанно следовать алгоритмам  проверки вычислений;

- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

- находить значения выражений в 2–4 действия;

- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

- определять время по часам с точностью до минуты;

- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (программный)

учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);

- использовать при решении различных задач знание формулы пути;

- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

- находить долю от числа, число по доле;

- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

- находить значения выражений вида а ± b; а  b; а : при заданных значениях переменных;

- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:

а ± х  ∙ х b.

-   использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;

- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

- вычислять объём параллелепипеда (куба);

- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

- строить окружность по заданному радиусу;

- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;

- выделять из множества параллелепипедов куб;

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

-  правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.


Содержание программы

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы алгебры.

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а  b; а : b.

Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х ± х b.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b  и т.д.

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

*Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

*Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение.






Тематический план


Повторение и обобщение материала, изученного

во 2-м классе

12 ч





Раздел I. Числа от 1 до 100 


48 ч

Внетабличное умножение и деление


24 ч

Доли


12 ч

Нумерация


12 ч







Раздел II. Числа от 1 до 1000 

82 часа


Сложение и вычитание в пределах 1000


28 ч

Умножение и деление в пределах 1000


20 ч

Арифметические действия над числами в пределах 1000


22 ч

Повторение и обобщение пройденного в 3-м классе 




6 ч

Повторение и обобщение пройденного в 3-м классе 

6 ч




















Календарно – тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

РАЗДЕЛ 1. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 (48 часов)

Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе (12 часов)

1

Путешествие 1 Необитаемый остров

1




2

Нумерация

1



1

3

Сложение и вычитание чисел. Самостоятельная работа





4

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд





5

Умножение и деление чисел

1




6

Арифметические действия над числами

1




7

Алгоритм письменного сложения и вычитания в столбик

1




8

Арифметические действия над числами Математический диктант

1

1


1

9

Дерево выбора

1




10

Решение задач

1




11

Контрольная работа № 1 (текущая) по теме «Повторение материала за 2-й класс»

11




12

Работа над ошибками Решение задач

1




Внетабличное умножение и деление (24 часа)

13

Путешествие 2. Один дома Параллелепипед и куб

1




14

Объем прямоугольного параллелепипеда

Кубический сантиметр

1




15

Кубический дециметр

Кубический метр

1




16

Сочетательное свойство умножения





17

Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем





18

Деление чисел, запись которых оканчивается нулем





19

Арифметические действия над числами Самостоятельная работа





20

Умножение суммы на число





21

Умножение двузначного числа на однозначное





22

Арифметические действия над числами





23

Деление суммы на число





24

Арифметические действия над числами

Самостоятельная работа





25

Деление двузначного числа на однозначное





26

 Арифметические действия над числами

Математический диктант





27

Решение задач





28

Деление двузначного числа на двузначное





29

Решение задач на разностное сравнение





30

Арифметические действия над числами





31

Деление с остатком





32

 Арифметические действия над числами

Самостоятельная работа





33

Контрольная работа № 2 (за I четверть) по теме «Внетабличное умножение и деление»





34

Работа над ошибками. Решение задач





35-36

 Арифметические действия над числами






Доли (12 часов)

37

Путешествие 3. День рождения. Доли

1




38

Нахождение доли числа

Самостоятельная работа





39

Сравнение долей





40

Нахождение числа по доле





41

Решение задач на нахождение доли

Самостоятельная работа





42

Решение задач на сравнение. Математический диктант





43

Единица времени – минута





44

Единица времени – секунда





45

Сутки





46

Неделя

Самостоятельная работа





47

 Контрольная работа № 3 (текущая) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 100. Доли»





48

Работа над ошибками. Линейные и столбчатые диаграммы





РАЗДЕЛ 2. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (79 часов)


Нумерация (12 часов)

49

Путешествие 4. Лыжная прогулка. Счет сотнями Тысяча

1




50

Умножение числа 100

Умножение и деление на 100





51

Единицы длины. Миллиметр





52

Трехзначные числа, устная нумерация





53

Трехзначные числа, письменная нумерация

1




54

Трехзначные числа

Самостоятельная работа





55

Сравнение трехзначных чисел





56

Трехзначные числа, математические действия с трехзначными числами





57

Единицы массы Центнер

Математический диктант

1




58

Сложение и вычитание трехзначных чисел





59

 Контрольная работа № 4 (за II четверть) по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»





60

Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел





Сложение и вычитание чисел в пределах 1000

(28 часов)

61

Сложение трехзначных чисел

1




62

Вычитание трехзначных чисел

1



63

Сложение и вычитание трехзначных чисел

1




64

Сложение и вычитание, сравнение трехзначных чисел

1



65

Сложение и вычитание трехзначных чисел, алгоритм устных приемов сложения и вычитания

1



66

Сложение и вычитание трехзначных чисел с использованием приема группировки слагаемых.




67

Сложение и вычитание трехзначных чисел

Самостоятельная работа




68

Пересечение геометрических фигур




69

Путешествие 5. Спортивный лагерь

1



70

Группы предметов. Множество. Элемент множества




71

Способы задания множеств




72

Подмножество

Математический диктант




73

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый»

1



74

Пересечение множеств




75

Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые»




76

Объединение множеств.




77

Решение задач

Самостоятельная работа

1



78

 Контрольная работа № 5 (текущая) по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»




79

Работа над ошибками




80

Решение задач




81

Сложение трехзначных чисел в столбик

1



82

Вычитание трехзначных чисел в столбик




83

Решение задач

Самостоятельная работа




84

Решение неравенств




85

 Контрольная работа № 6 (текущая) по теме «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100»

1



86

Работа над ошибками




87

Решение неравенств




88

Арифметические действия над числами




Умножение и деление в пределах 1000 (20 часов)

89-91

Умножение и деление трехзначных чисел

3




92

Решение задач




93

Алгоритмы с повторением (циклом)



94

Решение задач. Математический диктант




95

Решение уравнений




96

Решение задач и уравнений

Самостоятельная работа




97-99

Умножение трехзначных чисел в столбик

2



100

Деление трехзначных чисел на однозначное Самостоятельная работа

222



101

Контрольная работа № 7 (за III четверть) по теме «Умножение и деление трехзначных чисел».

1



102

Работа над ошибками. Умножение трехзначных чисел в столбик




103-104

Умножение трехзначных чисел в столбик




105

Умножение трехзначных чисел в столбик

1



106

Деление трехзначных чисел на однозначное




107

Деление трехзначных чисел

Математический диктант




108

Умножение и деление чисел




Арифметические действия над числами в пределах 1000 (22 часа)

109

Путешествие 6 Последний звонок и летние каникулы

1




110

Запись чисел римскими цифрами




111

Календарь. Самостоятельная работа




112

Меры времени. Век

Математический диктант




113

Меры длины. Километр

1



114

Скорость движения




115

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния




116

Формула нахождения V, S, t




117

Решение задач

1



118-120

Решение задач на движение

Самостоятельная работа




121

Контрольная работа № 8 (за IV четверть) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000»

1



122

Работа над ошибками. Треугольники




123

Арифметические действия над числами




124

Арифметические действия над трехзначными числами




125

Арифметические действия над числами

Математический диктант

1



126

Контрольная работа № 9 (годовая) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000»




127

Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного




128-130

Арифметические действия над числами. Самостоятельная работа

3



Повторение (6 часов)

131-136

Повторение и обобщение пройденного в 3-м классе

6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!