Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы (А.Л. Чекин «Математика») в соответствии с требованиями ФГОС начального образования (2009г.). Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.
Цель обучения:
формирование у обучающихся представлений о числах как результате счёта и измерения.
Задачи:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В учебном плане школы МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары на изучение математики в первом классе отводится 4 часа в неделю. Количество часов в год – 132., 33 недели.
Учебно-методический комплект:
Чекин А.Л. Математика [Текст] : 1 кл. : Учебник : В 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя / А. Л. Чекин. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Сборник проверочных и контрольных работ для 1-2классов.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Содержание учебного предмета
Содержание всего предмета можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел.
Числа изучаются в такой последовательности:
натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),
целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),
Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе.
Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем предмете является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.
Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом.
В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),
прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
внутренняя и внешняя области относительно границы,
многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
симметричные фигуры.
Линия по изучению величин начинается уже
в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится;
во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.
Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:
по действиям (по шагам) с пояснениями;
в виде числового выражения, но без пояснений;
в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.
Календарно-тематическое планирование по математике для 1 в класса
132 часа в год(4 часа в неделю)
№ п/п | Разделы и темы урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Начала геометрии Здравствуй, школа! | 1 | 01.09 | 1 четверть |
2 | Этот разноцветный мир | 1 | 02.09 | |
3 | Одинаковые и разные по форме | 1 | 06.09 | |
4 | Слева и справа, вверху и внизу | 1 | 07.09 | |
5 | Над, под, левее, правее, между | 1 | 08.09 | |
6 | Плоские геометрические фигуры | 1 | 09.09 | |
7 | Прямые и кривые | 1 | 13.09 | |
8 | Впереди и позади | 1 | 14.09 | |
9 | Точки | 1 | 15.09 | |
10 | Отрезки и дуги | 1 | 16.09 | |
11 | Направления | 1 | 20.09 | |
12 | Налево и направо | 1 | 21.09 | |
13 | Вверх и вниз | 1 | 22.09 | |
14 | Больше, меньше, одинаковые | 1 | 23.09 | |
15 | Первый и последний | 1 | 27.09 | |
16 | Следующий и предшествующий | 1 | 28.09 | |
17 | Числа 0, 1 и 2 Один и несколько | 1 | 29.09 | |
18 | Число и цифра 1 | 1 | 30.09 | |
19 | Число и цифра 1 | 1 | 04.10 | |
20 | Пересекающиеся линии и точка пересечения | 1 | 05.10 | |
21 | Один лишний | 1 | 06.10 | |
22 | Один и ни одного | 1 | 07.10 | |
23 | Число и цифра 0 | 1 | 11.10 | |
24 | Непересекающиеся линии | 1 | 12.10 | |
25 | Пара предметов | 1 | 13.10 | |
26 | Число и цифра 2 | 1 | 14.10 | |
27 | Больше, меньше, поровну | 1 | 18.10 | |
28 | Знаки: больше (), меньше ( | 1 | 19.10 | |
29 | Числа 3, 4 и 5 Число и цифра 3 | 1 | 20.10 | |
30 | Пересекающиеся и непересекающиеся линии | 1 | 21.10 | |
31 | Замкнутые и незамкнутые линии | 1 | 25.10 | |
32 | Ломаная линия | 1 | 26.10 | |
33 | Внутри, вне, на границе | 1 | 27.10 | |
34 | Замкнутая ломаная линия и многоугольник | 1 | 28.10 | |
35 | Треугольники | 1 | 08.11 | 2 четверть |
36 | Число и цифра 4 | 1 | 09.11 | |
37 | Раньше и позже | 1 | 10.11 | |
38 | Части суток и времена года | 1 | 11.11 | |
39 | Число и цифра 5 | 1 | 15.11 | |
40 | Сложение Сложение и знак «плюс» (+) | 1 | 16.11 | |
41 | Сложение и знак «плюс» (+) | | 17.11 | |
42 | Слагаемые и сумма | 1 | 18.11 | |
43 | Слагаемые и значение суммы | 1 | 22.11 | |
44 | Выше и ниже | 1 | 23.11 | |
45 | Прибавление числа 1 | 1 | 24.11 | |
46 | Прибавление числа 1 | 1 | 25.11 | |
47 | Число и цифра 6 | 1 | 29.11 | |
48 | Шире и уже | 1 | 30.11 | |
49 | Прибавление числа 2 | 1 | 01.12 | |
50 | Прибавление числа 2 | 1 | 02.12 | |
51 | Число и цифра 7 | 1 | 06.12 | |
52 | Дальше и ближе | 1 | 07.12 | |
53 | Прибавление числа 3 | 1 | 08.12 | |
54 | Прибавление числа 3 | 1 | 09.12 | |
55 | Число и цифра 8 | 1 | 13.12 | |
56 | Длиннее и короче | 1 | 14.12 | |
57 | Прибавление числа 4 | 1 | 15.12 | |
58 | Прибавление числа 4 | 1 | 16.12 | |
59 | Число и цифра 9 | 1 | 20.12 | |
60 | Все цифры. | 1 | 21.12 | |
61 | Однозначные числа Однозначные числа | 1 | 22.12 | |
62 | Прибавление числа 5 | 1 | 23.12 | |
63 | Прибавление числа 5 | 1 | 27.12 | |
64 | Число 10 и один десяток | 1 | 28.12 | |
65 | Самостоятельная работа | 1 | 29.12 | |
66 | Счёт до 10 | 1 | 30.12 | |
67 | Счёт десятками. | 1 | 11.01 | 3 четверть |
68 | Вычитание Вычитание. Знак «минус» (-) | 1 | 12.01 | |
69 | Разность и её значение | 1 | 13.01 | |
70 | Уменьшаемое и вычитаемое | 1 | 17.01 | |
71 | Сложение и вычитание | 1 | 18.01 | |
72 | Сложение и вычитание | 1 | 19.01 | |
73 | Старше и моложе | 1 | 20.01 | |
74 | Вычитание числа 1 | 1 | 24.01 | |
75 | Вычитание предшествующего числа | 1 | 25.01 | |
76 | Измеряй и сравнивай | 1 | 26.01 | |
77 | Измерение длины отрезка. Сантиметр. | 1 | 27.01 | |
78 | Двузначные числа Десяток и единица | 1 | 31.01 | |
79 | Разряд единиц и разряд десятков | 1 | 01.02 | |
80 | Сложение с числом 10 | 1 | 02.02 | |
81 | Разрядные слагаемые | 1 | 03.02 | |
82 | Занимательное путешествие по «Таблице сложения» | 1 | 07.02 | |
83 | Перестановка слагаемых | 1 | 08.02 | |
84 | Сложение числа 1 с однозначными числами | 1 | 09.02 | |
85 | Сложение числа 2 с однозначными числами | 1 | 10.02 | |
86 | Сложение числа 3 с однозначными числами | 1 | 21.02 | |
87 | Сложение числа 4 с однозначными числами. | 1 | 22.02 | |
88 | Задачи Задача. Условие и требование | 1 | 28.02 | |
89 | Задача. Условие и требование | 1 | 01.03 | |
90 | Задачи и загадки | 1 | 02.03 | |
91 | Группировки слагаемых. Скобки | 1 | 03.03 | |
92 | Прибавление числа к сумме | 1 | 07.03 | |
93 | Продолжительность | 1 | 09.03 | |
94 | Поразрядное сложение единиц | 1 | 10.03 | |
95 | Задача. Нахождение и запись решения | 1 | 14.03 | |
96 | Задача. Нахождение и запись решения | 1 | 15.03 | |
97 | Задача. Вычисление и запись ответа | 1 | 16.03 | |
98 | Задача. Вычисление и запись ответа | 1 | 17.03 | |
99 | Таблица сложения Прибавление суммы к числу | 1 | 21.03 | |
100 | Прибавление по частям | 1 | 22.03 | |
101 | Сложение числа 5 с однозначными числами | 1 | 04.04 | 4 четверть |
102 | Прибавление суммы к сумме | 1 | 05.04 | |
103 | Сложение числа 6 с однозначными числами | 1 | 06.04 | |
104 | Сложение числа 7 с однозначными числами | 1 | 07.04 | |
105 | Сложение числа 8 с однозначными числами | 1 | 11.04 | |
106 | Сложение числа 9 с однозначными числами | 1 | 12.04 | |
107 | «Таблица сложения однозначных чисел» | 1 | 13.04 | |
108 | «Таблица сложения» и вычитание | 1 | 14.04 | |
109 | Многоугольники и четырехугольники | 1 | 18.04 | |
110 | Разностное сравнение Вычитание однозначных чисел из 10 | 1 | 19.04 | |
111 | Вычитание числа из суммы | 1 | 20.04 | |
112 | Вычитание разрядного слагаемого | 1 | 21.04 | |
113 | Поразрядное вычитание единиц | 1 | 25.04 | |
114 | Больше на некоторое число | 1 | 26.04 | |
115 | Меньше на некоторое число | 1 | 27.04 | |
116 | Больше и меньше на некоторое число | 1 | 28.04 | |
117 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 02.05 | |
118 | Вычитание суммы из числа | 1 | 03.05 | |
119 | Вычитание по частям | 1 | 04.05 | |
120 | Вычитание по одному | 1 | 05.05 | |
121 | Сантиметр и дециметр | 1 | 10.05 | |
122 | Сложение и вычитание длины | 1 | 11.05 | |
123 | Самостоятельная работа | 1 | 12.05 | |
124 | Тяжелее и легче | 1 | 16.05 | |
125 | Дороже и дешевле | 1 | 17.05 | |
126 | Симметричные фигуры | 1 | 18.05 | |
127 | От первого до двадцатого и наоборот | 1 | 19.05 | |
128 | Числа от 0 до 20 | 1 | 23.05 | |
129 | Сравнение, сложение и вычитание чисел | 1 | 24.05 | |
130 | Геометрические фигуры. | 1 | 25.05 | |
131 | Измерение длины | 1 | 26.05 | |
132 | Разные задачи | 1 | 30.05 | |