СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 8 классе под редакцией В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе:

1)      Федерального закона от 29 декабря 2012 года  №273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»;

2)      Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312);

3)      Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012г №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312);

4)      Учебного плана МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на 2015-2016 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Селенёвская средняя школа»;

5)      Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в   образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 с изменениями от 08.06.20145г приказ №576);

6)      Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год;

        7) Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы. – 9-е издание., - М. «Просвещение», 2007, под редакцией В.Я. Коровиной. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 8 классе под редакцией В.Я. Коровиной»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312);

  3. Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012г №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312);

  4. Учебного плана МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на 2015-2016 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Селенёвская средняя школа»;

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 с изменениями от 08.06.20145г приказ №576);

  6. Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год;

7) Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы. – 9-е издание., - М. «Просвещение», 2007, под редакцией В.Я. Коровиной.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Цели обучения

Главной целью основного общего образования развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями. Это и определило цели обучения литературе в 8 классе:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане


В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение предмета литература в 8 классе отведено 2 часа в неделю, за год – 68 часов. Из них 10 ч отведено на уроки развития речи, 10 ч на внеклассное чтение.

Преподавание ведется по учебнику Литература. 8кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений в 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008.




Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Сочи-

не-

ния

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

3

1

-

1

5.

Из русской литературы XIX века

33

4

3

4

6.

Из русской литературы XX века

20

5

2

3

7.

Из зарубежной литературы

6

-

1

-

8.

Заключительный урок

1

-

-

-

12.

Итого

68

10

6

8









Содержание тем учебного курса

Введение. (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.(2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.(2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.(3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.(33 ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.(20 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы. (6 ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.












Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды и формы контроля:

- текущий – в форме письменных ответов на проблемный вопрос, сочинений-рассуждений и чтения наизусть стихотворений или стихотворных отрывков;

- итоговый – в форме итогового контрольного сочинения и итогового теста.

Формы обучения:

Урок чтения и изучения произведения, урок чтения и обсуждения произведений, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-путешествие, урок-игра, урок-практикум, урок-концерт, урок внеклассного чтения, урок развития речи, урок контроля, урок-зачет.


Учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.


Для учителя:

1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009

2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999

3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод.советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008


5. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990


Мультимедийные пособия.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин

/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.;Просвещение»,2009


Наглядно- демонстрационный материал по литературе

1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIXвв»;

2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;

3.Комплект портретов «Русские писатели XXв»;

4.Комплект «А.М.Горький»;

5. Комплект «А.С.Пушкин»;

6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);

7.Раздаточный материал к художественным произведениям, изучаемым в 8классе.

































Календарно-тематическое планирование


№ п.п

Дата

Раздел. Тема урока.

Примечание

1


Введение. (1 ч)Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся..



2


Устное народное творчество.( 2 ч) Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка», «Вдоль по улице метелица». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён». Частушка как малый жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений


3


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.


4


Из древнерусской литературы.(2 ч) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» ( фрагменты).Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.


5


«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.


6


Из литературы ХVII века. (3 ч) Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.


7


Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


8


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»


9


Из литературы ХIХ века. (33 ч) И. А .Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков


10


И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.


11


К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.


12


А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновение…», «19 октября». Их основные мотивы. Особенности поэтической формы.


13


А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина


14


А. С. Пушкин. «История Пугачёва» ( отрывки)..История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.


15


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.


16


Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.


17


Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.


18


Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.


19


Р/р.Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции, фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению.


20


А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.


21


Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.


22


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.


23


М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.


24


Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.


25


Р/р.Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»


26


Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в художественном творчестве.


27


Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.


28


Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.


29


Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.


30


Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации , истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению.


31


Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.


32


Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.


33


М.Е Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе. «История одного города». Художественно- политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.


34


Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» (отрывок)..Подготовка к домашнему сочинению.


35


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.


36


Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.


37


Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


38


Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.


39


Нравственные проблемы повести Л. Н Толстого «Отрочество»


40


Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А .А. Фета


41


А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.


42


Из литературы ХХ века. (20 ч) И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


43


А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.


44


Урок-диспут. Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению.


45


А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.


46


С. А .Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.


47


Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.


48


Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к сочинению.


49


И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.


50


Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко «История болезни»


51


М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»


52


Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина


53


А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.


54


Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.


55


Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме.


56


А. П .Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» Нравственная проблематика и гуманизм в рассказе.


57


Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А .Фатьянов «Соловьи», Л .Ошанин «Дороги»


58


В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие понятия о герое-повествователе.


59


Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»


60


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний , грусти, надежды.


61


Русские поэты о Родине, родной природе. . Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний , грусти, надежды.


62


Из зарубежной литературы. (6 ч) У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».


63


Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


64


Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены).Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.


65


Мастерство Мольера-писателя. Общечеловеческий смысл комедии.


66


Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.


67


В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


68


Заключительный урок. (1 ч) Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Что читаем летом.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!