СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под редакцией Коровиной – М.: Просвещение, 2011год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под редакцией Коровиной – М.: Просвещение, 2011год

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 19 веке: идет речь о таких понятиях , как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук.

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, её вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Большое значение имеют межпредметные связи, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и представления , надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов( русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка)

Итак, главная цель курса литературы в 10 классе заключается в приобщении обучающихся к высшим художественным ценностям русской литературы 19 столетия.

Количество учебных часов:

Всего – 102 часа (3 часа в неделю),

В том числе:

Развитие речи –8 часов

Внеклассное чтение -2 часа

Контроль знаний -4 часа

Раздел

Количество часов

Введение

1

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века

1

Литература первой половины 19 века

29

Литература второй половины 19 века

68

Из зарубежной литературы

2

Итоговый урок

1

итого

102



Основное содержание

Введение(1ч.)

Россия первой половины 19 века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины 19 века. Зарождение реализма( Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь) и профессиональной критической мысли.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века(1ч.)

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Литература первой половины 19 века(29 ч.)

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. Стихотворения: «Поэту», «Погасло дневное светило…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил», «Поэт», «Вольность», поэма «Медный всадник», роман «Евгений Онегин», проза Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной , светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Стихотворения: «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Завещание» и др. Роман «Герой нашего времени».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях. Роман «Мертвые души» (обобщение изученного в 9 классе)

Литература второй половины 19 века(68 ч.)

Обзор русской литературы 19 века. Россия второй половины 19 века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Традиции и новаторство в русской поэзии. Классическая русская литература и её мировое признание.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы её выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).

Теория литературы. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.



А.Н.Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. А.Н.Островский в русской критике. («Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова)

Теория литературы. Углубление понятия о драме как роде литературе, о жанрах комедии, драмы, трагедии.



И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров, его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе. («Базаров» Писарева)

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе)



Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт – романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с природой и историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихотворения: «Не то, что мните вы природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и всё былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.



А.А.Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и судьбы Фета практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Как беден наш язык…», «Певице», «На качелях» и др.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»



Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов – журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Русь в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и « народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Я не люблю иронии твоей…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…» и др.

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико- гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки.(по выбору) Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).



Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Народ и « мысль народная» в изображении в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы.



Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Достоевский, Гоголь и « натуральная школа». «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история романа. Уголовно-авантюрная основа романа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.



Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Теория литературы. Формы повествования. Сказ.



А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско - психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой", «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова - рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.



Из зарубежной литературы(2ч.)

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье» Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

Итоговый урок. Нравственные проблемы русской литературы 19 века. (1 ч.)



















Произведения для заучивания наизусть

А.С.Пушкин. 3 – 4 стихотворения ( по выбору обучающихся) М.Ю.Лермонтов. 2 – 3 стихотворения ( по выбору обучающихся) А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь!..», «Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор) Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок на выбор) А.Н.Островский. «Гроза» (монолог по выбору обучающихся) И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (отрывки по выбору обучающихся) Л.Н.Толстой. «Война и мир» (отрывок «Встреча с дубом» )



Требования к уровню подготовки обучающихся



Обучающиеся должны знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы ХIХ века

  • основные литературные направления русской литературы 18 – 19 веков

  • краткие биографические сведения об изученных писателях

  • содержание изученных произведений

  • отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе

Обучающиеся должны уметь:

  • находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно – следственные связи;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

  • самостоятельно выполнять различные творческие работы;

  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы ( текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, тезис, конспект;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и др. базы данных



Литература

Ю.В.Лебедев « Литература» 10 класс ( в двух частях), издательство «Просвещение», 2010 г.

И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2007 г.

С.Н.Аленькая «Русская литература второй половины 19 века». Поурочное планирование Санкт-Петербург, издательство «Паритет» 2001 г.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!