СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года,   Программы  общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс. Под редакцией Коровиной –М.:Просвещение, 2007

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс. Под редакцией Коровиной –М.:Просвещение, 2007

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, по­знание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как про­цесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навы­ков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа оценки литературно-художественных произведений

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Учебно-методический комплект учителя:

  1. Литература.8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина и др. –М.: Просвещение, 2008

Учебно-методический комплект обучающегося

  1. Литература.8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008

Количество учебных часов:

Всего -68 часов (2 часа в неделю),

В том числе:

развитие речи – 8.

внеклассное чтение – 6 часов,

контроль знаний – 2 часа.

Особенности рабочей программы

Раздел

Кол-во часов в

примерной программе

Кол-во часов в

рабочей программе

Введение

1

1

Устное народное творчество

2

2

Древнерусская литература

2

2

Русская литература XVIII века

3

3

Русская литература XIX века

35

35

Русская литература XX века

18

18

Зарубежная литература

6

6

Итоговый урок

1

1

ИТОГО

68

68



Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школь­ников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к соци­альному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века (35 часов)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз», Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия)

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (18 часов)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (6 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Повторение (1 час)







Произведения для заучивания наизусть:

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке.

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору обучающихся)

Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев по выбору)

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор)

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор)

Стихи о Родине и родной природе (два-три на выбор)

















































Литература для учителя

  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006

  7. Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007

  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  10. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994

  11. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

  12. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000

  13. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  14. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  15. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004

  16. Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002

  17. Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007



Литература для обучающихся

  • Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

  • Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

  • Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У- Фактория, 2006

  • Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

  • Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  • История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!