СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по химии "Занимательная химия"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная химия»

Программа рассчитана на учащихся 4 класса


Составитель: Кутлуева Зильда Дамировна

Учитель химии



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Занимательная химия».

Программа модифицированная, составлена на основе программы Чернобельской и Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 4 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.

Цель курса – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.

Задачи:

образовательные:

• сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

• познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

• сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

• расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

• показать связь химии с другими науками:

развивающие:

• развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;

• расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;

• развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

воспитательные:

• способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;

• поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

• воспитание экологической культуры.

В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.

Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий:

  • метод проектов,

  • личностно-ориентированное обучение,

  • развивающее обучение,

  • проблемное обучение,

  • информационные технологии.

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Формы контроля и анализа результатов освоения программы:

- обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;

- представление выполненных работ на стендах, участие в научно-практических конференциях.

Занятия рассчитаны для проведения 2 часа в неделю по 45 мин, всего 68 занятия за учебный год.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение - 1 час

Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вступление в мир веществ – 4 часа

Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.

1. Наблюдение за каплями воды.

2. Наблюдения за настойкой валерианы.

3. Растворение перманганата калия в воде.

4. Растворение поваренной соли в воде.

Лабораторная работа 3. Физические и химические явления.

Лабораторная работа 4. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Влияние температуры на скорость

химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.

3. Влияние кислот разной силы на скорость химических реакций.

4. Катализаторы– ускорители химических реакций

Мир неорганических веществ – 23 часа

Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Цветность. Мутность. Запах. Жесткость воды, ее определение и устранение. Ионы. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. СМС, их влияние на свойства и качество воды. Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ.

Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание.

Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.

Понятие о солях. Питьевая сода. Ее свойства. Хлорид натрия, его свойства.

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов.

Металлы. Физические свойства металлов. Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа.

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода. Их свойства и применение.

Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы.

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза – углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов.

Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах Их свойства и значение для живых организмов.

Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов.

Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена.

Лабораторная работа 5. Вода – растворитель.

1. Вода растворяет газы.

2. Вода растворяет минеральные соли.

3. Как устранить накипь в чайнике?

Лабораторная работа 6. Органолептические показатели воды.

Лабораторная работа 7. Определение и устранение жесткости воды.

Лабораторная работа 8. Обнаружение ионов в воде.

Лабораторная работа 9. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения.

Практическая работа 1. Очистка воды

Лабораторная работа 10. Обнаружение кислот в продуктах питания.

Лабораторная работа 15. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения

Лабораторная работа 11. Карбонат кальция.

1. Опыт с кусочком мела.

2. Мрамор и гипс.

3. Раковина улитки.

4. Что содержится в зубной пасте?

Лабораторная работа 12.

1. Как сода способствует выпечке хлеба?

2. Приготовим лимонад!

Лабораторная работа 13.

1. Мы получаем поваренную соль.

2. Фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?

Лабораторная работа 14. Получение кислорода.

Лабораторная работа 15. Металлы создают цвета, цветы, огни.

Лабораторная работа 16.

1. Растворяем железо.

2. Как обнаружить железо?

3. Невидимые чернила из железных стружек.

4. обнаружение железа в продуктах питания.

5. Удаление пятен ржавчины.

Лабораторная работа 17.

1. Уголь как адсорбент.

2. Кукурузные палочки тоже адсорбент.

3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

4. Обнаружение углекислого газа в газировке.

5. «Ныряющее яйцо»: еще один фокус

Лабораторная работа 18.

1. Влияние этилового спирта на живые организмы.

2. Спирт-растворитель.

3. Извлекаем зеленый пигмент листа– хлорофилл.

4. Разделяем хлорофилл на фракции хроматографией.

Лабораторная работа 19.

1. Углерод в сахаре.

2. Обнаружение крахмала в продуктах питания и косметической пудре.

3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

4. Неспелое и спелое яблоко.

Лабораторная работа 20.

1. Исследуем яйцо.

2. Обнаружение белка.

Лабораторная работа 21.

1. Масляная капля.

2. Какие плоды содержат жир?

Лабораторная работа 22. Польза и вред полиэтилена.

Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов

Пыль – загрязнитель воздуха. Анализ воды. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы продуктов питания. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Лабораторная работа 23. Изучение запыленности воздуха

Лабораторная работа 24. Анализ воды.

Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.

Вещества вокруг тебя, оглянись! – 6часов

Вещество, физические свойства веществ.

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Питьевая сода. Свойства и применение.



Используемая литература:

Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 1974.- 175с.

Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,1976.-191с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Сомин Л. Увлекательная химия. – М.: Просвещение,1978.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

DVD – фильмы «Занимательная химия».

http://www.alhimik.ru

http://www.XuMuK.ru

http://www.chemistry.narod.ru/

http://it-n.ru/

http://school.edu.ru/

Календарно-тематический план











Как устроены вещества?




Физические и химические явления.




Условия, влияющие на скорость




химических реакций.




Мир неорганических веществ – 23 часа




Самое необыкновенное вещество




Органолептические показатели воды.




Жесткость воды, ее определение и устранение.




Минеральный состав воды.




Влияние синтетических моющих средств на живые организмы.




Практическая работа 1. «Очистка воды»




Понятие о кислотах.




Соли, но не все соленые




Что такое сода?




Поваренная соль.




Газ, поддерживающий горение.




Металлы.




Железо.




Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода




Спирт как объект изучения




Углеводы.




Белки.




Жиры.




Пластмассы.




Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов




Изучаем пыль




Ставим баллы воде




Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.




Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека




Как устроены вещества?




Физические и химические явления.




Условия, влияющие на скорость




химических реакций.




Мир неорганических веществ – 23 часа




Самое необыкновенное вещество




Органолептические показатели воды.




Жесткость воды, ее определение и устранение.




Минеральный состав воды.




Влияние синтетических моющих средств на живые организмы.




Практическая работа 1. «Очистка воды»




Понятие о кислотах.








Соли, но не все соленые




Что такое сода?




Поваренная соль.




Газ, поддерживающий горение.




Металлы.




Железо.




Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода




Спирт как объект изучения




Углеводы.




Белки.




Жиры.




Пластмассы.




Экологический взгляд на вещества вокруг нас-6 часов




Изучаем пыль




Ставим баллы воде




Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.




Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека




Итоговое занятие




Вещества и их свойства.




Чистые вещества и смеси.




Вода.




Практическая работа «Очистка воды»




Уксусная кислота.




Питьевая сода.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!